Дело № 2а-4145/2022
УИД:42RS0009-01-2022-006561-34
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Центральный районный суд города Кемерово
в составе: председательствующего судьи Прошина В.Б.
при секретаре Клабуковой Е.Н.
с участием представителя административного истца ФИО1
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
административное дело по административному иску Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения государственного органа
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее - КУГИ Кузбасса, Комитет) обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу (далее Управление, Росреестр) о признании решения незаконным.
Свои требования мотивирует тем, что в рамках исполнения государственной услуги -предоставление земельного участка без проведения торгов Комитет принял решение от **.**.****### о предоставлении в общую долевую собственность бесплатно ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 земельного участка, расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером ###.
В соответствии с ч.2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Комитетом **.**.**** в Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Управление), было подано заявление на государственную регистрацию права общей долевой собственности на рассматриваемый земельный участок.
Однако в ходе рассмотрения заявления Управление приостанавливает государственную регистрацию права до **.**.**** по причине снятия **.**.**** данного земельного участка с государственного кадастрового учета в связи с тем, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости, до устранения причины приостановления государственной регистрации прав.
КУГИ Кузбасса считает, что Решение Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу о приостановлении государственной регистрации прав нарушает права и законные интересы истца, так как при исполнении Комитетом полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово, Комитет заключает договоры аренды, купли-продажи, а также принимает решения о предоставлении в собственность земельных участков, которые стоят на государственном кадастровом учете со статусом «временный», поскольку основания для отказа в предоставлении таких земельных участков действующим земельным законодательством (ст. 39.16 Земельного кодекса РФ) не предусмотрены.
Также истец считает, что Управлением нарушены сроки государственной регистрации права, установленные п.8.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (введен Федеральным законом от 01.05.2022 № 124-ФЗ, так как Комитет обратился с заявлением на государственную регистрацию права общей долевой собственности на рассматриваемый земельный участок **.**.****, а снятие данного земельного участка с государственного кадастрового учета произведено Управлением **.**.****, тогда как срок осуществления регистрации права составляет 3 рабочих дня.
На основании изложенного просят признать незаконным отказ Киселевского отдела Управления Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу государственной регистрации права, оформленное в виде уведомления от **.**.**** № ###. Обязать Управление Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу восстановить сведения о земельном участке с ранее присвоенным кадастровым номером ###. Обязать Управление Росреестра по Кемеровской области-ЛИЦО_3 устранить допущенное нарушение прав и законных интересов КУГИ Кузбасса путем регистрации прав ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в отношении земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: ...
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании представила уточнение административных исковых требований, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Кемеровской области-ЛИЦО_3 – ФИО2, действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на административное исковое заявление.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились.
На основании положений ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей административных истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее-орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» относится к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Территориальным органом федерального органа исполнительной власти в регионе является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - ЛИЦО_3.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
В силу части 1 статьи 14 Закон N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую длягосударственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Комитет по управлению государственным имуществом ЛИЦО_3 в рамках исполнения государственной услуги -предоставление земельного участка без проведения торгов, принял решение от **.**.****### о предоставлении в общую долевую собственность бесплатно ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 земельного участка, расположенного по адресу: ... с кадастровым номером ###.
При принятии данного решения Комитет, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово путем заключения договора аренды, купли-продажи, а также принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков, которые стоят на государственном кадастровом учете со статусом «временный», руководствовался отсутствием оснований для отказа в предоставлении в общую долевую собственность данного земельного участка, предусмотренные ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, и наличием статуса записи о данном объекте недвижимости, как «временный».
По информации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: ... поставлен на государственный кадастровый учет **.**.**** на основании соответствующего заявления и приложенного к нему межевого плана. Сведениям о вновь образованном земельном участке, в порядке части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), присвоен статус «временный».
**.**.**** в орган регистрации прав - ЛИЦО_3 отдел Управления Росреестра по Кемеровской области-ЛИЦО_3 поступили документы от ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в лице КУМИ ЛИЦО_3 (представитель ФИО7, действующая на основании Приказа "О возложении полномочий" от **.**.****. ###-пр.) о государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: .... В качестве правоустанавливающего документа представлено Решение Комитета по управлению муниципальный имуществом Кузбасса "О предоставлении в общую равнодолевую собственность бесплатно земельного участка" ### от **.**.****.
Согласно выписке из ЕГРН от **.**.**** на момент издания вышеуказанного документа сведения об объекте недвижимости - земельный участок с кадастровым номером ### имел статус "временные".
В соответствии с ч.7 ст. 72 Закона N 218-ФЗ временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до ###), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее **.**.****. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер (за исключением сведений о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых до **.**.**** была осуществлена государственная регистрация безвозмездного пользования), исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Порядок и сроки внесения изменений в ЕГРН также установлены положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
После принятия документов от КУГИ Кузбасса Киселевским отделом Управления Росреестра по Кемеровской области-ЛИЦО_3 принято решение о приостановлении до **.**.**** государственной регистрации права земельного участка с кадастровым номером ### по причине снятия **.**.**** данного земельного участка с государственного кадастрового учета в связи с тем, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости, до устранения причины приостановления государственной регистрации прав.
В связи с отсутствием устранения противоречия между сведениями об объекте недвижимости (земельный участок с кадастровым номером ###), содержащимися в представленных ЛИЦО_3 документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости Управлением Росреестра **.**.**** было принято решение, оформленное в виде уведомления № ### об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: ..., так как данный земельный участок снят с кадастрового учета и имеет статус "Архивный", и осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером ###, не представляется возможным.
Согласно п.8.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение трех рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка.
Учитывая, что заявление о регистрации права земельного участка с кадастровым номером ### поступило в Киселевский отдел Управления Росреестра по Кемеровской области-ЛИЦО_3**.**.****, а решение о приостановлении государственной регистрации прав было принято **.**.****, при этом в ЕГРН сведения об изменении статуса земельного участка с кадастровым номером ### (с «временные» на «архивные») не были внесены, суд считает обоснованными доводы КУМИ Кузбасса о нарушении права муниципального органа на своевременную регистрацию заявленных прав на данный земельный участок.
Обязанность доказывания факта нарушения прав возлагается в силу п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца.
На основании изложенного выше, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований КУГИ Кузбасса о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу об отказе, оформленное в виде уведомления от **.**.**** № ###, в государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: ...
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу удовлетворить.
Признать отказ Киселевского отдела Управления Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу, оформленный в виде уведомления от **.**.**** № ###, в государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: ..., незаконным.
Обязать Управление Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу восстановить сведения о земельном участке с ранее присвоенным кадастровым номером ###.
Обязать Управление Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса путем регистрации прав ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в отношении земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Центральный районный суд г. Кемерово в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08.10.2022 года.
Председательствующий: В.Б. Прошин