Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
4 декабря 2017 г. р.п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области, в составе судьи Пелех М.Ю., при секретаре Козинец С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Нуртинова И.В., Нуртиновой А.Г. к МКУ «Администрация Чунского муниципального образования», главе администрации Чунского муниципального образования о признании незаконными действий (бездействия),
У С Т А Н О В И Л :
Нуртинов И.В., Нуртинова А.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Администрация Чунского муниципального образования», главе администрации Чунского муниципального образования о признании незаконными действий (бездействия).
В судебном заседании административные истцы Нуртинов И.В., Нуртинова А.Г. и их представитель Исаев Н.Н. требования административного искового заявления с учетом уточнений поддержали.
В обоснование требований административные истцы Нуртинов И.В., Нуртинова А.Г. и их представитель Исаев Н.Н. пояснили, что 25 июля 2016 года Нуртинова А.Г. в интересах своей многодетной семьи (четверо несовершеннолетних детей) обратилась к Главе администрации Чунского муниципального образования Красникову М.И. по вопросу предоставления в собственность свободного земельного участка, общей площадью 2000 (две тысячи) кв.м, для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>
26 июля 2016 г. исх. № Администрация довела до сведения, что семья Нуртиновой А. Г., как многодетная - поставлена на очередь в предоставлении земельного участка.
31 августа 2016 года исх. № Администрация в своем письме сообщила, что отказывает в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что на указанный участок претендует лицо, которое имеет право на обращение в суд с иском о признании права собственности в порядке приобретательной давности.
20 сентября 2016 года исх. № глава администрации Красников М.И. уведомил семью Нуртиновых, что выявлено правонарушение со стороны К.Р.К. и о принятом решении им будет сообщено дополнительно.
27 октября 2016 года семья Нуртиновых обратилась в прокуратуру Чунского района о даче правовой оценки действиям Администрации.
3 февраля 2017 года семья Нуртиновых по рекомендации прокуратуры повторно обратились в Администрацию о предоставлении испрашиваемого земельного участка под строительства дома по адресу: <адрес>
3 марта 2017 года исх. № Администрация в своем письме отказалась предоставить испрашиваемый земельный участок по основанию: «земельный участок по адресу: <адрес>, не может быть вам представлен ввиду того, что данный земельный участок используется в течении длительного времени другим лицом, в связи, с чем пользователь земельного участка имеет право на обращение в суд с иском о признании своего права собственности в порядке приобретательной давности».
Учитывая то, что Администрация постоянно нарушала установленную земельным законодательством процедуру предоставления земельных участков в собственность граждан и обосновывала правомерность своих действий тем, что К.Р.К. пользуется земельным участком в течении длительного времени и обладает правом приобретения в собственность земельного участка в порядке приобретательной давности, семья Нуртиновых 03 апреля 2017 года в третий раз обратится к Главе Администрации о предоставлении испрашиваемого земельного участка под строительство дома.
Поскольку администрация своим бездействием нарушает права Нуртиновых И.В., изложенные в Конституции РФ не применяя норм подлежащих применению изложенных в Земельном кодексе РФ и других федеральных законах, а так же Уставе Чунского муниципального образования, Положении о порядке предоставления гражданам земельных участков во избежание судебного спора просили надлежащим образом рассмотреть заявление и дать ответ.
Фактически заявление рассмотрено не было, а 20.04.2017 г. исх. № администрация вновь сослалась на свой письменный ответ от 03.03.2017 г. исх. №.
Изначально при обращении Нуртиновых с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность под строительство дома Администрация предложила найти свободный (не стоящий на кадастровом учете) земельный участок. После того, как свободный не стоящий на кадастровом учете земельный участок был найден по адресу <адрес> Администрация выдала схему расположения земельного участка и предложила согласовать предоставление земельного участка с Братскими электрическими сетями РЭС-З-Чунский, ЗАО и Западными электрическими сетями филиал ООО Иркутская электросетевая компания сети (Чунский РЭС). Проведя согласование, схема расположения земельного участка была передана в Администрацию. Позже в ходе согласований было установлено, что собственник земельного участка по адресу: <адрес>К.Р.К. самовольно пригородил часть свободного земельного участка под номером 49А, на котором посадил картофель. К.Р.К. обещал осенью освободить земельный участок под строительство дома.
