Дело № 2а-414/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2017 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Прилепской Н.А.,
при секретаре Никулиной Е.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика председателя Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» ФИО2, действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску депутата Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1 к Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и об обязании проведения внеочередного заседания Совета депутатов по вопросу назначения публичных слушаний на основании поступившего обращения граждан от 06.03.2017 года,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, являясь депутатом Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, обратилась в Ванинский районный суд с административным иском к административному ответчику Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и об обязании проведения внеочередного заседания Совета депутатов по вопросу назначения публичных слушаний на основании поступившего обращения граждан от 06.03.2017 года. В обоснование административного иска указано, что 06 марта 2017 года в Совет депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края поступило представление инициативной группы граждан с предложением внести изменения в ч.2 ст. 36 Устава городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края. Однако до настоящего времени какое-либо обоснованное и законное решение Советом депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края по поступившему представлению инициативной группы граждан от 06.03.2017 года не принято. Кроме того, до настоящего времени, в нарушение требований Федерального закона РФ от 02.05.2006 г № 59-ФЗ «О порядке рассмотрение обращений граждан Российской Федерации», административным ответчиком обращение граждан по существу не рассмотрено и письменный ответ на него в установленные указанным законом сроки не дан. Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления и обязать Совет депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края провести внеочередное заседание Совета депутатов по вопросу назначения публичных слушаний на основании поступившего обращения граждан от 06.03.2017 года.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала, пояснив вышеизложенное, просила административный иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» ФИО2 требования административного истца не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, (статья 12), осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей - в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона № 131-ФЗ на публичные слушания должен выноситься проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Согласно ч. 4 ст. 28 Закона № 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что 06.03.2017 года в Совет депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края поступило представление инициативной группы граждан с предложением внести изменения в ч.2 ст. 36 Устава городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, а именно, ч.2 ст. 30 Устава городского поселения изложить в следующей редакции: глава городского поселения избирается на муниципальных выборах гражданами, проживающими на территории городского поселения и обладающими избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Вместе с представлением и проектом решения Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» о внесении изменений в Устав городского поселения «Рабочий поселок Ванино» были представлены подписные листы граждан инициативной группы.
Как следует из ответа прокурора Ванинского района Голубева А.П. от 06.04.2017 года, направленного в адрес ФИО1, а также протокола заседания комиссии по развитию местного самоуправления, социальным вопросам, регламенту и депутатской этике от 13.03.2017 года, комиссией рассмотрено два проекта решений о внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения «Рабочий поселок Ванино» и принято решение направить данные проекты в прокуратуру района и в Законодательную Думу Хабаровского края, после чего рассмотреть проекты решений на заседании Совета депутатов.
Согласно протоколу заседания Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» от 15.03.2017 в повестку дня заседания были включены вопросы о вынесении на публичные слушания проектов решения Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения «Рабочий поселок Ванино», предложенные как Советом депутатов, так и инициативной группой населения. В ходе обсуждения повестки дня депутатами ФИО3 и ФИО4 была доведена информация о том, что на комиссии было принято решение направить проекты решений в прокуратуру, Законодательную Думу Хабаровского края для проведения экспертизы и по получению ответов вернуться к рассмотрению проектов на заседании Совета депутатов.
В результате вопрос о вынесении на публичные слушания проектов решения Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения «Рабочий поселок Ванино», предложенные как Советом депутатов, так и инициативной группой населения, на заседании Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» от 15.03.2017 года не рассматривался.
Из заключения прокурора Ванинского района от 16.03.2017 года на проекты решения Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» следует, что проекты решений в целом, не противоречат требованиям Конституции Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Хабаровского края от 26.11.2014 года «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае».
В силу ч. 2 ст. 26 Закона № 131-ФЗ проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения; представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта; в случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
В соответствии с Положением о Совете депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, утвержденным решением Совета депутатов от 28.06.2005 № 18, Совет депутатов является коллегиальным органом, все решения принимаются в результате коллективного свободного обсуждения вопросов (п. 2 ст. 2), Совет депутатов решает вопросы, отнесенные к его компетенции, в коллегиальном порядке на заседаниях; заседания Совета депутатов являются основной формой его работы (п. 1 ст. 9); решения на заседаниях Совета депутатов принимаются голосованием (п. 7 ст. 9).
Согласно протоколу заседания Совета депутатов от 27.03.2017 № 5 в повестку дня был включен вопрос «О вынесении на публичные слушания проекта решения Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения «Рабочий поселок Ванино». Докладчиками по данному вопросу выступили ФИО2, председатель Совета депутатов, и ФИО1, депутат Совета депутатов.
При обсуждении вопроса были рассмотрены и представлены депутатам на голосование два проекта решения Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения «Рабочий поселок Ванино», а именно:
- проект, представленный председателем Совета депутатов, об установлении в Уставе поселения способа избрания главы поселения Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;
- проект, приложенный к представлению от 06.06.2017, о закреплении в Уставе поселения способа избрания главы на муниципальных выборах.
Как следует из протокола заседания Совета депутатов от 27.03.2017 года, депутат ФИО1 отказалась от доклада по представлению от 06.03.2017, тем самым, не воспользовавшись, как представитель инициативной группы, правом изложить свою позицию при рассмотрении проекта.
