ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4175/2021 от 07.09.2021 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело (№)а- 4175/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2021 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре (адрес), под председательством судьи Жуковой Н.О., при секретаре судебного заседания Прокудиной В.А.,

с участием представителя административного истца старшего помощника военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре Пелипенко В.В., действующего на основании поручения прокурора,

представителя административного ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Блюдик В.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны РФ, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ

Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском в суд к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о понуждении к совершению действий, ссылаясь в заявлении о том, что военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства обороны РФ требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании и эксплуатации здания гаража (инв.(№)), военного городка «Комсомольск-1 зак» г. Комсомольск-на-Амуре (адрес). Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне», имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от (дата)(№), а также пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от (дата)(№) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Согласно приказу Минобороны России (№) от (дата) полномочия по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Согласно п. 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (№) от (дата), основными целями является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. На основании акта о приеме-передаче здания в эксплуатацию от (дата)(№)а, объект федерального недвижимого имущества - здание гаража (инв. (№)) передан в ЖКС (№) (г. Комсомольск-на-Амуре) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО в эксплуатацию следовательно, на последних возложена обязанность поддерживать здание гаража в надлежащем техническом состоянии. Согласно акту общего осеннего осмотра (№) от (дата); общего весеннего осмотра от (дата)(№), здание находится в неудовлетворительном состоянии, требуется ремонт помещения. Истец просит суд обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ направить акты осмотров и дефектные ведомости здания гаража (инв. (№)), расположенного на территории военного городка «Комсомольск-1 зак.» г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) в Департамент строительства Министерства обороны РФ не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Министерство обороны РФ не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в план капитального ремонта на 2021 год здание гаража (инвентарный (№)), расположенное на территории военного городка «Комсомольск-на-Амуре-1зак.» г.Комсомольска-на-Амуре (адрес); выделить лимиты бюджетных средств для проведения ремонтных работ здания гаража (инвентарный (№)), расположенного на территории военного городка «Комсомольск-на-Амуре зак» г. Комсомольска-на-Амуре (адрес).

Определением судьи от (дата), к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.

На основании апелляционного определения (адрес)вого суда от (дата) настоящее гражданское дело передано на рассмотрение в порядке административного судопроизводства.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца уточнил исковые требовании просил суд обязать Минобороны РФ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать и установить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ государственное задание на проведение ремонтных работ здания гаража (инвентарный (№)), расположенное на территории военного городка «Комсомольск-на-Амуре-1зак.» с выделением лимиты бюджетных средств для проведения ремонтных работ здания в объемах, указанных в дефектном акте с ведомостью работ (№) от (дата), а именно, выполнить: ремонт шиферной заменой сгнившей стропильной системы 1685 кв.м., ремонт отмостки 120 кв.м., ремонт штукатурки стен фасада 100 кв.м., восстановление кирпичной кладки 45 кв.м., окрас фасада водоэмульсионной краской 300 кв.м., замена деревянных перекрытий кровли 840 кв.м., замена балок перекрытия 600 кв.м., ремонт бетонных полов 1 513 кв.м., ремонт ворот 10 шт., замена обшивки и утеплительного слоя ворот 20 кв.м., масляной окрас ворот 120 кв.м., ремонт системы отопления 100 п.м., ремонт элеваторного узла 1 шт., смена электропроводки 600 м., смена электрощитов 2 шт., смена светильников 40 шт., монтаж пожарной сигнализации 2 комплекта, смена регистров 15 шт., смена вентилей 20 м.м. – 10 шт.. Обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ в течение 6 месяцев после получения соответствующего государственного задания, а также выделенных лимитов бюджетных средств, выполнить ремонт здания гаража.

