ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4154/2023 от 20.12.2023 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

дело №2а-4154/2023

УИД: 91RS0002-01-2023-006721-74

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 декабря 2023 года город Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,

при секретаре Дресвянниковой Е.М.,

с участием административного истца – ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, помощнику Председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ФИО7, консультанту Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ФИО18 о признании решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации № ВКК 7224/23 от 25.05.2023 незаконным, признании действий незаконными,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о признании решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации № ВКК 7224/23 от 25.05.2023 незаконным, признании действий незаконными.

Заявленные требования мотивированы тем, что на дату принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта – Херсонской области административный истец был судьей Херсонского окружного административного суда.

Высшая квалификационная коллегия судей, сопроводительным письмом № ВКК 7224/23 от 25.05.2023, возвратила административному истцу документы, поданные в связи с участием в конкурсе на замещение вакантной должности судьи Арбитражного суда Херсонской области ссылаясь на то, что ФИО2 не является лицом, замещавшим должность судьи суда, действовавшего на территории Херсонской области на день принятия в Российскую Федерацию Херсонской области, заявителем не представлено удостоверение о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, в приложении к заявлению отсутствуют необходимые документы (характеристики; количественные и качественные показатели работы; документ, свидетельствующий, что претендент не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере), а также с учетом того, что срок подачи документов истек 15 мая 2023 года.

Данное письмо административный истец полагает незаконным и подлежащим отмене решением органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями.

В связи с чем ФИО2 обратился в суд с требованиями:

1. Признать оспариваемое решения ВККС в форме сопроводительного письма №ВКК 7224/23 от 25.05.2023 незаконными.

2. Признать оспариваемые действия по составлению сопроводительного письма №ВКК 7224/23 от 25.05.2023 и возврату административному истцу указанным в нем документов незаконными.

В процессе рассмотрения дела административным истцом 10.11.2023 года поданы изменения к исковому заявлению, в связи с чем на дату рассмотрения административного иска ФИО2 просит:

1. Признать действия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации по возврату ФИО2 документов, представленных ФИО2, как претендентом на вакантную должность судьи, сопроводительным письмом №ВКК 7224/23 от 25.05.2023 незаконными.

2. Признать незаконным бездействие Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации по неисполнению требований части 1 статьи 15 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и пункта 7 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

3. Признать действия консультанта Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ФИО18 по составлению докладной записки на имя Председателя ВККС от 24.05.2023 незаконными.

4. Признать действия помощника Председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ФИО7 по составлению сопроводительного письма №ВКК 7224/23 от 25.05.2023 и возврату ФИО2, указанных в нем документов незаконными.

В процессе рассмотрения дела судом в качестве соответчиков привлечены помощник Председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ФИО7, консультант Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ФИО18.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом изменений к иску от 10.11.2023 года, просит удовлетворить.

Представитель административного ответчика Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Попов В.В. в судебное заседание не явился, направил письменные возражения и дополнения к письменным возражениям в которых просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, а также рассмотреть дело в отсутствие Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Административный ответчик помощник Председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ФИО7. в судебное заседание не явился, направил письменные возражения и дополнения к письменным возражениям в которых просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, а также рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик консультант Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ФИО18 в судебное заседание не явилась, направила письменные возражения в которых просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, а также рассмотреть дело в ее отсутствие.

Информация о дате и времени рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Киевского районного суда г. Симферополя РК.

Согласно положениям части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка лиц, участвующих в деле не признана судом обязательной.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела, направивших заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Частью 8 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

г) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 3 статьи 92 КАС РФ, часть 4 статьи 113 и часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.12.2013 № 1908-0 указал, что в сфере правоприменительной деятельности решения и действия органов публичной власти и их должностных лиц оказывают не всегда непосредственное - в том числе во временном проявлении - влияние на интересы субъектов, статус которых они затрагивают. Иными словами, они могут проявлять свое регулятивно-правовое воздействие на заинтересованных лиц (независимо от их статусной принадлежности к частноправовой или публично-правовой сфере) и становиться известными не сразу, а спустя определенное, порой весьма продолжительное время после их принятия (совершения). Соответственно, исчисление в данном случае сроков для обращения в суд возможно с учетом особенностей этих отношений и имея в виду в конечном счете необходимость восстановления нарушенных прав участников правоотношений и недопустимость отказа в этом исключительно по формальным основаниям вопреки требованиям частей 1 и 2 статьи 19 и частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

Указанное законоположение по своему буквальному смыслу - для исчисления закрепленного им процессуального срока - исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении (Определение Конституционного суда РФ от 2 декабря 2013 года № 1908-0).

