ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4190/2022 от 21.09.2022 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-4190/2022

УИД 26RS0029-01-2022-007141-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации21 сентября 2022 года город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Суворовой С.М.,

при секретаре судебного заседанияАмвросовой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» о признании незаконным отказа в согласовании, выдаче технических требований и условий на строительство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования,

установил:

В обоснование заявленных требований административный истец пояснил, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 7004 кв.м., кадастровый ; расположенный по адресу: Российская Федерация, Чеченская Республика, <адрес>, на примыкании автотрассы «Кавказ» Ростов-Баку и автодороги Новые Атаги-Шали. Ввиду планируемой реконструкции на данном земельном участке объекта капитального строительства - автозаправочного комплекса, он обратился в ФКУ Упрдор «Кавказ» с заявлением о выдаче согласия в письменной форме содержащего технические требования и условия на устройство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» на км.657+475 м. справа, земельный участок с кадастровым номером .На заявление получен ответ 14.06.2022г., в соответствии с которым ФКУ Упрдор «Кавказ» административному истцу отказало в согласовании и выдаче требования и условий на строительство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования, в связи с тем, что испрашиваемый к примыканию участок автомобильной дороги относится к 1Б категории дорог, а в соответствии с п. 4.5. ФИО3 58653-2019 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкание. Технические требования» количество пересечений и примыканий на дорогах категории I-IVдолжно быть минимальным. Примыкание на дорогахкатегории 1Б вне пределов населенных пунктов допускается предусматривать не чаще чем через 3 км.

Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования федерального значения, учрежденному Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010г. автомобильная дорога Р- 217 «Кавказ» относится к автомобильной дороге общего пользования федерального значения.

Строительство указанного примыкания истцу необходимо для транспортной доступности земельного участка 20:12:1702000:168, на котором будет располагаться объект капитального строительства - автозаправочная станция, должна применяться норма права, предусмотренная п. 4.5.3 ФИО3 58653-2019 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования» согласно которой, на автомобильной дороге категории 1Б расстояние между объектами дорожного и придорожного сервиса, примыкающими к автомобильной дороге, следует принимать по ГОСТ 33062, за исключением дорог с низкой интенсивностью движения. На главной автомобильной дороге расстояние от подъезда, съезда, примыкания к объекту дорожного и придорожного сервиса до ближайшего примыкания другой автомобильной дороги или оного объекта дорожного и придорожного сервиса согласно ФИО3 52398 должно составлять не менее - 3 км.

Однако, в своем отказе административный ответчик, не привел должных доказательств наличия иного примыкания к объектам дорожного сервиса.

Данный отказ ФКУ Упрдор «Кавказ» в согласовании и выдаче технических требований и условий на строительство примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» на км.657+475 м. справа на земельном участке с кадастровым номером 20:12:1702000:168. Истец считает необоснованным и незаконным. Просит суд признать незаконным отказ ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» в согласовании и выдаче технических требований и условий на строительство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» на км.657+475 м. справа, расположенного земельного участка по адресу: Российская Федерация, Чеченская Республика, <адрес>, на примыкании автотрассы «Кавказ» Ростов-Баку и автодороги Новые Атаги-Шали, кадастровый ; обязать ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» выдать технические требования и условия на строительство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р- 217 «Кавказ» на км.657+475 м. справа, расположенного земельного участка по адресу: Российская Федерация, Чеченская Республика, <адрес>, на примыкании автотрассы «Кавказ» Ростов-Баку и автодороги Новые Атаги-Шали, кадастровый ; обязать ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» согласовать схемы примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» на км.657+475 м. справа, для осуществления транспортного доступа к земельному участку с кадастровым номером: ; расположенного по адресу: Российская Федерация, Чеченская Республика, <адрес>, на примыкании автотрассы «Кавказ» Ростов-Баку и автодороги Новые Атаги-Шали.

В судебное заседание не явились административный истец, административный ответчик, заявившие ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие по доводам, изложенным в иске и письменных возражениях ответчика. Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся сторон с учетом доводов, изложенных сторонами в письменном виде.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные административным истцом, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьям 2, 20 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью.

Статьей 46 Конституции РФ также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствие со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как установлено судом и следует из материалов дела,принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 7004 кв.м., кадастровый ; расположенный по адресу: Российская Федерация, Чеченская Республика, <адрес>, на примыкании автотрассы «Кавказ» Ростов-Баку и автодороги Новые Атаги-Шали. Ввиду планируемой реконструкции на данном земельном участке объекта капитального строительства - автозаправочного комплекса, он обратился в ФКУ Упрдор «Кавказ» с заявлением о выдаче согласия в письменной форме содержащего технические требования и условия на устройство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» на км.657+475 м. справа, земельный участок с кадастровым номером .На заявление получен ответ 14.06.2022г., в соответствии с которым ФКУ Упрдор «Кавказ» административному истцу отказало в согласовании и выдаче требования и условий на строительство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования, в связи с тем, что испрашиваемый к примыканию участок автомобильной дороги относится к 1Б категории дорог, а в соответствии с п. 4.5. ФИО3 58653-2019 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкание. Технические требования» количество пересечений и примыканий на дорогах категории I-IVдолжно быть минимальным. Примыкание на дорогах категории 1Б вне пределов населенных пунктов допускается предусматривать не чаще чем через 3 км.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.

В ч. 10 ст. 22, ч. 8 ст. 26 данного Федерального закона установлено, что строительство подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет и наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению липами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

Судом установлено, что в качестве основания для отказа учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» указано, что испрашиваемый к примыканию участок автомобильной дороги относится к 1Б категории дорог, а в соответствии с п. 4.5.1. ГОСТ Р 58653-2019 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования» количество пересечений и примыканий на дорогах категории I-IV должно быть минимальным, не чаще чем через 5 км.

