Дело № 2а-415/2022
УИД 18RS0007-01-2022-000647-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Балезино 24 августа 2022 года
Балезинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гафуровой С.В., с участием
помощника прокурора Балезинского района УР Артемьевой Т.М.,
при секретаре Корепановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления образования Администрации Муниципального образования «Балезинский район» к ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УФССП России по УР, заинтересованное лицо прокуратура Балезинского района УР об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Управление образования Администрация Муниципального образования «Балезинский район» обратилась в Балезинский районный суд УР с административным исковым заявлением к ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УФССП России по УР, заинтересованное лицо прокуратура Балезинского района УР об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требования административного истца мотивированы тем, что в производстве ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УР находится исполнительное производство -ИП (так в заявлении), возбужденное в отношении должника Управления образования Администрации муниципального образования «Балезинский район» на основании исполнительного листа № ФС 025017619 от 25.02.2021 года, выданного по решению Балезинского районного суда УР от 11.01.2021 года по делу № 2а-107/2019, предмет исполнения: обязать Управление образования Администрации муниципального образования «Балезинский район» в срок до 01.09.2021 профинансировать МБОУ «Быдыпиевская ООШ» в целях выполнения следующих мероприятий: обеспечения надлежащего функционирования систем видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест размещения, в том числе, путем непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение 1 месяца; оборудование объекта системами (средствами) оповещения и управления доступом либо автономными средствами (системами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Управление образования Администрации муниципального образования «Балезинский район» является должником по указанному исполнительному производству.
В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем постановлением от установлен исполнительский сбор в размере 50 000,00руб.
Административный истец считает, что имеются основания для освобождения истца от исполнительского сбора ввиду следующего. В 2021 году согласно Уведомлению о лимитах бюджетных обязательств из бюджета муниципального образования «Балезинский район» Управлению образования муниципального образования «Балезинский район» были выделены финансовые средства в размере 507 668 700,00руб. Полученные средства Управлением образования распределялись самостоятельно по подведомственным учреждениям. Данных средств было недостаточно для исполнения решения суда.
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17.05.2021 года №49-РЗ «О преобразовании муниципальных образовании на территории Балезинского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее по тексту - Закон УР № 49-РЗ) со дня формирования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» полномочия администраций сельских поселений, Администрации муниципального образования «Балезинский район» и контрольно-счетного органа муниципального образования «Балезинский район» прекращаются. Со дня прекращения полномочий органов местного самоуправления сельских поселений, органов местного самоуправления муниципального образования «Балезинский район», являющихся юридическими лицами, указанные органы местного самоуправления подлежат ликвидации как юридические лица на основании решений, принимаемых Советом депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики», в которых определен состав ликвидационной комиссии, функции ликвидационной комиссии, планы ликвидационных мероприятий, срок проведения ликвидации.
Решение Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» об учреждении Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» было принято 16.11.2021 года Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» зарегистрирована в качестве юридического лица 22.11.2021 года.
16.12.2021 года Советом депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» принято решение о ликвидации Администрации муниципального образования «Балезинский район». 28.12.2021 года Советом депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» принято решение о правопреемстве органов местного самоуправления Балезинского района.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 16.12.2021 года №3-45 утвержден бюджет муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики». Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств с 01.01.2022 года является Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики».
Действий по замене должника исполнительного производства судебным приставом-исполнителем не произведено до настоящего времени.
Кроме того, имущественное положение истца не позволяет исполнить решение и постановление судебного пристава-исполнителя, так как Администрация муниципального образования «Балезинский район» находится в стадии ликвидации, полномочия не осуществляет, главным распорядителем бюджетных средств не является.
Административный истец просит освободить Управление образования Администрации муниципального образования «Балезинский район» от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Балезинскому и Кезскому районам от 01.04.2022 года по исполнительному производству № 40189/21/18024-ИП.
Определением суда от 21 июня 2022 года при подготовке дела к судебному заседанию в соответствии со ст. 221 КАС РФ было привлечено в качестве соответчика УФССП России по УР, в соответствии со ст. 47 КАС в качестве заинтересованного лица – судебный пристав-исполнитель ОСП по Балезинскому и Кезскому районам ФИО1
Определением суда от при подготовке дела к судебному заседанию в соответствии со ст. 47 КАС в качестве заинтересованного лица – судебный пристав-исполнитель ОСП по Балезинскому и Кезскому районам ФИО2
Определением суда от с согласия участников процесса в судебном заседании была произведена замена административного истца Управления образования Администрации муниципального образования «» на правопреемника Управление образования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики». При подготовке дела к судебному разбирательству 27.07.2022 года в соответствии со ст. 47 КАС РФ в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление образования Администрация Муниципального образования «Балезинский район» в лице председателя ликвидационной комиссии ФИО3
В судебное заседание представитель административного истца Управления образования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления ФССП по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель административного ответчика ОСП по Балезинскому и Кезскому районам Управления ФССП по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, имеется заявление.
