Дело № 2а-413/2016 года Решение в окончательной форме
принято ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева
при секретаре Шмелёвой Н. В.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора г. ФИО1 Тверской области Волощук Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 13 мая 2016 года административное дело по административному иску прокурора города ФИО1 Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Осташковский район» об обязании привести противорадиационные укрытия в соответствие с требованиями действующего законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. ФИО1 Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Осташковский район» об обязании привести противорадиационные укрытия, расположенные в МБОУ «***» и в МБОУ «Совхозовская общеобразовательная школа», в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения федерального законодательства о гражданской обороне, о противодействии терроризму и экстремизму установлено, что на территории <адрес> находится 2 противорадиационных укрытия: в МБОУ «***» и в МБОУ «Совхозовская общеобразовательная школа».
Администрацией МО «Осташковский район» полномочия, возложенные ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», реализуются с нарушением норм действующего законодательства, предусмотренных п.9 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п.3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 года № 583, а именно, вышеуказанные объекты не оборудованы предусмотренными паспортами убежища сантехническим оборудованием. Кроме того в противорадиационном укрытии в МБОУ «Совхозовская общеобразовательная школа» не обеспечена сохранность гидроизоляции сооружения, имеется грунтовая вода и протечки в несущих конструкциях.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес Главы Администрации МО «Осташковский район» внесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, о противодействии терроризму. По результатам рассмотрения представления приняты меры по составлению смет на капитальный ремонт, однако, работы по приведению противорадиационных укрытий в соответствие с вышеприведенными требованиями законодательства не проведены.
Считает, что выявленные нарушения препятствуют надлежащему осуществлению на территории <адрес> предусмотренных законом мер по организации и ведению гражданской обороны, а также защите граждан от чрезвычайных ситуаций, террористических посягательств и, вследствие этого, требуют устранения.
Неисполнение Администрацией МО «Осташковский район» требований законодательства о гражданской обороне, о противодействии терроризму и экстремизму затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, прокурором г. ФИО1 Тверской области заявлены настоящие требования.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г. ФИО1 Тверской области на основании доверенности Волощук Е. В. административные требования и изложенные в заявлении обстоятельства поддержала.
Представитель административного ответчика – Администрации МО «Осташковский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил письменное заявление, в связи с чем, дело на основании ч.2 ст.150 КАС РФ рассмотрено в его отсутствие.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, считает административные исковые требования прокурора г. ФИО1 Тверской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 46 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из анализа приведенных норм закона следует, что административное исковое заявление, поданное в порядке Главы 22 КАС РФ, может быть признано обоснованным только в том случае, если обжалуемое решение, действие (бездействие), которыми нарушены права и свободы, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, должно и могло быть выполнено соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным служащим, но не выполнено им.
Под гражданской обороной в соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно ст.4 вышеприведенного Федерального закона организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
В силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Аналогичная норма закреплена в ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в силу ст.6 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 года № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В соответствии с п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны к объектам гражданской обороны относится, в числе прочих, противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Пунктом 9 приведенного Порядка предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Согласно п.3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что на территории МО «Осташковский район» находится 2 противорадиационных укрытия (л.д.14), расположенные в МБОУ «***» (<адрес>) и в МБОУ «*** (<адрес>).
Согласно информации Отдела надзорной деятельности по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому, Кувшиновскому районам Главного управления МЧС РФ по Тверской области на спорных объектах (противорадиационных укрытиях) отсутствуют предусмотренные паспортом убежища наличие унитазов и раковин. Также в противорадиационном укрытии, расположенном в МБОУ «Совхозовская общеобразовательная школа», не обеспечена сохранность гидроизоляции сооружения, так как в нем имеется грунтовая вода и протечки в несущих конструкциях (л.д.15).
Факт наличия вышеуказанных нарушений административным ответчиком не оспаривается.
В связи с нарушениями, выявленными в деятельности Администрации МО «Осташковский район», ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Администрации МО «Осташковский район» прокурором г. ФИО1 Тверской области вынесено представление №-б-2015 об устранении нарушений исполнения законодательства о гражданской обороне, о противодействии терроризму (л.д.16-18).