Земельная комиссия Администрация обследовала указанный земельный участок и с её стороны замечаний не поступило. На К.Р.К. за самовольный захват земельного участка составлен акт о правонарушении, который был направлен в Росреестр для принятия мер.
Далее по неизвестным причинам Администрация отказалась рассмотреть заявление Нуртиновых на земельной комиссии Чунского муниципального образована.
Полагаю, что указанные действия (бездействие) должностного лица главы Администрации Чунского муниципального образования Красникова М.И., Муниципального казенного учреждения «Администрация Чунского муниципального образования» нарушают права, свободы и законные интересы семьи Нуртиновых, письменный ответ Главой Администрации дан Нуртинову И.В. с нарушением регламента рассмотрения заявлений, не применены нормы права, подлежащие применению в данном деле.
Кроме того, Администрация нарушает нормы Земельного кодекса РФ, согласно которым в соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Как следует из п. 16 данного Постановления, возникновение права собственности в силу приобретательной давности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, так как на земельные участки такое право возникает в порядке, установленном земельным законодательством, который не предусматривает возможность возникновения прав на земельные участки на указанных выше основаниях (п. 16 вышеуказанного Постановления).
Администрация бездействует на протяжении длительного времени. Знает, что земельный участок свободен и не обременен. Никаких мер в течение длительного времени не предпринимала и не предпринимает. По надуманным причинам считает, что вопрос пользованием земельным участкам должен почему-то решаться судом.
Администрация нарушила конституционные права Нуртиновой А. Г., Нуртинова И.В., закрепленные Конституцией РФ, а именно: согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст.1 Протокола 1 Конвенции «государство в целях защиты публичного порядка должно контролировать условия использования собственности, не допуская при этом нарушения имущественных прав частных лиц». При этом Европейский суд подчеркивает, что нарушение имущественных прав возможно путем неоправданного наложения государственными органами административных, гражданско-правовых санкций применительно к частным лицам, а также в связи с бездействием государственных органов, призванных контролировать условия использования имущественных прав. Администрация фактически вмешивается в права семьи Нуртиновых, как частного лица, в условиях длительного бездействия не обоснованного интересами общества и не отвечает принципам справедливого баланса и правовой определенности. Воспрепятствует строительству, владению имуществом, правам на свободу и развитие частной деятельности. Нарушает Закон Иркутской области от 28 декабря 2015 г. № 146-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» (многодетная семья).
Администрацией Чунского муниципального образования нарушен порядок распоряжения земельным участком на территории Чунского муниципального образования.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, согласно ст.39.1 ЗК РФ относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
При принятии решения о предоставлении земельного участка Администрация должна руководствоваться Земельным кодексом РФ (п.2 ст. 11), Гражданским кодексом РФ (ст.ст. 10, 224), ФЗ от 06.10.2003 года № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»(ст.14 п. 28), Уставом Чунского муниципального образования и Положением о порядке предоставления гражданам земельных участков.
3 марта 2017 года исх. № 558 Администрация в своем письме отказалась предоставить испрашиваемый земельный участок по адресу: <адрес> ввиду того, что данный земельный участок используется в течении длительного времени другим лицом, в связи, с чем пользователь земельного участка имеет право на обращение в суд с иском о признании своего права собственности в порядке приобретательной давности».
Согласно Земельного кодекса РФ Администрации должна была либо отказать в предоставлении земельного участка, либо запустить процедуру выделения земельного участка в собственность, решение в установленные законом сроки не приняла, фактически заявление рассмотрено не было, а 20.04.2017 г. исх. № 1116 Администрация вновь сослалась на свой письменный ответ от 03.03.2017 г. исх. № 588.
Согласно п. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, Администрация в течении 10 дней должна принять решение о возвращении заявления заявителю, что не было сделано, а соответственно земельная комиссия обязана рассмотреть вопрос о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка, что не было сделано.
В соответствии п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется бесплатно: гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
В силу пунктов 1-4 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено. В соответствии с требованиями п.16 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с ст. 39.16 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов принимает уполномоченный орган своим решением при наличии оснований перечисленных в данной статье.
Таким образом, доводы и причины, изложенные в письме Главы администрации от 3 марта 2017 года исх. № 588 не соответствуют норме закона, и соответственно отказ в предоставлении земельного участка является незаконным.
