ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4161/2021 от 25.08.2021 Ногинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>,

<адрес>

Ногинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Грибковой Т. В.,

при ведении протокола по поручению председательствующего помощником судьи Дерябиной Д. А.,

с участием прокурора Шумилиной О. Б., административного
истца Филимонова В. А., представителя административного
ответчика по доверенности Голубевой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску Филимонова В. А. к администрации Богородского городского округа <адрес>
об оспаривании постановления администрации Ногинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента исполнения государственной услуги
по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»,

установил:

Филимонов В. А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Богородского городского округа <адрес> (далее – Администрация) об оспаривании постановления администрации Ногинского муниципального района <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента исполнения государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГФилимонов В. А. обратился к главе Богородского городского округа <адрес>Сухину И. В. с просьбой восстановить и продолжить предоставления ему жилищной субсидии с момента ее необоснованного приостановления в апреле 2018 года, на что получил противоречащий действующему законодательству Российской Федерации отказ со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденный постановлением администрации Ногинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По мнению Филимонова В. А., утвержденный постановлением администрации Ногинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ регламент нарушает установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Правила представления документов в уполномоченные органы на предоставление жилищной субсидии, а именно пункт 13, согласно которому документы могут представляться
в уполномоченные органы в письменном виде лично или почтовым отправлением либо в виде электронного документа. Однако администрацией Ногинского муниципального района <адрес> постановлением
от ДД.ММ.ГГГГ в главах 6, 17, 18 раздела II административного регламента установлен собственный порядок, согласно которому заявитель (представитель заявителя) направляет в уполномоченные органы документы
на предоставление жилищной субсидии только по почте, посредством РИГУ или МФЦ. Таким образом, возможность представления заявителем документов в уполномоченные органы в письменном виде лично указанным регламентом не предусмотрена. Также неправомерно, по мнению административного истца, ограничены способы уведомления заявителя о ходе рассмотрения и результате предоставления государственной услуги. Установленный оспариваемым постановлением порядок фактически ликвидировал право граждан представлять документы на предоставление субсидии в уполномоченные органы (отдел субсидий) в письменном виде лично. Такая ликвидация противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ, а также Жилищному Кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ и Конституции Российской Федерации. Данные обстоятельства, по мнению административного истца, указывают на нарушение оспариваемым постановлением его права личного обращения в уполномоченный орган – отдел субсидий управления жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) администрации Ногинского муниципального района <адрес>. В связи с чем, просил обязать Администрацию во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ безотлагательно внести изменения в действующее постановление администрации Ногинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющие способ и место-базу представления субсидиантом заявления на субсидию, а именно – субсидиант имеет право представлять заявление на предоставление/продление субсидии в уполномоченный орган – управление ЖКХ администрации Богородского городского округа <адрес> в письменном виде лично на бумажном или электронном носителе, по почте заказным письмом, по электронной почте заявителя, непосредственно в отдел субсидий управления ЖКХ администрации, а также на базах этого отдела в МФЦ и РПГУ, – соответственно данное уточнение адекватно отразить, в частности,
в следующих разделах – раздел II (глава 5, пункты 5.2 - 5.5; глава 6., пункты 6.1, 6.4 - 6.6; глава 7; глава 8; глава 10; глава 17; глава 18; глава 22), раздел III, раздел IV (глава 27, пункт 27.1 - 27.3; глава 28, пункт 28.8.), раздел V (глава 29, пункты 29.1 - 29.3.), и приложениях 17 – 20.

В судебном заседании административный истец (л.д. 47) предъявленные требования поддержал по доводам административного искового заявления (л.д. 7-10) и дополнениям к нему (л.д. 70-74), дал суду объяснения аналогичного содержания.

Административный ответчик обеспечил явку в суд представителя
по доверенности – Голубевой А. В. (л.д. 102-103), которая просила отказать
в удовлетворении административного иска полностью ввиду его необоснованности. Дополнительно указала, что оспариваемое постановление принято в полном соответствии с компетенцией органа местного самоуправления и нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

Ногинский городской прокурор <адрес> обеспечил явку в суд помощника – Шумилиной О. Б. (л.д. 78) для дачи заключения в порядке
части 4 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)

Заинтересованное лицо – Министерство жилищной политики <адрес> – явку в суд представителя не обеспечило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 100) – в соответствии
с требованиями главы 9 КАС РФ.