Данная норма права связывает начало течения срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного акта с моментом, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.

Течение трехмесячного срока на обращение лица в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ненормативного правового акта начинается не с момента его издания или официального опубликования, то есть с момента, когда лицо гипотетически могло узнать о нарушении данным актом своих прав и законных интересов, а с момента, когда лицо фактически узнало о таком нарушении.

При этом такой момент должен устанавливаться с учетом всей совокупности обстоятельств доведения до заявителя соответствующей официальной информации, содержащейся в ненормативном правовом акте, в том числе ее полноты и реальных возможностей ее получения, а не только, исходя из одного только факта официального опубликования ненормативного правового акта.

Сопроводительным письмом №ВКК 7224/23 от 25.05.2023 года Высшая квалификационная коллегия судей возвратила ФИО2 документы, поданные в связи с участием в конкурсе на замещение вакантной должности судьи Арбитражного суда Херсонской области.

26.06.2023 года ФИО2 обратился в Верховный суд РФ с иском об обжаловании решения и действий ВККС РФ.

Верховный Суд Российской Федерации в определении по делу № АКПИ23- 600 от 4.04.2023 г. возвратил ФИО2 исковое заявление определив подсудность данного дела в районный суд в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса.

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым своим определением от 18.07.2023 г. по делу № М-2262/2023 отметил, что иск подлежит возврату истцу, мотивируя тем, что дело подсудно Верховному Суду Российской Федерации.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 12.09.2023 года определение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18.07.2023 года оставлено без изменения, при этом разъяснено, что письмо и иные действия (бездействие) квалификационной коллегии судей не могут быть оспорены в Верховному Суду Российской Федерации в качестве суда первой инстанции.

В связи с чем суд полагает необходимым ходатайство ФИО2 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления – удовлетворить, восстановить ФИО2 срок на подачу настоящего административного искового заявления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.04.2023 № 92-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области» к участию в конкурсе на вакантные должности допускаются судьи и граждане Российской Федерации, не являющиеся судьями. При этом претенденты должны отвечать предъявляемым к кандидатам на должность судьи требованиям, предусмотренным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.04.2023 № 92-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области» кандидаты на вакантные должности отбираются из числа: судей; граждан Российской Федерации, замещавших должности судей судов, действовавших на территории Херсонской области на день принятия в Российскую Федерацию Херсонской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта; граждан Российской Федерации, не являющихся судьями, сдавших квалификационный экзамен на должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.04.2023 № 92-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области» от сдачи квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда освобождаются: судьи; граждане Российской Федерации, замещавшие должности судей судов, действовавших на территории Херсонской области на день принятия в Российскую Федерацию Херсонской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта; граждане Российской Федерации, не являющиеся судьями, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 настоящего Закона.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования административного истца, исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 14.04.2023 г. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации разместила в «Российской газете» № 81 (9026) объявление об открытии вакантных должностей судей, в том числе об открытии вакансии судей Арбитражного суда Херсонской области.

02 мая 2023 г. в пункт приема документов, расположенный в г. Симферополь, административный истец ФИО2 подал заявление с рекомендацией себя на должность судьи Арбитражного суда Херсонской области.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» для обеспечения деятельности и организации работы ВККС РФ создается аппарат, который является структурным подразделением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемым ВККС РФ.

Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей (далее - Положение), утверждено ВККС РФ 22 марта 2007 г., в том числе определяя структуру аппарата и полномочия его работников по вопросам, относящимся к организации работы квалификационной коллегии судей.

В данном Положении помимо прочего определяются полномочия и порядок назначения секретаря квалификационной коллегии судей (статья 11, 14), а также предусматривается возможность назначения и освобождения от исполнения полномочий помощника председателя квалификационной коллегии судей (абзац 3 статьи 9).

После поступления в ВККС РФ заявления и прилагаемых к данному заявлению документов ФИО2 о рекомендации кандидатом на должность судьи Арбитражного суда Херсонской области, по конкурсу, объявленному в «Российской газете» от 14 апреля 2023 г. № 81 (9026), консультанту ВККС ФИО10 было поручено организовать изучение поступившего материала.

