Дело № 2а-4186/2023
УИД: 04RS0018-01-2023-004021-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2023 года г.Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Шатаевой Н.А., при секретаре Осташевской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трубиной В. Н., Трубина К. А. к Военному комиссариату Республики Бурятия, Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату <адрес> Республики Бурятия, призывной комиссии АМО «Баунтовский эвенкийский район Республики Бурятия» войсковой части 06705 о признании незаконным бездействия Военного комиссариата Республики Бурятия в предоставлении отсрочки по частичной мобилизации, признании права на отсрочку и обязании исключить из списков личного состава войсковой части 06705,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с административным иском к Военному комиссариату Республики Бурятия истцы в лице представителя Васильевой А.В., по доверенности, просили признать незаконным бездействие административного ответчика по предоставлению отсрочки от частичной мобилизации Трубина К.А. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГТрубин К.Н. мобилизован в связи с проведением специальной военной операции. Вместе с тем, Трубин К.А., работавший в АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» в должности парашютиста-пожарного подлежал бронированию согласно Перечню должностей и профессий, по которым граждане, пребывающие в запасе подлежат бронированию, в связи с чем, Трубин К.А. должен быть освобожден от мобилизации, так как последний приносит большую пользу, что подтверждается характеристикой и письмом работодателя.
В ходе судебного заседания представитель истцов Васильева А.В. уточнила требования, просила признать незаконными бездействия военного комиссариата Республики Бурятия по предоставлению отсрочки от частичной мобилизации Трубина К.А., признать за ним право на предоставление отсрочки по мобилизации и в военное время, обязать Военный комиссариат Республики Бурятия и Министерство обороны Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения принять меры по исключению Трубина К.А. из списков личного состава воинского подразделения.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, военный комиссариат <адрес> Республики Бурятия, Призывная комиссия АМО «Баунтовский эвенкийский район Республики Бурятия», войсковая часть 06705, в качестве заинтересованного лица привлечено Автономное учреждение Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов».
В судебное заседание истцы Трубин К.А., Трубина В.Н. не явились, извещены надлежащим образом.
Представители административного ответчика Военного комиссариата Республики Бурятия Сугробов А.В., Васильева Ю.Н. возражали против заявленных требований, считали, что Трубиной В.Н. не предоставлено доказательств нарушения ее прав, как и не представлено доказательств того, что ее сын имеет отсрочку на основании «брони», имеющейся у работодателя. Указывают, что в полномочия военного комиссариата не входит обязанность по бронированию граждан, находящихся в запасе. Считают, что Военный комиссариат не является надлежащим ответчиком в сфере бронирования. Кроме того, указывают, что на момент призыва на военную службу по мобилизации Трубин К.А. не имел права на отсрочку. Действительно, постановлением межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе от ДД.ММ.ГГГГ№ (Для служебного пользования) «О внесении изменений в постановление Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе от ДД.ММ.ГГГГ№с, утвержден Перечень должностей и профессий, занимаемых гражданами, пребывающими в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, работающими в органах государственного власти, органах местного самоуправления и организациях, где должность «парашютист-пожарный» подлежит бронированию по коду «16435». Вместе с тем, работодателем Трубина К.А. список формы № (список граждан, на которых необходимо оформить отсрочку от призыва по мобилизации и в военное время) в Военный комиссариат Советского и <адрес>ов <адрес> не поступал. Работодателю предоставлено право самостоятельно решать вопрос о бронировании работника исходя из производственной необходимости и квалификации. Считают, что препятствий к осуществлению прав, свобод, реализации законных интересов Трубина К.А. не имеется, поскольку установленный порядок призыва на мобилизацию не нарушен. Просят в иске отказать.
