УИД 11RS0012-01-2020-000937-30 Дело № 2а-416/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
09 декабря 2020 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Прилузского района Республики Коми к администрации муниципального района «Прилузский» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем принятия муниципальных правовых актов
установил:
Прокурор Прилузского района РК в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с административным иском к АМР «Прилузский» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем принятия в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу муниципальных правовых актов об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В обосновании административного иска указано, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры РК проведена проверка доводов обращения ФИО1 по вопросу незаконности бездействия администрации МО МР «Прилузский», выразившегося в непроведении обследования многоквартирного <адрес> с. Ношуль Прилузского района Республики Коми на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу. В ходе проверки установлено, что в период действия Закона № 148-РЗ, признанным утратившим силу с 01.01.2020, соответствующая муниципальная услуга предоставлялась в порядке, установленном постановлением администрации МО СП «Ношуль» от 28.11.2018 № 94 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Вместе с тем указанный административный регламент в настоящее время также отменен постановлением администрации МО СП «Ношуль» от 15.04.2020 № 13 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации МО СП «Ношуль». Таким образом, по мнению прокурора, имеется пробел в правовом регулировании предоставления администрацией МО МР «Прилузский» муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Полагая, что администрацией МО МР «Прилузский» искусственно затягиваются сроки принятия необходимых муниципальных правовых актов, что приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на получение соответствующей муниципальной услуги, прокурор Прилузского района обратился в суд с настоящим административном иском.
Определением Прилузского районного суда от 09.12.2020 года производство по административному делу в части признания бездействия, выразившееся в непринятии муниципальных правовых актов о создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; обязании в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять муниципальные правовые акты о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом прекращено.
Помощник прокурора Прилузского района Козлов А.И. в суде на удовлетворении административного иска настаивает.
Представитель административного ответчика АМР «Прилузский» в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в суд не предоставили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 150, 226 КАС РФ.
Заслушав правовую позицию помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС, суд, признав заявление обоснованным, выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы административного истца не были нарушены (п. 2 ч. 2 вышеуказанной статьи).
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, отнесено к вопросам местного значения.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение вышеуказанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Согласно пункту 42 Положения № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктом 45 Положения № 47 предусмотрен перечень документов, предоставляемых заявителем в Комиссию.
Согласно пункту 46 Положения № 47, комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с пунктом 47 Положения № 47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с ранее действовавшим пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми», утратившим силу с 01.01.2020 года, за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми были закреплены вопросы местного значения, а именно, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, за исключением осуществления муниципального жилищного контроля.
На основании решения Совета МО МР «Прилузский» от 15.11.2019 № «О передаче части полномочий администрации МО МР «Прилузский» администрациям сельских поселений на 2020 год» полномочия по признанию в установленном законом порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания передано от администрации МО МР «Прилузский» администрациям 11 из 12 сельских поселений, входящих в состав МО МР «Прилузский», за исключением администрации МО СП «Ношуль». На основании указанного решения между администрацией МО МР «Прилузский» и администрациями сельских поселений заключены соответствующие соглашения в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.
Отсюда следует, что на территории МО СП «Ношуль» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные жилищным законодательством, осуществляются органами местного самоуправления МО МР «Прилузский».
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 5 того же Федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право, в т.ч. на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона;
Таким образом, деятельность органа местного самоуправления, направленная на признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является муниципальной услугой, поскольку обладает ее существенными признаками, а именно:
- осуществляется исключительно по запросу (заявлению) заявителя (пункт 42 Положения № 47);
- представляет собой деятельность органа местного самоуправления;
- осуществляется в пределах реализации полномочий по решению вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 6 части 1, частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ и пунктом 4 статьи 9.2 Устава МО МР «Прилузский»;
- по результатам этой деятельности осуществляется принятие органом местного самоуправления исполнительно-распорядительного решения - распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения № 47).
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Как установлено частью 1 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Законе о местном самоуправлении общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
На основании части 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Частью 15 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
Во исполнение указанной нормы постановлением администрации МО МР «Прилузский» от 23.10.2018 № 921 утвержден порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
Пунктом 2.1 Порядка разработки административных регламентов установлено, что административный регламент разрабатывается структурным подразделением Администрации, к сфере деятельности которого относится предоставление соответствующей муниципальной услуги (далее - разработчик), исходя из требований к качеству и доступности муниципальных услуг, установленных стандартами их предоставления, разработанными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Коми и муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 2.4 Порядка разработки административных регламентов, административный регламент утверждается постановлением Администрации.
Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что административный регламент предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрацией МО МР «Прилузский» до настоящего момента не утвержден.
Следует отметить, что ранее указанный административный регламент был утвержден постановлением администрации МО МР «Прилузский» от 19.11.2015 № 1138, однако в дальнейшем постановлением администрации МО МР «Прилузский» от 12.11.2018 № 982 указанное постановление признано утратившим силу.
В период действия Закона № 148-РЗ соответствующая муниципальная услуга предоставлялась в порядке, установленном постановлением администрации МО СП «Ношуль» от 28.11.2018 № 94 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Вместе с тем указанный административный регламент в настоящее время также отменен постановлением администрации МО СП «Ношуль» от 15.04.2020 № 13 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации МО СП «Ношуль».
Также, в ходе проверки прокуратурой района установлено, что 04.08.2020 администрацией МО МР «Прилузский» на интернет-портале Республики Коми для общественного обсуждения нормативных правовых актов, расположенном в сети «Интернет» по адресу: http://pravo.rkomi.ru/, размещены проекты постановлений администрации МО МР «Прилузский» «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», «О межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Установлен срок для общественного обсуждения с 04.08.2020 по 13.08.2020.
Указанный административный регламент повторно размещен на портале 14.09.2020 со сроком для общественного обсуждения с 14.09.2020 по 23.09.2020.
В соответствии с пунктами 2.2, 5 и 6 Порядка разработки административных регламентов, организационно-правовым управлением администрации МО МР «Прилузский» заключение о результатах экспертизы должно было быть подготовлено в срок не позднее 30.09.2020 (5 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного для общественных обсуждений).
Также следует отметить, что в материалах административного дела № 2а-255/2020 по административному иску ФИО1 к АМР «Прилузский» имеется письмо администрации МР «Прилузский» от 04.08.2020 №, на подданное ФИО1 заявление. Так, администрация МР «Прилузский» указывала, что ею подготовлены проекты административных регламентов предоставления муниципальных услуг «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» и «О межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории МО МР «Прилузский». Оба проекта направлены в прокуратуру Прилузского района на согласование. После принятия нормативно правовых актов и согласования всех членов комиссии администрацией будет проведено обследование многоквартирного дома.
Между тем, до настоящего времени администрацией МО МР «Прилузский» не изданы постановления об утверждении вышеназванного административного регламента, что говорит о бездействии администрации МР «Прилдузский» в исполнении полномочий, возложенных на органы местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором Прилузского района требований, поскольку граждане, проживающие на территории СП «Ношуль» на протяжении длительного времени лишены возможности получения соответствующей муниципальной услуги, и полагает возможным удовлетворить их.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 59, 62 КАС РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180, 186, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Прилузского района Республики Коми к администрации муниципального района «Прилузский» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем принятия муниципальных правовых актов – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Прилузский», выразившееся в непринятии муниципальных правовых актов об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Обязать администрацию муниципального района «Прилузский» в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять муниципальные правовые акты об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения настоящего решения.
Председательствующий