ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-415/20 от 02.07.2020 Камызякского районного суда (Астраханская область)

УИД 30RS0009-01-2020-000784-76

№2а-415/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 июля 2020 г. г. Камызяк

Астраханская область

Камызякский районный суд Астраханской области в составе

председательствующего судьи Шараевой Г. Е.

при секретаре Барсуковой М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Комитету имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» о признании незаконными действий органа муниципального контроля,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании незаконными действий органа муниципального контроля, указав, что Комитетом имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» 16.03.2020 в отношении него проведена внеплановая документарная выездная проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Проверка проведена на основании приказа Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» от 21.02.2020 № 5. По результатам проверки составлен акт № 1 от 16.03.2020, согласно которому в действиях ФИО2 выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в использовании земельного участка не по целевому назначению, основанием для такого вывода послужила публикация на сайте https://volga-boss.ru/ о предоставлении услуг рыбалки, охоты, семейного отдыха, гостиницы, организации торжеств. 16.03.2020 сотрудниками Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» ФИО2 выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства. Основанием для проверки послужил доклад руководителя Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области на заседании Правительства Астраханской области под председательством губернатора Астраханской области от 18.02.2020, который не содержал требования о проведении внеплановых проверок и ни одного основания для проведения внеплановой проверки. Действиями должностных лиц Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» в части проведения внеплановой документарной выездной проверки в отношении ФИО2 допущены грубые нарушения требований Федерального закона № 294-ФЗ, в связи с чем, результаты поверки подлежат отмене. Перечисленные в Акте проверки объекты недвижимости являются собственностью ФИО2, используются им для проживания с членами его семьи, технические характеристики указанных зданий не обладают признаками, необходимыми для отнесения их к гостиничному или ресторанному бизнесу, в них отсутствуют ресепшен, нет комнаты для питания, прачечной и т.п. Ранее, ФИО2 планировал использовать указанный земельный участок с целью предоставления услуг рыбалки, охоты, семейного отдыха, гостиницы, организации торжеств, в связи с чем и разместил данную информацию, Усадьба сдавалась в краткосрочную аренду, только для одной компании и одновременно только по одному договору, по аналогии со сдачей квартир в наем. Указанные услуги ФИО2 в настоящее время не оказываются, в ходе проверки факт осуществление указанных услуг проверяющими не зафиксирован. Не убрал информацию с сайта, с целью привлечения арендаторов. Факт использования земельного участка в коммерческих целях не доказан. Приказ председателя Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» от 21.02.2020 № 06 не соответствует требованиям действующего законодательства. Действиями должностных лиц нарушены права и законные интересы административного истца, поскольку возлагают на него обязанности по устранению нарушений земельного законодательства. Административный истец просит признать незаконными действия должностных лиц Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» по проведению 16.03.2020 в отношении ФИО2 внеплановой документарной выездной проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, КН 30:05:190202:15, и выдачи предписания, обязать должностные лица Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2

Административный истец ФИО2, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы административного иска и исковые требования, дополнила, что законом не запрещено собственнику сдавать свое жилое помещение по договору найма, что и планировал административный истец, имело место незаконное вторжение на его земельный участок, в п. 5 Приказа №06 указано о проведении проверки в отношении другого гражданина ФИО4, уточнила исковые требования в части обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2 путем отмены предписания.

Представитель административного ответчика – Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» ФИО5 в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, пояснил, что согласно закону и Административному Регламенту имелись основания для проведения проверки, в ходе которой получена информация по сети Интернет о предоставлении ФИО2 коммерческих услуг на земельном участке, выдано предписание, нарушения до настоящего времени не устранены, из-за нецелевого использования земельного участка в местный бюджет не поступают налоги по более высокой ставке, чем под ИЖС, указание в Приказе о проведении проверки другого лица расценивает как техническую ошибку.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 1 статьи 72 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Частью 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.

Согласно п. 35 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 21.07.2014 г. № 234-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Порядок осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования «Камызякский район» урегулирован Административным регламентом администрации МО «Камызякский район», утвержденным Постановлением администрации МО «Камызякский район» от 23 мая 2019 года № 811.