Необоснованный отказ в предоставлении земельного участка под строительство нарушает права административного истца на получение земельного участка в рамках процедур, предусмотренных статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Административные истцы Нуртинов И.В., Нуртинова А.Г. и их представитель Исаев Н.Н. просили:
- признать ответы Главы Чунского муниципального образования Красникова Михаила Ивановича, Муниципального казенного учреждения «Администрация Чунского муниципального образования», изложенный в письме от 31.08.2016 г. №, от 03.03.2017 г. №, от 20.04.2017 г. исх. №Нуртиновой А. Г., Нуртинову И.В. об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> незаконными;
признать действия (бездействие) уполномоченных органов Муниципального казенного учреждения «Администрации Чунского муниципального образования» по не оформлению права собственности и не утверждению границ земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного на кадастровом плане территории Чунского муниципального образования расположенного по адресу: <адрес> незаконными;
возложить обязанность на Главу Чунского муниципального образования, Муниципального казенного учреждения «Администрация Чунского муниципального образования» устранить допущенные нарушения Земельного Кодекса РФ;
обязать Главу Чунского муниципального образования, муниципального казенного учреждения «Администрация Чунского муниципального образования» утвердить границу земельного участка по адресу <адрес> под строительство, и предоставить в собственность земельный участок под объект индивидуального жилищного строительства, оформив надлежащие необходимые документы на семью Нуртинова И.В., Нуртинову А.Г..
Административный ответчик - глава администрации Чунского муниципального образования Красников М.И. в судебное заседание не явился, возражений относительно требований административного иска не представил, о дне рассмотрения дела извещен.
Административный ответчик - глава администрации Чунского муниципального образования Хрычов Н.Д. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела в суде извещен, возражал относительно требований административного иска.
Административный ответчик – представитель МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» Тирских П.В. требований административного иска не признал, суду пояснил, что оспариваемые ответы в адрес Нуртиновых носили информационный характер, ни одно заявление от гр. Нуртиновых не соответствовало образцу заявления, утвержденному Постановлением главы администрации Чунского муниципального образования № от 28.12.2015г.(0б утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в собственность бесплатно»).
Нуртиновым неоднократно в устной и в письменной форме разъяснялось, что на основании Закона Иркутской области от 28 декабря 2015г. №146-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» их семья стоит на учете на предоставление земельного участка бесплатно под строительство индивидуального жилого дома и соответствующий всем требованиям земельный участок будет предоставлен в порядке очередности, но гр. Нуртиновы требуют земельный участок по адресу <адрес>, который используется в течение длительного времени другим лицом.
В настоящее время решением мирового судьи 114 судебного участка Чунского района Иркутской области от 02.05.2017года, за К.Р.К. признано право собственности на земельный участок общей площадью 979 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> А.
Гражданин К.Р.К. 22.11.2017г. зарегистрировал свое право в установленном законом порядке, следовательно, требования в части обязать Главу Чунского муниципального образования, МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» утвердить границу земельного участка по адресу: <адрес> под строительство, и предоставить в собственность земельный участок под объект индивидуального жилищного строительства, оформив надлежащие необходимые документы на семью Нуртинова И.В., Нуртиновой А. Г. не соответствуют нормам гражданского права.
Со стороны МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» нарушений Земельного кодекса РФ не допускалось, просил в удовлетворении требований о признании незаконными действия (бездействия) должностного лица и МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» - отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо К.Р.К. в судебное заседание не явился, возражений относительно требований административного иска не представил, о дне рассмотрения дела извещен.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Согласно Устава Чунского муниципальное образование является единым экономическим, историческим, социальным, территориальным образованием, входит в состав Чунского районного муниципального образования, наделенного Законом Иркутской области статусом муниципального района.
В соответствии со ст. 21 Устава структуру органов местного самоуправления составляют: глава Чунского муниципального образования, Дума Чунского муниципального образования, Администрация Чунского муниципального образования.
Согласно ст. 22 Устава глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, осуществляет представительные и иные функции в соответствии с законодательством и настоящим Уставом. Глава возглавляет администрацию муниципального образования, избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет.
