ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-418/2022 от 13.05.2022 Гайского городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-418/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2022 года город Гай

Гайский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Буйловой О.О.

при секретаре Нефедовой М.В.,

с участием: старшего помощника Гайского межрайонного прокурора Резепкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к МУП «Очистные сооружения» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране водных биологических ресурсов,

установил:

Орский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к МУП «Очистные сооружения».

В обоснование требований указано, что межрайонной природоохранной прокуратурой, по результатам проведенной проверки, выявлены нарушения требований законодательства об охране водных биологических ресурсов в деятельности МУП «Очистные сооружения», а именно при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не произведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в реке Дунайка, не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, согласованных с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. За период деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические и ресурсы, МУП «Очистные сооружения» мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания не проводилось, наносимый вред водным биоресурсам ни в форме материальной компенсации, ни в виде действий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, не компенсировался.

Непринятие мер к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, ведет к неосуществлению практических действий по компенсации данного вреда, что в свою очередь сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов.

Просил суд: признать незаконным бездействие МУП «Очистные сооружения» по непринятию мер по проведению в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оценки воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, а также расчета ущерба, наносимого осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания; обязать МУП «Очистные сооружения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести оценку воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в реке Дунайка, рассчитать ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380, с последующем направлением заявки для согласования осуществления иной деятельности в Средневолжское территориальное управление Росрыболовства.

ДД.ММ.ГГГГ. вынесено определение о переходе к рассмотрению вышеуказанных требований Орского межрайонный природоохранный прокурора в порядке административного судопроизводства.

В судебном заседании старший помощник Гайского межрайонного прокурора Резепкина М.А., действующая на основании поручения, поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст. 150, ст. 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулируются Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

Согласно преамбуле к названному Федеральному закону, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В ст. 1 указанного Федерального закона определено, что под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Под негативным воздействием на окружающую среду следует понимать воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Статьями 3 и 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 32 этого же Федерального закона оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

На основании ч.ч. 1 и 3 ст. 50, ст. 53 Федерального закона от 20.12.2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Частью 2 статьи 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации

Во исполнение и развитие требований ст. 50 названного выше Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ Правительством Российской Федерации изданы постановления "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания" от 29.04.2013 N 380 и "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания" от 30.04.2013 N 384.

Пунктами 2, 4, 5 указанного Положения установлено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов, установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений, выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций), определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 настоящего Положения.

В соответствии с п.п. 5.1 и 5.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденной Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 года N 372, действовавшего до 01.09.2021, а также на основании п.п. 1-3 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 999, материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности. Материалы оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и (или) уменьшения воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбора оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказа от деятельности. В материалах оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается выявление характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, анализ и учет такого воздействия, оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации такой деятельности и разработка мер по предотвращению и (или) уменьшению таких воздействий с учетом общественного мнения. Материалы оценки воздействия на окружающую среду являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе по объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Подготовка материалов оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе в определенных Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" случаях представляющее документацию по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу) или исполнителем работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (заказчик или физическое или юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности).

Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны обеспечить учет потенциальной экологической опасности планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая возможное трансграничное воздействие.

Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.

Исходя из приведенных выше положений действующего законодательства, любая деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающая прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, в том числе осуществляемая в водоохранной зоне, подлежит оценке на предмет ее воздействия на биоресурсы и среду их обитания, а также согласованию в установленном порядке с Росрыболовством.

При этом с учетом приведенного выше принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности любая планируемая или осуществляемая хозяйственная деятельность считается потенциально опасной для окружающей среды, пока не произведена обязательная комплексная и объективная оценка негативного воздействия указанной деятельности на окружающую среду.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности МУП «Очистные сооружения».

Из Устава предприятия следует, что МУП «Очистные сооружения» создано в результате реорганизации в форме присоединения из МУП ЖКХ, в соответствии с ГК РФ, ФЗ от 14.11.2002г. №161- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ФЗ от 06.10.2003г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 1.1).

