ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4154/2021 от 13.08.2021 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0003-01-2021-003504-80 <***>

Дело № 2а-4154/2021

Мотивированное решение изготовлено 13.08.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 05.08.2021

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,

при секретаре Тронине Р. О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Каменск-Уральского городского округа к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, государственному жилищному инспектору Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Чухину Н. В. о признании незаконнымакта проверки, предписания,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Каменск-Уральского городского округа обратилась в суд с административным иском к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, государственному жилищному инспектору Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Чухину Н. В., которым просила:

признать незаконным акт проверки *** от 28.04.2021 и Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований *** от 28.04.2021, вынесенные Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в отношении администрации Каменск-Уральского городского округа.

возложить на Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обязанность устранить нарушение прав административного истца и сообщить суду и административному истцу об исполнении данного решения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование иска административный истец указал, что на основании приказа от 01.04.2021 *** в отношении истца ответчиком проведена документарная проверка на предмет полноты и достоверности информации о размещенных в государственной информационной системе жилищного коммунального хозяйства объектов жилищного фонда. По итогам проверки в отношении истца составлен акт проверки *** от 28.04.2021 и предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований *** от 28.04.2021, в которых содержатся выводы о несоблюдении обязательных требований о размещении информации в отношении многоквартирных домов. С указанным актом проверки и предписанием истец не согласен по следующим основаниям: в приказе, акте проверке и предписании в качестве проверяемого лица указана Администрация городского округа Каменск-Уральский. Между тем фактически проводилась проверка в отношении Администрации Каменск – Уральского городского округа. Акт проверки не содержит указаний, какая конкретно информация не размещена в полном объеме и каким законом предусмотрено ее размещение. Ни сам акт проверки, ни предписание об устранении нарушений, ни приложение к ним не содержат в себе материалов, подтверждающих неразмещение информации в ГИС ЖКХ, что является нарушением ч. 3 ст. 16 Федерального закона №294-ФЗ. В действиях истца отсутствует нарушение п. 4 ч.16 ст. 7 ФЗ №209-ФЗи п.7 раздела 6 Приказа №74/114/пр, так как указанные нормы права возлагают на орган местного самоуправления обязанность разместить в ГИС ЖКХ информацию о способе формирования фонда капитального ремонта только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный ЖК РФ не выбран способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный способ не был реализован. Истец не несет обязанности по размещению информации о способе формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома.расположенного по адресу: ***. Данный многоквартирный дом находится под управлением ТСЖ «Уралец», которое и является владельцем специального счета на который перечисляются взносы на капитальный ремонт. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме №6 по ул.Серова в г.Каменске-Уральском не позднее 31.05.2023года. До указанной даты собственники помещений в многоквартирном доме не могут считаться не реализовавшими свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, а администрация Каменск-Уральского городского округа не обладает полномочиями по принятию решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и соответственно не несет обязанности по размещению информации о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме № 6 по ул.Серова в г. Каменске-Уральском в ГИС ЖКХ. В действиях администрации Каменск-Уральского городского округа отсутствует нарушение п. 2 ч. 16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ и п. 10 раздела 6 Приказа № 74/114/пр, поскольку указанные нормы права возлагают на орган ГИС ЖКХ информации о многоквартирных домах, жилых домах, находящихся в городской округ отсутствуют многоквартирные дома и жилые дома в полном объеме использующиеся в качестве общежитий. Таким образом, административный истец не несет ответственности по размещению информации о домах, расположенных по адресам: Свердловская область, г.Каменск – Уральский, ул. Алюминиевая, 7, 58, ул. Плеханова, д. 62, пр. Победы, д.4, 7. Кроме того, в акте проверки и предписании об устранении нарушений обязательных требований указано, что администрацией допущено нарушение требований п.2 ч. 16 ст.7 ФЗ №209-ФЗ и п. 3 раздела 7 Приказа №74/114/пр в виде не размещения информации в ГИС ЖКХ об объектах государственного учета жилого фонда, включая их технические характеристики и состояние в отношении 13 многоквартирных домов. Поскольку в оспариваемых документах отсутствуют указания на конкретные нарушения, то есть на то, какая информация, предусмотренная п. 3 раздела 7 Приказа №74/114/пр должна быть размещена в ГИС ЖКХ, постольку представить информацию о ее размещении не представляется возможным.

