Дело № 2а-4141/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2016 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П.,
при секретаре Демьяновой К.Э.,
с участием прокурора Ахмедзяновой Р.Р., представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения природного заповедника «Байкало-Ленский» и «Прибайкальского национального парка» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4141/2016 по исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» о признании незаконным бездействия по надлежащему противопожарному обустройству лесничества «Прибайкальский национальный парк» по строительству пожарных наблюдательных пунктов; об обязании устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию 4 пожарных наблюдательных пунктов в течение шести месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу,
установил:
в обоснование административного искового заявления указано, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров выявлены факты бездействия со стороны ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» (сокращенное наименование - ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»), выраженные в неисполнении обязанностей по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов в лесах. Прибайкальский национальный парк отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Управление Прибайкальским национальным парком в соответствии с положениями Устава ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», утвержденного Приказом Минприроды России № от Дата, осуществляется указанным государственным учреждением. Согласно информации, представленной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», на территории лесничества «Прибайкальского национального парка», общая площадь лесов которого составляет ........ га, установлен только 1 пожарный наблюдательный пункт (вышка). Согласно пп. 1 п. 21 Устава ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», утвержденного Приказом Минприроды России № от Дата, на Учреждение возложены функции по выполнению мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов, в том числе, противопожарных мероприятий, мероприятий по охране и защите лесов, тушение лесных и иных природных пожаров.
В соответствии со ст. 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ст. 52 JIK РФ). Статьей 53 ЛK РФ деятельность по предупреждению лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров отнесены к мерам пожарной безопасности в лесах. Так, в соответствии со ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. В числе иных к мерам противопожарного обустройства лесов отнесены строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов). В соответствии со ст. 68 ЛК РФ проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов является составляющими лесоустройства. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 67 ЛК РФ).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рослесхоз) от Дата№ утверждена Лесоустроительная инструкция. Так, в п. 155 Лесоустроительной инструкции закреплено, что разработка мер противопожарного обустройства лесов включает в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря. Распоряжением Правительства РФ от Дата№ « О перечне объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» установлен перечень объектов лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в соответствии с которым пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон) должен быть установлен в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.
Межрайонной прокуратурой установлено, что в соответствии с действующим Лесохозяйственным регламентом лесничества «Прибайкальский национальный парк» от Дата, общая площадь лесничества составляет ........ га. Территория лесничества отнесена к Среднесибирскому подтаежно-лесостепному лесному району (........ га) и Байкальскому горному лесному району (........ га). Вся площадь лесничества отнесена к защитным лесам особо охраняемых природных территорий. На основании Приказа Рослесхоза от Дата№ «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», в защитных лесах, расположенных в Среднесибирском подтаежно-лесостепном лесном районе, норма строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,02 шт. на 1 000 га общей площади лесов, а в защитных лесах, расположенных в Байкальском горном лесостепном районе, норма строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,0035 шт. на 1 000 га общей площади лесов.
