Дело № 2а-515/2021 (марка обезличена)
№...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород (дата)
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Оськина И.С.,
при секретаре судебного заседания Шлокове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации города Нижнего Новгорода к Советскому районному отделу УФССП России по Нижегородской области, судебному приставу - исполнителю Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области ФИО1, судебному приставу - исполнителю Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области ФИО2, УФССП России по Нижегородской области об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству №...-ИП,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с указанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Заочным решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от (дата) по делу №... по исковому заявлению прокурора Советского района города Нижнего Новгорода на администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность по обеспечению освещения придомовой территории домов №№ 8 и 10 по пер. Звенигородском и дома № 3 по ул. Балхашской города Нижнего Новгорода путем строительства сетей наружного освещения.
(дата) судебным приставом-исполнителем Советского районного отдела ФИО2 возбуждено исполнительное производство №...-ИП в отношении администрации города Нижнего Новгорода.
1) Во исполнение заочного решения Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 11.04.2019 по делу № 2-3561/2019 администраций города Нижнего Новгорода проведены следующие мероприятия.
МП «Инженерные сети» установлено, что для обеспечения территории домов ... (придомовая территория) наружным освещением необходимо строительство сетей наружного освещения, определены ориентировочные технические характеристики: 4 опоры, 4 кронштейна, 4 светильника, 140 п.м. электрического провода СИП.
Ориентировочная стоимость выполнения проектно-изыскательских работ составит 1 340 130,29 руб.
В связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятий по устройству сетей наружного освещения придомовой территории домов №№..., ... и ... по ведомству департамента строительства и капитального ремонта администрации города Нижнего Новгорода в 2020 году не предусмотрены, была направлена на согласование бюджетная заявка по выделению дополнительного финансирования на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство сетей наружного освещения ... (придомовая территория) в ...».
Организация мероприятий на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству указанного объекта будет возможна после доведения до департамента строительства и капитального ремонта администрации города Нижнего Новгорода лимитов бюджетных обязательств.
Мероприятия по выполнению проектно-изыскательских работ и непосредственному строительству в отношении объекта: «Строительство сетей наружного освещения пер... (придомовая территория) в Советском районе города Нижнего Новгорода» регулируются требованиями Федерального закона от (дата) № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), который предусматривает сроки выполнения данных работ (проект дорожной карты с ориентировочными сроками исполнения мероприятий прилагается).
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Согласно статье 53 Федерального закона № 44-ФЗ срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона № 44-ФЗ по результатам конкурса заключается контракт. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ данные мероприятия занимают порядка 2-х месяцев.
Кроме того, в связи с тем, что строительство сетей наружного освещения предполагается на придомовой территории, департамент строительства и капитального ремонта администрации города Нижнего Новгорода направил обращение в администрацию Советского района города Нижнего Новгорода с просьбой организовать мероприятия по согласованию с собственниками указанных многоквартирных домов необходимости строительства сетей наружного освещения на придомовой территории (в соответствии с Жилищным кодексом РФ).
Учитывая вышеизложенное, исполнение заочного решения Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 11.04.2019 носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления.
(дата) администрация города Нижнего Новгорода обратилась с заявлением в суд об отсрочке исполнения решения Нижегородского районного суда ... от (дата).
(дата) определением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода отказано в отсрочке исполнения решения суда от 11.04.2019 по гражданскому делу по иску прокурора Советского района города Нижнего Новгорода, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
2) В соответствии с положениями Федерального закона от (дата) № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» одной из основных задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 - 2 статьи 112 Федерального закона от (дата) № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона от (дата) № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При этом согласно пункту 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Исполнение заочного решения Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от (дата) по делу №... носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта Российской Федерации.
Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от (дата)№...-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 39 Федерального закона РФ от (дата) № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично.
На основании изложенного истец просит суд:
- освободить администрацию города Нижнего Новгорода от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №...-ИП.
Определением суда во исполнение Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015г. №... «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» к участию по делу в качестве административного ответчика привлечены: судебный пристав - исполнитель Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области ФИО2, УФССП России по Нижегородской области, в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Советского район г.Н.Новгорода.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил суд удовлетворить их.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 2 Федерального закона от (дата) №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с п. 1, 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела судебным приставом-исполнителем (дата) рассмотрев исполнительный документ – исполнительный лист №... от (дата) выданный Нижегородским районным судом г. Н. Новгорода по делу №... от (дата) с предметом исполнения: обязать администрацию г. Н. Новгорода обеспечить освещение придомовой территории ... путем строительства сетей наружного освещения, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №...-ИП в отношении должника администрации г. Н. Новгорода в пользу взыскателя Прокуратуры Советского района г. Н. Новгорода.
