Дело № 2а-4185/2021
УИД 32RS0027-01-2021-003369-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2021 г. г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Петрачковой И.В.,
при секретаре Рождественской И.А.,
с участием представителей административных ответчиков ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Брянской городской администрации, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконным решения, обязании предоставить социальную выплату,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что семья Б-вых составом 5 человек включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2021 г. в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». На дату утверждения списка претендентов планируемый размер социальной выплаты составлял 994 518 руб.
<дата> посредством использования средств единого ипотечного кредита семьей Б-вых на основании договора купли-продажи приобретен жилой дом и земельный участок. Стоимость указанного имущества составила 2 000 000 руб.
Решением городской комиссии по предоставлению социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в г.Брянске» от 13 мая 2021 г. отказано в предоставлении социальной выплаты путем перечисления денежных средств на погашение ипотечного кредита, на погашение задолженности по земельному участку.
Данный отказ полагает незаконным, поскольку заключенным между банком и заемщиком ипотечным кредитным договором предусмотрено предоставление заемных денежных средств на цели приобретения жилого дома с земельным участком; денежные средства в рамках данного договора предоставлены в единой сумме на приобретение как жилого помещения, так и земельного участка, в связи с чем, задолженность по кредитному договору также является единой без учета договора купли-продажи. Кроме того, действующим законодательством не установлена обязанность банка по указанию сведений о разделении задолженности пропорционально стоимости объектов недвижимости, на цели приобретения которых он заключался.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, просит суд отменить решение городской комиссии по предоставлению социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в г.Брянске» от 13 мая 2021 г.; обязать Брянскую городскую администрацию, Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области предоставить ФИО3 социальную выплату в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в г.Брянске» в соответствии с действующим законодательством.
Определением суда от 23 июля 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фокинская районная администрация г.Брянска, Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Определением суда от 16 августа 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО Сбербанк, АО «ДОМ.РФ», ГУ - Отделение ПФ РФ по Брянской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Определением суда производство по делу по правилам ГПК РФ прекращено, исковое заявление принято к рассмотрению в порядке КАС РФ; к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, посредством телефонограммы просила рассмотреть дело в её отсутствие, уточненные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Брянской городской администрации ФИО1 административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Указала, что принятое городской комиссией решение является законным, обоснованным, поскольку направление социальной выплаты на приобретение земельного участка или на погашение ипотеки в целях приобретения земельного участка в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей законодательством не предусмотрено.
Представитель административного ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области ФИО2 также просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Указала, что Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку решение об отказе семье Б-вых в предоставлении социальной выплаты из средств бюджета города Брянска и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства принято городской комиссией.
Представители Фокинской районной администрации г.Брянска, ПАО Сбербанк, АО «ДОМ.РФ», ГУ - Отделение ПФ РФ по Брянской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Представитель ГУ - Отделение ПФ РФ по Брянской области представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил разрешить заявленный спор на усмотрение суда. Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ также просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражение на иск, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО3
В соответствии со ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В п.11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов, пропуск этого срока без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1 и 8).
Поскольку оспариваемое решение административного ответчика принято 13 мая 2021 г., с заявленным административным иском административный истец обратилась в суд 25 мая 2021 г., срок для обращения в суд не пропущен.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – государственная программа РФ от 30 декабря 2017 г. №1710).
При этом, Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. №1050 утверждены Особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в том числе, Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. №1050).
Постановлением Правительства Брянской области от 29 декабря 2018 г. №735-п утверждена государственная программа «Социальная и демографическая политика Брянской области», в рамках которой Правительством Брянской области утверждена подпрограмма государственной программы Брянской области «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» (далее - подпрограмма государственной программы Брянской области от 29 декабря 2018 г. №735-п). Ответственным исполнителем государственной программы является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
В целях реализации на территории Брянской области мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РФ от 30 декабря 2017 г. №1710, подпрограммы государственной программы Брянской области от 29 декабря 2018 г. №735-п и в соответствии с пунктом 25 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. №1050 Приказом Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 21 мая 2019 г. №242 утвержден Порядок формирования органами местного самоуправления Брянской области списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форму этого списка.
Постановлением Брянской городской администрации от 29 декабря 2018 г. №4199-п утверждена муниципальная программа «Стимулирование экономической активности в городе Брянске».
Муниципальная программа «Стимулирование экономической активности в городе Брянске» включает в себя, среди прочих, Подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» (далее – Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденная постановлением Брянской городской администрации от 29 декабря 2018 г. №4199-п).