По результатам изучения материала было выявлено, что на дату окончания конкурса (на 15 мая 2023 г.) ФИО2 не представил документы и сведения, указанных в пункте 6 статьи 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 2023 г. № 92-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области». Кроме того, часть представленных сведений носила противоречивый характер, чем было указано в подготовленной по этому поводу докладной записке.

В связи с этим консультант ВККС РФ ФИО10 подготовила мотивированную докладную записку с предложением вернуть заявление и представленные документы ФИО2

В последующем данная докладная записка с приложенными заявлениями ФИО2 переданы для изучения и принятия соответствующего решения Председателю ВККС РФ ФИО11 После изучения данного материала Председатель ВККС РФ принял решение о возврате данных документов с указанием причин их возврата ФИО2, наложив свою резолюцию от 24 мая 2023 г.

Поручение Председателя ВККС РФ о возврате документов ФИО2 оформлено в виде резолюции Председателя ВККС РФ от 24 мая 2023 г. на докладной записке в отношении ФИО2, подготовленной консультантом ВККС РФ ФИО10, и передано Председателем ВККС РФ для реализации изложенных в данной докладной записке предложений в соответствии с пунктом 6 статьи 21 Положения.

В силу пункта 3 статьи 24 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» секретарем ВККС РФ является штатный работник Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

При проведении конкурса на замещение вакантной должности судьи ВККС РФ руководствуется Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»), Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», иными федеральными законами, а также Положением, в пункте 6 статьи 21 которого указано, что секретарь квалификационной коллегии судей заказной корреспонденцией осуществляет возврат документов, поступивших в квалификационную коллегию судей не в полном объеме, установленном федеральным законом, а также копий документов, не заверенных надлежащим образом.

Исходя из представленных выше положений законов, секретарь квалификационной коллегии судей вправе осуществлять возврат документов, поступивших в квалификационную коллегию судей не в полном объеме, установленном федеральным законом, а также копий документов, не заверенных надлежащим образом.

На основании приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 6 июня 2022 г. № 518-л/с ФИО7 замещает должность федеральной гражданской службы - заместитель начальника общего отдела Управления обеспечения деятельности органов судейского сообщества Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Полномочия данной должности определяются в соответствующем должностном регламенте (копия прилагается), в пункте 3.1 которого также входят обязанности по обеспечению деятельности ВККС РФ.

Решением ВККС РФ от 19 ноября 2019 г. ФИО7. назначен секретарем ВККС РФ. 22 сентября 2020 г. решением Президиума ВККС РФ на ФИО7 возложены обязанности помощника Председателя ВККС РФ. Решением ВККС РФ от 22 декабря 2022 г. ФИО7. назначен помощником Председателя ВККС РФ.

К обязанностям секретаря ВККС РФ относится исполнение полномочий, предусмотренных представленными выше нормативными правовыми актами, в том числе и полномочие, указанное в пункте 6 статьи 21 Положения, касательно возврата документов лицам, планировавшим принять участие в конкурсе на должность судьи.

Так, согласно пункту 6 статьи 21 Положения, установив, что на день подачи заявления претендент участвует в другом конкурсе на замещение вакантной должности судьи (подал документы либо имеет положительное заключение квалификационной коллегии судей на другую судейскую должность, от реализации которого он не отказался), секретарь квалификационной коллегии судей заказной корреспонденцией возвращает заявление претендента вместе с приложенными к нему документами и сопроводительным письмом с указанием причины возврата. В таком же порядке осуществляется возврат документов, поступивших в квалификационную коллегию судей с пропуском объявленного срока либо не в полном объеме, установленном федеральным законом, а также копий документов, не заверенных надлежащим образом.

Помимо этого, обязанности по руководству аппаратом ВККС РФ относятся к компетенции Председателя ВККС РФ (пункт 1 статьи 12 Положения), который организует работу ВККС РФ и осуществляет руководство аппаратом ВККС РФ, в том числе принимает управленческие решения, обязательные для исполнения работниками аппарата.

Список документов и сведений, предоставляемых в ВККС РФ, для рекомендации кандидатом на вакантную должность судьи или руководителя суда Херсонской области установлен в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (пункт 6 статьи 5), а равно при назначении судей на территории Херсонской области положения о нем дополнительно регулируются нормами Федерального закона от 3 апреля 2023 г. № 92-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области».

При этом пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 2023 г. № 92-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области» установлен конкретный перечень документов, которые должны быть представлены претендентом.