Представитель Министерства обороны РФ, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание участие не принимал, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных ранее письменных возражениях указывает, что согласно Приказу Министра обороны РФ от (дата)(№) «О созданий ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России путем изменения, типа основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора (№) Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления (адрес)», основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России определено: содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. На основании п.п. 13, 22 Положения о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, филиал осуществляет ремонтно- восстановительные работы и обязан обеспечивать сохранность закрепленного за ним имущества и эффективное использование его по назначению в соответствии с целями, определенными Положением. Согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» выполняет также следующие виды деятельности: ремонт и монтаж металлических изделий, машин, оборудования; монтаж промышленных машин и оборудований; строительство жилых и нежилых зданий (ремонт существующих жилых и нежилых зданий); строительство инженерных сооружений (капитальный ремонт); разборка и снос зданий; производство кровельных работ, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование. Здания гаража (инв. (№)) закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и используется по назначению. Причиной возникновения дефектов здания гаража (инв. (№)) является длительная эксплуатация без необходимого ремонта, что прямо указывает на неисполнение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России требований законодательства. Кроме того, инструментальное обследование здания гаража (инв.(№)) не производилось, не составлялось техническое состояние здания, процедура включение здания в Титул капитального ремонта не пройдена, а также экономическая целесообразность проведения такого ремонта не оценена соответствующими специалистами. Принятие решения о проведении капитального ремонта в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции собственника которое отсутствует. Представленный военным прокурором акт осмотра от (дата) не может являться основанием для возложения обязанности на должностных лиц проведения капитального ремонта здания гаража (инв. (№)), поскольку разрешение данного вопроса не входит в компетенцию лиц, составивших акт. В представленных суду документах отсутствуют достоверные сведения о степени износа здания для установления необходимости проведения капитального ремонта в соответствии с Методикой определения физического износа гражданских зданий.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ Блюдик В.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, указанные в письменных возражениях, согласно которым Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию), проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества закрепленного за ним на праве оперативного управления, предоставленного в безвозмездное пользование. Однако, здание гаража в оперативное управление Учреждением не принималась, в безвозмездное пользование не предоставлялось, что подтверждается актом (№) от (дата), согласно которого здание гаража (инв.(№)) передано Учреждению в эксплуатацию. Балансодержателем является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, собственником Министерство обороны РФ. Согласно акту технического состояния здания, являющегося приложением к акту приема-передачи (№) от (дата), установлено, что здание гаража находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в проведении капитального ремонта (построено и введено в эксплуатацию в 1972 году, срок эксплуатации - 48 лет). С момента ввода в эксплуатацию и на момент передачи - капитальный ремонт не проводился. Контроль за техническим состоянием материально-технической базы осуществляется путем проведения систематических плановых (весенних, осенних) и внеплановых осмотров. По результатам весеннего осмотра, проведенного (дата), осеннего осмотра, проведенного (дата), выводами комиссии установлено, что указанное здание гаража находится в неудовлетворительном состоянии, требуется проведение капитального ремонта. Истец не обладает достаточными специализированными техническими познаниями для того, чтобы отнести указанный перечень работ к текущему ремонту. Плановые акты весеннего и осеннего осмотров составлены Учреждением для его внутреннего пользования, и подтверждают, что указанное здание гаража было передано в плохом состоянии, без проведения капитального ремонта с момента его постройки и находится в неудовлетворительном состоянии и требует не текущего, а именно капитального ремонта. В рамках своей компетенции, осуществляя эксплуатацию спорного объекта, по результатам проведенных весенних/осенних осмотров, Учреждением проведена работа по включению здания гаража (инв.(№)) в заявочный план капитального ремонта на 2021 год. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не обладает правом самостоятельно финансировать ремонт вверенного имущества, проводить капитальный ремонт здания, учреждение эти мероприятия не выполнило. Собственником спорного объекта является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, на которое следует возложить обязанность по ремонту здания гаража, выделить денежные средства по финансированию ремонтных работ, в связи с чем, полагает, что ФГБУ « ЦЖКУ» является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, просила в иске отказать. Также дополнила, что на данный момент акты направлены в Департамент строительства.

В судебном заседании представитель Департамента строительства Министерства обороны РФ участия не принимал, уведомлен в соответствии с законом.

В соответствии с п.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, заслушав объяснение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3 КАС РФ).

В судебном заседании установлено, что военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании и эксплуатации здания гаража (инв. (№)), военного городка «Комсомольск-1 зак» г. Комсомольск-на-Амуре (адрес).

Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от (дата)(№), пунктом 1 Постановления Правительства РФ от (дата)(№) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно приказу Министерства обороны РФ (№) от (дата), полномочия по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны РФ.

В соответствии с п. 3 данного приказа, основной деятельностью Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ. Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем - Министерством обороны Российской Федерации, в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Формирование Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета с учетом государственного задания на очередной финансовый год.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приступило к исполнению обязанностей по содержанию (эксплуатации) объектов военной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации с (дата).

Согласно п. 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от (дата)(№), основными целями является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п.21 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (с учетом изменений в редакции от (дата)) ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.

Согласно акту о приеме-передаче здания в эксплуатацию от (дата)(№)а, объект федерального недвижимого имущества - здание гаража (инв. (№)) передано в ЖКС (№) (г. Комсомольск-на-Амуре) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО в эксплуатацию (Приложение (№)).

Таким образом, обязанность по эксплуатации и поддержании здания гаража (инв. (№)) в надлежащем техническом состоянии возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность по формированию заявочных планов текущего и капитального ремонтов здания,, тогда как данное Учреждение обязано было предоставлять заявочный план на проведение ремонта, утверждать у командующего войсками по Восточному военному округу и направлять в Департамент строительства обороны РФ для включения гаража в план капитального ремонта.

В ходе судебного разбирательства установлено, военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка в сфере исполнения должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации требований законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства при содержании и эксплуатации задания гаража (инв. (№)), военного городка « Комсомольск-1» зак.» г. Комсомольск-на-Амуре (адрес).

