Дело № 2а-415/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2018 года город Тверь
Пролетарский районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой И.И.,
при секретаре Аракчеевой Д.Н.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области ФИО5,
представителя заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Тверской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области о признании незаконным действия в части внесения в налоговое уведомление № от 07 декабря 2017 года сведений о необходимости уплаты земельного налога за налоговый период 2016 года в сумме 15 087 рублей, признании незаконным бездействия в части отказа в предоставлении льготы при расчете земельного налога за налоговый период 2016 года, возложении обязанности учесть полагающуюся льготу и освободить от уплаты земельного налога за налоговый период 2016 года,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области, в котором просит признать незаконным действие в части внесения в налоговое уведомление № от 07 декабря 2017 года сведений о необходимости уплаты земельного налога за налоговый период 2016 года в сумме 15 087 рублей, признать незаконным бездействие в части отказа в предоставлении льготы при расчете земельного налога за налоговый период 2016 года, возложить обязанность учесть полагающуюся льготу и освободить от уплаты земельного налога за налоговый период 2016 года.
В обоснование заявленных требований указано, что ему для оплаты предъявлено налоговое уведомление № о необходимости уплаты земельного налога за налоговый период 2015 года на общую сумму 727 рублей и 2016 года на общую сумму 15 087 рублей по следующим объектам налогообложения, принадлежащим ему на праве собственности: земельным участкам с кадастровыми номерами: № и № расположенным <адрес>. С 19 марта 2015 года его семья получила статус многодетной, что подтверждено удостоверением многодетной семьи города Москвы, выданным 04 апреля 2015 года УСЗН Района «Савелки» г. Москвы сроком действия до 19 марта 2031 года. При проведении налоговым органом расчета земельного налога ему, как отцу многодетной семьи, была обоснованно учтена льгота за налоговый период 2015 года в размере 3 636 рублей, то есть с ДД.ММ.ГГГГ он был полностью освобожден от уплаты земельного налога. Таким образом, несмотря на то, что удостоверение многодетной семьи выдано ему по месту жительства в городе Москве, а земельные участки, подлежащие налогообложению, находятся на территории <адрес>, налоговый орган признал его право на льготу применительно к вышеуказанным нормативным актам. За налоговый период 2016 года вместо освобождения его полностью от уплаты земельного налога, ему была только предоставлена льгота в размере 3 018 рублей, то есть он был освобожден от уплаты земельного налога лишь до ДД.ММ.ГГГГ (то есть до момента, когда его старшему ребенку – ФИО2 – исполнилось 18 лет). Действия должностных лиц налогового органа в части отказа в учете имеющейся у него льготы по оплате земельного налога при расчете такового за налоговый период 2016 года считает неправомерными. По Закону города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей» с детьми в городе Москве» многодетной семьей считается семья, в которой родились или воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет (учащимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет). Полагает, что при достижении его старшим ребенком возраста 18 лет его семья не утратила статус многодетной. Полагает, что за налоговый период 2016 года он должен быть освобожден от уплаты земельного налога полностью.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил суд удовлетворить их.
Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что в соответствии с требованиями налогового законодательства сведения о земельных участках для исчисления земельного налога предоставляются в Инспекцию органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра, а также государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поскольку Инспекция не является первоисточником информации в отношении недвижимого имущества (в частности, земельных участков), налоговый орган реализует возложенные на него функции по начислению физическим лицам земельного налога не иначе, как на основании сведений, представленных вышеназванным уполномоченным органом. На ФИО1 зарегистрированы земельные участки, указанные в налоговом уведомлении № от 07 декабря 2017 года. Согласно названному уведомлению ФИО1 в соответствии с главой 31 НК РФ начислен земельный налог за 2015-2016 годы в сумме 15 814 рублей 00 копеек по сроку уплаты по налоговому уведомлению до 14 февраля 2018 года. Названное налоговое уведомление было направлено в адрес ФИО1 Истцом в адрес инспекции были направлены обращения на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, на которые был дан обоснованный ответ. Решением Совета депутатов Ручьевского сельского поселения № 139 от 10 октября 2011 года многодетные семьи (родители и их дети, не достигшие возраста 18 лет) освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки на территории Ручьевского сельского поселения. Срок действия выданного ФИО1 удостоверения многодетной семьи не является основанием для перерасчета земельного налога после 04 февраля 2016 года. На основании представленных административным истцом документов с 13 марта 2015 года по 04 февраля 2016 года ему как многодетному родителю предоставлена льгота.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Тверской области ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что Законодательным Собранием Тверской области принят Закон Тверской области от 29 декабря 2014 года № 78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке». Данный закон устанавливает статус, а также правовые, организационные, экономические основы социальной поддержки многодетной семьи в Тверской области в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и активную деятельность многодетной семьи, оценку социальной значимости труда многодетных родителей по воспитанию детей, а также улучшения демографической ситуации в Тверской области. Согласно ст.2 Закона многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста. Согласно пп.6.10 п.6 решения Совета депутатов Ручьевского сельского поселения № 139 освобождаются от уплаты налога многодетные семьи, а именно родители и их дети, не достигшие возраста восемнадцати лет. Инспекцией в отношении ФИО1 была учтена льгота как отца многодетной семьи при расчете земельного налога в период с 19 марта 2015 года по 04 февраля 2016 года, то есть до момента достижения дочерью заявителя ФИО2 возраста 18 лет.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно ч.1 ст.38 НК РФ возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения, которым признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Земельный налог относится к местным налогам и в силу ч.1 ст.387 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч.2 ст.387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
В силу ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит ? доля в праве на земельный участок, кадастровый номер: №, из земель населенных пунктов для личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, и ? доля в праве на земельный участок, кадастровый номер: №, из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Приведенные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 является отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из материалов дела и подтверждено сторонами в ходе судебного заседания, при определении размера земельного налога за налоговый период 2015 года по указанным выше объектам налогообложения ФИО1 предоставлена льгота в размере 3 636 рублей, то есть с 19 марта 2015 года он был полностью освобожден от уплаты земельного налога; за налоговый период 2016 года ему также предоставлена льгота в размере 3 018 рублей, то есть он был освобожден от уплаты земельного налога до 04 февраля 2016 года, то есть до достижения его старшим ребенком возраста 18 лет.