Согласно решения территориальной избирательной комиссии № от 11.03.2012 года «О регистрации избранного главы Чунского муниципального образования Красникова М.И.» и распоряжения администрации Чунского муниципального образования № от 15.03.2012 года Красников М.И. вступил с 15.03.2012 года в должность главы Чунского муниципального образования.
Согласно решения территориальной избирательной комиссии № от 21 сентября 2017 года «О регистрации избранного главы Чунского муниципального образования Хрычова Н.Д.» и распоряжения администрации Чунского муниципального образования № от 22.09.2017 года Хрычов Н.Д. вступил с 22.09.2017 года в должность главы Чунского муниципального образования.
В судебном заседании было установлено, что Нуртинов И.В. и Нуртинова А.Г. с 10.11.1995 года состоят в браке, от имеют 4-х детей: Н.Р.И. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н.Р.И. – ДД.ММ.ГГГГ рождения, Н.Р.И. – ДД.ММ.ГГГГ рождения, Н.Ф.И. – ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Из заявления Нуртиновой А. Г. от 25.07.2016 года усматривается, что Нуртинова А.Г. обратилась к главе администрации Чунского муниципального образования с заявлением о предоставлении ее многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка площадью 2000 кв.м в <адрес> для индивидуального жилищного строительства.26.07.2016 года администрацией Чунского муниципального образования Нуртиновой А. Г. дан письменный ответ на заявление №, в соответствии с которым Нуртиновой А. Г. сообщалось, что семья поставлена на очередь на предоставление земельного участка, как многодетная.
31.08.2016 года № администрацией Чунского муниципального образования Нуртинову И.В. дан письменный ответ на заявление, в котором сообщалось, что часть земельного участка, прилегающего к земельному участку по адресу <адрес>, который семья Нуртиновых просила предоставить в собственность, используется другим лицом, в связи с чем проводится проверка соблюдения земельного законодательства. Кроме того, сообщалось, что данный гражданин использует часть земельного участка в течение длительного времени, имеет право на обращение в суд о признании права собственности в порядке приобретательской давности, часть запрошенного земельного участка в связи с чем не может быть предоставлена.
Из ответа главы администрации от 20.09.2016 года № следует, что Нуртиновой А. Г. и Нуртинову И.В. на их устное обращение от 15.09.2016 года о передаче в собственность земельного участка, прилегающего к участку <адрес> администрацией Чунского муниципального образования ранее давались письменные ответы, в отношении К.Р.К. проведена проверка соблюдения земельного законодательства, акт проверки направлен в Росреестр для принятия решения.
03.02.2017 года Нуртинов И.В. вновь обратился с заявлением в администрацию Чунского муниципального образования, в котором указал, что он является главой многодетной семьи и просил в соответствии с законом Иркутской области № 146-ОЗ от 28.12.2015 года предоставить в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, который незаконно огорожен, права собственности на который в судебном порядке не установлено.
03.03.2017 года Нуртинову И.В. исх. № 588 был дан ответ, что в соответствии с законом Иркутской области № 146-ОЗ от 28.12.2015 г. «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» семья Нуртинова стоит на учете на предоставление земельного участка бесплатно под строительство индивидуального жилого дома, с присвоением индивидуального номера очереди №. Земельный участок по адресу <адрес>, который семья Нуртиновых просила предоставить в собственность, используется в течение длительного времени другим лицом, в связи с чем пользователь земельного участка имеет право на обращение в суд с иском о признании своего права собственности в порядке приобретательской давности, данный участок не может быть передан в собственность Нуртинову, а будет предложен другой соответствующий всем требованиям земельный участок в порядке очередности.
03.04.2017 года Нуртинов И.В. вновь обратился с заявлением в администрацию Чунского муниципального образования, в котором указал, что он является главой многодетной семьи и просил в соответствии с законом Иркутской области № 146-ОЗ от 28.12.2015 года предоставить в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу <адрес> который не обременен, и на который он сделал в РЭС согласование.