Согласно материалам исполнительного производства данное постановление получено должником 12.02.2020 г.
Установлено, что (дата) судебным приставом-исполнителем в адрес администрации города Н. Новгорода направлено требование об исполнении исполнительного документа.
(дата) судебному приставу-исполнителю дан ответ на требование с указанием на направление департаментом жилья и инженерной инфраструктуры администрации г. Н. Новгорода от (дата)№... в адрес исполняющего обязанности директора департамента строительства и капитального ремонта администрации г. Н.Новгорода реестр сетей уличного освещения, для формирования плана строительства на 2020 г., в который вошел объект: пер. ....
Одновременно в соответствии со ст. 38 ФЗ №229-ФЗ заявлено ходатайство об отложении исполнительных действий и не принятии меры принудительного исполнения по исполнительному производству №...-ИП.
01.04.2020 заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области на основании указанного заявления вынес постановление об отложении исполнительных действий и (или) мер принудительного исполнения на срок с (дата) по (дата) включительно.
(дата) судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Данное постановление получено должником (дата).
При этом установлено, что (дата) судебному приставу-исполнителю дан ответ на требование, в котором указано, что МП «Инженерные сети» установили, что обеспечения территории наружным освещением по ... (придомовая территория) необходимо строительство сетей наружного освещения, определены ориентировочные технические характеристики: 4 опоры, 4 кронштейна, 4 светильника, 140 п.м электрического провода СИП. также определены ориентировочная стоимость.
При этом указано, что в связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятий по устройству сетей наружного освещения придомовой территории домов ... ведомству департамента строительства и капитального ремонта администрации города Нижнего Новгорода в 2020 году не предусмотрены, была направлена на согласование бюджетная заявка по выделению дополнительного финансирования на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство сетей наружного освещения ...».
Организация мероприятий на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству указанного объекта будет возможна после доведения до департамента строительства и капитального ремонта администрации города Нижнего Новгорода лимитов бюджетных обязательств.
Мероприятия по выполнению проектно-изыскательских работ и непосредственному строительству в отношении объекта: «Строительство сетей наружного освещения ...» регулируются требованиями Федерального закона от (дата) № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который предусматривает сроки выполнения данных работ согласно проекта дорожной карты.
Кроме того, в связи с тем, что строительство сетей наружного освещения предполагается на придомовой территории, департамент строительства и капитального ремонта администрации города Нижнего Новгорода направил обращение в администрацию Советского района города Нижнего Новгорода с просьбой организовать мероприятия по согласованию с собственниками указанных многоквартирных домов необходимости строительства сетей наружного освещения на придомовой территории (в соответствии с Жилищным кодексом РФ).
Одновременно в соответствии со ст. 38 ФЗ №229-ФЗ заявлено ходатайство об отложении исполнительных действий и не принятии меры принудительного исполнения по исполнительному производству №...-ИП.
(дата) ведущий судебный пристав-исполнитель Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области в ответ на указанное заявление вынес постановление утвержденное старшим судебным приставом Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области об отказе в отложении исполнительных действий и (или) мер принудительного исполнения.
01.10.2020 г. судебным приставом-исполнителем в адрес администрации города Н. Новгорода направлено требование об исполнении исполнительного документа. Данное требование получено истцом (дата).
(дата) в адрес судебного пристава-исполнителя дан ответ на указанное требование, в данном ответе указано следующее.
МП «Инженерные сети» установили, что обеспечения территории наружным освещением по ... (придомовая территория) необходимо строительство сетей наружного освещения, определены ориентировочные технические характеристики: 4 опоры, 4 кронштейна, 4 светильника, 140 п.м. электрического провода СИП. также определены ориентировочная стоимость.
При этом указано, что в связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятий по устройству сетей наружного освещения придомовой территории домов ... по ведомству департамента строительства и капитального ремонта администрации города Нижнего Новгорода в 2020 году не предусмотрены, была направлена на согласование бюджетная заявка по выделению дополнительного финансирования на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство сетей наружного освещения ...».
