ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4146/2023 от 18.10.2023 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-4146/2023

УИД 50RS0044-01-2023-005467-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2023 года г.Пущино, Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Астаховой М.И., при секретаре судебного заседания Нюхченковой У.А.,

С участием:

Представителя административного истца Губайдулиной Зульфии Ильгизовны по доверенности – Васиной Т.В.,

представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Борзиковой В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Губайдулиной Зульфии Ильгизовны о признании незаконным решения об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»,

установил:

Административный истец Губайдулина З.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Серпухов Московской области, в котором просит признать незаконным действий выразившееся в решении Администрации г.о.Серпухов Московской области от 11.09.2023 № Р001-3635835429-74843889 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», обязать Администрацию г.о.Серпухов Московской области утвердить схему расположения земельного участка в отношении земельного участка, площадью 19997 кв.м., категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения»; вид разрешенного использования – «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», расположенного по <адрес>.

Свои требования мотивировала тем, что Губайдулиной З.И. в адрес подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 19997 кв.м, расположенного по <адрес> рядом с участком с к.н. <номер>, в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. По результатам рассмотрения ответчиком принято решение № Р001-3635835429-74843889 от 11.09.2023 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка (согласно прилагаемой схеме), поскольку земельный участок площадью 19997 кв.м с целью ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, учитывая нарушение требований ЗК РФ, усматривается нерациональное использование земель. площадь испрашиваемого земельного участка в соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 N75/2004-03 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" не соответствует минимальному размеру образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, что составляет 2,0 гектара.

С указанным решением истец не согласен, как вынесенное с нарушением норм действующего законодательства.

Административный истец Губайдулова З.И. в судебное заседание не прибыла, ее представитель по доверенности Васина Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводом, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно показала, что ссылка в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на нормы законодательства, указывающие, что «площадь испрашиваемого земельного участка в соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 №75/2004-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» не соответствует минимальному размеру образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, что составляет 2,0 Га.», не может быть принята, поскольку согласно ст. 1 указанного Закона: «действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматривается гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями». Площадь земельного участка образуемого под ЛПХ соответствует ст. 7.1 Закона Московской области от 7 июня 1996 г. № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Московской области, составляет 2,0 га в отношении земельных участков, находящихся за пределами границ населенных пунктов (полевые земельные участки). Запрашиваемый земельный участок площадью 1,9997 га, что до округления составляет 2 га. Земельный участок испрашивается для личного подсобного хозяйства, (на полевых) для использования по целевому назначению, для производства сельскохозяйственной продукции, выращиванию сельхоз культур. Административный истец желает приобрести земельный участок для вовлечения его в сельскохозяйственный оборот, и никак не препятствует государственной программе «Сельское хозяйство Подмосковья», а вовлекает в оборот неиспользуемый земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Борзикова В.А., в судебном заседании заявленные требования не признала, просила оставить их без удовлетворения по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым 11.09.2023 истцу было в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», поскольку разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам; заявителем испрашивается земельный участок площадью 19997 кв.м с целью ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках учитывая нарушение требований ЗК РФ, усматривается нерациональное использование земель, имеется возможность сформировать земельный участок. Площадь испрашиваемого земельного участка в соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 № 75/2004-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» не соответствует минимальному размеру образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, что составляет 2,0 га.

В соответствии с государственной программой Московской области «Сельское хозяйство Подмосковья», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09.10.2018 № 727/36, органы местного самоуправления должны предотвратить выбытие из оборота земель сельскохозяйственного назначения. Пунктом 30 Сводного заключения Министерства имущественных отношений в Московской области № 167-0 от 07.09.2023 согласован отказ в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав административного истца, представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Материалами дела установлено, что 19.08.2023 Губайдулиной З.И. через ЕПГУ было подано заявление о предоставлении услуги: «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>, рядом с участком с к.н<номер>, площадью 19997 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, основание предоставления услуги: предоставление земельного участка для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, для ведения личного подсобного хозяйства, на праве аренды; к заявлению приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка. Данному заявлению присвоен номер Р001-3635835429-74843889 (л.д.48-50).

В ходе рассмотрения заявления Губайдуловой З.И. получено заключение Комитета по архитектуре и градостроительству по Московской области об оборотоспособности испрашиваемого земельного участка (53-57).

В материалы дела представлена выдержка из Сводного заключение Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений №167-О от 07.09.2023, из пункта 30 которого следует, что по заявлению Губайдуловой З.И. согласован отказ в предоставлении услуги (л.д.46,47).

11.09.2023 Администрацией г.о. Серпухов Московской области вынесено решение № Р001-3635835429-74843889 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», посокльку имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявителем испрашивается земельный участок площадью 19997 кв.м с целью ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках учитывая нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, усматривается нерациональное использование земель, имеется возможность сформировать земельный участок. Площадь испрашиваемого земельного участка в соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 № 75/2004-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» не соответствует минимальному размеру образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, что составляет 2,0 га. (л.д.44,45).

Согласно выкопировке из Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, граница формируемого земельного участка, расположенного в территориальной зоне СХ-3 (зона сельскохозяйственного производства), для которой установлены соответствующие виды разрешенного использования, в том числе - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, предельные размеры земельных участков с данным видом разрешенного использования: min 500 кв.м., max не подлежит установлению.

