ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4169/18 от 29.11.2018 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

дело № 2а-4169/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2018 года. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Моисеенкова А.И.,

при секретаре Ворониной М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Шахтинскому экологическому фонду «Спас», заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области, о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец обратился в Шахтинский городской суд Ростовской области с административным иском, ссылаясь на то, что Шахтинский экологический фонд «Спас» зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН , ИНН . В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области организация внесена за учетным номером 6114010036.. В нарушение вышеуказанных требований организация в период с 2016 г. не предоставляла в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в течение длительного периода времени. Указанное правонарушение, являясь по своей правовой природе существенным, влечет возникновение основания для применения к ней санкций, предусмотренных вышеуказанным законом. Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в един6ом государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. При этом гарантия достоверности содержащихся в государственном реестре юридических лиц сведений, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, как прямая обязанность любой общественной организации, обеспечивается именно выполнением возложенной на организацию обязанности, связанную с предоставлением сведений в уполномоченный орган. Организация не выполняет возложенную на неё обязанность в течение длительного периода времени. Иные сведения, свидетельствующие о продолжении деятельности, относящиеся законом к общедоступным либо общеизвестным, в Главном управлении отсутствуют, в связи с чем неисполнение законной обязанности может быть квалифицировано как существенное, а возможные последствия, связанные с нарушением баланса публичных и частных интересов – создающих угрозу стабильности гражданского оборота. При таких обстоятельствах, решение о ликвидации такой организации является адекватной мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Поскольку согласно требованиям ч.9 ст.63 ГК РФ юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ, рассмотрение вопроса о ликвидации некоммерческой организации с учетом положений ст.61 ГК РФ сопряжено с разрешением вопроса о правовой судьбе организации. При ином подходе, в условиях, когда учредители и иные уполномоченные лица устранились от управления организации, уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей в течение длительного времени, решение суда о ликвидации соответствующей некоммерческой организации будет неисполнимым, что прямо противоречит требованиям ст.16 КАС РФ.

На основании изложенного, просит суд ликвидировать Шахтинский экологический фонд «Спас», ОГРН , ИНН , и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил письменное ходатайство, согласно которого просил рассмотреть дело в его отсутствие, пояснил, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения организацией не устранены.

Представитель Шахтинского экологического фонда «Спас» в судебное заседание не явился, направленные в его адрес судебные повестки по месту регистрации возвратились с отметкой истечения срока хранения.

В данном случае, с учетом положений ст. 2 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, суд считает возможным применить норму, регулирующую сходные отношения в части извещения сторон.

Так, согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Принимая во внимание, что ответчик уклонился от получения судебных извещений, и судебная повестка была возвращена по истечении срока хранения, суд находит административного ответчика извещенным о времени и месте судебного заседания и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск Главного управления Министерства юстиции РФ по Ростовской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, организация должна исполнять будучи юридическим лицом, - при том что их неисполнение может влечь ответственность именно самой организации, а не только ее руководителей и членов, - а также с применением к организации соответствующей меры принуждения.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Полномочия Главного управления по контролю за деятельностью некоммерческих организаций определены положениями ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и предусматривают, в том числе, право органа, принимающего решение о государственной регистрации, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, реализуемое посредством анализа представляемых Организации отчетов в порядке ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Исходя из указанных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Главное управление может квалифицировать те или иные действия (бездействие) некоммерческой организации применительно к исполнению последней предусмотренных Законом обязанностей только с помощью формально-логических методов контроля - анализа поступающих от организации отчетов о ее деятельности в сроки, установленные требованиями указанного закона, при условии, что иные сведения о деятельности некоммерческой организации не размещены в иных общедоступных либо общеизвестных источниках.

При этом гарантия достоверности содержащихся в государственном реестре юридических лиц сведений, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, как прямая обязанность любой некоммерческой организации, обеспечивается именно выполнением возложенной на организацию обязанности, связанной с предоставлением соответствующих сведений в уполномоченный орган.

Шахтинский экологический фонд «Спас» не выполняет возложенную на нее обязанность в течение длительного периода времени. Иные сведения, свидетельствующие о продолжении деятельности, относящиеся законом к общедоступным либо общеизвестным, в Главном управлении отсутствуют, в связи с чем, неисполнение законной обязанности может быть квалифицировано как существенное, а возможные последствия, связанные с нарушением баланса публичных и частных интересов - создающими угрозу стабильности гражданского оборота. При таких обстоятельствах, решение о ликвидации такой организации является адекватной мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П).

Поскольку согласно требованиям ч. 9 ст. 63 ГК РФ, юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ, рассмотрение вопроса о ликвидации некоммерческой организации с учетом положений ст. 61 ГК РФ сопряжено с разрешением вопроса о правовой судьбе Организации. При ином подходе, в условиях, когда учредители и иные уполномоченные лица устранились от управления Организации, уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей в течение длительного времени, решение суда о ликвидации соответствующей некоммерческой организации будет неисполнимым, что прямо противоречит требованиям ст. 16 КАС РФ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», и в связи со вступлением в законную силу Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, является Главное управление, что и обуславливает обращение в суд с настоящим иском.

В судебном заседании установлено, что Шахтинский экологический фонд «Спас» зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН , ИНН , что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 8-13).

В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> организация внесена за учетным

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, а также сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества. Указанные сведения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», предоставляются в срок не позднее 15 апреля следующего за отчетным годом.

В нарушение вышеуказанных требований Шахтинский экологический фонд «Спас» в период с 2016 года (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организации, с ДД.ММ.ГГГГ является Главное управление) не представляло в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в течение длительного периода времени.

Указанное правонарушение, являясь по своей правовой природе существенным, влечет возникновение основания для применения к ней санкций, предусмотренной вышеуказанным Законом.

В соответствии п. 10 ст. 32 Закона, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений. предусмотренных ст. 32 Закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым удовлетворить требования административного истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административный иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Шахтинскому экологическому фонду «Спас», заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области, о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.

Ликвидировать Шахтинский экологический фонд «Спас», ОГРН , ИНН , и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня принятия.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья: (подпись)

Копия верна:

Судья: А.И. Моисеенков