ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4178/2021 от 01.12.2021 Азовского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-4178/2021

УИД 61RS0009-01-2021-006046-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01.12.2021г

Азовский горсуд Ростовской области

в составе судьи Нестеренко И.П.,

при секретаре Исаковой Т.Ю.,

с участием представителя ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» -ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4178/2021 по административному иску ФИО1 к ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» о признании незаконным отказа в предоставлении медицинских документов, об обязании выдать медицинскую документацию, о привлечении к административной ответственности, взыскании компенсации морального вреда, вынесении частного определения и направления запроса в Конституционный суд РФ

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Азовский городской суд <адрес> с административным иском к ООО "Медицинский центр "<данные изъяты>"ООО "Медицинский центр "<данные изъяты>" о признании незаконным отказа в предоставлении медицинских документов, об обязании выдать медицинскую документацию, о привлечении к административной ответственности, взыскании компенсации морального вреда, вынесении частного определения и направления запроса в Конституционный суд РФ.

Административный истец указала, что в 2020 году она проходила лечение в ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» <адрес>.

При этом, при получении медицинской помощи были допущены нарушения качества медицинской помощи.

ДД.ММ.ГГГГ она через своего представителя по доверенности обратилась в ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» за получением копий своей медицинской документации.

Однако ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» был направлен ответ в котором содержался отказ в предоставлении медицинской документации представителю по доверенности. Отказ был мотивирован тем, что представитель по доверенности не является законным представителем. В связи с тем, что разрешить спор во внесудебном порядке стороны не смогли, истец обратилась в суд и просила:

признать действия генерального директора ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>», выразившиеся в виде отказа выдачи медицинской документацией ФИО2, представителю по доверенности, незаконными;

обязать ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» предоставить медицинскую документацию за 2020 год ФИО2, представителю по доверенности ФИО8;

привлечь к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ генерального директора ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» ФИО3;

взыскать с ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» М3 КК в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей;

вынести частное определение суда в порядке п. 3 ст. 226 ГПК РФ в отношении руководителя ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» о наличии в его действиях признаков преступления предусмотренного ст. 140 УК РФ;

в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1- ФКЗ направить в Конституционный Суд РФ запрос о проверке соответствия ст. 13 ФЗ-323 Конституционным нормам в отношении предоставления доверенным лицам информации составляющей врачебную тайну медицинскими организациями

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, но согласно административного искового заявления ФИО2 просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Судебное заседание проведено в соответствии с статьи 150 КАС РФ в отсутствие не явившегося истца.

Административного ответчик- представитель ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>»» в судебное заседание явился, иск не признал, пояснил, что все выдано ФИО2 лично согласно акта приема-передачи, который он просил приобщить в дело, в связи с чем и предмета спора на данный момент не существует.

Суд, выслушав представителя ответчика, ознакомившись с материалами дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решение, действие (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья. Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления медицинских документов, отражающих состояние здоровья, регламентирован Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 14 сентября 2020 г. N 972н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений".

Пунктом 3 данного Порядка установлено, что справки и медицинские заключения выдаются пациентам на бумажном носителе при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Согласно пункту 4 Порядка в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", справки и медицинские заключения на бумажном носителе выдаются их законным представителям при предъявлении документа с в соответствии с пункта 2 настоящего Порядка, удостоверяющего личность законного представителя, а также документа, подтверждающего полномочия законного представителя.

Возможность вручения копий медицинской документации представителю гражданина при наличии у него нотариально оформленной доверенности на право получения медицинских документов и их копий.

Согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Судом установлено, что истец проходила лечение в ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГФИО2 через своего представителя по доверенности обратилась в ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» за получением копий медицинской документации.

Заявление ФИО2 в лице представителя по доверенности №ФИО7 было рассмотрено и генеральным директором ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, в котором ей разъяснен порядок получения копий медицинской документации.

Как усматривается из заявления административного ДД.ММ.ГГГГ истец выдала ФИО8 доверенность на право подавать от ее имени любые заявления и получать любые виды справок в организациях в том числе и медицинских ( независимо от форм собственности) по получению информации составляющей врачебную тайну).

Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.1997 года за №188 врачебная тайна отнесена к перечню сведений конфиденциального характера, доступ к которой ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Федеральный закон от 21.11.2011 года за №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Медицинские работники обязаны соблюдать врачебную тайну (п. 2 ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно ч. 1 ст. 22 названного Федерального закона каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Порядок ознакомления с медицинской документацией пациента устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ( ч. 4 ст. 22 Закона).

В соответствии с п. 5 ст. 22 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления медицинских документов, отражающих состояние здоровья, регламентирован Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 сентября 2020 г. N 972н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений", в соответствии с которым такие документы выдаются в форме справок и заключений.

Согласно п. 3 указанного Порядка справки и медицинские заключения выдаются пациентам на бумажном носителе при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Также Законом предусмотрена возможность получения копий медицинской документации пациента его представителем при наличии у него нотариально оформленной доверенности, предусматривающей право получения медицинских документов и их копий.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи ФИО2 получила необходимый пакет документов, расписавшись в данном документе. В связи с чем обязывать ответчика выдать пакет документов её представителю уже нет необходимости.

Таким образом, обоснован довод представителя ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» о том, что правовых оснований для удовлетворения требований иска нет, так как предмет спора исчерпан.

В соответствии со ст.227 КАС РФ - по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ - для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Отказывая в удовлетворении основных требований, суд отказывает истцу и в удовлетворении остальных её требований, поскольку истцом не предоставлено доказательств как физических и нравственных страданий(которые она оценивает в <данные изъяты>, так и прямой причинной связи между неправомерными( по ее мнению действиями ответчика) и наступившими какими-либо негативными последствиями здоровья истца.

Кроме того, суд не является органом, который составляет первичный материал для привлечения должностного лица к административной, либо уголовной ответственности.

Истец сама имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ если видит какие-либо противоречия в действующих нормах закона, в том числе по проверке соответствия ст.13 ФЗ- 323.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 к ООО «Медицинский центр «<данные изъяты>» о признании незаконным отказа в предоставлении медицинских документов, об обязании выдать медицинскую документацию, о привлечении к административной ответственности, взыскании компенсации морального вреда, вынесении частного определения и направления запроса в Конституционный суд РФ, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ростовский облсуд, через Азовский горсуд, в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения.

Судья И.П.Нестеренко

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2021г