№
Дело № 2а-4143/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2020 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Перченко Н.Л.
при секретаре Булановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по
административному исковому заявлению ФИО1
признании незаконным решения Департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 06.04.2020 года № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного севернее дома по <адрес>
возложении обязанности на Департамент землепользования города Южно-Сахалинска в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного севернее дома по <адрес> для индивидуального жилищного строительства,
установил:
ФИО1 обратился в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привел следующие обстоятельства.
01 апреля 2020 года административным истцом в Департамент землепользования города Южно-Сахалинска через портал «Государственные услуги» подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного в <адрес> Письмом от 06.04.2020 года № Департамент проинформировал истца о невозможности предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в связи с его нахождением в соответствии с Проектом планировки юго-западного района г.Южно-Сахалинска в зоне планируемого размещения объекта спортивного назначения. Вместе с тем, в соответствии с Решением Городского Собрания г.Южно-Сахалинска от 30.01.2013 года № «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне «Ж-3» «Индивидуальная жилая застройка». Ранее, административный истец обращался в Южно-Сахалинский городской суд с исковым заявлением к Департаменту землепользования о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка. Решением Южно-Сахалинского городского суда от 22.04.2020 года по делу № исковое заявление ФИО1 удовлетворено. Судом установлено, что разрешенное использование земельного участка, находящегося в территориальной зоне «Ж-3», в силу статьи 47 Правил землепользования и застройки, разрешает использование спорного участка для целей индивидуального жилищного строительства. На ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в течение 30 дней со дня вступлении решения суда в законную силу. Однако, рассмотрев повторно заявление административного истца, Департамент землепользования вновь отказал в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка.
ФИО1 просит суд признать незаконным отказ Департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 06.04.2020 года № в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного севернее дома по <адрес> возложить обязанность на Департамент землепользования города Южно-Сахалинска в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного севернее дома по <адрес>., для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель Департамента землепользования города Южно-Сахалинска ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав мнения участников административного процесса, исследовав совокупность имеющихся в деле доказательств, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска гражданина надлежит отказать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельное законодательство предусматривает возможность образования земельных участков только с одним из указанных в части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ определено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Из содержания статьи 11.10 Земельного кодекса РФ следует, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела суд установил, что 01 апреля 2020 года административный истец ФИО1 обратился в Департамент землепользования города Южно-Сахалинска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды в целях индивидуального жилищного строительства.
06 апреля 2020 года Департамент землепользования города Южно-Сахалинска уведомил истца о том, что в соответствии с проектом планировки с проектом межевания юго-западного района города Южно-Сахалинска, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 11.04.2014 года № испрашиваемый земельный участок находится в зоне планируемого размещения объекта спортивного назначения, в которой размещение объекта индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд считает, что оспариваемое административным истцом решение уполномоченного органа является правомерным.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования и генеральные планы. Правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и включают в себя градостроительные регламенты, предусматривающие ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков. (глава 4 ГрК РФ).
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования из Правил землепользования и застройки на территории городского округа «город Южно-Сахалинск», утвержденных решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30.01.2013 года №, испрашиваемый ФИО1 земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж-3 – «индивидуальная жилая застройка».
11.04.2014 года постановлением администрации города Южно-Сахалинска № утвержден проект планировки с проектом межевания юго-западного района города Южно-Сахалинска, согласно которому (чертеж планировки), испрашиваемый истцом земельный участок расположен в границах зоны отдыха (рекреации) и размещения спортивных объектов, где индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
Вопреки мнению административного истца, указанное обстоятельство не свидетельствует о противоречии проекта планировки с проектом межевания Правилам землепользования и застройки, поскольку в силу положений части 5 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены не только для застройки жилыми зданиями, но и объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Из приведенных правовых норм и обстоятельств дела следует, что на интересующий административного истца земельный участок градостроительный регламент территориальной зоны Ж-3 не распространяется, в силу чего индивидуальное жилищное строительство на нем не допускается.
Довод административного истца о том, что территориальная зона не может находиться в пределах одного конкретного земельного участка, не основан на законе.
Так, согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
02.08.2019 года был принят Федеральный закон № 283-ФЗ, которым в статью 30 Градостроительного кодекса РФ внесены изменения – четвертое предложение исключено. Следовательно, ранее существующее законодательное ограничение в спорный период времени уже не действовало.
Нельзя признать состоятельной ссылку административного истца на решение Южно-Сахалинского городского суда от 22.04.2019 года, как на имеющее, по мнению ФИО1, преюдициальное значение в спорных правоотношениях.
Согласно норме части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска содержатся в резолютивной части решения суда.
Следовательно, итог рассмотренного дела (взаимные права и обязанности сторон) отражен в резолютивной части судебного решения.
Из содержания резолютивной части судебного акта от 22.04.2019 года видно, что суд возложил на Департамент землепользования города Южно-Сахалинска обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца, поданное последним в уполномоченный орган; иных распоряжений суда решение не содержит.
По смыслу положений статьей 218 и 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд за судебной защитой.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.
Поскольку каких-либо нарушений норм действующего законодательства в решении административного ответчика при рассмотрении заявлений гражданина допущено не было, права и свободы административного истца не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, суд выносит решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения Департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 06.04.2020 года № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного севернее дома по <адрес>., возложении обязанности на Департамент землепользования города Южно-Сахалинска в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного севернее дома по <адрес> для индивидуального жилищного строительства – отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 18 ноября 2020 года.
Председательствующий судья Перченко Н.Л.