Представитель административного истца Администрации Каменск-Уральского городского округа Юрков С.Н., также действующий в интересах заинтересованного лица начальника Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству Ивиной Е. А., в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Глазукин П. В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. В отзыве, адресованном суду, представитель административного ответчика Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, указал, что техническая ошибка (в наименовании субъекта проверки указано Администрация городского округа Каменск-Уральский (ИНН: 6612001121) вместо Администрация Каменск-Уральского городского округа (ИНН: 6612001121) не является основанием для признания результатов проверки недействительными. Приказ о проведении проверки и документы, подготовленные по результатам проверки, вручены надлежащему поднадзорному субъекту. ИНН позволяет идентифицировать субъект, в отношении которого проводились проверочные мероприятия. Довод административного истца о невозможности исполнения предписания в виде отсутствия конкретного указания нарушенной нормы не может быть основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку в приложении к предписанию указан нарушенный пункт приказа № 114/пр.

Административный ответчик государственный жилищный инспектор Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Чухин Н. В. – в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.

Заинтересованное лицо начальник отраслевого органа по жилищным делам Администрации Каменск-Уральского городского округа Ивина Е.А. – в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в отзыве, адресованном суду, поддержала заявленные административные исковые требования.

Учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение всех участников, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав стороны, оценив фактические обстоятельства, исследовав представленные суду письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В ч. 1 ст. 20Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 № 431-ПП Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является органом исполнительной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области.

Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Свердловской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия Департамента.

Согласно статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, согласно пункту 9 названной нормы, размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляющую собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 209-ФЗ).

Как следует из ч. 4 ст.12 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» С 1 июля 2017 года поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, за исключением поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, и поставщиков информации - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетныхфондов, органов государственного жилищного надзора в части размещения информации, предусмотренной статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, в части размещения информации, предусмотренной статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, для которых законодательством Российской Федерации установлен более ранний срок размещения информации в системе.

В силу п.2 ст.2 указанного закона, субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Согласно п. 3 ст. 8 закона, поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.

В силу п. 2,4 ч.16 ст. 7 закона, органы местного самоуправления размещают в системе, в том числе информацию о способе формирования фонда капитального ремонта в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в отношении такого дома или выбранный способ не был реализован, с указанием реквизитов соответствующего решения органа местного самоуправления.

Как установлено судом в судебном заседании, следует из письменных доказательств в материалах дела, 01.04.2021 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области вынесен приказ *** о проведении внеплановой документарной проверки органа местного самоуправления - Администрации городского округа Каменск-Уральский, назначении лицом, уполномоченным на проведение проверки: ведущего специалиста Чухиной Н.В.

Предметом настоящей проверки является проверка полноты и достоверности информации о размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства объектах жилищного фонда, расположенных в границах муниципального образования Каменск- Уральский:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

02.04.2021 Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области направил в адрес истца письмо, в котором указал о вынесении указанного приказа и проведении внеплановой документарной проверки.

28.04.2021 административным ответчиком составлен акт проверки органом государственного надзора органа местного самоуправления ***.

В этот же день вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований ***, в котором содержатся выводы о несоблюдении Администрацией городского округа Каменск-Уральский обязательных требований, установленных п.п. 2-4 ч. 16 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», в части п. 7и п. 10 раздела 6 и п. 3 раздела 7 совместного Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России, № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и требование разместить информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в отношении вышеуказанных многоквартирных домов.

С указанными документами административный истец не согласился, 13.05.2021 в адрес ответчика направил письмо, в котором просил исключить из акта проверки выводы о наличии в действиях должностных лиц Администрации городского округа нарушений обязательных требований, установленных п.п. 2-4 ч. 16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ, в части п. 7 и п. 10 раздела 6 и п. 3 раздела 7 Приказа №74/114/пр и отменить предписание об устранении нарушений обязательных требований *** от 28.04.2021.

20.05.2021 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес истца направлено письмо, в котором по результатам возражений Администрации Каменск-Уральского городского округа признал отсутствие указанных в акте проверки нарушений и исключил из предписания следующие объекты жилищного фонда:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Нарушения, допущенные Администрацией Каменск-Уральского городского округа в отношении многоквартирных домов по адресам: *** не опровергнуты и подлежат устранению в срок до 26.05.2021, указанный в предписании от 28.04.2021 ***.