В целях реализации Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной постановлением Брянской городской администрации от 29 декабря 2018 г. №4199-п, постановлением Брянской городской администрации от 15 февраля 2013 г. №345-п утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – городские Правила от 15 февраля 2013 г. №345-п).
Согласно городским Правилам от 15 февраля 2013 г. №345-п предусмотрено три вида списков:
1. Список участников Подпрограммы;
2. Список участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по городу Брянску;
3. Список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем финансовом году.
Судом установлено, что семья ФИО3 состоит в сводном городском списке молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в городе Брянске» с 14 июня 2019 г. с составом семьи 5 человек, в том числе, Б. – супруг и трое несовершеннолетних детей, с учетом права первоочередного включения в список, как многодетная семья. В городском списке, сформированном по состоянию на 15 марта 2021 г., номер очереди – 18, по состоянию на 1 июня 2021 г., номер очереди – 14.
В связи с подходом очереди семье ФИО3 в 2020 г. было предложено обновить пакет документов и предоставить заявление о включении её семьи в список семей, изъявивших желание получить социальную выплат в 2021 г. Заявление и документы семьи рассмотрены на заседании городской комиссии по предоставлению социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в городе Брянске» 23 сентября 2020 г.
На тот момент ФИО3 с тремя детьми была зарегистрирована по договору социального найма в муниципальной квартире <адрес>, общей площадью 36,3 кв.м, где всего было зарегистрировано 10 человек. Супруг Б. был зарегистрирован <адрес>, общей площадью 59,8 кв.м., где ему на праве собственности принадлежала 1/4 доля в праве (14,95 кв.м). Семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением городской комиссии от 23 сентября 2020 г. семья Б-вых включена в городской список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 г., а впоследствии – в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы в 2021 г.
Перед выдачей свидетельства о праве на получение социальной выплаты семья Б-вых уведомлением Брянской городской администрации от 26 января 2021 г. была оповещена о необходимости повторного обновления пакета документов и о предоставлении заявления о выдаче свидетельства.
Обновленный пакет документов и заявление о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 994 518 руб., представленные семьей Б-вых, были рассмотрены на заседании городской комиссии 18 февраля 2021 г.
В ходе рассмотрения документов комиссией установлено, что с 1 февраля 2021 г. все члены семьи зарегистрированы в жилом доме <адрес>, общей площадью 144,6 кв.м, принадлежащем на праве собственности Б. и ФИО3 Дом и земля приобретены с использованием средств ипотечного кредита по договору купли-продажи от <дата> за 2 000 000 руб., из них, стоимость земельного участка – 500 000 руб., жилого дома – 1 500 000 руб. Согласно справке ПАО «Сбербанк России» на дату 1 февраля 2021 г. остаток долга и процентов по ипотеке составлял 1 067 862, 41 руб. Разделение остатка ссудной задолженности на долг по жилому дому и долг по земельному участку в справке отсутствовало.
Городской комиссией 18 февраля 2021 г. было принято решение направить запросы в адрес: Минстроя России, Сбербанка России, АО «ДОМ.РФ», Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Пенсионного фонда РФ с целью получения необходимой информации для определения остатка ссудной задолженности по жилому дому и отложить рассмотрение вопроса о предоставлении семье Б-вых доли бюджета города Брянска и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья до получения ответов на запросы из вышеуказанных учреждений и ведомств.
Согласно ответу Отделения Пенсионного фонда РФ по Брянской области от 4 марта 2021 г. №17/12732, средства материнского (семейного) капитала семье ФИО3 в размере 483 881,83 руб. были перечислены на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту на приобретение жилья. Выплата материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» осуществляется на приобретение жилого помещения. Направление средств материнского капитала на приобретение земельного участка действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно ответу Акционерного общества «ДОМ.РФ» от 5 апреля 2021 г.№ 3853-АН средства государственной поддержки в рамках Федерального закона от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» были направлены в 2020 году кредитору ФИО3 – ПАО Сбербанк на погашение задолженности по ипотечному жилищному кредиту.
Из ответа Минстроя РФ от 25 марта 2021 г. № 11827-СБ/05 следует, что исчерпывающий перечень использования социальных выплат приведен в пункте 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050. Погашение долга о ипотечному кредиту на приобретение земельного участка за счет средств социальной выплаты Правилами не предусмотрено. Вопрос предоставления социальной выплаты семье Б-вых для погашения ипотечного кредита рекомендуется рассмотреть в судебном порядке.