Представители заинтересованного лица АУ РБ «Забайкальская база охраны лесов» Березина А.Ю., Мишарина А.Н. суду пояснили, что Трубин К.А. трудоустроен парашютистом-пожарным с 2021 года. Данная категория специалистов по парашютно-десантным работам подготавливается специально для охраны лесов. С даты создания АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» в 2015 году, работа по бронированию сотрудников в учреждении не осуществлялась в связи с отсутствием данной организации в списках организаций, которым разрешено бронирование. Согласно выписке из протокола заседания Правительственной комиссии Республики Бурятия по бронированию граждан, пребывающих в запасе № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена норма бронирования для учреждения – 100 %. Постановлением Правительства Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление Правительственной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка организаций, в которых необходимо организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе и утверждение норм бронирования для организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Бурятия». В соответствии с п. 309 Постановления Правительства Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка, организаций, которым необходимо организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе», АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» включено в указанный список. Кроме того, указали, что Постановлением Правительства Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ, АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» имеет мобилизационное задание по заготовке и поставке древесины Романовским мехлесхозом на территории Баунтовского эвенкийского района (документ ДСП №дсп от ДД.ММ.ГГГГ) для нужд Министерства обороны РФ и все сотрудники, привлекаемые к выполнению мобилизационного задания подлежат обязательному бронированию. Работа по бронированию сотрудников АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» и выдача им удостоверений началась только в ноябре 2022 года, на тот момент Трубин К.А. был снят с запаса и призван на СВО по мобилизации. Ими направлялся список граждан, подлежащих бронированию с включением истца Трубина К.А., однако кандидатура Трубина К.А. Военным комиссариатом не была согласована по причине того, что мобилизованным гражданам бронирование не предоставляется. Трудовой договор с истцом Трубиным К.А. в настоящий момент не расторгнут. С учетом квалификации и задач выполняемых их сотрудниками они заинтересованы в возвращении каждого сотрудника.
Ответчики Министерство обороны Российской Федерации, Военный комиссариат <адрес> Республики Бурятия, призывная комиссии АМО «Баунтовский эвенкийский район Республики Бурятия», войсковая части 06705 в судебное заседание не явились, извещены всеми доступными способами, в том числе направлением уведомления посредством электронной почты, телефонограмм.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 8 ст.226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».(далее - Федеральный закон N 31-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ, под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 22 Федерального закона N 31-ФЗ бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно ст. 23 названного Закона, бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки (пункт 2 статьи 23 Федерального закона N 31-ФЗ).
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ).
Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о воинском учете.
Согласно п. 9 данного Положения, воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, данным положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны РФ. За состоянием воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители данных организации.
Согласно п. 16 Положения, воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный. На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации на должностях рядового и начальствующего состава.
В соответствии с п. 33 Положения, контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами субъектов Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
Пункт 8 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Генеральным штабом ВС РФ, указывает, что ответственными за состояние воинского учета, осуществляемого данными организациями являются руководители данных организаций.
Пункт 35 Методических рекомендаций указывает, что военно-учетные подразделения организаций должны своевременно оформлять бронирование военнообязанных за организацией на период мобилизации и на военное время; представлять в военные комиссариаты муниципальных образований установленную отчетность, в том числе о численности работников организаций.
В п. 3 Приложения № к Методическими рекомендациям указано, что военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года. При проведении контроля за ведением воинского учета в организациях проверяется и определяется полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о воинском учете.
В Приложении № также приведен перечень вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учета и бронированию граждан, среди которых проверка наличия Перечня должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе (выписки из него), и организация работы по его применению. Правомерность и своевременность оформления бронирования граждан, пребывающих в запасе. Наличие списка граждан, подлежащих зачислению на специальный учет. Своевременность аннулирования отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время граждан, пребывающих в запасе, утративших право на отсрочку, и сообщение в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (в 5-дневный срок).
Указанные нормы свидетельствуют о том, что бронирование военнообязанных должно осуществляться на постоянной основе и заблаговременно.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГТрубин К.А. принят в АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» в должности десантника-пожарного на неопределенный срок.
Решением призывной комиссии по мобилизации <адрес> Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГТрубин К.А. призван на военную службу по мобилизации.
Как следует из материалов дела, в 2015 году на момент образования АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» работа по бронированию работников организацией не осуществлялась, поскольку организация отсутствовала в списках организаций, которым предоставлено право бронирования.
Согласно Постановлению Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№ АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» имеет мобилизационное задание по заготовке и поставке древесины Романовским мехлесхозом на территории Баунтовского эвенкийского района (документ ДСП №дсп от ДД.ММ.ГГГГ) для нужд Министерства обороны РФ, в связи с чем все сотрудники, привлекаемые к выполнению мобилизационного задания, подлежат обязательному бронированию.