Предприятие создано в целях решения социальных задач, связанных с удовлетворением потребностей населения Гайского городского округа в коммунальных услугах, отвечающих государственным стандартам и нормам, с извлечение прибыли (п. 3.1).

Основным видом деятельности МУП «Очистные сооружения» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 является вид деятельности 37.00 «Сбор и обработка сточных вод».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителями МУП «Очистные сооружения» являются администрация Гайского городского округа, Отдел ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа, МКУ Комитет по управлению имуществом администрации Гайского городского округа.

В своей деятельности предприятие использует водный объект – река Дунайка, который является водным объектом рыбохозяйственного значения в целях сброса хозяйственно – бытовых и промышленных сточных вод, образующихся от населения и предприятий города Гая.

Осуществление сброса сточных вод происходит на реке Дунайка: в 7 км. от устья правого берега на южной окраине г. Гая, координаты оголовка выпуска: . При этом сброс сточных вод осуществляется с использованием водоотводящих сооружений – комплекса очистных сооружений.

Собственником объектов недвижимости, входящих в состав комплекса «Очистные сооружения», является муниципальное образование Гайский городской округ. Объекты переданы в хозяйственное ведение МУП «Очистные сооружения».

Приказом МКУ КУИ администрации Гайского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден передаточный акт МУП «ЖКХ», согласно которого МУП «Очистные сооружения» передано в качестве уставного фонда на праве хозяйственного ведения следующее недвижимое имущество: канализационно-насосная станция-1 и канализационно-насосная станция-2 очистных сооружений, котельная очистных сооружений, мастерская очистных сооружений, машинный зал 2 очереди, машинный зал 3 очереди очистных сооружений (приложение № 2 к разделительному акту).

В соответствии с договором аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Очистные сооружения» на праве аренды использует земельный участок с кадастровым номером , площадью 422178 кв.м, расположенный в юго-западной части кадастрового квартала , с разрешенным использованием – размещение объектов очистных сооружений.

МУП «Очистные сооружения» эксплуатирует очистные сооружения г. Гая, которым присвоена 2 категория негативного воздействия на окружающую среду, подлежащего региональному контролю ().

ДД.ММ.ГГГГ МУП «Очистные сооружения» от Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области получено решение о предоставлении водного объекта в пользование , со сроком действия: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с целью использования водного объекта – сброс сточных вод. Срок действия данного решения неоднократно продлевался, всего до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п. 9, 10 и 13 п. 2.3 вышеназванного решения объем сброса сточных, в том числе, дренажных вод в месте сброса в реку Дунайка не должен превышать 750,41 м3/час. (18 009,84 м3/сутки; 6 573,6 тыс. м3/год) 16-ти наименований загрязняющих веществ, включая БПК5, фосфаты натрия, калия и кальция, взвешенные вещества, нитрат-ион, сульфат-анион, хлорид-анион, СПАВ, аммоний-ион, нитрит-анион, цинк, железо, хром, медь, нефть и нефтепродукты.

Факт сброса МУП «Очистные сооружения» сточных, в том числе, дренажных вод в месте сброса в реку Дунайка подтверждается отчетом о проведении инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, проведенной в 2020 году, разделом № 5 декларации о воздействии на окружающую среду, утвержденной генеральным директором МУП «Очистные сооружения» Прыгуновым С.Н., ДД.ММ.ГГГГ, формой 3.2, утвержденной Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 за 1-4 кварталы 2021 года.

Письмом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден график выпуска (сброса) сточных вод МУП «Очистные сооружения» на 2021 год - ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с формой федеральной статистической отчетности 2ТП (водхоз) за 2021 год МУП «Очистные сооружения» в реку Дунайка было отведено 3515,72 тыс. м3 сточных вод.

Согласно форме 6.3 «Сведения о режиме использования водоохранных зон водных объектов за 2021 год», утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов России от 06.02.2008 N 30, МУП «Очистные сооружения» не была проведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не рассчитан ущерб, наносимый водным биологическим ресурсам, среде их обитания, информация о выполнении предписаний – выполняется.