Рассмотрев вышеуказанное представление, Администрацией МО «<адрес>» приняты меры по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений, составлены сметы на капитальный ремонт санузлов ПРУ в зданиях МБОУ «***» и в МБОУ «Совхозовская общеобразовательная школа», который будет произведен при наличии финансовой возможности. Также ДД.ММ.ГГГГ на заведующего отделом по мобилизационной подготовке, делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации МО «Осташковский район» ФИО наложено дисциплинарное взыскание (л.д.19,20).
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства о гражданской обороне, о противодействии терроризму и экстремизму, проведенной прокуратурой г. ФИО1 Тверской области, в деятельности Администрации МО «Осташковский район» выявлены нарушения требований в области гражданской обороны, выразившиеся в непринятии административным ответчиком мер по оборудованию противорадиационных укрытий, расположенных в МБОУ «***» и в МБОУ «Совхозовская общеобразовательная школа», предусмотренными паспортами убежища сантехническим оборудованием, а также в отношении последнего по обеспечению сохранности гидроизоляции сооружения, так как в нем имеется грунтовая вода и протечки в несущих конструкциях.
Администрация МО «Осташковский район» в силу вышеприведенных правовых норм, Устава МО «Осташковский район» (л.д.24-25) была обязана принимать меры по соблюдению федерального законодательства о гражданской обороне, о противодействии терроризму и экстремизму, а именно, оборудовать противорадиационные укрытия, расположенные в МБОУ «***» и в МБОУ «Совхозовская общеобразовательная школа», находящиеся на территории МО «Осташковский район», предусмотренными паспортами убежища сантехническим оборудованием, а также обеспечить сохранность гидроизоляции сооружения последнего, а не исполнение указанных действий с октября 2015 года по настоящее время, является незаконным бездействием.
Доказательств совершения в период с октября 2015 года по настоящее время Администрацией МО «Осташковский район» действий, направленных на оборудование спорных противорадиационных укрытий, находящихся на территории МО «Осташковский район», предусмотренными паспортами убежища сантехническим оборудованием, а также обеспечение сохранности гидроизоляции сооружения, кроме составления смет на капитальный ремонт санузлов ПРУ в зданиях МБОУ «***» и в МБОУ «Совхозовская общеобразовательная школа», суду не представлено.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В связи с изложенным, суд считает необходимым на основании вышеприведенных нормативно-правовых актов исковые требования прокурора г. ФИО1 Тверской области удовлетворить, обязав административного ответчика Администрацию МО «Осташковский район» оборудовать противорадиационные укрытия, расположенные в МБОУ «***» и в МБОУ «Совхозовская общеобразовательная школа», сантехническим оборудованием, предусмотренным паспортами убежищ, а также обеспечить сохранность гидроизоляции сооружения – противорадиационного укрытия, расположенного в МБОУ «Совхозовская общеобразовательная школа».
Также на основании п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ суд считает необходимым обязать Администрацию МО «Осташковский район» устранить вышеуказанные нарушения федерального законодательства о гражданской обороне, о противодействии терроризму и экстремизму в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с чем в судебном заседании согласился представитель прокурора г. ФИО1 Тверской области, а также обязать Администрацию МО «Осташковский район» в течение одного месяца со дня истечения срока, предоставленного судом для устранения нарушений, сообщить об исполнении решения в Осташковский городской суд Тверской области и административному истцу – прокурору г. ФИО1 Тверской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора города ФИО1 Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Осташковский район» об обязании привести противорадиационные укрытия в соответствие с требованиями действующего законодательства удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Осташковский район» по непринятию мер по приведению противорадиационных укрытий в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «***» и в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Совхозовская общеобразовательная школа» в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Осташковский район» в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «***», расположенном <адрес>, оборудовать противорадиационные укрытия сантехническим оборудованием, предусмотренным паспортом убежища, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Осташковский район» в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Совхозовская общеобразовательная школа», расположенном <адрес>, оборудовать противорадиационные укрытия сантехническим оборудованием, предусмотренным паспортом убежища, обеспечить сохранность гидроизоляции сооружения, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Осташковский район» в течение одного месяца со дня истечения срока, предоставленного судом для устранения нарушений, сообщить об исполнении решения в Осташковский городской суд Тверской области и административному истцу – прокурору города ФИО1 Тверской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Федеральный судья А. И. Лебедев