ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4144/2023 от 11.08.2023 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело №2а-4144/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе

председательствующего Лиманской В.А.

при секретаре Сафоновой И.А.

11 августа 2023 года в г. Волжский Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дмитриева В. М. к Волжскому ГО СП №1 ГУ ФССП России по Волгоградской области, судебному приставу – исполнителю Волжского ГО СП №1 ГУ ФССП России по Волгоградской области ФИО2, ГУ ФССП России по Волгоградской области о признании незаконными действий,

Установил:

Дмитриев В.М. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что в отношении него 20 июня 2023 судебным приставом-исполнителем Волжского ГО СП № 1 ФИО2 возбуждено исполнительное производство №...-ИП. С указанным постановлением административный истец не согласен, считает, что оно принято с нарушением его конституционных прав, поскольку возбуждено с указанием на Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года, принятого Государственной Думой РФ 14 сентября 2007 года, одобренного Советом Федерации РФ 19 сентября 2007 года. В то время, как законодательным органом в Российской Федерации является Верховный Совет РФ. То есть Государственная Дума РФ не является законодательным органом, не уполномочена Конституцией РФ на принятие федеральных законов. Следовательно, принятый Государственной Думой РФ федеральный закон «Об исполнительном производстве» не обладает юридической силой закона, закрепляющего обязательный характер, действующего в отношении неопределенного круга лиц.

Административный истец просит суд признать возбуждение "."..г. исполнительного производства №...-ИП незаконным.

Административный истец Дмитриев В.М. в судебном заседании требования административного иска поддержал, указав, что с него незаконно списываются денежные средств в рамках оспариваемого исполнительного производства, а исполнительный документ не содержит подписи и печати.

Административный ответчик судебный пристав - исполнитель Волжского ГО СП №1 ГУ ФССП России по Волгоградской области ФИО2 в судебном заседании возражала против заявленных требований административного иска, указав, что исполнительное производство №...- ИП возбуждено "."..г. на основании надлежаще оформленного исполнительного документа, соответствующего требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве» и в соответствии с действующим законодательством. Оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства не имелось.

Остальные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

По смыслу положений статьи 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 данного Кодекса.

В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (часть 1).

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (статья 94). Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (часть 1 статьи 95).

Согласно статьи 105 Конституции Российской Федерации:

Федеральные законы принимаются Государственной Думой (п. 1).

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации (п.2).

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (п.3).

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (п.4).

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) принят Государственной Думой "."..г., одобрен Советом Федерации "."..г., подписан Президентом Российской Федерации "."..г..

Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В судебном заседании установлено и из материалов административного дела следует, что решением Волжского городского суда <адрес> от "."..г. с Дмитриева В.М. в пользу ПАО Сбербанк в лице филиала – Поволжский Банк ПАО Сбербанк взыскана задолженность по кредитному договору №... от "."..г. в размере 331600 рублей 76 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6516 рублей 01 копейки.

"."..г. указанное решение вступило в законную силу, "."..г. исполнительный лист, содержащий подпись судьи Волжского городского суда <адрес> и гербовую печать суда, выдан взыскателю.

На основании выданного Волжским городским судом <адрес> исполнительного листа и заявления взыскателя ПАО Сбербанк, судебным приставом – исполнителем Волжского ГО СП №...ФИО2"."..г. возбуждено исполнительное производство №...-ИП в отношении должника Дмитриева В.М., проживающего по адресу: <адрес><адрес>.

"."..г. посредством Единого портала государственных и муниципальных слуг должнику направлена копия постановления о возбуждении исполнительного производства от "."..г., то есть в день его принятия.

"."..г. должник лично получил копию постановления о возбуждении исполнительного производства, о чем имеется его подпись в постановлении.

Как следует из оспариваемого постановления, исполнительный документ соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, срок его предъявления к исполнению не истек. На основании положений статей 6, 12, 13, 14, 30, 67, 112, 116 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебным приставом было возбуждено исполнительное производство.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона «Об исполнительном производстве», исполнительными документами являются, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

В свою очередь, по правилам ч. 1 ст. 13 Закона, в исполнительном документе, за исключением постановления Федеральной службы судебных приставов, постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

5) сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения); для должника также - место работы (если известно), для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, обязательным идентификатором является идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер (если он известен);

6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

7) дата выдачи исполнительного документа.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда (ч. 3 ст. 13 Закона).

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Частью 8 статьи 30 Закона установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю либо со дня получения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель.

В соответствии с ч. 17 ст. 30 Закона, копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В силу части 2.1 ст. 14 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Таким образом, исходя из приведенных выше норм законодательства и установленных фактических обстоятельств административного дела, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем исполнительное производство возбуждено в строгом соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Выданный судом исполнительный документ отвечает предъявляемым к нему требованиям, предъявлен взыскателем с соблюдением установленных законом сроков и по месту совершения исполнительных действий, которым является место жительства должника. Предусмотренных законом оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава не имелось.

Доводы административного истца о том, что Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года принят не уполномоченным на то органом – Государственной думой РФ, не являющимся законодательным, суд признает ошибочными, построенными не неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащими Конституции Российской Федерации.

Как указано выше, в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и какое-либо вмешательство в действия органа законодательной власти действующим законодательством Российской Федерации не допускается.

Относительно представленной административным истцом копии справки №... от "."..г., выданной МИФНС России №... по <адрес> о том, что в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует запись о юридическом лице Волжский городской отдел судебных приставов №... УФССП России по <адрес>, суд считает необходимым отметить следующее.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в силу части 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (подразделения судебных приставов).

Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», система принудительного исполнения Российской Федерации включает, в том числе, территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения.

Волжский ГО СП №1 ГУ ФССП России по Волгоградской области не является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, а является структурным подразделением ГУ ФССП России по Волгоградской области, соответственно не обладает статусом юридического лица.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства №...-ИП от "."..г., следовательно, оснований для удовлетворения заявленных Дмитриевым В.М. требований, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

Дмитриеву В. М. в удовлетворении административного иска к Волжскому ГО СП №... ГУ ФССП России по <адрес>, судебному приставу – исполнителю Волжского ГО СП №... ГУ ФССП России по <адрес>ФИО2, ГУ ФССП России по <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в возбуждении исполнительного производства №...-ИП от "."..г. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Справка: в окончательной форме решение принято "."..г..

Судья:

/подпись/

<...>

<...>

<...>