ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4190/18 от 18.01.2019 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2А-4190/2018

Изготовлено 18 января 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

27 декабря 2018 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,

при секретаре Конаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гусейнова Вали Бадирхановича к УМВД России по Ярославской области об оспаривании заключения об установлении личности от 03.08.2018 года,

у с т а н о в и л:

Гусейнов В.Б. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с административным исковым заявлением к УМВД России по Ярославской области об оспаривании решения от 03.08.2018 года б/н.

В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что Гусейнов В.Б., ДД.ММ.ГГГГ, уроженец <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес> 06.10.2017 года он обратился в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Фрунзенскому городскому району с заявлением об установлении личности в связи с отсутствием действительного документа удостоверяющего его личность. В соответствии с заключением об установлении личности, вынесенным 29.12.2017 года начальником отделения организации миграционного учета отдела разрешительно-визовой работы УВМ УМВД России по Ярославской области майором полиции ФИО4 личность Гусейнова В.Б. была установлена. Также было установлено, что он родился на территории <адрес>. Отец административного истца - ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином <адрес> с 26.05.2017 года. Мать административного истца – ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, является гражданкой <адрес> и проживает на территории <адрес>. С момента своего рождения до августа 1999 года Гусейнов В.Б. проживал без регистрации в <адрес>. С августа 1999 года до 2009 года административный истец проживал вместе с родителями в <адрес> по различным адресам. В период с января 2000 года по июнь 2000 года административный истец был зарегистрирован в порядке, предусмотренном для временно пребывающих в Российскую Федерацию иностранных граждан по адресу: <адрес> В период с 15.05.2002 года по 10.07.2006 года Гусейнов В.Б. посещал МДОУ детский сад г. Ярославля. В период с 2006 года до 210 года Гусейнов В.Б. обучался в средней школе , в период с 2010 года до 2011 года обучался в средней школе , в период с 2011 года по 2015 года проходил обучение в средней школе . Основное общее образование Гусейнов В.Б. получил в 2015 году, окончив ГОУ НПО Ярославской области профессиональное училище . С сентября 2015 года обучался в Ярославском технологическом колледже по очной форме обучения по специальности «Банковское дело». За период проживания на территории Российской Федерации гражданства РФ в установленном законом порядке не приобретал, сведений о выезде за пределы РФ, а также въезде в РФ в отношении Гусейнова В.Б. в АС ЦБДУИГ ГУВМ МВД России отсутствуют. Сотрудниками УВМ УМВД России по Ярославской области установлен факт того, что Гусейнов В.Б. с момента рождения по сегодняшний день, постоянно проживает на территории <адрес> и за пределы <адрес> не выезжал. Однако, в соответствии с заключением утвержденным 03.08.2018 года заместителем начальника УМВД России по Ярославской области полковником полиции ФИО3 у Гусейнова В.Б. было установлено наличие гражданства <адрес>. В результате чего ему рекомендовано выехать за пределы <адрес> с целью получения паспорта гражданина <адрес>. С указанным заключением административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, так как гражданство того или иного государства можно приобрести только двумя способами, либо родиться на его территории, либо быть документированным паспортом гражданина этого государства. Как было установлено сотрудниками УВМ УМВД России по Ярославской области, Гусейнов В.Б. родился и с рождения проживал на территории <адрес>, никогда не выезжал за пределы <адрес>, не имел регистрации на территории <адрес>, паспортом гражданина <адрес> не документировался, поэтому никак не может являться гражданином <адрес>

В судебном заседании административный истец Гусейнов В.Б. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика УМВД России по Ярославской области по доверенности Зайцева Ю.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, представила письменный отзыв на административный иск, дала аналогичные пояснения.

Выслушав участников процесса, пояснения допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО2 проверив и исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, суд пришел к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 1, 7 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Оспариваемое решение административным ответчиком принято 03.08.2018 года, в связи с чем срок на его обжалование административным истцом не пропущен.

Судом установлено, что Гусейнов В.Б. родился на территории <адрес>, что подтверждено свидетельством о рождении серии , выданным 20.01.2000 года ОЗАГС <адрес>

Отец Гусейнова В.Б. - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобрел гражданство <адрес> в соответствии со ст. 41.3с применением п. «а» ч. 1 с. 41.1 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» на основании решения УМВД России по Ярославской области от 26.05.2017, в прошлом - лицо без гражданства.