В ходе проверки было установлено, что согласно акту общего весеннего осмотра имущественного комплекса военного городка «Комсомольск-1 зак.» здания гаража (инв. (№)) от (дата)(№), состояние фундаментов неудовлетворительное, неравномерная осадка бетонных фундаментов, необходим ремонт бетонной отмостки (120 кв.м); кладка несущих стен по всей высоте здания имеет трещины, кирпичная кладка в местах опирания балок перекрытия разрушена, необходим ремонт (145 кв. м); необходим ремонт штукатурки стен фасада (100 кв.м), окраска стен (300 кв. м), кровля разрушена, необходим ремонт (1685 кв. м); деревянные перекрытия нуждаются в утеплении, металлические балки покрыты коррозией, имеются прогибы, деревянный настил поражен гнилью 840 кв. м, провисает в боксе (№), в боксах №(№), 9, 9а перекрытие частично обрушено, деревянный настил по деревянным прогонам полностью поражен гнилью, местами обрушен, необходим ремонт (600 кв. м); необходим ремонт бетонных полов (11513 кв. м ); необходим ремонт ворот (выравнивание по вертикали - 10 шт.), замена обшивки с заменой утеплительного слоя 150 кв. м), окраска ворот (120 кв. м); необходим ремонт системы отопления (100 кв. м.), смена регистров (15 шт.), смена вентилей ф 20 мм (10 шт.); электрооборудование в неудовлетворительном состоянии, необходима замена электропроводки АВВГ 2x2,5 (600 м.), электрощитов (2 шт.), светильников (40 шт.); требуется монтаж 2-х комплектов охранно-пожарной сигнализации, молниезащиты и вентиляции.

Изложенное подтверждается актом общего осеннего осмотра здания гаража (инв. (№)) от (дата)(№) (Приложение (№)).

Актом общего осеннего осмотра объекта имущественного комплекса (№) от (дата) – гаража (инв. 68) установлено, что фундамент здания имеет просадку оснований, разрушение бетона, разрушение отмостки; по всей высоте здания гаража имеются трещины в несущих стенах, кирпичная кладками местами разрушена; перегородки здания отсутствуют; требуется ремонт штукатурки стен фасада, шиферная кровля в разрушенном состоянии, требуется смена деревянных перекрытий, металлические рельсы поражены коррозией, бетонные полы просели местами, имеются выбоины; требуется ремонт ворот; требуется ремонт системы отопления, смена 15 регистров; отсутствует система ГВС, ХВС, канализация, вентиляция; требуется замены электрической проводки, в связи с чем комиссия пришла к выводу о том, что здание гаража находится в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт.

Таким образом, ненадлежащее состояние здания гаража (инв.(№)) не соответствует требованиям действующего законодательства, что создает представляет угрозу для жизни и здоровью военнослужащих и гражданского персонала МО РФ, находящегося в нем, в связи с чем, нуждается в проведении капитального ремонта.

Указанное здание гаража (инв. (№)) относится к государственному жилищному фонту Российской Федерации, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны России в соответствии с назначением (подпункт 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Принимая во внимание то обстоятельство, что собственником здания гаража является Министерство обороны РФ, которое требует проведение капитального ремонта, в свою очередь, собственник данного имущества надлежащих мер к организации мероприятий по проведению капитального ремонта не принимает, суд приходит к выводу о том, что требования о возложении обязанности на Министерство обороны РФ сформировать и установить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ государственное задание на проведение ремонтных работ здания гаража (инвентарный (№)), расположенное на территории военного городка «Комсомольск-на-Амуре-1зак.» с выделением лимиты бюджетных средств для проведения ремонтных работ здания в объемах, указанных в дефектном акте с ведомостью работ (№) от 21.09.2020

Также суд считает необходимым удовлетворить исковые требования военного прокурора относительно ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и возложить обязанность после получения соответствующего государственного задания, а также выделенных лимитов бюджетных средств, выполнить ремонт здания гаража.

Принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуются финансовые затраты, значительный объем времени, суд определяет срок для исполнения решения суда 1 год.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Обязать Министерство обороны РФ в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу сформировать и установить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ государственное задание на проведение ремонтных работ здания гаража (инвентарный (№)), расположенное на территории военного городка «Комсомольск-на-Амуре-1зак.» г. Комсомольск-на-Амуре с выделением лимиты бюджетных средств для проведения ремонтных работ здания в объемах, указанных в дефектном акте с ведомостью работ (№) от (дата).

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение одного года после получения соответствующего государственного задания, а также выделенных лимитов бюджетных средств, выполнить ремонт здания гаража (инвентарный (№)), расположенное на территории военного городка «Комсомольск-на-Амуре-1зак.» г. Комсомольск-на-Амуре.

Решение может быть обжаловано в (адрес)вой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.О. Жукова