Заинтересованные лица судебный пристав-исполнитель ОСП по Балезинскому, Кезскому районам УФССП России по УР ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, имеются расписки.
Представитель заинтересованного лица Управления образования Администрации муниципального образования «Балезинский район» в лице председателя ликвидационной комиссии ФИО3 в судебное заседание не явился, имеется почтовое уведомление.
В соответствии с п.6 ст. 226, ч.1 ст. 178 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав в соответствии со ст. 62, 63 КАС РФ письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
В силу ст. 4 Ф3 «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 5 Ф3 «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения российской федерации» и иными федеральными законами.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона от № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены ст. 12 Федерального закона от № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от - ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на исполнении судебного пристава-исполнителя ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УФССП России по УР ФИО1 находится исполнительное производство -ИП от об обязании Управления образования Администрации муниципального образования «Балезинский район» в срок до 01.09.2021 профинансировать МБОУ «Быдыпиевская ООШ» в целях выполнения следующих мероприятий: обеспечения надлежащего функционирования систем видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест размещения, в том числе, путем непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение 1 месяца; оборудование объекта системами (средствами) оповещения и управления доступом либо автономными средствами (системами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УФССП России по УР ФИО2 от с Управления образования Администрации муниципального образования «Балезинский район» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
В силу части 17 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (часть 1.3 статьи 50 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Постановлением Правительства Российской Федерации от N 606 "О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб" утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным (далее - Правила).
Согласно данным Правилам извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Федерального закона "Об исполнительном производстве", может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству (пункт 3).
Постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление о взыскании исполнительского сбора, подписанные судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлены должнику путем электронного документооборота и соответственно, и прочтены в 07 час. 07 мин. и в 10 час. 44 мин. соответственно должником на портале "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно положениям ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
Согласно ч. 5 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от № 229-ФЗ, исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:
- по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;
- при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
- по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
- по судебным актам по обеспечительным мерам;
- по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
- по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;
- по запросу центрального органа о розыске ребенка.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 того же Федерального закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 Постановление Пленума от «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Из представленных в судебное заседание стороной административного истца и судебным приставом-исполнителем материалов следует, что согласно справки Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» № 1331 от 26.04.2022 в настоящее время доходов бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» недостаточно на реализацию в полном объеме всех предусмотренных законодательством полномочий. Расходование бюджетных средств на уплату различных штрафов приведет к еще более низкой финансовой обеспеченности муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики».
Уведомлением начальника Управления финансов от 21.12.2020 года доведены лимиты бюджетных обязательств из бюджета муниципального образования «Балезинский район» на 2021 год Управлению образования Администрации муниципального образования «Балезинский район» на общую сумму 507 668 700,00руб.
Справки Управления образования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» без номера от 24.05.2022, 06.07.2022 подтверждают, что средства бюджета «Управление образования муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» в первую очередь направлены на выплату заработной платы работников организаций бюджетной сферы, оплату страховых взносов и налогов; оплату коммунальных услуг организациями бюджетной сферы; услуги связи; услуги по содержанию зданий, сооружений; уплату налогов. В настоящее время средств в Управлении образования муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» недостаточно на реализацию в полном объеме всех предусмотренных законодательством полномочий. Расходование бюджетных средств на уплату различных штрафов приведет к еще более низкой финансовой обеспеченности.
27.04.2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УФССП России по УР истцу вынесено предупреждение с разъяснением ст. 315 УК РФ.
01.04.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УФССП России по УР вынесено постановление, согласно которому истцу установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.06.2022.
Приказами Управления образования муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» №185-ОД от 02.06.2022 года, №191-ОД от 08.06.2022 года доведены лимиты на обеспечение безопасности образовательных организаций, в том числе МБОУ «Быдыпиевская ООШ».