20.04.2017 года на заявление Нуртинова И.В. от 03.04.2017 г. и.о. главы администрации был дан ответ, согласно которого до Нуртинова И.В. доведено, что в соответствии с законом Иркутской области № 146-ОЗ от 28.12.2015 г. «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» семья Нуртинова стоит на учете на предоставление земельного участка бесплатно под строительство индивидуального жилого дома, с присвоением индивидуального номера очереди №. Земельный участок по адресу <адрес>, который семья Нуртиновых просила предоставить в собственность, используется в течение длительного времени другим лицом, в связи с чем пользователь земельного участка имеет право на обращение в суд с иском о признании своего права собственности в порядке приобретательской давности, данный участок не может быть передан в собственность Нуртинову, а будет предложен другой соответствующий всем требованиям земельный участок в порядке очередности.
Из заявления Нуртиновой А. Г. и Нуртинова И.В. от 01.06.2017 года следует, что заявители обратились к главе МКУ «Администрации Чунского муниципального образования» с заявлением о бесплатном предоставлении их многодетной семье в собственность земельного участка, общей площадью 2000 кв.м без проведения торгов на основании закона Иркутской области № 146-ОЗ от 28.12.2015 г. «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу <адрес> поскольку ранее прошло согласование с БЭС, РЭС, соседями, также была составлена схема земельного участка, передача земельного участка в собственность К.Р.К. произведена с нарушением закона.
Из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что земельный участок, расположенный по адресу РФ, <адрес> площадью 979+\-11 кв.м, был поставлен на кадастровый учет 07.04.2017 г., кадастровый №, относится к категории земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в собственность бесплатно», утвержденного Постановлением главы администрации Чунского муниципального образования от 28.12.2015 г. № 385 следует, что административный регламент разработан в целях определения процедур принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, повышения качества и доступности результатов предоставления муниципальной услуги, определяет сроки, порядок и последовательность действий администрации Чунского муниципального образования при осуществлении полномочий.
Согласно п.п. 6 п. 3 гл. 2 административного регламента заявителями, имеющими право на получение муниципальной услуги, являются граждане, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с гл. 3 административного регламента, для получения информации по вопросам предоставления муниципальной услуги и процедуре предоставления, заявитель обращается в администрацию Чунского муниципального образования. Информация предоставляется при личном контакте; с использованием средств связи, через официальный сайт, через портал информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; письменно в случае письменного обращения заявителя. Должностные лица, осуществляющие предоставлении информации принимает все меры по предоставлению исчерпывающей информации по вопросу обращения, в том числе о перечне документов, необходимых для предоставления услуги, сроках предоставления услуги. Обращение заявителя о предоставлении информации рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации обращения.
Согласно гл. 6, 7 административного регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги является: решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно; решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Срок возврата заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в соответствии со ст. 39.17 ЗК РФ составляет 10 дней со дня их поступления.
Для получения муниципальной услуги заявитель оформляет заявление по форме согласно Приложения № 1, к заявлению прилагаются необходимые документы согласно гл. 9 регламента.
Из Положения о земельной комиссии при администрации Чунского муниципального образования, утвержденного постановлением администрации Чунского муниципального образования от 29.12.2016 г. № 416 усматривается, что земельная комиссия при администрации Чунского муниципального образования является совещательным органом, созданным в целях рассмотрения вопросов, возникающих в сфере земельных отношений на территории Чунского муниципального образования, в т.ч. вопросов распоряжения земельными участками, находящимися на территории Чунского муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена.
Комиссия осуществляет функции: участвует в осуществлении контроля по соблюдению земельного законодательства на территории Чунского муниципального образования; рассматривает первичные заявления граждан в предоставлении или изъятии земельных участков, поданных на имя главы администрации Чунского муниципального образования; рассматривает вопросы постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно и предоставление земельного участка в собственность бесплатно отдельным категориям граждан и т.д. Заседания комиссии проводятся по мере поступления документов. Решение комиссии оформляется протоколом.
Из протокола № 19 от 26.07.2016 года работы комиссии, осуществляющей полномочия в области земельных отношений усматривается, что на заседании комиссии рассматривалось заявление Нуртиновой А. Г. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно на основании закона Иркутской области № 146-ОЗ от 28.12.2015 г. «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан». Принято решение о постановке семьи Нуртиновых на очередь на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, о чем в трехдневный срок информировать заявителя.