В п. 3.5 названного Административного регламента закреплены порядок организации и проведения внеплановой проверки.

Внеплановые проверки в отношении граждан проводятся, в том числе в случаях нарушения имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан (п. 3.5.1 Административного регламента).

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 30:05:190202:15, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, площадь 2500 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от 10.12.2008.

Согласно свидетельству о государственной регистрации <адрес> от 11.07.2008 ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Литер А, этажность: 2 с мансардой, площадь 385,6 кв.м.

Согласно свидетельству о государственной регистрации <адрес> от 13.12.2011 ФИО2 является собственником нежилого помещения – сауна площадью 119,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

В обращении исполняющей обязанности руководителя агентства по Управлению государственным имуществом Астраханской области от 26.12.2019 ФИО7 в адрес главы администрации МО «Камызякский район», руководителя Управления Росреестра по Астраханской области, руководителя УФНС по Астраханской области указано о необходимости проведения в течении 2020 года мероприятия в рамках муниципального земельного контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером 30:05:190202:15 и смежных земельных участков, поскольку в ходе обращения ФИО2 об исключении из перечня нежилого здания с кадастровым номером 30:05:190110:317, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 30:05:190202:15 по адресу: <адрес> усматривается возможное несоответствие землепользования фактическому использованию, так как при сопоставлении сведений публичной кадастровой карты и данных интернет-сайтов https://volga-boss.ru/, 101hotels.ru и др. на указанном участке с разрешенным использованием «для индивидуальной жилой застройки» находятся объекты базы отдыха.

К обращению приложены фотоснимки в отношении указанного земельного участка: выписка из публичной кадастровой карты, реклама загородной резиденции BOSS с предоставлением коммерческих услуг.

Приказом Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» № 06 от 21.02.2020 «О проведении внеплановой документарной и выездной проверки соблюдения земельного законодательства» постановлено провести проверку в отношении гражданина ФИО2 на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 30:05:190202:15.

Цель проверки выявление и пресечение нарушений земельного законодательства. Основанием для проведения проверки соблюдения земельного законодательства в отношении ФИО2 является доклад руководителя агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области на заседании Правительства Астраханской области от 18 февраля 2020 года, задачей проверки является соблюдение земельного законодательства, требований охраны и использования земель. Срок проверки установлен 10 рабочих дней с 06 марта 2020 года и не позднее 20 марта 2020 года. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначен главный специалист отдела по управлению и ведению земельных отношений Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» ФИО6

21 февраля 2020 года в адрес ФИО2 направлено уведомление о проведении проверки соблюдения действующего законодательства на вышеуказанном земельном участке на 06 марта 2020 г. в 10ч. 00мин., ФИО2 был уведомлен 2 марта 2020 года, что подтверждается подписью на Уведомлении.

Актом проверки органом государственного контроля ФИО2 № 1 от 16 марта 2020 года установлено, что в ходе выезда 06 марта 2020 г. в 10ч. 00мин. на место главным специалистом Комитета имущественных и земельных отношений администрации Мо «Камызякский район» ФИО6 было выявлено, что земельный участок огорожен металлическим забором на кирпичных стойках, фактический обмер земельного участка составляет 2425 кв.м, на земельном участке располагается двухэтажное здание с мансардой, в котором осуществляется услуги гостиницы, ресторана, двухэтажная сауна, большой бассейн под открытым небом и деревянная беседка. Выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в том, что ФИО2 использует земельный участок из состава категории земель – «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования – «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2500 кв.м, с кадастровым номером 30:05:190202:15 для осуществления коммерческой деятельности под размещение Загородной резиденции BOSS, о чем свидетельствуют размещение публикаций на сайте https://volga-boss.ru/, предоставление услуг рыбалки, охоты, семейного отдыха, гостиницы, организации торжеств не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. При проведении проверки присутствовал ФИО2

К Акту проверки соблюдения требований земельного законодательства от 16 марта 2020 года по адресу: <адрес>, кадастровый номер 30:05:190202:15 приложены схематический чертеж и обмер границ земельного участка, фототаблица (фото № 1 – гостиница, фото № 2- бассейн, фото № 3 – беседка, фото № 4 – сауна).