Обращаясь в суд с настоящим иском и указывая на неправомерность действий (бездействия) административного ответчика, ФИО1 со ссылкой на положения Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» полагает, что по достижении его старшим ребенком возраста 18 лет он не утрачивает право на льготу, поскольку его семья не лишается статуса многодетной семьи, что подтверждается выданным ему удостоверением многодетной семьи города Москвы, действительным до 19 марта 2031 года.
Однако суд не принимает указанные доводы административного истца, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Как указывалось выше, земельный налог относится к местным налогам и обязателен к уплате на территориях тех муниципальных образований, нормативными правовыми актами представительных органов которых он введен в действие.
Решением Совета депутатов Ручьевского сельского поселения Конаковского района Тверской области от 10 октября 2011 года № 139, действующим в период спорных правоотношений, установлены льготы по земельному налогу в отношении определенной категории граждан на территории муниципального образования «Ручьевское сельское поселение». Так, указанным решением освобождены от уплаты земельного налога, в том числе многодетные семьи (родители и их дети, не достигшие возраста 18 лет).
Таким образом, в тексте приведенного решения прямо указано, что к многодетным семьям относятся родители и их дети, не достигшие возраста 18 лет.
При определении количества детей, входящих в состав многодетной семьи применительно к указанному выше решению Совета депутатов Ручьевского сельского поселения, следует руководствоваться положениями Закона Тверской области от 29 декабря 2004 года № 78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке», согласно статье 1 которой многодетная семья - семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста.
С учетом приведенных положений закона под многодетной семьей в указанном выше решении Совета депутатов Ручьевского сельского поселения Конаковского района Тверской области следует понимать семью, имеющую в своем составе трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет.
Наличие у ФИО1 удостоверения многодетной семьи, выданного УСЗН района «Савелки» г. Москвы и имеющего срок действия до 31 марта 2031 года (то есть до достижения младшим ребенком возраста 16 лет), не свидетельствует о том, что ФИО1 имеет право на получение льготы по земельному налогу, установленному решением Совета депутатов Ручьевского сельского поселения Конаковского района Тверской области от 10 октября 2010 года № 139. В данном случае для получения такой льготы имеет значение наличие в семье не менее трех детей, не достигших возраста восемнадцати лет.
Поскольку в период с 13 марта 2015 года по 04 февраля 2016 года в семье ФИО1 имелось трое детей, не достигших возраста восемнадцати лет, последнему и была предоставлена льгота по земельному налогу в виде освобождения от его уплаты в указанный период на основании приведенного выше решения Совета депутатов Ручьевского сельского поселения Конаковского района Тверской области.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание приведенные выше нормы закона, суд приходит к выводу о том, что Инспекцией правомерно начислен земельный налог за налоговый период 2016 года в размере 15 087 рублей с учетом предоставленной административному истцу льготы до 04 февраля 2016 года, в связи с чем оснований для признания указанных действий незаконными не имеется. Соответственно, бездействия административного ответчика в части непредставления административному истцу льготы по уплате земельного налога за указанный налоговый период суд не усматривает.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемые административным истцом действия совершены органом, обладающим полномочиями на совершение действий; порядок совершения оспариваемых действий соблюден; имеются предусмотренные законом основания для совершения оспариваемых действий; содержание оспариваемых действий соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; оспариваемые действия не нарушают прав и законных интересов административного истца. Оснований для предоставления ФИО1 льготы по земельному налогу за налоговый период 2016 года в виде освобождения от уплаты налога полностью после 04 февраля 2016 года не имеется.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 отсутствуют.
Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
При подаче административного иска административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
Поскольку исковые требования ФИО1 признаны судом не подлежащими удовлетворению, судебные расходы в силу ст.111 КАС РФ возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.175-181 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области о признании незаконным действия в части внесения в налоговое уведомление № от 07 декабря 2017 года сведений о необходимости уплаты земельного налога за налоговый период 2016 года в сумме 15 087 рублей, признании незаконным бездействия в части отказа в предоставлении льготы при расчете земельного налога за налоговый период 2016 года, возложении обязанности учесть полагающуюся льготу и освободить от уплаты земельного налога за налоговый период 2016 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.И. Дмитриева
Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2018 года.
Судья И.И. Дмитриева