Из протокола № 21 от 09.08.2016 года работы комиссии, осуществляющей полномочия в области земельных отношений усматривается, что на заседании комиссии рассматривалось заявление Нуртинова И.В., а также заявление К.Д.Р. о предоставлении земельного участка соседнего с участком по адресу <адрес>, в собственность. Комиссия приняла решение об обследовании участка и последующем разрешении заявлений.
Из акта № 11 проверки соблюдения земельного законодательства Администрации Чунского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании распоряжения № от 29.08.2016 г. была проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>. В ходе проверки было установлено, что к земельному участку с кадастровым номером 38:21:010102:252 пригорожен земельный участок, используемый К.Р.К. без разрешительных документов, в сельскохозяйственных целях под посадку картофеля общей площадью 860 кв.м.
Согласно сообщения Тайшетского отдела Управления Россреестра по Иркутской области от 14.09.2016 года № в отношении К.Р.К. было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из распоряжения №-од от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что главой Администрации Чунского муниципального образования, рассмотрев заявление К.Д.Р. было принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство), общей площадью 976 кв.м, с условным номером 38:21:010102:ЗУ1, расположенного по адресу: <адрес> относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, образуемого в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа) (Ж-1).
Решением мирового судьи 114 судебного участка Чунского района Иркутской области от 02.05.2017 года по гражданскому делу по иску К.Р.К. к МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» удовлетворены требования о признании права собственности на земельный участок площадью 979 кв. м расположенного по адресу: <адрес>
Апелляционным определением Чунского районного суда от 27 октября 2017 года, апелляционная жалоба лиц, не привлеченных к участию в деле, Нуртинова И.В., Нуртиновой А. Г., на решение мирового судьи 114 судебного участка Чунского района Иркутской области от 02.05.2017 года – оставлено без рассмотрения.
Из решения Чунского районного суда Иркутской области от 16.03.2017 г. усматривается, что исковые требования Прокурора Чунского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Чунского муниципального образования о возложении обязанности сформировать перечни участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно, содержащие информацию о местоположении, площади, территориальных зонах, видах разрешенного использования земельных участков, категории земель, а также координаты земельных участков, информацию об обеспеченности или условиях обеспечения земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения, электрическими сетями, после окончания формирования перечня участков в течение 5 рабочих дней разместить его на официальном сайте Чунского муниципального образования были удовлетворены.
На администрацию Чунского муниципального образования возложены обязанности сформировать перечни участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно, содержащие информацию о местоположении, площади, территориальных зонах, видах разрешенного использования земельных участков, категории земель, а также координаты земельных участков, информацию об обеспеченности или условиях обеспечения земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения, электрическими сетями в срок до 30 марта 2018 года, после окончания формирования перечня участков в течение 5 рабочих дней разместить его на официальном сайте Чунского муниципального образования, а также обязанность разместить перечень участков на официальном сайте Чунского муниципального образования в течение 5 рабочих дней после окончания формирования перечня.
Анализируя исследованные доказательства, суд находит, что административные исковые требования Нуртинова И.В., Нуртиновой А. Г. в части признания незаконными действий главы администрации Чунского муниципального образования МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» по рассмотрению заявлений граждан Нуртинова И.В., Нуртиновой А.Г. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу <адрес> - обоснованы и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании было установлено, что семья Нуртиновых является многодетной, в соответствии с законом Иркутской области № от 28.12.2015 г. «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» стоит на учете на предоставление земельного участка бесплатно под строительство индивидуального жилого дома, с присвоением индивидуального номера очереди №.
Администрацией Чунского муниципального образования при обращении с заявлением Нуртинова И.В. в нарушение административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в собственность бесплатно», утвержденного Постановлением главы администрации Чунского муниципального образования от 28.12.2015 г. № 385 надлежащим образом не было рассмотрено заявление гражданина, не соблюдена процедура принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с гл. 3 административного регламента, для получения информации по вопросам предоставления муниципальной услуги и процедуре предоставления, заявитель обращается в администрацию Чунского муниципального образования. Информация предоставляется при личном контакте; с использованием средств связи, через официальный сайт, через портал информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; письменно в случае письменного обращения заявителя. Должностные лица, осуществляющие предоставлении информации принимает все меры по предоставлению исчерпывающей информации по вопросу обращения, в том числе о перечне документов, необходимых для предоставления услуги, сроках предоставления услуги. Обращение заявителя о предоставлении информации рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации обращения.