Согласно информации, представленной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», на территории лесничества «Прибайкальский национальный парк» расположен 1 пожарный наблюдательный пункт (вышка), следовательно, не обеспечена надлежащая организация противопожарного обустройства лесов, чем нарушаются требования действующего федерального законодательства об использовании и охране лесов. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от Дата гожа №, стихийные бедствия, связанные с возникновением пожаров, являются одной из основных угроз государственной и общественной безопасности Российской Федерации. Бездействие ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в данном случае влечет реальную угрозу позднего обнаружения возгораний в лесах лесничества «Прибайкальский национальный парк», неконтролируемое распространение огня и, как следствие, причинение большего экологического и экономического ущерба, чем при более раннем обнаружении возгорания, тем самым нарушены права Российской Федерации как собственника лесного фонда. Также неисполнение ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» функций по охране лесов от пожаров влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Западно-Байкальский межрайонный прокурор с учетом уточнений просит суд признать незаконным бездействие ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству лесничества «Прибайкальский национальный парк» по строительству пожарных наблюдательных пунктов; обязать ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало- Ленский» и Прибайкальского национального парка» осуществить строительство и ввод в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на территории лесничества «Прибайкальский национальный парк» в количестве 4 пожарных наблюдательных пунктов в течение шести месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ахмедзянова Р.Р. требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, уточнениях к нему, просила требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика – ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» ФИО1 в судебном заседании требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поддержал доводы, извоженные отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что в таблице 22 Лесохозяйственного регламента Прибайкальского национального парка (далее - Регламент ПНИ), утвержденного Дата, указано разграничение территории по способам обнаружения и тушения лесных пожаров на зоны наземной и авиационной охраны. Учитывая то обстоятельство, что территория лесничества представлена узкой полосой береговой части озера Байкал, проходящей по Приморскому хребту в горных условиях, в условиях ограниченной видимости, отсутствия дорог регламентом ПНП не предусмотрено строительство и содержание пожарных наблюдательных вышек. В настоящее время в комплексе мер по оперативному обнаружению лесных пожаров успешно используется Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Рослесхоза. Согласно п. 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от Дата№, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. Все расчеты, связанные с проектированием объемов показателей мероприятий по уходу за лесом, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов. Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов назначаются в пределах хозяйственных секций для совокупности лесотаксационных выделов, характеризующихся общностью лесорастительных условий, структуры, состояния и древесными породами, объединенными единой целью хозяйства и единым возрастом рубки. Согласно п. 152 Инструкции, проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров осуществляется по трем направлениям: определение класса природной пожарной опасности лесов; разработка мер противопожарного обустройства лесов; разработка мер по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Вместе с тем, согласно примечанию к Приказу Рослесхоза от Дата№ «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов» указано, что строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательны вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов по необходимости проектируется с учетом местности. Согласно п. 5 Инструкции, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное бессрочное пользование или безвозмездное срочное пользование. Согласно письму ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от Дата исх. 5, истец проинформирован о том, что Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» на основании материалов лесоустройства Дата года разработан лесохозяйственный регламент, утвержденный Дата Директором департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды, где предусмотрено размещение пожарных наблюдательных вышек и их комплектация необходимым оборудованием в общем количестве 5 штук. Срок действия Лесохозяйственного регламента от Дата года установлен по Дата.
Выслушав явившихся лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела судом установлено, что Постановлением Совета Министров РСФСР от Дата№ создан Прибайкальский государственный природный национальный парк в Адрес.
Лесничество «Прибайкальский национальный парк» расположено в южной части Адрес на территории Адрес, Адрес и Адрес административных районов, площадь составляет ........ га. Территория лесничества отнесена к Адрес горному лесному району.
Прибайкальский национальный парк отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Управление Прибайкальским государственным природным национальным парком осуществляется ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка».
Согласно Уставу ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», утвержденному приказом Минприроды РФ № от Дата, ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Предметом деятельности ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», в соответствии с п. 19 Устава, является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории заповедника и национального парка.
Целями деятельности ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», в соответствии с п. 20 Устава ФГЬУ «Заповедное Прибайкалье», утвержденного приказом Минприроды России от Дата№, являются сохранение и изучение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, расположенных на территории заповедника и национального парка и иные. Для достижения указанных целей ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» осуществляет, в том числе, выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов и другое) (п. 21 Устава).
Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране лесов от пожаров, выявлены факты бездействия со стороны ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», выраженные в неисполнении обязанностей по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов в лесах.
Из письма ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» от Дата установлено, что действующим Лесохозяйственным регламентом по Прибайкальскому национальному парку от Дата нормативы размещения пунктов (вышек) для наблюдения за возникновением лесных пожаров - далее ПНВ, не установлены и проектом освоения лесов от Дата не запланировано. Фактически имеется одна пожарная наблюдательная вышка в Адрес на территории, прилегающей к административному зданию Большереченского участкового лесничества. Филиалом ФГБУ «Г.» «Д.» на основании материалов лесоустройства Дата года разработан лесохозяйственный регламент по Прибайкальскому национальному парку, где предусмотрено размещение ПНВ и их комплектация необходимым оборудованием.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42 и 58 Конституции РФ гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П; определения от 27 июня 2000 года N 92-О и от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
В связи с изложенным прокурор вправе обратиться в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, поскольку при невыполнении ответчиком мер пожарной безопасности в лесах существует реальная опасность причинения вреда.
