Дело № 2а-4188/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка в Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Сальниковой Е.Н.,
при секретаре Киринович А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
24 августа 2018 года
дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административном иском о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия.
Требования мотивированы тем, что административный истец подал заявление в отдел лицензионно-разрешительной работы г. Новокузнецка Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Управления по Кемеровской области о выдаче лицензии на приобретение гражданского огнестрельного оружия. 29.06.2018 г. ему было отказано в выдаче лицензии. Отказ был вынесен на основании заключения от 28.06.2018 года и мотивирован тем, что не обеспечены условия сохранности оружия, безопасности хранения и не исключении доступа к нему посторонних лиц. В обоснование указано решение Верховного суда РФ от 09.10.2009 года №ГКПИ09-790. Отказ, в том числе мотивирован тем, что установленный в квартире сейф имеет толщину стенок 1,2 мм, что является недостаточным и не соответствует требованиям по взломостойкости и пожароустойчивости.
06.07.2018 г. ФИО1 обратился с жалобой на отказ в выдаче лицензии вышестоящему должностному лицу. 26.07.2018 г. в удовлетворении жалобы было отказано, а решение об отказе в выдаче лицензии на приобретение оружия было признано законным. При этом законность отказа была уже обоснована не указанным выше решением Верховного суда, а положениями Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 года №288.
Оспаривая отказ в выдаче лицензии на приобретение огнестрельного оружия и отказ в удовлетворении жалобы, административный истец указывает на нарушение должностными лицами действующего законодательства. Единственным органом, который имеет право устанавливать требования к условиям хранения оружия, является Правительство РФ. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 12.05.2018) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт не предъявляет и не устанавливает каких-либо требований к характеристикам сейфов для хранения оружия, к толщине металла, из которого они сделаны, и т.п. Более того Правительство РФ допускает возможность хранения оружия даже в деревянных ящиках, обитых железом, а к деревянным ящикам какие-либо требования по взломостойкости и пожароустойчивости вообще не применимы. Ссылка ответчиков на решение Верховного суда РФ по конкретному делу, стороной которого истец не является, незаконна.
Ссылка ответчиков на положения Приказа МВД России от 12.04.1999 N288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814» (вместе с «Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации») несостоятельна. Указанный приказ может распространяться только на сотрудников МВД и регулировать их деятельность.
Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации устанавливает для граждан РФ требования к хранению оружия, аналогичные тем, которые установлены Правительством РФ. Каких-либо требований по толщине металла сейфа, к взломостойкости или пожаростойкости и т.п. данная инструкция не предъявляет. Указанной инструкцией подобные требования установлены для хранения оружия юридическими лицами, что соответствует положениям Постановления Правительства №814, но не для хранения оружия гражданами РФ.
Таким образом, административный истец полагает, что ответчики обязаны были руководствоваться и действовать в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного и охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, Охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему, утвержденным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 18.08.2017 г. №359, в п.8 которого приведен полный перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, среди которых отсутствует Приказ МВД России от 12.04.1999 №288 и решение Верховного Суда РФ от 09.10.2009 г. №ГКПИ09-790.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал.
Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании ордера, настаивал на признании отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия незаконным.
Представитель Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области ФИО3, действующий на основании доверенности и представивший документы о высшем юридическом образовании, возражал против требований.
Представитель Отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Новокузнецку, Калтану, Осинники, Новокузнецкому и Таштагольскому районам) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области ФИО4, действующий на основании доверенности и представивший документы о высшем юридическом образовании, возражал против требований административного иска.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».
В соответствии с положениями ст. 9 Закона «Об оружии», приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.
Согласно статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 21.07.1998 N 814 утвердило Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Пункт 59 Правил предусматривает, что принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.
В целях реализации названного постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
В силу требований Инструкции металлические шкафы и ящики для хранения оружия должны закрываться на замок и иметь толщину не менее 2 мм (пункт 166).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.05.2018г. ФИО1 обратился в Отдел ЛРР по г. Новокузнецку, Калтану, Осинники, Новокузнецкому и Таштагольскому районам с заявлением о выдаче лицензии на приобретение охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия.
06.06.2018г. ст. УУП и ПДН ОП «Левобережный» Управления МВД России по г. Новокузнецку ФИО5 проведена проверка условий сохранности оружия и патронов у гражданина ФИО1, по адресу: <адрес>, по результатам которой выявлено, что для хранения оружия имеется металлический сейф, имеющий размеры 130х263х183, ключи от которого ФИО1 хранит при себе. Сейф прибит к стене, толщина металла 1,2 мм, оборудован внутренними замками (л.д. 24).
28.06.2018г. проверка условий обеспечения сохранности оружия и патронов у ФИО1 по адресу: <адрес>, проведена ст. инспектором ОЛРР (г. Новокузнецк) Управления Росгвардии по Кемеровской области Е.О. Дешевых. В ходе проверки выявлено следующее: для хранения оружия имеется сейф металлический, толщина металла 1,2 мм, ключ хранится при себе. Сейф установлен в квартире, скрыт от посторонних, имеет два внутренних замка, ящик под патроны на замке, квартира сигнализацией не оборудована. На момент проверки выявлены следующие нарушения: толщина металла сейфа менее 2-х мм (л.д. 56).