В соответствии с письмом Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 29 марта 2021 г. № 3337, в случае, если семьей Б-вых в полном объеме соблюдены требования пункта 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050, департамент полагает возможным осуществить выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты семье Б-вых в размере, указанном в списке претендентов. Вместе с тем, учитывая позицию Минстроя России по данной ситуации, департамент считает, что после получения из банка документов и заявки на перечисление бюджетных средств, Брянской городской администрацией в соответствии с пунктом 47 Правил должно быть принято решение об отказе в перечислении средств социальной выплаты, ввиду несоответствия представленных документов действующим Правилам, поскольку действующей редакцией Правил не предусмотрено предоставление социальной выплаты на погашение суммы основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения и земельного участка.
Согласно писем ПАО Сбербанк от 9 марта 2021 г. №..., от 21 апреля 2021 г. №..., банк не вправе представлять информацию, составляющую банковскую тайну по операциям клиентов банка, за исключением органов, определенных федеральным законодательством. Вместе с тем, заключенным между банком и ФИО3 ипотечным кредитным договором предусмотрено предоставление заемных денежных средств на цели приобретения жилого дома с земельным участком. Указанные объекты недвижимости связаны между собой неразрывно в силу ст.1 Земельного кодекса РФ. Следовательно, банк предоставил кредит в единой сумме на приобретение как жилого дома, так и земельного участка, в связи с чем, задолженность по кредитному договору также является единой без учета договора купли-продажи. Таким образом, у банка отсутствует возможность и законные основания предоставить справку по указанной в запросе Брянской городской администрации форме (с разделением задолженности по жилому дому и земельному участку пропорционально стоимости объектов недвижимости).
Кроме этого, письмом от 21 апреля 2021г. №... ПАО Сбербанк проинформировало о справке о задолженности «ДомКлик» за подписью директора дивизиона «ДомКлик» ПАО Сбербанк В., удостоверенной печатью ПАО Сбербанк, с информацией по остатку суммы задолженности в размере 971 9298, 35 рублей, представленной ФИО3 в Брянскую городскую администрацию посредством электронной почты в виде копии. В указанной справке содержится информация, что данная сумма задолженности остается на погашение задолженности по жилому дому, так как ранние погашения осуществлялись на участок по инициативе заемщика.
По информации ПАО Сбербанк, данная справка ФИО3 ни в офисе банка, ни через личный кабинет портала «ДомКлик» не предоставлялась. В предоставленной ФИО3 справке отсутствовала формулировка «Данная сумма задолженности остается на погашения жилого дома, так как ранние погашения осуществлялись на участок по инициативе заемщика».
По итогам получения вышеназванных ответов на запросы 13 мая 2021 г. состоялось заседание городской комиссии по предоставлению социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в городе Брянске».
Городской комиссией было принято решение отказать семье Б-вых в составе: ФИО3 - супруга, Б. - супруг, Б.Н. - дочь, Б.Я. - дочь, Б.К. - дочь, включенных в список претендентов на получение социальных выплат в 2021 году, в предоставлении социальной выплаты из средств бюджета города Брянска и в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства по основаниям: пункта 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. №1050, устанавливающим основания для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты (по основанию: недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах); пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. №1050, которым определен исчерпывающий перечень использования социальных выплат. Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил социальная выплата может быть направлена на погашение суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплату процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, погашение задолженности по земельному участку Правилами не предусмотрено.
Оценивая заявленные административные исковые требования, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 и подпункту «е» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. №1050, социальные выплаты могут быть направлены на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе, на погашение суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплату процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома.
Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.
Как усматривается из договора купли-продажи от <дата>, Б. и ФИО3 приобрели в общую совместную собственность земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, расположенный <адрес>, и расположенный на нем жилой дом, расположенный <адрес>.
При этом, как следует из представленных документов и установлено судом, <дата> между ПАО «Сбербанк России» и ФИО3, Б. был заключен кредитный договор на приобретение готового жилья, а именно, приобретение объекта(ов) недвижимости: жилой дом и земельный участок, находящегося(ихся) по адресу(ам): <адрес>.
