ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-413/2021 от 08.11.2021 Каширского районного суда (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2021 года с. Каширское

Каширский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Панявиной А.И.,

при секретаре Тарасовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ФИО1 к администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий по отмене аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий по отмене аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

В исковом заявлении административный истец указывает, что администрацией Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области было объявлено о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес> р.<адрес> (извещение лот , опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru/). Дата окончания приема заявок – 15.07.2021г.

Как указывает административный истец, на основании положений пп.3 п.8 ст.39.12 ЗК РФ в связи с отсутствием у него права быть участником аукциона в качестве физического лица администрацией Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области ему было отказано в участии в указанном аукционе.

В связи с чем, административный истец обратился в Волгоградское УФАС России ДД.ММ.ГГГГ с жалобой на действия организатора торгов – администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 3 км юго-западнее р.<адрес>, кадастровый (извещение лот , опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru/).

ДД.ММ.ГГГГ комиссией УФАС по Волгоградской области было вынесено решение по жалобе ФИО1 № 034/01/18.1-577/2021 от 28.05.2021, согласно которому жалоба ФИО1 на действия администрации Еланского муниципального района Волгоградской области при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение лот ), признана обоснованной, администрация Еланского муниципального района Волгоградской области признана нарушившей требования п.8 ст.39.12 Земельного кодекса РФ, администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района выдано обязательное для исполнения предписание.

Согласно вышеуказанному предписанию, администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в 3 км юго-западнее р.<адрес>: отменить протокол заявок на участие в аукционе от 26.04.2021г.; назначить новую дату, время и место рассмотрения заявок; новую дату проведения аукциона, о чем уведомить лиц, подавших заявки на участие в аукционе; в случае если задатки возвращены, предложить лицам, подавшим заявки на участие в аукционе, оплатить задатки, установив новый срок для оплаты задатков, о чем уведомить их заблаговременно.

После вынесения предписания, протоколом об отмене протокола составленного в ходе проведения аукциона администрацией Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, протокол, составленный в ходе проведения аукциона, был отменен, была назначена новая дата, время и место рассмотрения заявок, участников аукциона, подавших заявки на участие в аукционе уведомили о необходимости внесения задатка до ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 внес задаток в размере 48 500 руб. в установленный срок, статус на сайте www.torgi.gov.ru/ изменился на «допущен».

Как указывает административный истец, ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что на основании постановления администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ указанный аукцион был отменен.

Основанием для отмены аукциона стало уточнение границ земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:06:050001:631, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

Административный истец считает указанное постановление незаконным, ущемляющим его права, как участника аукциона, также указывая, что оно вынесено ввиду злоупотребления доминирующим положением администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, направлено на монополизацию рынка и противоречит принципам недобросовестной конкуренции. Как указывает истец, обжалуемое постановление вынесено с целью недопущения к участию его в аукционе, о чем свидетельствует также то обстоятельство, что до вынесения решения по жалобе ФИО1 администрация уже препятствовала истцу в участии в данном аукционе и осуществляло действия, направленные на недопущение его к участию.

Администрацией Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области каких-либо доказательств наличия обстоятельств, препятствующих на основании п.8 ст.39.11 ЗК РФ проведению аукциона на предоставление права аренды на земельный участок не предоставлено. Более того, в ЕГРН данный земельный участок имеет точные координаты границ согласно межеванию, которое было проведено недавно. Какие-либо основания для уточнения границ земельного участка отсутствовали.

Административный истец обратился с жалобой о нарушении антимонопольного законодательства в Волгоградское УФАС.

Решением Волгоградского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО1 признана обоснованной, администрация Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области была признана нарушившей требования пункта 24 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ.

Считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с настоящим иском и просит: признать действия администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области по отмене аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в 3 км юго-западнее р.<адрес> (извещение лот , опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru/) незаконными; обязать администрацию Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области устранить допущенные нарушения законодательства.

Административный истец, представитель административного ответчика администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

От представителя административного ответчика администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также пояснения по иску, в которых представитель администрации просит в удовлетворении административных исковых требований отказать, указывая, что постановление об отмене аукциона было вынесено после рассмотрения обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, по результатам которого принято решение об уточнении границ выставленного на аукцион земельного участка. Постановлением администрации №241 от 28.07.202 внесены изменения в границы земельного участка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 11.03.2020. Порядок и сроки отмены аукциона организатором торгов не нарушены, участникам аукциона в установленные законодательством сроки было направлено уведомление об отмене аукциона и возвращены задатки. В настоящее время новые границы земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:06:050001:631, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> уточнены, организатором торгов ДД.ММ.ГГГГ объявлен аукцион (извещение ), опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru/, в котором ФИО1 также мог принять участие, но заявку не подал.

Суд, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец ФИО1 обратился в суд с настоящим иском 13.09.2021, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения решения Волгоградского УФАС России от 27.08.2021 по жалобе административного истца на действия администрации о неправомерной отмене проведения аукциона.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с пунктом 1 статьей 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (п. 1 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Согласно п.4 ст.448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

Основания, по которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, закреплены в п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.24 ст.39.11 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.

В силу пп.1 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что администрацией Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области (организатор аукциона) объявлен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (лот ), ДД.ММ.ГГГГ извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru/.

На участие в аукционе по лоту №1 поступило 2 заявки, в том числе и от административного истца ФИО1, который согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от 21.07.2021 признан участником аукциона.

Постановлением администрацией Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ аукцион на право заключения договора аренды земельного участка по лоту №1 отменен.

Как установлено судом и подтверждается представленными администрацией Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области документами, постановление об отмене аукциона по лоту №1 вынесено в связи с поступившими в адрес администрации обращениями депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО4 и гражданина ФИО5, в котором содержалась просьба о пересмотре границ земельного участка с кадастровым номером , поскольку он является наследником ФИО6, которой на основании постановления администрации Еланского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ был выделен земельный пай на указанном земельном участке.

Согласно схеме расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, уточнены границы земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.<адрес>.

Постановлением администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в границы земельного участка схемы расположения земельного участка площадью 356689 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, территория Еланского городского поселения кадастровый .

Администрацией Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области (организатор аукциона) объявлен новый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в 3 км юго-западнее р.<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru/. По сведениям администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, ФИО1 заявку на участие в аукционе не подал.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, аукцион отменен в целях уточнения границ земельного участка, что является одним из оснований для принятия решения об отказе в проведении аукциона, предусмотренного пп.1 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, порядок и сроки отмены аукциона организатором не нарушены. После уточнения границ земельного участка организатором в отношении спорного земельного участка объявлен новый аукцион, участвовать в котором административный истец не пожелал, не воспользовавшись своим правом на подачу заявки в отношении интересующего его земельного участка.

В нарушение ч.11 ст.226 КАС РФ, административным истцом, суду не представлено доказательств, в чем конкретно заключается нарушение его прав, свобод и законных интересов оспариваемыми действиями об отмене аукциона.

С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области о признании действий администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области по отмене аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (извещение лот , опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru/) незаконными; обязании устранить допущенные нарушения законодательства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Каширский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья А.И. Панявина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 ноября 2021 года

1версия для печатиДело № 2а-413/2021 ~ М-298/2021 (Решение)