Для исполнения указания Председателя ВККС РФ и в соответствии с пунктом 6 статьи 21 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного ВККС РФ 22 марта 2007 г., документы ФИО2 были переданы секретарю ВККС РФ, помощнику Председателя ВККС РФ ФИО7 В.А., который в рамках реализации данных полномочий и исполнения поручения Председателя ВККС РФ подписал письмо от 25 мая 2023 г, № ВКК 7224/23 о возврате документов ФИО2, и отправил их административному истцу.

25.05.2023 г. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации сообщила административному истцу о наличии недостатков, включая необходимость сдачи квалификационного экзамена и предоставления заверенных надлежащим образом документов (характеристики; количественные и качественные показатели работы; документ, свидетельствующий, что претендент не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере), а также, что срок подачи документов истек 15.05.2023 года.

Административный истец указывает, что перечисленные в письме ВККС от 25.05.2023 года документы не были предоставлены ввиду действия обстоятельств непреодолимой силы, возникших при проведении СВО, которые не позволяли это сделать административному истцу, поскольку это требование не выполнимо объективно.

Обстоятельства непреодолимой силы, это обстоятельства, которые одновременно являются чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях, при этом (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7, Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12): чрезвычайность предполагает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого в конкретных условиях является необычным. Это выход за пределы нормального, обыденного, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах; непредотвратимость означает, что любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Непредотвратимость должна быть объективной, а не субъективной.

Согласно административному исковому заявлению, здание суда, архив суда и документы суда, в том числе и содержащие статистические данные, остались в г. Херсоне, подконтрольном ВСУ, кроме того, еще до эвакуации, до 31.10.2022 года здание суда поочередно использовалось сначала неустановленными лицами неустановленного воинского подразделения ВС РФ, потом Министерством сельского хозяйства Херсонской области, вместе с тем, доказательств указанных обстоятельств или доказательств непреодолимой силы не представлено.

Кроме того, федеральное законодательство о статусе судей не предусматривает каких-либо исключений, в том числе касательно возникновения обстоятельств непреодолимой силы, позволявших бы лицу, претендующему занять вакантную должность судьи либо руководителя суда, не предоставлять документы и сведения, предусмотренные Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», а в данном случае также и Федеральным законом от 3 апреля 2023 г. № 92-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области».

Таким образом, ссылка ФИО2 на объективные обстоятельства невозможности предоставить ряд документов в ВККС РФ является необоснованной.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 17.11.2023 года № 2-3456/2023 исковое заявление ФИО2 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворено частично. Решением суда возложена обязанность на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж ФИО2 периоды: с 01.09.2001 г. по 27.06.2002г. - обучение в Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого; с 29.11.2010 г. по 27.12.2022 г. - работы в должности судьи Херсонского окружного административного суда и осуществить перерасчет страховой пенсии по старости ФИО2 с 01.03.2023г. с учетом включения вышеуказанных периодов.

Указанное решение по состоянию на дату рассмотрения дела не вступило в законную силу, кроме того, не было представлено с основным пакетом документов, поданных административным истцом в ВККС РФ в связи с участием в конкурсе на замещение вакантной должности судьи Арбитражного суда Херсонской области.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 26 ноября 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд.

Согласно статье 5 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области» до создания на территории Херсонской области судов Российской Федерации правосудие от имени Российской Федерации на указанной территории осуществляют суды, действовавшие на день принятия в Российскую Федерацию Херсонской области и образования в составе Российской Федерации нового объекта. Лица, замещавшие должности судей в этих судах, продолжают осуществлять правосудие до создания и начала деятельности судов Российской Федерации на указанной территории при условии наличия у них гражданства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 3 апреля 2023 года № 92-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области» от сдачи квалификационного экзамена на должность судьи освобождаются граждане Российской Федерации, замещавшие должности судей судов, действовавших на территории Херсонской области на день принятия в Российскую Федерацию Херсонской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.

Исходя из содержания ч. 5 ст. 5 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» что граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, обязаны сдавать квалификационный экзамен.