С Актом проверки ФИО2 ознакомлен, копию акта со всеми приложениями получил, в Акте указал, что не согласен с доводами акта проверки, после детального изучения готов предоставить возражения в письменном виде.

В письменных объяснения от 10 марта 2020 г. ФИО2 указал, что двухэтажный дом им сдается в аренду, заключает договор аренды с арендаторами, оплачивает соответствующие налоги, у него нет флота, привлекает других, питание только по необходимости, сайт создал для широкой узнаваемости.

16 марта 2020 года в адрес ФИО2 главным специалистом отдела по управлению и ведению земельных отношений Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» ФИО6 выдано предписание об устранении в срок до 16 сентября 2020 года выявленного нарушения земельного законодательства, выразившееся в том, что ФИО2 использует земельный участок из состава категории земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования – «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <...>, площадью 2500 кв.м, кадастровый номер 30:05:190202:15, для осуществления коммерческой деятельности под размещение Загородной резиденции BOSS, о чем свидетельствуют размещение публикаций на сайте https://volga-boss.ru/. Предоставление услуг рыбалки, охоты, семейного отдыха, гостиницы, организации торжеств не по целевому назначению с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

18 марта 2020 г. председатель Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» в адрес начальника Камызякского отдела Управления Росреестра по Астраханской области направил материал проверки соблюдения земельного законодательства на вышеуказанный земельный участок для решения вопроса о привлечении гражданина ФИО2 к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ.

Из письма начальника Камызякского отдела Управления Росреестра по Астраханской области от 19 марта 2020 г. следует, что по рассмотренным материалам проверки соблюдения земельного законодательства в отношении гражданина ФИО2 возбуждено административное производство.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что нарушений порядка проведения внеплановой выездной проверки в отношении гражданина ФИО2 не установлено, проверка проведена уполномоченным должностным лицом, которое действовало в пределах его компетенции и в соответствии с законом, Административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации МО «Камызякский район» от 23 мая 2019 года № 811, нарушения норм, регламентирующих проведение внеплановых проверок физических лиц в области соблюдения земельного законодательства, которые повлекли бы нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО2 должностным лицом не допущено.

Акт проверки соблюдения земельного законодательства № 1 от 16 марта 2020 года и предписание от 16 марта 2020 г. также вынесены уполномоченным должностным лицом в соответствии с действующим законодательством, в присутствии административного истца.

Федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации и нормы актов органов местного самоуправления предусматривают осуществление муниципального земельного контроля в отношении граждан с составлением акта проверки и не исключают возможность выдачи предписания об устранении выявленных нарушений в области земельных отношений.

Сама по себе выдача предписания от 16 марта 2020 г. никаких негативных последствий для административного истца не порождает, поскольку оно фактически не носит властно-распорядительного характера, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей административного истца, носит исключительно предупредительный характер и имеет целью информирование лица, в отношении которого оно вынесено.

Доводы представителя административного истца о том, что в ходе проверки факт осуществления коммерческих услуг не зафиксирован, судом опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, как-то размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информация в виде объявлений с прайс-листом о роскошной вилле на 12 человек, посещении сауны и бассейна, проведении торжеств, а также услуги егерей и общественного питания по адресу: близ <адрес>, информация из интернета носит адресатный характер – ФИО1.

Как следует из ч. 3 ст. 48, п. 1 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Неверное указание в п. 5 Приказа Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» № 06 от 21.02.2020 о проведении проверки в отношении другого гражданина ФИО4 не свидетельствует о незаконности проведенной проверки.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований административного истца ФИО2 к Комитету имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» о признании незаконными действий должностных лиц Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» по проведению внеплановой документарной выездной проверки соблюдения земельного законодательства и выдачи предписания, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда с подачей жалобы через Камызякский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Решение изготовлено в совещательной комнате и отпечатано на компьютере.

Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2020 года.

Судья Г. Е. Шараева