Мать Гусейнова В.Б. - гражданка <адрес>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. По автоматизированным учетам МВД России имеются сведении об ее нахождении за пределами <адрес>. Со слов заявителя мать проживает в <адрес> по недействительному паспорту гражданина <адрес>.06.10.2017 Гусейнов В.Б. обратился в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Фрунзенскому городскому району с заявлением об установлении личности, в связи с отсутствием документа, удостоверяющего его личность. В заявлении Гусейнов В.Б. указал, что считает себя лицом без гражданства, какого-либо документа, свидетельствующего о принадлежности к гражданству <адрес> либо об отсутствии гражданства <адрес>, заявителем при обращении не представлено.

Согласно п.1 ст.10.1 Федерального закона от 25.07.2002 года 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

В силу ч. 2 указанной статьи иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.

В соответствии с п.4 ст.10.1 Федерального закона от 25.07.2002 года 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе: 1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности; 2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям; 3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета; 4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.

На основании ч. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 года 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 13.11.2017 года УВМ УМВД России по Ярославской области был направлен запрос в Секцию интересов <адрес> Посольства Швейцарии в Российской Федерации об оказании содействия в получении сведений о регистрации (ее отсутствии) Гусейнова В.Б. на территории <адрес>, о принадлежности к гражданству <адрес>, а также о документировании паспортом <адрес> (исх. № 49/14224).

В соответствии с п. 13 ст. 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца.

Заключением УМВД России по Ярославской области от 29.12.2017 установлена личность Гусейнова Вали Бадирхановича, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>. Гусейнову В.Б. разъяснено, что при получении ответа из компетентного органа <адрес> о результатах он будет уведомлен дополнительно.

13.02.2018 года в УВМ УМВД России по Ярославской области на вышеуказанный запрос поступил ответ Секции интересов <адрес> Посольства Швейцарии в Российской Федерации (№ 51/46462 от 28.12.2017 вх. № 2730), в котором сообщено, что для установления правовой связи с <адрес> гражданина Гусейнова Вали необходимо предоставить свидетельство о рождении.

21.05.2018 года УВМ УМВД России по ЯО в Секцию интересов <адрес> Посольства Швейцарии в Российской Федерации повторно направлен запрос об оказании содействия в получении информации в отношении гражданина Гусейнова В.Б. с указанием дополнительных сведений о родителях Гусейнова В.Б. и приложением копии свидетельства о рождении.

10.07.2018 года в УВМ УМВД России по Ярославской области на вышеуказанный запрос поступил ответ Секции интересов <адрес> Посольства Швейцарии в российской Федерации (№ 51/27778 от 29.06.2018 вх. № 1475), в котором сообщено, что по данным Агентства по развитию государственных сервисов Министерства юстиции <адрес> информация о выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина <адрес>, и о регистрации на территории <адрес> на имя Гусейнова Вали, 07.04.1999 года рождения не найдена.

10.07.2018 года в дополнение к ранее направленному ответу Секцией интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации сообщено (№ 51/26998 от 25.06.2018 года), что по данным Агентства по развитию государственных сервисов Министерства юстиции Грузии Гусейнов Вали, ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином <адрес>.

Оснований не доверять представленным Секцией интересов <адрес> Посольства Швейцарии в Российской Федерации не имеется.

За период проживания на территории <адрес> Гусейнов В.Б. гражданство <адрес> в установленном законом порядке не приобретал.

При этом, суд также учитывает, что 13.12.2016 года ФИО1., отец Гусейнова В.Б., обратился в УВМ УМВД России по Ярославской области с заявлением о принятии его в гражданство <адрес>, указав при этом гражданство сына Гусейнова В.Б., ДД.ММ.ГГГГ, - <адрес>.

Заключением УМВД России по Ярославской области от 03.08.2018 года уточнено заключение УМВД России по Ярославской области от 29.12.2018 года в части наличия у Гусейнова В.Б., ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, гражданства <адрес> Указано, что личность гражданина <адрес> Гусейнова В.Б. считать установленной. Выдать заявителю справку для проезда в компетентные органы <адрес> для получения свидетельства на возвращение в <адрес> разъяснить порядок получения транзитной визы для выезда за пределы <адрес>.

Учитывая вышеизложенное, проанализировав представленные документы, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение УВМ УМВД России по Ярославской области соответствует нормативным правовым актам, регулирующим данную сферу правоотношений, принято в соответствии с компетенцией государственной власти и при наличии к тому оснований, с соблюдением порядка принятия и без нарушения законных интересов административного истца.

Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации принятым решением в личную и семейную жизнь административного истца в материалах дела не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Гусейнову Вали Бадирхановичу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья

Е.С.Логвинова