Организация мероприятий на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству указанного объекта будет возможна после доведения до департамента строительства и капитального ремонта администрации города Н. Новгорода лимитов бюджетных обязательств.
При этом в ответе указано, что в соответствии с ФЗ №44-ФЗ данные мероприятия занимают порядка 2-х месяцев.
Кроме того указано, что строительство сетей наружного освещения предполагается на придомовой территории, департамент строительства капитального ремонта администрации города Н. Новгорода направило обращение в администрацию Советского района г. Н. Новгорода с просьбой организовать мероприятия по согласованию с собственниками указанных многоквартирных домов необходимости строительства сетей наружного освещения на придомовой территории (в соответствии с Жилищным кодексом РФ).
В связи с изложенным истец в данном ответе указывает, что исполнение заочного решения Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления.
Одновременно указано, что администрация г. Н. Новгорода обратилась с заявлением суд об отсрочке исполнения решения Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от (дата).
На основании изложенного администрация г. Н. Новгорода в ответе просит в соответствии со ст. 38 ФЗ №229-ФЗ заявлено ходатайство об отложении исполнительных действий и не принятии меры принудительного исполнения по исполнительному производству №...-ИП.
(дата) ведущий судебный пристав-исполнитель Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области в ответ на указанное заявление вынес постановление утвержденное старшим судебным приставом Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области об отказе в отложении исполнительных действий и (или) мер принудительного исполнения.
Судом установлено, что 31.08.2020 г. Нижегородским районным судом г. Н. Новгорода вынесено определение по делу №2-3561/19 об отказе администрации г. Н. Новгорода в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения суда от 11.04.2019 г.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 ст. 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
В процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор с должника (пункт 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу предписаний ст. 112 поименованного закона исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. п. 1 и 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п. 3).
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке должен установить наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
При этом, положения п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
При применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Исходя из положений ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу закона правовая природа исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, выражается в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, но только при наличии его вины, как элемента субъективной стороны правонарушения.
Как установлено судом постановление о возбуждении исполнительного производства от 05.02.2020 г. получено должником 12.02.2020 г., постановление о взыскании исполнительского сбора от 14.07.2020 г. получено должником 02.10.2020 г.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Из материалов дела следует, что на момент получения администрацией г. Н. Новгорода постановления о возбуждении исполнительного производства 05.02.2020 г. и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора 14.07.2020 г. прошло более 2-х месяцев. Однако действий в течение указанного срока, которые бы свидетельствовали об осуществлении реальных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направленных на исполнение решение суда, администрацией города г. Н. Новгорода не представлено.
При этом избранный Администрацией города г. Н. Новгорода способ исполнения решения суда, с учетом отсутствия фактического исполнения на день рассмотрения дела судом, нельзя расценивать как принятие должником всех мер для надлежащего исполнения решения суда с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства (ч. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ), поэтому доводы должника на сложность и длительность процедуры исполнения решения суда указанной категории, а также указанные проведенные мероприятия в ответах от 25.03.2020 г., 28.07.2020 г., 07.10.2020 г. на требования от 10.03.2020 г., 14.07.2020 г., 01.10.2020 г. не могут свидетельствовать об отсутствии вины Администрации города г. Н. Новгорода в неисполнении вступившего в законную силу решения суда.
Так суд полагает, что органом местного самоуправления эффективных, действенных мер, направленных на исполнение судебного акта, как в установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения срок, так и после его истечения, не принято.
Отсутствие денежных средств, по общему правилу, таким обстоятельством не является, с учетом отсутствия доказательств, подтверждающих уважительность причин нарушения данного срока в связи с непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.
Основаниями для освобождения от исполнительского сбора могут быть чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства, которые, несмотря на приложенные должником меры, явились объективным препятствием для исполнения судебного акта.
Поскольку достаточных и достоверных доказательств в подтверждение невозможности исполнения судебного акта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, административным истцом суду не представлено, суд полагает, что судебный пристав-исполнитель правомерно вынес постановление о взыскании исполнительского сбора.
В связи с изложенным, правовые и фактические основания для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора не установлены.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований администрации города Нижнего Новгорода к Советскому районному отделу УФССП России по Нижегородской области, судебному приставу - исполнителю Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области ФИО1, судебному приставу - исполнителю Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области ФИО2, УФССП России по Нижегородской области об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству №№... – отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья (подпись) И.С. Оськин
(марка обезличена)