ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-416/20 от 09.12.2020 Прилузского районного суда (Республика Коми)

УИД 11RS0012-01-2020-000937-30 Дело № 2а-416/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Лихачевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

09 декабря 2020 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Прилузского района Республики Коми к администрации муниципального района «Прилузский» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем принятия муниципальных правовых актов

установил:

Прокурор Прилузского района РК в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с административным иском к АМР «Прилузский» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем принятия в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу муниципальных правовых актов об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

В обосновании административного иска указано, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры РК проведена проверка доводов обращения ФИО1 по вопросу незаконности бездействия администрации МО МР «Прилузский», выразившегося в непроведении обследования многоквартирного <адрес> с. Ношуль Прилузского района Республики Коми на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу. В ходе проверки установлено, что в период действия Закона № 148-РЗ, признанным утратившим силу с 01.01.2020, соответствующая муниципальная услуга предоставлялась в порядке, установленном постановлением администрации МО СП «Ношуль» от 28.11.2018 № 94 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Вместе с тем указанный административный регламент в настоящее время также отменен постановлением администрации МО СП «Ношуль» от 15.04.2020 № 13 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации МО СП «Ношуль». Таким образом, по мнению прокурора, имеется пробел в правовом регулировании предоставления администрацией МО МР «Прилузский» муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Полагая, что администрацией МО МР «Прилузский» искусственно затягиваются сроки принятия необходимых муниципальных правовых актов, что приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на получение соответствующей муниципальной услуги, прокурор Прилузского района обратился в суд с настоящим административном иском.

Определением Прилузского районного суда от 09.12.2020 года производство по административному делу в части признания бездействия, выразившееся в непринятии муниципальных правовых актов о создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; обязании в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять муниципальные правовые акты о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом прекращено.

Помощник прокурора Прилузского района Козлов А.И. в суде на удовлетворении административного иска настаивает.

Представитель административного ответчика АМР «Прилузский» в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в суд не предоставили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 150, 226 КАС РФ.

Заслушав правовую позицию помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС, суд, признав заявление обоснованным, выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы административного истца не были нарушены (п. 2 ч. 2 вышеуказанной статьи).

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, отнесено к вопросам местного значения.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение вышеуказанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Согласно пункту 42 Положения № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 45 Положения № 47 предусмотрен перечень документов, предоставляемых заявителем в Комиссию.

Согласно пункту 46 Положения № 47, комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В соответствии с пунктом 47 Положения № 47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с ранее действовавшим пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми», утратившим силу с 01.01.2020 года, за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми были закреплены вопросы местного значения, а именно, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, за исключением осуществления муниципального жилищного контроля.

На основании решения Совета МО МР «Прилузский» от 15.11.2019 «О передаче части полномочий администрации МО МР «Прилузский» администрациям сельских поселений на 2020 год» полномочия по признанию в установленном законом порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания передано от администрации МО МР «Прилузский» администрациям 11 из 12 сельских поселений, входящих в состав МО МР «Прилузский», за исключением администрации МО СП «Ношуль». На основании указанного решения между администрацией МО МР «Прилузский» и администрациями сельских поселений заключены соответствующие соглашения в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Отсюда следует, что на территории МО СП «Ношуль» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные жилищным законодательством, осуществляются органами местного самоуправления МО МР «Прилузский».

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 5 того же Федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право, в т.ч. на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона;

Таким образом, деятельность органа местного самоуправления, направленная на признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является муниципальной услугой, поскольку обладает ее существенными признаками, а именно:

- осуществляется исключительно по запросу (заявлению) заявителя (пункт 42 Положения № 47);

- представляет собой деятельность органа местного самоуправления;

- осуществляется в пределах реализации полномочий по решению вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 6 части 1, частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ и пунктом 4 статьи 9.2 Устава МО МР «Прилузский»;

- по результатам этой деятельности осуществляется принятие органом местного самоуправления исполнительно-распорядительного решения - распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения № 47).

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Как установлено частью 1 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Законе о местном самоуправлении общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

На основании части 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Частью 15 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

Во исполнение указанной нормы постановлением администрации МО МР «Прилузский» от 23.10.2018 № 921 утвержден порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

Пунктом 2.1 Порядка разработки административных регламентов установлено, что административный регламент разрабатывается структурным подразделением Администрации, к сфере деятельности которого относится предоставление соответствующей муниципальной услуги (далее - разработчик), исходя из требований к качеству и доступности муниципальных услуг, установленных стандартами их предоставления, разработанными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Коми и муниципальными правовыми актами.

Согласно пункту 2.4 Порядка разработки административных регламентов, административный регламент утверждается постановлением Администрации.

Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что административный регламент предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрацией МО МР «Прилузский» до настоящего момента не утвержден.

Следует отметить, что ранее указанный административный регламент был утвержден постановлением администрации МО МР «Прилузский» от 19.11.2015 № 1138, однако в дальнейшем постановлением администрации МО МР «Прилузский» от 12.11.2018 № 982 указанное постановление признано утратившим силу.

В период действия Закона № 148-РЗ соответствующая муниципальная услуга предоставлялась в порядке, установленном постановлением администрации МО СП «Ношуль» от 28.11.2018 № 94 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Вместе с тем указанный административный регламент в настоящее время также отменен постановлением администрации МО СП «Ношуль» от 15.04.2020 № 13 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации МО СП «Ношуль».

Также, в ходе проверки прокуратурой района установлено, что 04.08.2020 администрацией МО МР «Прилузский» на интернет-портале Республики Коми для общественного обсуждения нормативных правовых актов, расположенном в сети «Интернет» по адресу: http://pravo.rkomi.ru/, размещены проекты постановлений администрации МО МР «Прилузский» «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», «О межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Установлен срок для общественного обсуждения с 04.08.2020 по 13.08.2020.

Указанный административный регламент повторно размещен на портале 14.09.2020 со сроком для общественного обсуждения с 14.09.2020 по 23.09.2020.

В соответствии с пунктами 2.2, 5 и 6 Порядка разработки административных регламентов, организационно-правовым управлением администрации МО МР «Прилузский» заключение о результатах экспертизы должно было быть подготовлено в срок не позднее 30.09.2020 (5 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного для общественных обсуждений).

Также следует отметить, что в материалах административного дела № 2а-255/2020 по административному иску ФИО1 к АМР «Прилузский» имеется письмо администрации МР «Прилузский» от 04.08.2020 , на подданное ФИО1 заявление. Так, администрация МР «Прилузский» указывала, что ею подготовлены проекты административных регламентов предоставления муниципальных услуг «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» и «О межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории МО МР «Прилузский». Оба проекта направлены в прокуратуру Прилузского района на согласование. После принятия нормативно правовых актов и согласования всех членов комиссии администрацией будет проведено обследование многоквартирного дома.

Между тем, до настоящего времени администрацией МО МР «Прилузский» не изданы постановления об утверждении вышеназванного административного регламента, что говорит о бездействии администрации МР «Прилдузский» в исполнении полномочий, возложенных на органы местного самоуправления.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором Прилузского района требований, поскольку граждане, проживающие на территории СП «Ношуль» на протяжении длительного времени лишены возможности получения соответствующей муниципальной услуги, и полагает возможным удовлетворить их.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 59, 62 КАС РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180, 186, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Прилузского района Республики Коми к администрации муниципального района «Прилузский» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем принятия муниципальных правовых актов – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Прилузский», выразившееся в непринятии муниципальных правовых актов об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Обязать администрацию муниципального района «Прилузский» в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять муниципальные правовые акты об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения настоящего решения.

Председательствующий