Статьей 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (часть 1); охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 2).
В соответствии с п. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии со ст. 53.1 Лесного Кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
В силу положений части 1 статьи 53.8 Лесного кодекса, если данным Кодексом не установлено иное, работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (ст. 68 Лесного кодекса РФ).
Лесоустроительная инструкция утверждена Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от Дата г. №.
Пунктом 155 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что разработка мер противопожарного обустройства лесов включает в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от Дата№ утвержден перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов.
Согласно п. 1 указанного перечня, к объекту лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территория относится пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (ч. 1 ст. 87 ЛК РФ).
Приказом директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России от Дата был утвержден Лесохозяйственный регламент лесничества «Прибайкальский национальный парк». Регламент составлен на 10 лет, до Дата.
Территория лесничества характеризуется сравнительно высоким (1,8) классом пожарной опасности, что обусловлено высокой посещаемостью леса населением и отдыхающими в весенне-летний период. Территория лесничества по способам обнаружения лесных пожаров и борьбы с ними разделена на 2 зоны: зону наземной охраны и зону авиационной охраны лесов.
В Лесохозяйственном регламенте приведены нормативы размещения на местности пунктов для наблюдения за возникновением лесных пожаров. Оптимальное размещение вышек: на возвышенных местах – не далее 10-12 км. друг от друга, а равнинной местности – 5-7 км. Из расчета точного определения места пожара с 2-3 пунктов в наиболее вероятном районе их возникновения методом засечек с помощью угломерного инструмента и бинокля. У телевизионной установки ПТУ-59 радиус наблюдения до 8 кв.м. Допустимое размещение вышек (при недостаточности средств) - типовая металлическая вышка высотой 35 м. обеспечивает достаточную видимость при плохих природных условиях на расстоянии 10-12 км., а при хороших – до 20 км. Поэтому их размещают на двойном расстоянии минимальной видимости (20-24 кв.м) У телевизионной установки ПТУ-59 радиус наблюдения до 10-15 км.
Нормативы противопожарного обустройства лесов утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № от Дата.
Приказом директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России от Дата утвержден Лесохозяйственный регламент лесничества «Прибайкальский национальный парк». Регламент составлен на 10 лет, до Дата.
Согласно указанному регламенту, территория центральной экологической зоны Байкальской природной территории относится Байкальскому горному лесному району.
Положениями Лесохозяйственного регламента установлены нормативы размещения и планирования рабочих мест и участков при охране лесов от пожара, предусмотрено строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов в количестве 5 штук.
В судебном заседании был допрошен свидетель А., из показаний которого следует, что по нормативу здесь предусмотрена всего одна вышка, но вообще предусмотрено пять вышек. На площадь ........ га предусмотрен коэффициент ........, это на территории Адрес горного района. При этом учитывался приказ Рослесхоза. Меньше одной вышки не может быть, а больше возможно.
Из показаний свидетеля Б. следует, что за столь короткое время строительство такого объекта невозможно. Для строительства требуется определённая тяжёлая техника. Прежде чем строить саму вышку, нужно сделать проект вышки, выяснить, кто это будет проектировать. Месяцев 7 будет длиться только разработка проекта, а нужно подготовить 4 проекта. Самое сложное- это инженерные изыскания, это глобальные строительные работы. Также требуется подготовить площадку для строительства, снять грунт, очистить территорию около 1 га, залить фундамент. Также нужно предусмотреть нахождение рабочих на всё время строительства. Необходима экологическая экспертиза. На всё это необходимо время, ни одна организация в более сжатые сроки за это дело не возьмётся. Для 4 вышек нужно подготовить 4 проекта.
Свидетель В. суду пояснила, что срок составления технического задания составляет 1 месяц. Также нужно время на строительство, аукцион – 60 дней, плюс сроки выполнения работ, погодные условия. Все сроки предусмотрены действующим законодательством. Учреждение должно разместить план-график, если этого там не будет, то придётся изменять план-график. Также должны вестись работы по обоснованию цены контракта.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (ч. 1 ст. 84 КАС РФ).