Доводы административного истца, что он освобожден от сдачи квалификационного экзамена и что требованиями Федерального закона от 03.04.2023 № 92-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области» для кандидатов на вакантную должность судьи федерального суда из числа граждан РФ, замещавших должности судей судов, действовавших на территории Херсонской области на день принятия в РФ и образования в составе РФ нового субъекта, не установлен какой-либо период времени (более или менее трех (пяти и т.д.) лет назад были прекращены полномочия судьи), который учитывается для данных кандидатов, замещавших указанные должности, основаны на неверном толковании норм права, в том числе на неприменении Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Доводы административного истца о нарушении действиями административного ответчика прав административного истца по возврату заявления в части предоставлении полного перечня документов также не нашли своего подтверждения в ходе изучения материалов дела. Частью 8 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2023 № 92-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области» и пунктом 6 статьи 5 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» установлен конкретный перечень документов, которые должны быть предоставлены кандидатом.

В связи с чем действия консультанта Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ФИО18 по составлению докладной записки на имя Председателя ВККС от 24.05.2023 года, действия помощника Председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ФИО7 по составлению сопроводительного письма №ВКК 7224/23 от 25.05.2023 и возврату ФИО2, указанных в нем документов, а также действия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации по возврату ФИО2 документов, представленных ФИО2, как претендентом на вакантную должность судьи, сопроводительным письмом №ВКК 7224/23 от 25.05.2023 года произведены в соответствии с действующим законодательством.

Относительно требований ФИО2 о признании незаконным бездействия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации по неисполнению требований части 1 статьи 15 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и пункта 7 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», суд указывает следующее.

В норме части 1 статьи 15 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» предусмотрено право советов судей и квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий запрашивать у государственных органов, общественных объединений и должностных лиц и получать от них сведения и документы, необходимые для их деятельности.

Вместе с тем, в указанных положениях нормативных правовых актах предусмотрено право, а не обязанность квалификационной коллегии судей на обращение в соответствующие компетентные органы, что следует из буквального толкования данной нормы.

Реализация данного права при назначении судей и руководителей судов в Херсонской области на сегодняшний день возможна только в случае предоставления в квалификационную коллегию судей полного пакета документов и сведений, указанных в пункте 6 статьи 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и статье 3 Федерального закона от 3 апреля 2023 г. № 92-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области».

Согласно норме п. 7 ст. 5 Закона о статусе судей (здесь и далее в ред. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ) ККС организует проверку достоверности документов и сведений, представляемых в ККС претендентом на вакантную должность судьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

По конкурсу, объявленному ВККС РФ в «Российской газете» от 14 апреля 2023 г. № 81 (9026) об открытии вакансии судей Арбитражного суда Херсонской области, срок подачи документов истек 15 мая 2023 года.

На указанную дату ФИО2 не были представлены в ВККС РФ: удостоверение о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи; характеристики; количественные и качественные показатели работы; документ, свидетельствующий, что претендент не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кроме того, ФИО2 только частично заполнил и представил в ВККС РФ сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Таким образом, ФИО2 не исполнил указанные требования законодательства Российской Федерации и не представил в ВККС РФ необходимые документы и сведения, перечисленные в пункте 6 ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации конкретизированные в пункте 5 статьи 21 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Непредоставление даже одного из указанных документов является безусловным основанием для возврата подданных документов, поскольку не позволяет организовать проверку их достоверности ввиду фактического отсутствия.

Письмом №ВКК 7224/23 от 25.05.2023 года заявление ФИО2 возвращено в связи с непредставлением ряда документов, в связи с чем оснований для проверки достоверности представленных документов не имелось.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Как указывалось ранее, по конкурсу, объявленному ВККС РФ в «Российской газете» от 14 апреля 2023 г. № 81 (9026) об открытии вакансии судей Арбитражного суда Херсонской области, срок подачи документов истек 15 мая 2023 года, конкурс проведен.

Таким образом, само по себе признание указанного бездействия незаконным не приводит к каким-либо последствиям для административного истца, оснований к возложению на административного ответчика каких-либо обязанностей, не имеется.

Руководствуясь п. 3, 4 ч. 9 ст. 226, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административный ответчик доказал факт наличия основания для возврата заявления административного истца. Доказательств нарушения требований нормативных правовых актов при возврате заявления административного истца, прав, свобод и законных интересов административного истца административным истцом не предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Ходатайство ФИО2 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления – удовлетворить.

Восстановить ФИО2 срок на подачу административного искового заявления.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, помощнику Председателя ВККС ФИО7., консультанту Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ФИО18 о признании решения ВККС № ВКК 7224/23 от 25.05.2023 незаконным, признании действий незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.

Мотивированное решение изготовлено 27.12.2023 года

Судья А.С. Цыкуренко