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полос отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные /дорожные сооружения, искусственны дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Как следует из содержания ч.1 ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ (ред. От 02.08.2019г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией.

В соответствии с открытыми данными, размещенными на официальном сайте ФКУ Упрдор «Кавказ» http://kavkaz.rosavtodor.ru, указанная дорога Р-217 «Кавказ» находится в оперативном управлении административного ответчика и на его балансе.

Участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» от территории строительной площадки заправочной станции, расположенного по адресу: Российская Федерация, Чеченская Республика, <адрес>, на примыкании автотрассы «Кавказ» Ростов-Баку и автодороги Новые Атаги-Шали, находится в черте села Белгатой, что обуславливает применение к описываемой ситуации требования СНиП.

В соответствии со схемой планируемого примыкания к автомобильной дороге, приложенной к заявлению в ФКУ Упрдор «Кавказ» принадлежащий истцу земельный участок 20:12:1702000:168 непосредственно сопряжен с автомобильной дорогой общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ».

Как следует из п. 13 ст.З ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. От 02.08.2019г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» объекты дорожного сервиса- здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, СТОА, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

В соответствии со ст. 20 Закона №257-ФЗ от 08.11.2007г. строительство примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускается при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и данным федеральным законом, и согласие в письменной форме владельцев автомобильных дорог. В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство автомобильный дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего ФЗ №257- ФЗ от 08.11.2007г.

Согласно п. 5.4 (5) Положения о Федеральном дорожном агентстве от 23.07.2004г. №374, решение об установлении границ таких придорожных полос автомобильных дорог федерального значения или об изменении границ придорожных полос принимается Федеральным дорожным агентством. Владельцы автомобильных дорог федерального значения обозначают границы придорожных полос автомобильных дорог федерального значения информационными щитами (указателями), устанавливаемыми на межевых знаках, обозначающих границы полосы отвода таких автомобильных дорог, с указанием сведений о расстоянии от границы полосы отвода до границы придорожной полосы таких автомобильных дорог.

Приказом Минтранса Российской Федерации от 13.01.2010г. №4 утвержден «Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» (далее Порядок). Данный порядок, в силу п. 1, определяет процедуру установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильный дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития; условия использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения.

В силу п. 21 Минтранса РФ от 13.01.2010г. №4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения», собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения, осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках, включая возведения объектов, при условии: соблюдения требований и условий, установленных указанным Порядком; недопущения нанесения вреда автомобильной дороге федерального значения и входящим в ее состав дорожным сооружениям, соблюдения условий эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения.

Порядок согласования строительства и капитального ремонта полосы отвода автомобильной дороги определен положениями п.п. 22,8,14,18,19,25-31 Приказ Минтранса РФ от 13.01.2010г. №4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения».

Частью 6 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п. 11 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 13.01.2010 № 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения», выбор места размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения либо за их пределами, но требующих присоединения к автомобильной дороге федерального значения, должен осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и следующих условий:1) расстояние от планируемого к размещению подъезда, съезда, примыкания к объекту до ближайшего: мостового перехода не должно быть менее 1000 метров; железнодорожного переезда в одном уровне не должно быть менее 250 метров; существующего примыкания другой автомобильной дороги или иного объекта должно быть не менее: 600 метров - на автомобильных дорогах второй и третьей категории; 100 метров - на автомобильных дорогах четвертой категории; 50 метров - на автомобильных дорогах пятой категории;2) выбор места размещения объектов должен осуществляться на участке автомобильной дороги с уклоном, не превышающим 40 промилле;3) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге федерального значения и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги. Минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости приведены в приложении к рассматриваемому Порядку;4) при соблюдении условий доступа на автомобильную дорогу федерального значения через пересечения в одном/разных уровнях и примыкания в одном уровне (с/без пересечения потоков движения транспортных средств прямого направления).Руководствуясь названными правовыми положениями, подъезды, съезды и примыкания в целях обеспечения доступа к объектам дорожного сервиса с автомобильной дорогой не являются примыкающей автомобильной дорогой в одном уровне и не могут относиться к Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767.

Суду не представлено достаточных доказательств тому, что имеют место нарушения требований безопасности неограниченного круга лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

При таких обстоятельствах отказ административного ответчика от 14.06.2022 года в согласовании и выдаче технических условий является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию незаконным, а требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 и 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» в согласовании и выдаче технических требований и условий на строительство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» на км.657+475 м. справа, расположенного земельного участка по адресу: Российская Федерация, Чеченская Республика, <адрес>, на примыкании автотрассы «Кавказ» Ростов-Баку и автодороги Новые Атаги-Шали, кадастровый .

Обязать ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» выдать технические требования и условия на строительство примыкания к участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р- 217 «Кавказ» на км.657+475 м. справа, расположенного земельного участка по адресу: Российская Федерация, Чеченская Республика, <адрес>, на примыкании автотрассы «Кавказ» Ростов-Баку и автодороги Новые Атаги-Шали, кадастровый .

Обязать ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» согласовать схемы примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» на км.657+475 м. справа, для осуществления транспортного доступа к земельному участку с кадастровым номером: ; расположенного по адресу: Российская Федерация, Чеченская Республика, <адрес>, на примыкании автотрассы «Кавказ» Ростов-Баку и автодороги Новые Атаги-Шали.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья С.М.Суворова