2а-4176/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2022 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Царевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации, заместителю директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации ФИО2 о признании незаконным отказа в предоставлении информации и документов
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации, заместителю директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации ФИО2 о признании незаконным отказа в предоставлении информации и документов, в обосновании которого указала, что она признана иностранным средством массовой информации, носящим название «ФИО1» и выполняющим функции иностранного агента.
О факте включения в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, узнала ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ ФИО1 получено уведомление и.о. директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации ФИО3 о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, на основании положений части 3 и 7 статьи 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ№*** «О средствах массовой информации» (далее- Закон РФ «О средствах массовой информации»).
Также указывает, что за период с ДД.ММ.ГГ она не получала денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
ДД.ММ.ГГ ФИО1 обратилась в Министерство юстиции Российской Федерации с просьбой предоставить информацию о получении административным истцом денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, а также предоставить решение о включении ее в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Письмом директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации ФИО2 от ДД.ММ.ГГ в выдаче запрашиваемых документов и информации отказано на том основании, что предоставление таких сведений не предусмотрено Порядком формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Административный истец считает отказ в предоставлении документов административным ответчиком незаконным, противоречащим части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, нарушающим ее права, создающим препятствия доступу к правосудию.
Заявляет, что поскольку она намерена обжаловать решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, то отказ в предоставлении самого решения не дает административному истцу возможности указать в административном иске конкретного административного ответчика. Отсутствие у административного истца доводов для включения ее в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и документов, на основании которых принято такое решение, не дает возможности оценить обоснованность принятия Министерством юстиции Российской Федерации решения, препятствует полноценной подготовке мотивированного административного иска, и как следствие, препятствует реализации права на доступ к правосудию.
Кроме того полагает, что отказ административного ответчика в предоставлении запрошенной информации противоречит положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», закрепляющего право граждан осуществлять поиск и получение любой информации.
На основании изложенного, с учетом представленного уточнения, ФИО1 просит суд признать отказ заместителя директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации ФИО2 о предоставлении информации и документов о включении в реестр иностранных средств массовой информации, носящих название «ФИО1» и выполняющих функции иностранного агента незаконным и обязать предоставить копию распоряжения о включении в указанный реестр, копию заявления государственного органа с приложением к нему, копии документов, свидетельствующих о согласовании Министерством юстиции Российской Федерации решения с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО4 поддержали административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административном иске, дополнениях к нему и письменном объяснении.
В судебном заседании представители административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации ФИО5, ФИО6 считают административные исковые требования ФИО1 не законными и не подлежащими удовлетворению.
Поддержали доводы, изложенные в письменном возражении Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которому из органов государственной власти Российской Федерации поступила информация о получении административным истцом денежных средств от иностранного источника и распространении предназначенной для неопределенного круга лиц печатных, аудио-, аудивизуальных и иных сообщений и материалов, в том числе с использованием информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», сообщений и материалов, созданных иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, с учетом части 6 статьи 6 Закон РФ «О средствах массовой информации», на основании пункта 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№*** (далее- Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; Порядок) ДД.ММ.ГГ ФИО1 включена в данный реестр, о чем ей сообщено уведомлением от ДД.ММ.ГГ
Направление иных документов Порядком формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не предусмотрено. Ответ на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГ направлен в предусмотренный срок.
Оспариваемый ответ административного ответчика не нарушает и не ограничивает права и свободы административного истца.
Также указали, что в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№***, приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№*** не подлежат распространению без разрешения соответствующего государственного органа поступившие документы, которые отнесены к разряду ограниченного распространения, в связи с чем право административного истца на получение информации не нарушено.
В связи с чем, просят суд отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1
Административный ответчик заместитель директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещался надлежаще. Предоставил письменный отзыв содержащий доводы, аналогичные доводам возражения Министерства юстиции Российской Федерации.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Частью 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Согласно части 3 статьи 6 Закон РФ «О средствах массовой информации» юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
В соответствии с частью 5 статьи 6 Закона РФ «О средствах массовой информации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи.
Согласно части 6 статьи 6 данного Закона РФ решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, принимающим решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи Закон РФ «О средствах массовой информации», является Министерство юстиции Российской Федерации (пункт 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№*** (далее- Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации), Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№*** «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие уведомления иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, об учрежденных им российских юридических лицах и установление порядка уведомления иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, об учрежденных им российских юридических лицах, порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и порядка применения положений Федерального закона «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, к российскому юридическому лицу, выполняющему функции иностранного агента»).