Кроме того, Постановлением Правительства Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» включена в Список организаций, которым необходимо организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (п.309), заседанием правительственной комиссии РБ по бронированию граждан утверждены нормы бронирования для указанного учреждения в размере 100 %. (выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ ДСП).
ДД.ММ.ГГГГ работодателем АУ РБ «Забайкальская база охраны лесов» направлено в адрес Военного комиссариата Советского и <адрес>ов <адрес> письмо о предоставлении бронирования Трубину К.А., путем направления списка граждан, подлежащих бронированию по коду «16435».
Письмом Военного комиссара Железнодорожного и <адрес>ов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№с/2972 отказано в предоставлении бронирования Трубину К.А. по мотиву того, что Трубин К.А. имеет статус военнослужащего и до момента его увольнения с военной службы и возобновления трудовых отношений с АУ РБ «Забайкальская база охраны лесов» его бронирование не представляется возможным.
Вместе с тем, не смотря на то, что процедура бронирования работника Трубина К.А. работодателем АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» до призыва последнего на военную службу не осуществлена по объективным причинам и Трубин К.А. на момент его призыва на военную службу с общего учета на специальный учет как забронированный обществом не переводился, указанное не может служить основанием к отказу в предоставлении отсрочки. В силу выполняемой истцом работы, последний имел право на отсрочку от военной службы. Впоследствии Трубин К.А. на законных основаниях был включен работодателем в списки работников, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации. Указанные списки в установленном порядке представлены в уполномоченный орган, при этом суд исходит из того, что реализация Трубиным К.А. права на отсрочку не может быть поставлена в зависимость от времени оформления документов для целей бронирования от военной службы, поскольку в случае своевременного оформления бронирования Трубина К.А., последний сразу бы получил отсрочку от призыва по мобилизации.
Как указывалось выше, в силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 31-ФЗ основной целью бронирования граждан, пребывающих в запасе, является обеспечение на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Следовательно, возможность бронирования граждан, пребывающих в запасе, не является субъективным правом гражданина на предоставление ему отсрочки по мобилизации, а выступает следствием усмотрения предприятия исходя из необходимости обеспечения его нормальной деятельности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие позицию административного истца о том, что осуществление истцом Трубиным К.А. трудовой деятельности по названной профессии в организации пожарной охраны лесов не предоставляла ему право быть забронированным на период мобилизации.
В связи с нехваткой профессиональных кадров, необходимых для тушения крупных пожаров в России, работодатель ходатайствовал перед Военным комиссариатом в том числе и о досрочной демобилизации истца, и об исключении его из списков мобилизованных и возврату из зоны СВО для осуществления последующего бронирования.
Согласно сообщению врио командира войсковой части №Мусаева Г. от ДД.ММ.ГГГГ№/ок, обращение АУ РБ «Забайкальская база охраны лесов» направлено в Военный комиссариат Республики Бурятия для рассмотрения на заседании призывной комиссии по вопросу отмены решения призывной комиссии о мобилизации муниципальных образований. Решение до настоящего момента не принято.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства – наличие права на отсрочку и непринятие Военным комиссариатом Республики Бурятия мер по отмене решения призывной комиссии о мобилизации муниципального образования <адрес> Республики Бурятия, а также с учетом того, что АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» включена в Список организаций, которым необходимо организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (п.309) и утверждением нормы бронирования граждан для указанного учреждения в размере 100 %, а также и длительное нахождение Трубина К.А. на СВО при наличии права на отсрочку, суд приходит к выводу о том, что права истцов, в том числе Трубиной В.Н., как его близкого родственника нарушены.
В этой части суд считает необходимым признать незаконным бездействие Военного комиссариата Республики Бурятия в части непринятия мер по разрешению вопроса об отмене решения призывной комиссии о мобилизации муниципального образования «Банутовский эвенкийский район Республики Бурятия».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Трубиной В. Н. и Трубина К. А. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Военного комиссариата Республики Бурятия в части разрешения вопроса об отмене решения призывной комиссии о мобилизации муниципальных образований «Баунтовский эвенкийский район Республики Бурятия».
Признать наличие у Трубина К. А. права на отсрочку от призыва военную службу по мобилизации и в военное время.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.А. Шатаева
Верно: Судья Н.А.Шатаева
Секретарь: А.А. Осташевская
Подлинник решения (определения) находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в гражданское (административное) дело (материал) 2а-4186/2023