ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4195/18 от 17.12.2018 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 2а-4195/2018

Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Поповой Е.Л.

при секретаре Кожевниковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 декабря 2018 года в городе Рыбинске Ярославской области дело по административному исковому заявлению ФИО1 к главе администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области, администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области о признании незаконным в части постановления главы города,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к главе администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области об оспаривании в части постановления от 25 июля 2018 года № 2221.

В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.

Решением комиссии по землепользованию и застройке от 22 июня 2011 года ФИО1 согласовано увеличение площади земельного участка до <данные изъяты> кв.м.

4 июля 2016 года ФИО1 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Рыбинск с заявлением об увеличении площади земельного участка на <данные изъяты> кв.м.

Департамент подтвердил, что такая возможность имеется, однако схему расположения земельного участка не утвердил в связи с нахождением земельного участка в двух территориальных зонах.

По инициативе ФИО1 границы функциональных зон земельного участка скорректированы.

2 апреля 2018 года ФИО1 вновь обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Рыбинск с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, однако получил отказ в связи с отсутствием утвержденного проекта межевания территории.

ФИО1 обратился в Департамент архитектуры и земельных отношений администрации городского округа г. Рыбинск с просьбой разрешить выполнить проект планировки и межевания территории для расширения своего земельного участка.

25 июля 2018 года главой города Рыбинска вынесено постановление № 2221 «О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории в районе земельного участка по адресу: <адрес> за счет средств ФИО1».

Во исполнение данного постановления 1 августа 2018 года ФИО1 был заключен договор подряда с МУП «Землеустроитель».

МУП «Землеустроитель» для исполнения договора предложил ФИО1 провести инженерно-геодезические изыскания территории.

30 августа 2018 года ФИО1 обратился в администрацию городского округа г. Рыбинск с целью внесения изменения в ранее принятое постановление от 25 июля 2018 года № 2221 (уменьшить территорию проектов, исключить из постановления пункт 3 либо обязать Департамент архитектуры предоставить результаты инженерно-геодезических изысканий территории для их предоставления в МУП «Землеустроитель», переработать задание на подготовку проектов (пункт 2 постановления), продлить срок выполнения проектов).

В удовлетворении данного заявления ФИО1 получил отказ, кроме возможности корректировки срока изготовления проектов.

С постановлением главы города Рыбинска от 25 июля 2018 года № 2221 «О подготовке проекта планировки и межевания территории» ФИО1 не согласен в части слов «проект планировки и » в пункте 1 постановления, в части пунктов 2 и 3, а также в части приложения к постановлению № 1 – Схема, просит признать данное постановление в оспариваемой части незаконным.

ФИО1 считает, что на него органом местного самоуправления незаконно была возложена обязанность по изготовлению проекта планировки территории, а также по проведению инженерно-геодезических изысканий.

Территория, в отношении которой требуется подготовить проект планировки, а также провести инженерно-геодезические изыскания имеет собственников, земельные участки поставлены на кадастровый учет, красные линии на них установлены, интерес ФИО1 в виде расширения земельного участка не может быть удовлетворен за счет данных земель, границы территории, относительно которой требуется подготовить проект планировки и межевания территории, существенно превышают площадь земельного участка, на которую претендует истец.

Намерения финансировать работы по подготовке документации по планировке территории ФИО1 не имел.

ФИО1 просит признать незаконным постановление главы городского округа г. Рыбинск от 25 июля 2018 года № 2221 в части слов «проект планировки и» в пункте 1, пункты 2 и 3, а также приложение № 1 – Схема.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация городского округа г. Рыбинск.

В судебном заседании ФИО1 административное исковое заявление поддержал.

Представитель администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области и Департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области по доверенности ФИО2 по заявленным требованиям возражала, дала пояснения согласно письменным возражениям.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу закона оспариваемое решение, действие (бездействие) может быть признано незаконным, если оно не соответствует закону и нарушает права и свободы заявителя.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, когда необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории.

В силу прямого указания части 4 статьи 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.

Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).

На основании положений статьи 41.2 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в случаях, предусмотренных в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Виды инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядок их выполнения, а также случаи, при которых требуется их выполнение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2).

В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (часть 8).

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2017 года № 402 утверждены Правила выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечень видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории.