В результате голосования за вынесение на публичные слушания проекта решения Совета депутатов об установлении в Уставе способа избрания главы поселения Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проголосовало «за» - 10, «против» - 3, «воздержался» - 0; за вынесение на публичные слушания проекта о закреплении в Уставе поселения способа избрания главы на муниципальных выборах проголосовало «за» - 3, «против» - 10, «воздержался» - 0.
Таким образом, 27.03.2017 года Советом депутатов в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона № 131-ФЗ, ст. 11 Устава поселения рассмотрен проект муниципального правового акта, приложенный к представлению от 06.06.2017 года, на открытом заседании в установленный срок (в течение трех месяцев со дня его внесения) путем обсуждения и голосования с принятием решения не выносить на публичные слушания.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Советом депутатов в соответствии с положениями Закона № 131-ФЗ, Устава поселения и решений Совета депутатов в установленные сроки и порядке исполнена обязанность по рассмотрению проекта муниципального правового акта, приложенного к представлению от 06.06.2017.
Доводы административного истца ФИО1 о том, что до настоящего времени Советом депутатов не принято обоснованное и законное решение по поступившему представлению инициативной группы граждан от 06.03.2017 года, несостоятельны, поскольку опровергаются доказательствами, приведенными выше.
Доводы административного истца о нарушении Советом депутатов ст. 5 Положения «О публичных слушаниях в городском поселении «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края», утвержденного решением Совета депутатов от 19.09.2006 № 46 (далее – Положение о публичных слушаниях), не состоятельны по следующим причинам.
Согласно ч. 2 ст. 43 Закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования; иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.
На основании ч. 1 ст. 60 Устава поселения с инициативой о внесении проекта Устава поселения, а также проекта решения о внесении изменений и (или) дополнений в устав поселения может выступить население городского поселения в порядке, предусмотренном ст. 11 Устава поселения, регламентирующей вопросы, связанные с правотворческой инициативой граждан.
Соответственно, в данной ситуации учитываться и применяться должны нормы Устава поселения и Положения о правотворческой инициативе граждан.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования (ч. 1); порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (ч. 2).
В силу ч. 1 ст. 60 Устава городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее – Устав поселения) с инициативой о внесении проекта Устава поселения, а также проекта решения о внесении изменений и (или) дополнений в устав поселения может выступить группа депутатов Совета депутатов численностью не менее 1/3 от установленной численности депутатов Совета депутатов, глава городского поселения, а также население городского поселения в порядке, предусмотренном ст. 11 Устава поселения.
Статьей 11 Устава поселения регламентированы вопросы, связанные с правотворческой инициативой граждан.
Из п. 2 ст. 11 Устава поселения следует, что с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном Положением о правотворческой инициативе граждан, принимаемым Советом депутатов.
Советом депутатов в целях реализации ст.ст. 26, 46 Закона № 131-ФЗ, ст. 11, ч. 1 ст. 60 Устава поселения принято решение от 23.05.2005 № 8 «Об утверждении Положения «О правотворческой инициативе граждан в городском поселении «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края» (далее - Положение о правотворческой инициативе граждан).
Согласно п. 2.2 Положения о правотворческой инициативе граждан решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы принимается на собрании граждан или общественным объединением и оформляется протоколом.
В силу п. 3.1 Положения о правотворческой инициативе граждан в целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа граждан вносит в органы местного самоуправления поселения, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, следующие документы:
- проект муниципального правового акта;
- пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, его целей и основных положений;
- финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта правового акта, реализация которого потребует дополнительных материальных или иных затрат);
- список инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, адреса места жительства и телефона членов группы;
- протокол собрания (заседания), на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы.
06.03.2017 в Совет депутатов поступили следующие документы: представление, проект муниципального правового акта и список инициативной группы.
Таким образом, протокол, свидетельствующий о принятии собранием граждан или общественным объединением решения о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы, и пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, его целей и основных положений, в Совет депутатов представлены не были.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении п. 2.2 и п. 3.1 Положения о правотворческой инициативе граждан, т.е. не соблюдении установленного Положением о правотворческой инициативе граждан порядка внесения на рассмотрение Совета депутатов проекта муниципального правового акта.
Таким образом, из анализа норм ст. 5 Положения о публичных слушаниях следует, что они не согласованы между собой и не взаимоувязаны, а также противоречат нормам Устава поселения и Положения о правотворческой инициативе граждан, принятого решением Совета депутатов от 23.05.2005 № 8, то есть ранее, чем Положение о публичных слушаниях.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что при внесении проекта решения Совета депутатов, приложенного к представлению от 06.03.2017, не соблюдены нормы ст. 26 Закона № 131-ФЗ, ст. 11, ч. 1 ст. 60 Устава поселения и п. 2.2 и п. 3.1 Положения о правотворческой инициативе граждан, Советом депутатов при голосовании большинством голосов правомерно и обоснованно принято решение не выносить данный проект на публичные слушания.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска депутата Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» ФИО1 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и об обязании проведения внеочередного заседания Совета депутатов по вопросу назначения публичных слушаний на основании поступившего обращения граждан от 06.03.2017 года, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска депутата Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО1 к Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и об обязании проведения внеочередного заседания Совета депутатов по вопросу назначения публичных слушаний на основании поступившего обращения граждан от 06.03.2017 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Н.А. Прилепская
Мотивированное решение
изготовлено 25.05.2017г.
Копия верна:
Судья Н.А. Прилепская