Согласно гл. 6, 7 административного регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги является: решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно; решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Срок возврата заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в соответствии со ст. 39.17 ЗК РФ составляет 10 дней со дня их поступления.
Для получения муниципальной услуги Нуртинову И.В., как заявителю надлежало оформить заявление по форме согласно Приложения № 1, к заявлению приложить необходимые документы согласно гл. 9 регламента.
Между тем, заявление Нуртинова И.В., изложенные в произвольной форме приняты, в установленные ст. 39.17 ЗК РФ сроки не возвращены, решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо решение об отказе в предоставлении земельного участка - в установленном порядке не приняты.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, согласно ст.39.1 ЗК РФ относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Ответы главы Администрации Чунского муниципального образования от 31.08.2016 г. № 2076, от 03.03.2017 г. № 588, от 20.04.2017 г. исх. № 1116 Нуртиновой А. Г., Нуртинову И.В. не соответствуют требованиям гл. 6, 7 административного регламента, и судом не могут быть расценены, как надлежащее предоставление муниципальной услуги, т.к. в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ администрация, при рассмотрении заявления гражданина должна была отказать в предоставлении земельного участка, либо запустить процедуру выделения земельного участка в собственность. Решение на обращения Нуртинова И.В., Нуртиновой А. Г. в установленные законом сроки не принято.
В соответствии п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется бесплатно: гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
В силу пунктов 1-4 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено. В соответствии с требованиями п.16 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с ст. 39.16 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов принимает уполномоченный орган своим решением при наличии оснований перечисленных в данной статье.
Судом установлено, что несоблюдение главой администрации Чунского муниципального образования, МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» требований земельного законодательства по рассмотрению заявления административного истца о предоставлении земельного участка по адресу <адрес> в собственность – нарушают законные интересы и права Нуртинова И.В., Нуртиновой А. Г. на добросовестное и законное оформление земельного участка.
Выявленные нарушения закона, способствовавшие им причины и условия – подлежат устранению путем возложения на Главу Чунского муниципального образования, Муниципального казенного учреждения «Администрация Чунского муниципального образования» обязанности устранить допущенные нарушения земельного законодательства.
Обсуждая требования административных истцов Нуртинова И.В., Нуртиновой А. Г., в части возложения обязаности на Главу Чунского муниципального образования, МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» утвердить границу земельного участка по адресу <адрес> под строительство, и предоставить в собственность данный земельный участок под объект индивидуального жилищного строительства, оформив надлежащие необходимые документы на Нуртинова И.В., Нуртинову А.Г. суд не находит оснований к их удовлетворению, т.к. не соответствую нормам права, поскольку в судебном заседании было установлено, что согласно решения мирового судьи 114 судебного участка Чунского района Иркутской области от 02.05.2017 года, вступившего в законную силу, за К.Р.К. признано право собственности на земельный участок общей площадью 979 кв.м., расположенный по адресу <адрес> и К.Р.К. 22.11.2017г. зарегистрировал свое право в установленном законом порядке.
Доводы административного истца Нуртинова И.В., Нуртиновой А.,Г. и их представителя, в части того, что право собственности на земельный участок общей площадью 979 кв.м., расположенный по адресу <адрес> за К.Р.К. признано в нарушение норм действующего законодательства, в настоящее время оспариваются Нуртиновым И.В., Нуртиновой А.,Г. – не могут судом в настоящее время приняты во внимание, поскольку не являются предметом данного судебного разбирательства и должны быть разрешены в ином порядке.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Нуртинова И.В., Нуртиновой А.Г. к МКУ «Администрация Чунского муниципального образования», главе администрации Чунского муниципального образования о признании незаконными действий (бездействия) – удовлетворить частично.
Признать действия главы администрации Чунского муниципального образования, МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» в части рассмотрения заявлений граждан Нуртинова И.В., Нуртиновой А.Г. о предоставлении (об отказе в предоставлении) в собственность земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу <адрес> - незаконными.
Обязать главу администрации Чунского муниципального образования устранить нарушения закона.
В остальной части заявленных требований Нуртинову И.В., Нуртиновой А.Г. – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Иркутский областной суд, с подачей жалобы через Чунский районный суд, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Пелех М.Ю.