02.06.2021 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес истца направлено письмо с указанием о необходимости представления причин непредставления запрошенных документов с приложением подтверждающих документов.

18.06.2021 административным ответчиком составлен протокол об административном правонарушении ***.

Проанализировав акт проверки и предписании, суд приходит к выводу о том, что указанные документы не содержат сведений о том, какая конкретно информация, предусмотренная п.п. 2-4 ч. 16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ, п.п. 7, 10 раздела 6 и п. 3 раздела 7 Приказа №74/114/пр не размещена в ГИС ЖКХ, а также информации о лице на которое возложена указанная обязанность. Между тем, пункт 7 раздела 6 Приказа 74/114/пр включает в себя 5 подпунктов, п. 10 радела 7 Приказа 74/114/пр - 136 подпунктов, п. 3 раздела 7 Приказа 74/114/пр — 144 подпункта.

Кроме того, выводы административного ответчика, содержащиеся в акте проверки и предписании, о неразмещении административным истцом в ГИС ЖКХ информации, предусмотренной п. 7 и п. 10 раздела 6 и п. 3 раздела 7 Приказа № 74/114/пр не соответствует действительности, поскольку в действиях Администрации Каменск-Уральского городского округа отсутствует нарушение п. 7 раздела 6 Приказа № 74/114/пр, поскольку указанная норма права, возлагает на орган местного самоуправления обязанность разместить в ГИС ЖКХ информацию о способе формирования фонда

Согласно п.5.1. ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти летс даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2020 №578-ПИ «О внесении изменения в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПИ многоквартирный дом, расположенный по адресу: *** включен в Региональную программу Таким образом, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме №6 по ул.Серова в г.Каменске-Уральском не позднее 31.05.2023года. До указанной даты собственники помещений в многоквартирном доме не могут считаться не реализовавшими свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, а Администрация Каменск-Уральского городского округа не обладает полномочиями по принятию решения о формировании фонда капитального ремонта На счете регионального оператора и соответственно не несет обязанности по размещению информации о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме № 6 по ул.Серова в г. Каменске-Уральском в ГИС ЖКХ.

Кроме того, суд не усматривает в действиях Администрации Каменск-Уральского городского округа нарушение п. 10 раздела 6 Приказа № 74/114/пр, поскольку указанная норма права возлагают на орган местного самоуправления обязанность по размещению в ГИС ЖКХ информации о многоквартирных домах, жилых домах, находящихся в муниципальной собственности и в полном объеме использующихся в качестве общежитий. В собственности муниципального образования Каменск-Уральский городской округ отсутствуют многоквартирные дома и жилые дома в полном объеме использующиеся в качестве общежитий. Кроме того, здания, расположенные по адресам: *** находятся в государственной собственности Свердловской области, а здания, расположенные по адресам: *** являются собственностью Российской Федерации.

Таким образом, Администрация Каменск-Уральского городского округа не несет обязанности по размещению информации о домах, расположенных по адресам: ***.

Более того в действиях Администрации Каменск-Уральского городского округа отсутствует нарушение п. 3 раздела 7 Приказа № 74/114/пр, так как указанная норма права возлагает на орган местного самоуправления обязанность по размещению в ГИС ЖКХ информации об объектах государственного учета

Проанализировав установленные в судебном заседании фактические обстоятельства, а также положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку оспариваемые документы не содержат исчерпывающий перечень о том, какая конкретно информация, предусмотренная п.п. 2-4 ч. 16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ, п.п. 7, 10 раздела 6 и п. 3 раздела 7 Приказа №74/114/пр не размещена в ГИС ЖКХ.

Согласно ч.1 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Иных требований в рамках настоящего административного дела административным истцом не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Администрации Каменск-Уральского городского округа удовлетворить.

Признать незаконным акт проверки *** от 28.04.2021 и Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований *** от 28.04.2021, вынесенные Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в отношении Администрации Каменск-Уральского городского округа.

Возложить на Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обязанность устранить нарушение прав административного истца и сообщить суду и административному истцу об исполнении данного решения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья <***> Е. В. Самойлова