По результатам проведенной проверки составлено заключение от 28.06.2018г. об отказе ФИО1 в выдачи лицензии на приобретение оружия. Отказ мотивирован тем, что в ходе проверки установлено, что толщина металла сейфа не обладает минимальным значением устойчивости к криминальному воздействию (взлому) и пожароустойчивости. На основании решения Верховного суда от 09.10.2009г. №ГКПИ09-790, металлические шкафы и ящики для хранения оружия должны иметь толщину не менее 2 мм, а для хранения порохов, патронов и изделий, содержащих пиротехнический заряд либо пиротехническое метаемое снаряжение, – не менее 3 мм. Поскольку ФИО6 не обеспечивает условия сохранности оружия, безопасности хранения и не исключает доступ к нему посторонних лиц по адресу: <адрес>, ему отказано в выдаче лицензии на приобретение охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия (л.д. 9).
29.06.2018г. в адрес административного истца направлено соответствующее уведомление (л.д.8).06.07.2018г. административный истец направил жалобу в Центр ЛРР Управления Росгвардии по Кемеровской области на отказ в выдаче лицензии на приобретение охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия. В связи с обращением ФИО1 проведена проверка, в ходе которой установлено, что заключение об отказе в выдаче лицензии вынесено в связи с несоответствием толщины стенок сейфа требованиям п. 166 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утв. Приказом МВД России от 12.04.1999г. №288 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998г. №814». Заключение об отказе в выдаче лицензии признано законным (л.д. 10-11).
Таким образом, основанием для вынесения оспариваемого отказа Управлением явилось необеспечение административным истцом по месту своего жительства условий сохранности оружия, безопасности хранения и не исключения доступа к нему посторонних лиц.
Выражая несогласие с заключением об отказе в выдаче лицензии на приобретение оружия, ФИО1 оспаривает применение административным ответчиком положений Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288, предусматривающих требования к металлическим шкафам и ящикам для хранения в части толщины металла не менее 2 мм (пункт 166). Полагает, что МВД России никогда не было наделено полномочиями по установлению требований к хранению оружия гражданами РФ, при этом Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину лицензии на оружие не содержит указания на Приказ МВД России от 12.04.1999 г. №288.
Однако суд не может согласиться с указанными доводами административного истца ввиду следующего.
Согласно п. а ст. 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
До вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции, а также определяющие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия (п. б ст. 14 Указа).
В соответствии пунктом 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утратил силу 21.12.2016 года), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 года N 248, МВД России организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области оборота оружия.
Довод административного истца о том, что ссылки ответчика на пункт 166 Инструкции не соответствует Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814, поскольку они не регламентируют толщину стенок металлических шкафов и ящиков для хранения оружия, суд находит необоснованным.
Пунктом 58 Правил оборота оружия (в действующей редакции) полномочия по установлению требований по размещению оружия и патронов в местах их хранения отнесены к ведению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом 59 Правил оборота оружия предусмотрено, что принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.
Несмотря на то, что в вышеприведенной норме, действительно, не регламентирована толщина стенок металлических шкафов и ящиков, в которых должны храниться принадлежащие гражданам оружие и патроны, данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности установления конкретных требований к толщине стенок металлических шкафов и ящиков для хранения оружия в рассматриваемой норме, поскольку совокупный анализ содержания пп. 58, 59 Правил позволяет сделать вывод, что такие требования ранее были установлены МВД России в целях обеспечения сохранности, безопасности хранения оружия и патронов, при реализации своих полномочий по установлению требований по размещению оружия и патронов в местах их хранения, а также с учетом требований Правил об обязательности наличия ящиков, шкафов из высокопрочных материалов. Доводы о том, что в настоящее время органом, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, что исключает применение Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, не могут быть приняты судом, поскольку Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288, ее утвердивший, не утратил силу и является действующим, что согласуется с п. «б» ст. 14 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года N 157.
Кроме того полномочия МВД России на принятие Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 проверены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N АКПИ14-1143, от 12 ноября 2010 г. N ГКПИ10-1126, от 9 октября 2009 г. N ГКПИ09-790 и другими ранее принятыми решениями, согласно которым нормативный правовой акт утвержден федеральным органом исполнительной власти при исполнении полномочий, связанных с организацией и осуществлением контроля в области оборота оружия. Порядок принятия нормативного правового акта, его государственной регистрации и опубликования соблюден.
Инструкция в соответствии с Законом об оружии и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" регулирует вопросы, связанные с выдачей лицензий на коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, а также устанавливает требования к сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему, направленные на исключение доступа к ним посторонних лиц; разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов; определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием; устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов (пункт 1).
Поскольку доводы административного истца сводятся к несогласию с применением ответчиками п.166 Инструкции, суд считает необходимым отметить, что оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, является действующим и подлежит применению к спорным правоотношениям.
Принимая во внимание, что требования к условиям хранения оружия ФИО1 не были соблюдены (толщина металлических стенок сейфа, установленного по месту его жительства, составила 1,2 мм), что свидетельствует об отсутствии обеспечения надлежащих условий сохранности оружия и исключения доступа к нему посторонних лиц, должностными лицами уполномоченного органа обоснованно было вынесено заключение об отказе в выдаче лицензии в соответствии с пп.2 п.4 ст.9 Закона «Об оружии». При этом возражения ответчика в части необоснованности приведения в заключении об отказе в выдаче лицензии ссылок на решение Верховного Суда от 09.10.2009 №ГКПИ09-790, не являются основанием для признания решения незаконным. Принимая решение по заявлению административного истца от 02.06.2018 г., начальник ОЛРР (г.Новокузнецк) Управления Росгвардии по Кемеровской области руководствовался статьями 9, 113, 22 и 25 ФЗ «Об оружии».
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что действия сотрудников Отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Новокузнецку, Калтану, Осинники, Новокузнецкому и Таштагольскому районам) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области по отказу в выдаче ФИО1 лицензии на приобретение оружия законны, следовательно в удовлетворении заявленных требований административному истцу следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 27 августа 2018 года.
Председательствующий Е.Н. Сальникова