Правила формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установлены Порядком формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№***.
В соответствии с пунктом 8 Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Сведения о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети «Интернет» не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр и (или) об исключении из него информации о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (пункт 16 Порядка).
Согласно пункта 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Из материалов административного дела следует, что на основании поступивших в Министерство юстиции Российской Федерации документов, ДД.ММ.ГГ ФИО1 включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
ДД.ММ.ГГ, на основании пункта 14 Порядка, Министерством юстиции Российской Федерации ФИО1 направлено соответствующее уведомление №***.
ДД.ММ.ГГ в Министерство юстиции Российской Федерации поступило заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГ, содержащее просьбу сообщить имеется ли в распоряжении административного ответчика информация о получении заявителем денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, а также выслать в ее адрес решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, либо его заверенную копию. В случае невозможности предоставления указанной информации и (или) решения ФИО1 просила выслать официальный мотивированный отказ.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок (пункт 49 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
ДД.ММ.ГГ по результатам рассмотрения заявления ФИО1 заместителем директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации ФИО2 направлен ответ №*** о том, что на основании документов, поступивших от органов государственной власти Российской Федерации, заявитель внесена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и разъяснено, что Порядком не предусмотрено предоставление иных документов.
Ответ административного ответчика от ДД.ММ.ГГ ФИО1 получен.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Принимая во внимание приведенные правовые нормы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком соблюдены требования законодательства относительно порядка и сроков рассмотрения заявления ФИО1 Обращение рассмотрено уполномоченным должностным лицом Министерства юстиции Российской Федерации, по существу поставленного в нем вопроса, ответ обоснован и мотивирован, соответствует положениям Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Поскольку совокупность условий, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, при рассмотрении административного дела не установлена, правовых оснований для удовлетворения рассматриваемого административного иска и признании ответа административного ответчика незаконным не имеется.
Так как судом сделан вывод об отсутствии оснований для признания ответа должностного лица Министерства юстиции Российской Федерации незаконным, оснований для возложения на административного ответчика обязанности предоставления запрашиваемых сведений и документов, также не имеется.
Кроме того суд учитывает, что в силу положений статьи 46 Конституции РФ и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
В обоснование доводов о нарушении прав и законных интересов административный истец заявила о нарушении оспариваемым ответом федерального органа исполнительной власти права на доступ к правосудию, поскольку в отсутствие запрашиваемой информации и документов, она лишена возможности подготовки мотивированного административного иска для обжалования по существу решения Министерства юстиции Российской Федерации о включении ее в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Вместе с тем, суд считает данное утверждение административного истца не обоснованным и не свидетельствующим о реальном нарушении ее прав, свобод и законных интересов. Так, из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГ ФИО1 обратилась в Советский районный суд г. Орла с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе по финансовому мониторингу Российской Федерации о признании незаконным решения о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Определением судьи Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ административное исковое заявление ФИО1 оставлено без движения. ФИО1 предоставлен срок для устранения недостатков административного иска, заключающихся в отсутствии даты и места рождения административного истца, сведений о том, подавалась ли в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу жалоба по тому же предмету, который указан в административном иске.
Следовательно, отсутствие у ФИО1 запрашиваемых в заявлении от ДД.ММ.ГГ документов и сведений, не явилось препятствием для возможности реализации административным истцом права на обращение в суд с административным иском об оспаривании по существу принятого федеральным органом решения.
Довод административного истца о нарушении оспариваемым ответом права на сбор и получение информации, суд также считает не обоснованным, поскольку действительно, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№*** «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности», приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№*** «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Минюсте России и его территориальных органах» не подлежат распространению без разрешения соответствующего государственного органа поступившие документы, которые отнесены к разряду ограниченного распространения, и при этом Порядком формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, их предоставление вовсе не предусмотрено, в связи с чем право административного истца на получение информации не нарушено.
Иных доводов, свидетельствующих о реальном нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца ответом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, административным истцом не приведено.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации, заместителю директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации ФИО2 о признании незаконным отказа в предоставлении информации и документов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда в Орловский областной суд.
Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГ
Председательствующий Т.Н.Горбачева