В соответствии с положениями статей 150 и 152, части 5 статьи 213 КАС РФ, с учетом мнения присутствующих участников судебного процесса, – судебное разбирательство проведено при данной явке.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, проверив их доводы в обоснование предъявленных требований и возражений, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, –
суд приходит к следующим выводам.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, – осуществляется в порядке главы 21 КАС РФ.

По смыслу части 1 статьи 208, части 2 статьи 215 КАС РФ необходимыми условиями для удовлетворения административного иска, рассматриваемого
в порядке главы 21 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, в отношении которого применен оспариваемый нормативный правовой акт либо который является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и его не соответствии полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию нарушения этим актом его прав, свобод и законные интересов. Административный ответчик обязан доказать, что содержание оспариваемого акта, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГФилимоновым В. А. через МФЦ подано заявление на предоставление субсидии
о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 18). Данное заявление рассмотрено отделом жилищных субсидий управления ЖКХ администрации Ногинского муниципального района <адрес> – принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по причине предоставления неполного пакета документов, результат оказания услуги (рассмотрения заявления) ДД.ММ.ГГГГ направлен в МФЦ, регламентированный срок получения установлен ДД.ММ.ГГГГ.

Филимоновым В. А.ДД.ММ.ГГГГ подано обращение главе Богородского городского округа <адрес> о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 14-15).
В ответ на данное обращение административному истцу разъяснен порядок предоставления данной государственной услуги, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и Административным регламентом исполнения государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением администрации Ногинского муниципального района <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ утвержден (л.д. 36-39).

По утверждению административного истца, данным постановлением нарушено его право личного обращения в уполномоченный орган –
отдел субсидий управления ЖКХ администрации Ногинского муниципального района <адрес>, где хранится его личное дело, в котором имеются достаточные для предоставления субсидий документы, а также ограничены способы уведомления о ходе рассмотрения заявления и результате предоставления государственной услуги, – что не соответствует пункту 13 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, и противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Вследствие чего, с апреля 2018 года административному истцу не предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, чем нарушаются его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации и ЖК РФ.

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии) предусмотрено статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно части 7 статьи 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 159 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

Перечень документов (сведений), необходимых для предоставления субсидии установлен пунктами 8, 9, 27 и 48 Правил.

В силу пункта 13 Правил документы, предусмотренные пунктами 8, 8(1), 9, 27 и 48 Правил, могут представляться в уполномоченные органы в письменном виде лично или почтовым отправлением либо в виде электронного документа (пакета документов), подписанного электронной подписью в соответствии
с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» и Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (в случае, если в субъекте Российской Федерации создан такой портал) или федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе иных полномочий вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ).

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (далее – органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями <адрес> по организации предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в <адрес>, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – государственные полномочия).

Согласно части 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий, в том числе административные регламенты.

Устав муниципального образования «Ногинский муниципальный район <адрес>» (принят решением Совета депутатов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ; находится в открытом доступе) предусматривал, что глава Ногинского муниципального района является высшим должностным лицом данного муниципального образования, которое издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

Администрация Ногинского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица и в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение решений органов местного самоуправления, отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

Постановлением администрации Ногинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент исполнения государственной услуги
по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Административный регламент), который устанавливал стандарт предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению данной государственной услуги, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме,
а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес> (далее – МФЦ), формы контроля за исполнением Административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Управления ЖКХ администрации Ногинского муниципального района, должностных лиц администрации.

Таким образом, оспариваемое постановление органа местного самоуправления представляет собой официальный документ, принятый
в определенной законом форме в отношении неопределенного круга лиц,
и является муниципальным правовым актом.

Данное постановление принято органом местного самоуправления
в пределах компетенции, установленной <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> государственными полномочиями <адрес> по организации предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в <адрес>, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», – в целях повышения эффективности и качества предоставления указанной государственной услуги гражданам в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Административным регламентом предусмотрено, что органом, ответственным за предоставление государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 4.1; далее – Государственная услуга), является Администрация, которая осуществляет ее непосредственное предоставление (пункт 5.1).