Согласно контракта от МБОУ «Быдыпиевская ООШ» и ООО «Интеллект-Сервис» заключили договор на монтаж и наладку системы оповещения и управления эвакуацией людей. Срок выполнения работ в течение 15 дней с момента заключения контракта.
План финасово-хозяйственной деятельности на 2022 и плановый 2023 и 2024 годов Управления образования муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 31.03.2022 года содержит совокупность операций по получению денежных средств и их расходованию учреждением.
Скриншот страницы официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок подтверждает размещение 26.06.2022 года МБОУ «Быдыпиевская ООШ» заявки на монтаж и наладку системы видеонаблюдения.
11.11.2021 Администрацией муниципального образования «Балезинский район» в адрес Председателя Правительства Удмуртской Республики направлено письмо №4134 об оказании содействия в выделении финансовых средств для устранения нарушений антитеррористической защищенности объектов по решениям суда с приложением потребности в финансировании муниципальных бюджетных образовательных учреждений.
Согласно разъяснений Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2021 года предложено провести анализ расходных обязательств на 2021 год с целью определения приоритетности направления расходования средств бюджетных ассигнований для решения первоочередных задач с учетом существующих бюджетных ограничений в пределах имеющихся источников доходов бюджета МО «Балезинский район».
Из разъяснений Министерства финансов Удмуртской Республики от 09.12.2021 года следует, что необходимо провести анализ расходных обязательств на 2021 год с целью определения приоритетности направления расходования средств бюджетных ассигнований для решения первоочередных задач с учетом существующих бюджетных ограничений в пределах имеющихся источников доходов бюджета МО «Балезинский район».
Согласно письма Управления образования муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» от 04.04.2022 года Главе муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» административный истец просит выделить денежные средства на оплату исполнительского сбора, устранение нарушений антитеррористической защищенности образовательных объектов по решениям суда.
Согласно ответа первого заместителя главы Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» без номера от 12.05.2022 года планируется проведение совещания по вопросам антитеррористической защищенности образовательных объектов.
23.05.2022 года Управление образования муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» обратилось в Министерство образования и науки УР об оказании содействия в выделении финансовых средств для устранения нарушений антитеррористической защищенности объектов и оплаты исполнительных сборов.
23.05.2022 года Управление образования муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» обратилось в прокуратуру Балезинского района УР об исключении из исковых требований к образовательным учреждениям пунктов, не соответствующих требованиям к антитеррористической защищенности объектов.
Согласно ответа прокуратуры Балезинского района УР от 29.06.2022 года в полномочия прокурора не входит пересмотр решений суда, вступивших в законную силу.
Согласно контракта от , локально-сметного расчета , акта о приемке выполненных работ от МБОУ «Быдыпиевская ООШ» и ООО «СТЕЛС» заключили договор монтажа и наладки системы видеонаблюдения, которая была установлена .
Из акта о приемке выполненных работ от следует, что ООО «Интеллект-Сервис» произвел монтаж и наладку системы оповещения и управления эвакуацией людей в здании МБОУ «Быдыпиевская ООШ».
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УФССП России по УР от 25.07.2022 исполнительное производство № 40189/21/18024-ИП окончено – требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
Из распоряжения Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» -к от следует, что ФИО4 назначена на должность начальника Управления образования на неопределенный срок.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей (часть 3).
В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
При этом, в пункте 78 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от N 50 разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от N13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Оценив в соответствии с вышеуказанными нормами права представленные доказательства, суд считает, что административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, не принято всех мер для надлежащего исполнения исполнительного документа, а отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Доводы административного истца о проведении в отношении Администрации муниципального образования «Балезинский район» ликвидационных мероприятий, отсутствие правопреемства в ходе исполнительного производства не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Статьей 1 Гражданского кодекса РФ определены основы гражданского законодательства, к числу которых относится то, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу статей 61, 419 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, а обязательство прекращается ликвидацией юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно части 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Частью 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 17 мая 2021 года № 49-РЗ «О преобразовании муниципальных образовании на территории Балезинского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее по тексту – Закон УР № 49-РЗ) определено преобразовать следующие муниципальные образования, образованные на территории Балезинского района Удмуртской Республики, входящие в состав муниципального образования «Балезинский район» и наделенные статусом сельских поселений: муниципальное образование «Андрейшурское», муниципальное образование «Балезинское», муниципальное образование «Большеварыжское», муниципальное образование «Верх-Люкинское», муниципальное образование «Воегуртское», муниципальное образование «Исаковское», муниципальное образование «Каменно-Задельское», муниципальное образование «Кестымское», муниципальное образование «Карсовайское», муниципальное образование «Киршонское», муниципальное образование «Кожильское», муниципальное образование «Люкское», муниципальное образование «Пыбьинское», муниципальное образование «Сергинское», муниципальное образование «Турецкое», муниципальное образование «Эркешевское», муниципальное образование «Юндинское», путем их объединения и создания вновь образованного муниципального образования, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований.