Вышеназванный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка соответствует требованиям закона, была произведена государственная регистрация перехода права собственности на Б., ФИО3
Приобретенный индивидуальный жилой дом неразрывно связан с земельным участком, Б. и ФИО3 жилой дом и земельный участок приобретены по единому договору купли-продажи жилого дома и земельного участка. Данных свидетельствующих о приобретении земельного участка, как самостоятельного объекта, ответчиками не представлено, а судом не установлено.
Согласно информации, представленной ПАО Сбербанк на запрос суда о предоставлении сведений об остатке долга и процентов за пользование ипотечным кредитом отдельно за жилой дом и земельный участок, по состоянию на 20 октября 2021 г. остаток основного долга составляет 960 996, 81 руб.; остаток непросроченных процентов за пользование кредитом определить невозможно, так как в соответствии с условиями договора проценты рассчитаны и подлежат уплате аннуитетными платежами. Разграничить остаток долга по объектам ипотеки невозможно, так как дом и земельный участок являются не предметом кредитного договора, а предметом залога – обеспечения исполнения кредитных обязательств.
Законодательством установлен принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем жилого дома (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
С учетом содержания положений п.п.5 п.1 ст.1 и ст.35 ЗК РФ, ст.273, 552 ГК РФ, суд полагает, что сделка купли-продажи жилого дома без земельного участка противоречила бы закону и препятствовала бы государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом.
Приобретая в собственность земельный участок и расположенный на нем жилой дом, Б., ФИО3 преследовали единственную цель – улучшение жилищных условий своей семьи.
При этом, утверждение административных ответчиков о том, что направление социальной выплаты на приобретение земельного участка или на погашение ипотеки в целях приобретения земельного участка в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей законодательством не предусмотрено, несостоятельно, поскольку улучшение жилищных условий в данном случае было бы невозможно без приобретения расположенного под жилым домом земельного участка, при этом использование социальной выплаты в данном случае соответствовало бы назначению денежных средств, выделяемых на реализацию государственной программы поддержки решения жилищной проблемы молодых семей, направленных на приобретение индивидуального жилья и улучшение жилищных условий и не является нарушением установленного порядка и правил предоставления социальных выплат на улучшение жилищных условий.
Задачами государственной программы «Социальная и демографическая политики Брянской области», в которую включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в городе Брянске» является предоставление мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам; государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Формальный подход к исполнению Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат молодым семьям и установленным Правилам не соответствует целям и задачам государственной программы «Социальная и демографическая политики Брянской области», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в городе Брянске» и смыслу ст.ст.7, 38 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ Брянской городской администрации семье Б-вых, включенной в список претендентов на получение социальных выплат в 2021 г., в предоставлении социальной выплаты из средств бюджета города Брянска и в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем, является незаконным.
При этом, ссылка административного ответчика на недостоверные сведения, содержащиеся в представленной ФИО3 в Брянскую городскую администрацию справке о том, что сумма задолженности в размере 971 9298, 35 руб. остается на погашение задолженности по жилому дому, так как ранние погашения осуществлялись на участок по инициативе заемщика, не может быть принята судом во внимание в отсутствие достоверных сведений изготовления данной справки административным истцом.
Вместе с тем, заявленные требования об обязании предоставить ФИО3 социальную выплату в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в г.Брянске» в соответствии с действующим законодательством, не подлежат удовлетворению, поскольку такой порядок восстановления прав административного истца будет нарушать принцип разделения властей, установленный и гарантированный Конституцией РФ, имеющей верховенство на всей территории РФ, а также может свидетельствовать о подмене деятельности органов местного самоуправления со стороны органов судебного контроля.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца, необходимо повторное рассмотрение вопроса о предоставлении семье Б-вых социальной выплаты из средств бюджета города Брянска и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, по результатам которого необходимо принять решение в соответствии с действующим законодательством. При этом, административные исковые требования к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области удовлетворению не подлежат, поскольку Департамент никаких действий и решений в отношении административного истца не принимал, прав и законных интересов административного истца не нарушал.
Учитывая изложенное, административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО3 к Брянской городской администрации, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконным решения, обязании предоставить социальную выплату удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение городской комиссии по предоставлению социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в г.Брянске» от 13 мая 2021 г., которым отказано семье Б-вых, включенной в список претендентов на получение социальных выплат в 2021 г., в предоставлении социальной выплаты из средств бюджета города Брянска и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Обязать Брянскую городскую администрацию повторно рассмотреть вопрос о предоставлении семье Б-вых социальной выплаты из средств бюджета города Брянска и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
В удовлетворении административного иска в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Петрачкова
Решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2022 г.