Рассматривая требование о признании незаконным бездействия по надлежащему противопожарному обустройству лесничества «Прибайкальский национальный парк» по строительству пожарных наблюдательных пунктов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, в связи со следующим.
В соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 5,6 Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от Дата№, в защитных лесах, расположенных в Адрес горном лесостепном районе, норма строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - ........ шт. на ........ га общей площади лесов. Строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов по необходимости проектируется с учетом местных условий.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства на территории лесничества «Прибайкальский национальный парк» должно быть не менее 1 пожарного наблюдательного пункта, исходя из расчета: ........ (площадь Прибайкальского национального парка)*......../........ га.
Учитывая, что на территории лесничества «Прибайкальский национальный парк» уже имеется одна пожарная наблюдательная вышка, расположенная в Адрес на территории, прилегающей к административному зданию Адрес участкового лесничества, бездействия со стороны административного ответчика не имеется, требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.
Как ранее было установлено судом, положения Лесохозяйственного регламента, утвержденного Приказом директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России от Дата, предусмотрено наличие пожарных наблюдательных пунктов в количестве 5 штук. При этом на территории лесничества «Прибайкальский национальный парк» имеется только одна пожарная наблюдательная вышка.
Не принятие мер по возведению новых пожарно-наблюдательных вышек может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из-за отсутствия возможности своевременного выявления факта пожара, а также повлечь за собой нарушение права собственности Российской Федерации на участки государственного лесного фонда и создать реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами. Указанные выводы основаны на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречат имеющимся по делу доказательствам.
При этом суд отклоняет доводы административного ответчика о затратности строительства новых пожарно-наблюдательных вышек, о недостаточности финансирования для проведения вышеуказанных мероприятий, поскольку отсутствие финансовой либо иной возможности организации мер противопожарной безопасности в рамках, предусмотренных законодательством, не является основанием для освобождения от выполнения требований закона.
Что касается сроков устранения нарушений законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию 4 пожарных наблюдательных пунктов суд соглашается с доводами представителя административного ответчика.
Пункт 8.8.42 ПОТ РМ 001-97 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21.03.1997 года N 15, согласно которого пожарно-наблюдательные пункты (вышки, мачты и др.) должны строиться по типовым проектам, согласованным в установленном порядке. Каждый пункт должен иметь технический паспорт. Построенные пожарно-наблюдательные пункты можно вводить в эксплуатацию только после приемки их комиссией.
В соответствии с п. 2 Устава ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» является некоммерческой организацией, созданной РФ для выполнение работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов государственной власти.
Финансирование обеспечения деятельности учреждения осуществляется из федерального бюджета на основании сформированного в установленном законодательством РФ государственного задания, а также от безвозмездных поступлений и доходов от приносящей доход деятельности. Финансирование обеспечения выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидий из федерального бюджета (п. 58,59 Устава).
По мнению суда, при определении срока устранения нарушений законодательства об охране лесов необходимо учитывать значительный объем работ и затрудненность их выполнения, необходимость подготовки технического задания, формирования государственного заказа для получения финансирования; заключение государственного контракта по строительству вышек; необходимость использования специальной техники, возможность применения которой зависит от состояния грунта и погодных условий; выделения финансирования на строительство указанных вышек, а также, что административному ответчику необходимо осуществить строительство 4 новых вышек, суд полагает возможным установить следующий срока выполнения вышеназванных мероприятий - в течение 8 (восьми) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19, 333.36 НК РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ........ рублей.
Руководствуясь ст.175- 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» о признании незаконным бездействия по надлежащему противопожарному обустройству лесничества «Прибайкальский национальный парк» по строительству пожарных наблюдательных пунктов; об обязании устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию 4 пожарных наблюдательных пунктов в течение шести месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» осуществить строительство и ввод в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на территории лесничества «Прибайкальский национальный парк» в количестве 4 штук в течение 8 (восьми) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требования в части установления срока в шесть месяцев для исполнения решения суда, вступившего в законную силу, а также в удовлетворении требования о признании бездействия административного ответчика незаконным истцу отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и «Прибайкальского национального парка» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ........ рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 18 октября 2016 года.
Судья Е.П. Глебова