Наделить вновь образованное муниципальное образование статусом муниципального округа (далее - муниципальное образование «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики») (часть 2 статьи 1 Закона УР № 49-РЗ).
Из положений статьи 3 Закона УР № 49-РЗ следует, что муниципальное образование «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» со дня его создания становится правопреемником сельских поселений и муниципального образования «Балезинский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Органы местного самоуправления муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления сельских поселений и муниципального образования «Балезинский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
В силу части 1 статьи 4 Закона УР № 49-РЗ до формирования органов местного самоуправления муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях осуществляют в порядке, установленном уставами сельских поселений и муниципального образования «Балезинский район», органы местного самоуправления сельских поселений и муниципального образования «Балезинский район», которые на день создания муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
Со дня формирования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» полномочия администраций сельских поселений, Администрации муниципального образования «Балезинский район» и контрольно-счетного органа муниципального образования «Балезинский район» прекращаются (часть 4 статьи 4 Закона УР № 49-РЗ).
Со дня прекращения полномочий органов местного самоуправления сельских поселений, органов местного самоуправления муниципального образования «Балезинский район», являющихся юридическими лицами, указанные органы местного самоуправления подлежат ликвидации как юридические лица на основании решений, принимаемых Советом депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики», в которых определяются состав ликвидационной комиссии, функции ликвидационной комиссии, планы ликвидационных мероприятий, срок проведения ликвидации (часть 5 статьи 4 Закона УР № 49-РЗ).
Решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ «Балезинский район Удмуртской Республики» от 15 ноября 2021 года № 2-24 утвержден Устав муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики».
Частью 1 статьи 50 Устава предусмотрено, что настоящий Устав подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования), за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.
Устав муниципального образования «Муниципальный округ «Балезинский район Удмуртской Республики» официально опубликован в общественно-политической газете «Вперед» от 10 декабря 2021 года № 48.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ «Балезинский район Удмуртской Республики» от 15 ноября 2021 года № 2-26 учреждена Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» и наделена правами юридического лица. Решением определено, что Администрация приступает к исполнению исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения на территории муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» со дня вступления в силу Устава муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики».
Решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ «Балезинский район Удмуртской Республики» от 25 ноября 2021 года № 2-35 учреждено Управление образования «Муниципальный округ «Балезинский район Удмуртской Республики» и наделено правами юридического лица, вступает в силу со дня его принятия.
Согласно Положения об Управлении образования «Муниципальный округ «Балезинский район Удмуртской Республики» Управление является отраслевым (функциональным) органом – самостоятельным структурным подразделением Администрации муниципального образования «Муниципальный округ «Балезинский район Удмуртской Республики», является юридическим лицом (п. 1.1., 1.4.).
В соответствии с частью 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (часть 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Следовательно, исполнительский сбор по настоящему делу служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно вопреки принятому на себя по своей воле обязательству.
Однако, несмотря на отсутствие оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, имеются основания для уменьшения его размера в соответствии со ст.112 Закона об исполнительном производстве, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что должник не совершал умышленных действий по неисполнению требований исполнительного документа.
Из материалов исполнительного производства и представленных должником доказательств следует, что должником частично принимались меры по исполнению решения суда, требования исполнительного документа на момент рассмотрения дела должником исполнены.
Учитывая характер совершенного правонарушения, длительность неисполнения решения суда, степень вины истца, а также, принимая во внимание, что должником предпринимались меры, направленные на исполнение судебного акта, суд приходит к выводу о снижении исполнительского сбора на одну четверть.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления образования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» к УФССП России по Удмуртской Республике, ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УФССП России по УР, заинтересованное лицо прокуратура Балезинского района УР, судебный пристав-исполнитель ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УФССП России по УР ФИО2, судебный пристав-исполнитель ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УФССП России по УР ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.
Изменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УФССП России по УР ФИО2 от о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения по исполнительному производству -ИП от в отношении должника Администрации муниципального образования «Балезинский район», уменьшив размер исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 37 500,00 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья С.В. Гафурова