Так, согласно данным Правилам, инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории выполняются в случае недостаточности материалов инженерных изысканий (подпункт «а» пункта 2). Достаточность материалов инженерных изысканий определяется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, физическими или юридическими лицами, по инициативе которых принимается решение о подготовке документации по планировке территории (далее - инициатор), либо лицом, принимающим решение о подготовке документации по планировке территории самостоятельно в соответствии с частью 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до принятия решения о ее подготовке (пункт 4). Инициатором составляется проект задания на выполнение инженерных изысканий и направляется одновременно с документами, необходимыми для принятия решения о подготовке документации по планировке территории, лицу, принимающему решение о подготовке документации по планировке территории. Задание на выполнение инженерных изысканий утверждается указанным лицом одновременно с принятием указанного решения. В случае отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории задание на выполнение инженерных изысканий возвращается инициатору без утверждения (пункт 5).

Как видно из дела, ФИО1 является собственником земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м.

Комиссией по землепользованию и застройке на территории городского округа г. Рыбинска ФИО1 согласовано увеличение площади земельного участка до <данные изъяты> кв.м на основании межевания, выполненного ОАО «РыбинскСтройИзыскания», с оформлением расширяемой части в аренду с выкупом права на заключение договора аренды. Согласовано изменение назначения участка с эксплуатации мастерской на размещение пекарни (выписка из протокола № 15 от 22 июня 2011 года).

2 апреля 2018 года ФИО1 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлением о перераспределении земельных участков в районе <адрес>.

По результатам рассмотрения обращения ФИО1 получил отказ в связи с отсутствием проекта межевания территории. Отказ Департамента оформлен письмом от 12 апреля 2018 года .

С данным отказом ФИО1 согласился и 24 апреля 2018 года обратился в Департамент архитектуры и градостроительства городского округа г. Рыбинск с письменным заявлением о разрешении выполнить проект планировки и межевания территории в районе <адрес> для возможного расширения земельного участка с кадастровым номером .

Решением комиссии от 29 июня 2018 главе городского округа г. Рыбинск рекомендовано принять решение о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории в районе земельного участка по адресу: <адрес> за счет средств заявителя.

На основании постановления главы администрации городского округа г. Рыбинск от 25 июля 2018 года № 2221 ФИО1 должен за счет собственных средств подготовить проект планировки и проект межевания территории в районе земельного участка по адресу: <адрес> согласно приложению 1 к постановлению (пункт 1). Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск должен разработать задание на подготовку проекта планировки и проекта межевания территории, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в течение 10 дней со дня опубликования настоящего постановления (пункт 2). Утверждено техническое задание на выполнение инженерно-геодезических изысканий согласно приложению 2 к постановлению (пункт 3). В качестве Приложения № 1 к постановлению представлена схема для подготовки проекта планировки и проекта межевания территории. В качестве Приложения № 2 – техническое задание на выполнение инженерно-геодезических изысканий.

Оспаривая в части указанное постановление главы администрации городского округа г. Рыбинск, ФИО1 не согласен с возложением на него обязанности по подготовке проекта планировки территории, по проведению инженерно-геодезических изысканий, а также то, что указанные действия ФИО1 должен сделать за свой счет.

Вместе с тем, оспариваемое постановление главы города было принято в соответствии с предоставленными органу местного самоуправления полномочиями по результатам рассмотрения заявления ФИО1, в котором последний выразил свое волеизъявление на самостоятельное осуществление подготовки документации по планировке территории, что согласуется с вышеназванными нормами ГрК РФ о возможности подготовки документации по планировке территории за счет физических лиц.

Необходимость подготовки документации по планировке территории была обусловлена намерением административного истца увеличить площадь своего земельного участка.

Применительно к рассматриваемому делу заказчиком подготовки документации по планировке территории должен выступать ФИО1, как инициатор увеличения площади своего земельного участка.

Доводы ФИО1, оспаривающие необходимость выполнения работ по подготовке проекта планировки территории, а также по ее инженерно-геодезическим изысканиям, не могут быть приняты во внимание.

Проект планировки территории в силу прямого указания статьи 41 ГрК РФ является основой для подготовки проекта межевания территории, а подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий.

Техническое задание на выполнение инженерно-геодезических изысканий, подготовленное и утвержденное Департаментом архитектуры и градостроительства города при отсутствии ранее проводимых изысканий на данном участке ни закон, ни права административного истца не нарушает.

Учитывая изложенное, принимая во внимание положения названных норм во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку оспариваемое постановление ни нормативно-правовые акты, ни права ФИО1 не нарушает.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.Л. Попова