Администрация обеспечивает предоставление Государственной услуги в Администрации на базе МФЦ и регионального портала государственных и муниципальных услуг <адрес> (далее – РПГУ). В МФЦ заявителю (представителю заявителя) обеспечивается бесплатный доступ к РПГУ
для обеспечения возможности подачи документов в электронном виде (пункты 5.2, 5.3).

В целях предоставления Государственной услуги Администрация взаимодействует с МФЦ – для приема, передачи документов и выдачи результата, а также получения выписки из домовой книги (если указанный документ находится в распоряжении МФЦ) (подпункт 6 пункта 5.5).

За назначением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – жилищная субсидия) (пункт 6.1.1), за возобновлением (приостановленной) жилищной субсидии (пункт 6.1.2) – заявитель (представитель заявителя) обращается в Администрацию по почте, посредством РПГУ или МФЦ (пункт 6.1).

Способы подачи заявления о предоставлении Государственной услуги приведены в главе 17 раздела II Административного регламента (пункт 6.2), которой предусмотрены личное обращение заявителя (представителя заявителя) в МФЦ (пункт 17.1); обращение заявителя (представителя заявителя) посредством РПГУ (пункт 17.2); обращение за предоставлением Государственной услуги по почте (пункт 17.3).

При этом для получения Государственной услуги заявитель (представитель заявителя) направляет по адресу Администрации письмо с описью, содержащее заявление, подписанное заявителем (представителем заявителя, уполномоченным на подписание заявления), и нотариально заверенные копии необходимых документов, указанных в главе 10 раздела II Административного регламента (пункт 17.3.1).

Результатом предоставления Государственной услуги являются (пункт 6.3), в том числе – решение о предоставлении Государственной услуги, на основании которого (пункт 6.3.1); решение об отказе в предоставлении Государственной услуги (пункт 6.3.2); решение о возобновлении предоставления Государственной услуги (пункт 6.3.5).

Результат предоставления Государственной услуги оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Администрации (далее – ЭП), направляется специалистом Администрации в личный кабинет заявителя (представителя заявителя) на РПГУ (при наличии регистрации на РПГУ посредством Единой системы идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА), посредством Модуля оказания услуг единой информационной системы оказания государственных и муниципальных услуг <адрес> (далее – Модуль оказания услуг ЕИС ОУ). В бумажном виде результат предоставления Государственной услуги хранится в Администрации в личном деле в виде распечатанного из Модуля оказания услуг ЕИС ОУ экземпляра электронного документа на бумажном носителе, подписанного ЭП уполномоченного должностного лица Администрации, заверенного подписью уполномоченного должностного лица Администрации и печатью Администрации в течение пяти лет с даты истечения срока предоставления субсидии (пункт 6.4).

При подаче заявления всеми способами, указанными в главе 17 раздела II Административного регламента, заявитель (представитель заявителя),
при условии указания соответствующего способа получения результата
в заявлении, может получить результат предоставления Государственной услуги через МФЦ, в виде распечатанного экземпляра электронного документа
на бумажном носителе, подписанного ЭП уполномоченного должностного лица Администрации и заверенного подписью специалиста МФЦ и печатью МФЦ (пункт 6.5).

Способы уведомления заявителя о ходе рассмотрения и готовности результата предоставления Государственной услуги, его получения приведены в главе 18 раздела II Административного регламента.

Заявитель (представитель заявителя) уведомляется о ходе рассмотрения и готовности результата предоставления Государственной услуги следующими способами (пункт 18.1): через личный кабинет на РПГУ (пункт 18.1.1);
по электронной почте (пункт 18.1.2); кроме того – может самостоятельно получить информацию о готовности результата предоставления Государственной услуги по телефону центра телефонного обслуживания населения <адрес> или посредством сервиса РПГУ «Узнать статус заявления».

При подаче заявления всеми способами, указанными в главе 17 раздела II Административного регламента, результат предоставления Государственной услуги может быть получен следующими способами (пункт 18.2): через личный кабинет на РПГУ в виде электронного документа – при наличии регистрации на РПГУ посредством ЕСИА (пункт 18.2.1); через МФЦ в форме экземпляра электронного документа на бумажном носителе (пункт 18.2.2).