В соответствии с формой 3.3, утвержденной Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 за 1-4 кварталы 2021 года МУП «Очистные сооружения» в реку Дунайка сбрасывались следующие загрязняющие вещества, - БПК5, фосфаты натрия, калия и кальция, взвешенные вещества, нитрат-ион, сульфат-анион, хлорид-анион, СПАВ, аммоний-ион, нитрит-анион, цинк, железо, хром, медь, нефть и нефтепродукты.

В ходе изучения формы 3.3, утвержденной Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 за 4 квартал 2021 года МУП «Очистные сооружения», прокурорской проверкой был установлен факт превышения уровня содержания ряда загрязняющих веществ, сбрасываемых в составе очищенных сточных вод в реку Дунайка относительно нормативов уровня их содержания в сточных водах, установленных п.п. 13 п.2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование № 26/1 от 04.09.2020: фосфаты – 2,07 мг/дм3 (норма – 0,20 мг/дм3), нитрат-анион – 73,6 мг/дм3 (норма – 40,0 мг/дм3), железо общее – 0,16 мг/дм3 (норма – 0,10 мг/дм3), нефтепродукты – 0,07 мг/дм3 (норма – 0,05 мг/дм3).

После начала прокурорской проверки– ДД.ММ.ГГГГ. МУП «Очистные сооружения» было направлено письмо о необходимости направления проекта договора на выполнение работ по оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания в результате осуществления хозяйственной деятельности МУП «Очистные сооружения» при сбросе сточных вод в реку Дунайка в адрес Саратовского филиала ФГБНУ «ВНИРО».

Таким образом, по результатам рассмотрения настоящего дела судом установлено, что МУП «Очистные сооружения» осуществляет использование водного объекта- реку Дунайка для целей сброса сточных вод, в том числе дренажных вод на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование. Использование ответчиком водного объекта осуществляется без проведения мероприятий по оценке воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

Поскольку в процессе своей деятельности ответчик осуществляет выпуск сточных вод в водный объект, он в целях принятия мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания обязан провести оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания и представить этот документ в Территориальный орган Федерального агентства по рыболовству.

Однако, ответчиком в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не произведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в реке Дунайка, не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.

Из приведенных положений Закона и подзаконных нормативно-правовых актов следует, что обязанности по оценке воздействия деятельности предприятия на биоресурсы и среду их обитания, определению последствий негативного воздействия такой деятельности, разработке и проведению мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания отделены законодателем от обязанностей по оценке качества сбрасываемых сточных вод, водного объекта и внесения платы в случае превышения количества загрязняющих веществ в сточных водах. Исполнение данных обязанностей связано с учетом законодателем значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, а также с принципом приоритета сохранения водных биоресурсов.

При изложенных обстоятельствах, учитывая приведенные положения нормативно-правовых актов, обязанность по оценке негативного воздействия деятельности организации на биоресурсы и среду их обитания возникает в силу закона при осуществлении такой деятельности, а непринятие мер к расчету вреда влечет за собой невозможность определить способ компенсации такого вреда и ведет к сокращению объема и видового состава водных биоресурсов. Указанное нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации, являющейся собственником водных объектов на территории страны.

Указанные факты свидетельствуют о наличии бездействия со стороны данного предприятия, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах, требования о возложении на МУП «Очистные сооружения» обязанность устранить выявленные нарушения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом характера заявленного административного иска, принимая во внимание положения ст. 187 КАС РФ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

требования административного искового заявления Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к МУП «Очистные сооружения» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране водных биологических ресурсов- удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУП «Очистные сооружения» по непринятию мер по проведению в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. оценки воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, а также расчета ущерба, наносимого осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания.

Возложить обязанность на МУП «Очистные сооружения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. провести оценку воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в реке Дунайка, рассчитать ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380, с последующем направлением заявки для согласования осуществления иной деятельности в Средневолжское территориальное управление Росрыболовства.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Судья: О.О. Буйлова

Мотивированное решение составлено судом: 16.05.2022г.

Судья: О.О. Буйлова