ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4164/18 от 13.12.2018 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а-4164/2018

(УИД 24RS0017-01-2018-003784-82)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2018 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с административным иском о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный истец является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес>. Имея намерение оформить право собственности на расположенный под гаражным боксом земельный участок, административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Распоряжением Администрации г. Красноярска . от 06.07.2018 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление ФИО1 земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 20 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. На основании указанного распоряжения земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (код – 3.1). 25.07.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, однако получил отказ со ссылкой на то, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не соответствует цели его использования. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку он фактически лишает его права приобрести в собственность земельный участок под находящимся в собственности гаражом. На основании изложенного просит признать незаконным отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 20 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, изложенный в письме ДМИиЗО администрации г. Красноярска от 23.08.2018 года, а также обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ФИО1 указанного земельного участка в собственность за плату, после чего направить в адрес административного истца проект договора купли-продажи земельного участка в установленный законодательством срок.

В зал суда административный истец ФИО1, его представитель ФИО2, представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении не просили.

В ранее представленном отзыве на иск представитель административного ответчика ФИО3 (доверенность в деле) просила в удовлетворении требований отказать, поскольку согласно выписке из ЕГРН видом разрешённого использования спорного земельного участка является: коммунальное обслуживание (код – 3.1). Согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание (код – 3.1) включает в себя: размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, а также зданий или помещений, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг). Таким образом, выбранный вид разрешенного использования не соответствует цели использования земельного участка, а именно размещению гаражного бокса для личного автотранспорта.

В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

При таких обстоятельствах суд расценивает неявку сторон в зал суда, как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 146 КАС РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.

Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То есть земельные участки следуют судьбе находящихся на них объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ч.ч.1,2 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений, в иных в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пп.2 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит гаражный бокс, расположенный по адресу: Россия, <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРП спорный гаражный бокс введен в эксплуатацию в 1993 году, имеет общую площадь 19,6 кв.м.

Имея намерение оформить право собственности также на расположенный под указанным гаражным боксом земельный участок, истец обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, занимаемого спорным гаражным боксом.

Распоряжением Администрации г. Красноярска . от 27.06.2018 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление ФИО1 земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 20 кв.м, зоны зеленых насаждений общего пользования (З-1) с местоположением: <адрес>.

На основании данного распоряжения земельный участок общей площадью 20 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> 06.07.2018 года был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера и указанием вида разрешенного использования земельного участка – коммунальное обслуживание (код – 3.1), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.07.2018 года.

25.07.2018 года ФИО1 в лице своего представителя ФИО4 (доверенность в деле) обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 23.08.2018 года административному истцу было отказано в предоставления земельного участка в собственность за плату со ссылкой на то, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка (коммунальное обслуживание (код – 3.1)) не соответствует цели использования земельного участка, а именно - размещению гаражного бокса.

Обсуждая законность и обоснованность данного отказа, суд отмечает следующее.

Поскольку формирование земельных участков относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Как следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на орган местного самоуправления возложены, в том числе, полномочия по предоставлению земельных участков в собственность за плату.

К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.

В соответствии с Положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска, утвержденным Распоряжением от 23.05.2013г. №110-р, Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками (далее - муниципальное имущество), а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

Основанием для отказа ФИО1 в предоставлении земельного участка под гаражным боксом в собственность за плату явилось несоответствие вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка (коммунальное обслуживание) целям использования земельного участка, а именно размещению гаражного бокса.

Между тем, каких-либо доказательств тому, что земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, либо отнесен к иным землям, изъятым из оборота, суду не представлено. Никаких объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, на нем расположен только гаражный бокс, который находится в индивидуальной собственности административного истца.

Площадь и границы истребуемого земельного участка определены с учетом расположения на нем гаражного бокса и необходимости его обслуживания; при этом, спорный бокс был возведен и право собственности на этот гаражный бокс у административного истца ФИО1 возникло задолго до утверждения проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Кроме того, на момент первоначального выделения спорного земельного участка, он был в установленном порядке предоставлен именно для строительства и эксплуатации гаражных боксов.

Иных предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении административному истцу земельного участка, находящегося под принадлежащим ему гаражным боксом, с собственность за плату на момент его обращения с заявлением не имелось. В этой связи отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставления административному истцу земельного участка является необоснованным.

Таким образом, требования административного истца о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером , общей площадью 20 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, от 23.08.2018 года, подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Руководствуясь ст. 175-177,227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 20 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, изложенный в письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 23.08.2018 года.

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение одного месяца после вступления решения в силу предоставить ФИО1 в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 20 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, путем заключения соответствующего договора купли-продажи по ценам, действующим на 25 июля 2018 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2018 года

Судья И.Г. Медведев