Согласно акту осмотра земли (территории) от 30.08.2023 площадью 19997 кв. м, расположенной по <адрес>, в целях образования земельного участка с запрашиваемым видом разрешенного использования - «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках». В результате осмотра установлено, на земельном участке объекты, визуально имеющие признаки капитальных и некапитальных, отсутствуют. Образуемый земельный участок не имеет ограждения по периметру, доступ осуществляется посредством земель общего пользования со стороны дороги, поверхность полностью покрыта сорной и культурной древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, на участке не расположены водные объекты, бытовые и (или) строительные отходы, не имеется перемещение грунта (траншеи, копани, рвы и т.п), рельеф земельного участка ровный.

Согласно п. 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.

Пунктом 1 статьи 11 ЗК РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, включая резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.

Согласно пп. 19 п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован ст. 39.15 ЗК РФ.

В ст. 39.16 ЗК РФ содержится перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.12.2018 г. № 15ВР-1824 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - Административный регламент).

Пункт 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги, в частности: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам (п. 13.2.6) 13.2.6.

В соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 г. № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 гектара, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Предельный минимальный размер земельного участка, выделяемого из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель сельскохозяйственного назначения, составляет 40 гектаров.

Нормы минимальных размеров земельных участков, установленные настоящей статьей, не применяются к земельным участкам:

-предоставленным для ведения сельского хозяйства либо сформированным в счет долей в праве общей собственности на земельный участок до вступления в силу настоящего Закона;

-в случае выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 4 Федерального закона;

-если земельный участок площадью менее 2 га находится в пределах естественных границ на местности;

-в случае образования земельных участков при разделе земельных участков, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, пересечений с границами территориальных зон, лесничеств, лесопарков, водных объектов;

-в случае образования земельного участка для последующего предоставления в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения.

Согласно п. 5 ст. 6 Закона Московской области от 12 июня 2004 года N 75/2004-03 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящей статьей.

Постановлением Правительства Московской области от 09.10.2018 г. № 727/36 «Сельское хозяйство Подмосковья» органы местного самоуправления должны предотвратить выбытие из оборота земель сельскохозяйственного назначения. Указанная программа предусматривает проводить мероприятия по государственной поддержке вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

Разрешая заявленные требования суд приходит к следующему.

Отказывая в предоставлении услуги, административный ответчик ссылался на нарушение требований Земельного кодекса РФ и на нерациональное использование земель, поскольку имеется возможность сформировать на испрашиваемых истцом землях участок, который будет соответствовать приведенным выше нормам (ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 г. № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области»).

В рассматриваемом случае административным ответчиком верно применен пункт 1 статьи 6 Закона Московской области от 12 июня 2004 года N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области", устанавливающий минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения - 2,0 гектара.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодательные требования, касающиеся предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, учитывают их особенности как объектов земельных и гражданских правоотношений и направлены на обеспечение рационального использования земель (определения от 15 января 2009 года N 186-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1598-О, от 16 июля 2015 года N 1689-О, от 25 июня 2019 года N 1631-О и от 26 марта 2020 года N 620-О).

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка составляет менее чем 2,0 гектара, что в судебном заседании административным истцом и его представителем не оспаривалось, а исключения, предусмотренные пунктами 2 и 3 ст. 6 Закона Московской области N 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области», к названному земельному участку не применяются, учитывая целевое назначение указанного земельного участка и его фактические размеры, отказ ответчика по основаниям, предусматривающим нарушение разработки схемы расположения земельного участка требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации обоснован. У администрации имелись основания для принятия оспариваемого решения, со ссылкой на нормы Закона Московской области от 12 июня 2004 года N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области", поскольку предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, не соответствующего законодательным требованиям, касающиеся предельных минимальных размеров, не обеспечит рационального использования земель.

Довод представителя административного истца о том, что положения вышеуказанного закона в данном случае не применимы, так как не распространяются на участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с ВРИ «Ведение личного подсобного хозяйства» основан на неверном толковании Закона, поскольку положения пункта 3 статьи 6 данного Закона предусматривает исчерпывающий перечень участков, к которым нормы минимальных размеров земельных участков, установленные настоящей статьей, не применяются.

Аналогично, не заслуживает внимания довод представителя административного истца о возможности округления площади участка 19997 кв.м. до 2 га., поскольку порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленный Земельным Кодексом не предусматривает произвольное округление площади земельного участка в меньшую или большую сторону в зависимости от желания заявителя, представившего на согласование схему расположения земельного участка определенной площади. В рассматриваемом случае, площадь земельного участка имеет принципиальное значение.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, оспариваемые решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого решения от 11.09.2023 № Р001-3635855429-74843889 об отказе в предоставлении государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», а соответственно и возложения на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка в отношении земельного участка, площадью 19997 кв.м., категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения»; вид разрешенного использования – «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», расположенного по <адрес>, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Губайдулиной З.И. требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Губайдулиной Зульфии Ильгизовны о признании незаконным действий выразившееся в решении Администрации городского округа Серпухов Московской области от 11.09.2023 № Р001-3635835429-74843889 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», обязании Администрацию городского округа Серпухов Московской области утвердить схему расположения земельного участка в отношении земельного участка, площадью 19997 кв.м., категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения»; вид разрешенного использования – «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», расположенного по <адрес>- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: М.И. Астахова

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2023.