Для получения результата Государственной услуги через МФЦ заявитель представляет документ, удостоверяющий личность. В случае обращения представителя заявителя, представляется документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и документ, подтверждающий полномочия
на получение результата предоставления Государственной услуги (пункт 18.3).

Таким образом, вопреки доводам административного истца оспариваемое постановление не противоречит приведенным им нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе – в части взаимодействия с МФЦ для приема, передачи документов и выдачи результата предоставления Государственной услуги, поскольку ее непосредственное предоставление осуществляет Администрация на базе МФЦ и РПГУ.

Оспариваемое постановление администрации Ногинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ действовало
на момент обращения Филимонова В. А. с заявлением о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Поскольку в силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта, вопреки доводам административного истца (л.д. 11-13), – восстановление пропущенного процессуального срока в порядке статьи 95 КАС РФ для обжалования указанного постановления в порядке главы 21 КАС РФ – не требуется.

На дату обращения Филимонова В. А. в суд с данным административным исковым заявлением Административный регламент действовал в редакции постановления администрации Ногинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым внесены изменения в приложение «Предоставление государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Указанные муниципальные правовые акты признаны утратившими силу
в связи с изданием постановления администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», которое вступило в силу со дня его официального опубликования в газете «Богородские вести», размещено на официальном сайте органов местного самоуправления Богородского городского округа в сети Интернет (http://bogorodsky-okrug.ru).

Согласно действующему Административному регламенту Администрация обеспечивает предоставление Государственной услуги посредством РПГУ, МФЦ (пункт 16.1). Данный Административный регламент предусматривает аналогичные способы предоставления заявителем документов, необходимых для получения Государственной услуги (глава 16 раздела II) – обращение посредством РПГУ, МФЦ (пункты 16.2 – 16.4), равно как и способы уведомления заявителя о ходе рассмотрения и готовности результата предоставления Государственной услуги, его получения (пункты 17.1 – 17.2 главы 17 раздела II).

В силу части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела
об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

По правилам пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пунктах 25 - 27 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», – при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт
до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

В случае если в процессе рассмотрения дела оспариваемый нормативный правовой акт изменен, отменен или утратил силу и принят иной нормативный правовой акт, аналогичным образом регламентирующий правоотношения,
в связи с регулированием которых подано заявление об оспаривании нормативного правового акта, административный истец, заявитель вправе уточнить заявленные требования.

В случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее – основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования.
Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).

В случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование
об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.

Если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся
к административному истцу при рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а принятый муниципальный правовой акт аналогичным образом регламентирует данные правоотношения, при этом в рамках административного дела оспариваются основные нормативные положения
в определенной редакции – суд не усмотрел оснований для прекращения производства по административному делу.

Помощник Ногинского городского прокурора <адрес>Шумилина О. Б. считала административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку факт несоответствия оспариваемого постановления органа местного самоуправления Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий
на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», равно как иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, –
не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства. При этом заявитель реализовал право на обращение за предоставлением Государственной услуги,
а несогласие с результатом ее предоставления – не свидетельствует
о нарушении прав и законных интересов административного истца применением в отношении него оспариваемого постановления (л.д. 101).

Суд соглашается с заключением прокурора, поскольку в ходе рассмотрения административного дела не установлено наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, который является субъектом регулируемых оспариваемым постановлением отношений, и в отношении которого
оно применено. Доказательств обратного административным истцом
не представлено.

При этом в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение доводы административного ответчика о соответствии содержания оспариваемого акта, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствуют необходимые правовые основания для удовлетворения предъявленных административным истцом требований.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе Филимонову В. А.
в удовлетворении административного иска к Администрации об оспаривании постановления администрации Ногинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента исполнения государственной услуги
по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Кроме того, требование административного истца обязать административного ответчика внести изменения в оспариваемое постановление – не основано на законе, поскольку частью 4 статьи 215 КАС РФ
не предусмотрено указание в решении суда по административному делу
об оспаривании нормативного правового акта, в случае удовлетворения административного иска, на необходимость принятия административным ответчиком решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, как то следует из пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, содержащей требования к решению по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного иска Филимонова В. А. к администрации Богородского городского округа <адрес> об оспаривании постановления администрации Ногинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
«Об утверждении административного регламента исполнения государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд с подачей апелляционных жалобы, представления через Ногинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т. В. Грибкова