ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4198/2022 от 09.06.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-003485-82 Дело № 2а-4198/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,

при секретаре Дикгаут К.В.,

рассмотрев 09 июня 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Мазуряк Юлии Викторовны, Мозер Светланы Викторовны, Парначевой Людмилы Владимировны, Каневой Валентины Антоновны к главному государственному санитарному врачу по Республике Коми Глушковой Людмиле Ивановне, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми о признании недействующим в части постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Коми от 06 июля 2021 года №2, с учетом дополнений согласно Постановлению №3 от 13.10.2021 года «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям», не подлежащим применению и не влекущим правовых последствий,

установил:

Мазуряк Ю.В., Мозер С.В., Парначева Л.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к главному государственному санитарному врачу по Республике Коми Глушковой Л.И. с требованиями о признании недействующим в части постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Коми от 06 июля 2021 года №2, с учетом дополнений согласно Постановлению №3 от 13.10.2021 года «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям», не подлежащим применению и не влекущим правовых последствий.

В обоснование заявленных требований указали, что указанным постановлением грубо нарушаются их права, так как оно принято с нарушением норм действующего законодательства. Определяя в п.1 Постановления №2 категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, а также сроки проведения такой вакцинации, ответчик вышел за пределы своих полномочий, так как они утверждаются федеральным органом исполнительной власти, каковым главный государственный санитарный врач по Республике Коми не является, также полагали, что процентные пределы вакцинирования установлены незаконно. Нарушение выразилось и в том, что организацию проведения профилактических прививок и ответственность за исполнение незаконного Постановления ответчик возложил на работодателей, что является неправомерным и грубо нарушает права граждан, так как на сегодняшний день используемые вакцины не прошли всех стадий и этапов клинических испытаний, что приводит к принуждению граждан к участию в медицинском эксперименте без учета их мнения и согласия. Также полагали, что основания для введения противоэпидемических мер в виде издания Постановления Главного санитарного врача Республики Коми отсутствовали, поскольку не подтвержден рост заболеваемости. Полагали, что грубым нарушением является и неопубликование данного Постановления и отсутствие полномочий на его издание, так как структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Учитывая, что оспариваемое Постановление принято неуполномоченным лицом, с нарушением требований действующего законодательства оно не подлежит применению с момента его издания и не может являться основанием для применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за его невыполнение.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соистца допущена Канева В.А.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица Министерство здравоохранения Республики Коми.

В ходе рассмотрения дела административные истцы на удовлетворении требований настаивали, по изложенным в иске доводам.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Сорокин А.В. с доводами административного истца не согласился, представив письменные возражения.

Министерство здравоохранения Республики Коми, надлежаще извещенные о времени, месте и дате рассмотрения искового заявления представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, только в том случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности названных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования (пункт 2).

В силу части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью (пункт «ж»); осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий (пункт «з») находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ним (пункты 2 и 3 статьи 12).

Согласно приведенному федеральному закону основными принципами охраны здоровья кроме прочего являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (пункты 1, 2, 5, 8 статьи 4), организация охраны здоровья осуществляется в том числе путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 4 части 1 статьи 29).

Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а контроль в сфере охраны здоровья включает в себя в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 1 статьи 30, пункт 4 статьи 85 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В свою очередь, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзацы второй и четвертый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии со ст.1, 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Статьей 6 вышеприведенного закона субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», статьями 8 и 10 которого определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.

Частью 2 ст. 9 и п. 3 ст. 10 Федерального закона N 157 от 17 сентября 1998 года определено, что Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В силу пункта 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом «SARS-CoV-2», включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2014 года N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» с учетом изменений от 09.12.2020 N 1307н.

Изменениями в календарь профилактических прививок, внесенными приказом Минздрава России от 3 февраля 2021 года N 47н, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации. К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более. К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг. К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV-2) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом - SARS-CoV-2.

Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции» (COVID-19), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15, отнесен ко второй группе патогенности (пункт 1.2).

Всемирная организация здравоохранения 30 января 2020 года на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 г. в связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 году в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.

Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 № 16 на территории Республики Коми введен режим повышенной готовности.

Главным государственным санитарным врачом по Республике Коми Глушковой Л.Г. 06.07.2021 года принято постановление №2 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», Постановлением №3 от 13.10.2021 года внесены изменения.

Пунктом 1 указанного постановления установлено, обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID-19, с приведением категорий граждан подлежащих обязательной вакцинации.

Пунктом 2 постановления на руководителей организаций, учреждений, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Коми в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, возложена обязанность организовать прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в срок до 30.11.2021.

Пунктом 6 приведенного выше постановления установлено, что руководители организаций, учреждений, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Республики Коми в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, несут ответственность за исполнение настоящего постановления и определяют работников, сотрудников, подлежащих вакцинации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №64-тк от 19.04.2005 года Глушкова Л.И. назначена руководителем территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №717 от 09.07.2012 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми.

Из пункта 8 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, следует, что Управление осуществляет в том числе, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Пунктами 10 и 11 Положения установлено, что управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной службы. Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Республики Коми.

В соответствии с пунктом 8.34.3. Положения установлено, что Управление при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).

Учитывая изложенное прихожу к выводу, что Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Коми №2 от 06.07.2021 года принято в соответствии с предоставленной ему компетенцией и в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой в Республике Коми.

При этом вопреки утверждению административных истцов, Постановление не содержит положений о принудительном характере профилактических прививок. Обязательная вакцинация для определенных категорий (групп) граждан вводится по эпидемиологической ситуации, но она не препятствует получению отвода по медицинским показаниям или полного отказа от вакцинации в связи принципом добровольности медицинского вмешательства, установленного статьей 20 Федерального закона № 323-ФЗ.

Пунктом 3 оспариваемого постановления прямо предусмотрено, что пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в соответствии с п.п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" и п. 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" (направлены письмами Минздрава России от 20.02.2021 N 1/и/1-1221 и от 21.01.2021 N 1/и/1-332) и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная).

Об указанном свидетельствуют и положения п. 2 ст. 11 Федерального закона N 157-ФЗ). Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок.

Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (часть 7 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ, пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ).

Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона N 157-ФЗ, таблица 1 «Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок» МУ 3.3.1.1095-02 «3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания», утвержденных Главным государственным санитарным врачом 9 января 2002 г.).

Доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым Постановлением прав и охраняемых законом интересов административных истцов, в том числе, свидетельствующих о наличии препятствий для отказа от вакцинации, не представлено.

Доводы административного истца о том, что наделение работодателей полномочиями по организации проведения профилактических прививок и возложении на них ответственности за исполнение является неправомерным, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 209, статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить для работников безопасные условия и охрану труда.

Статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основными направлениями государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников.

В соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 года граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Работодатели также обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, к которым относится в том числе организация проведения профилактических прививок, проводимая в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 2 статьи 25, пункты 1, 3 статьи 29, статья 35 Федерального закона N 52-ФЗ).

Статьей Федерального закона N 52 от 30.03.1999 года предусмотрено, что за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предусмотренное оспариваемым Постановлением положение о возложении на руководителей организаций, предприятий, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми, в сферах, установленных пунктом 1 принятого Постановления ответственности за неисполнение Постановления, не противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.

Определение сфер деятельности, которые подлежат обязательной вакцинации не противоречит Календарю профилактических прививок по эпидемическим опказаниям.

Сравнительный анализ приведенного законодательства, имеющего большую юридическую силу, и оспариваемого Постановления, вопреки утверждению истцов позволяет сделать вывод о том, что категории (группы) граждан, на которых распространяется данное постановление и которые подлежат вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемиологическим показаниям, осуществляющих деятельность на основании трудового договора, гражданско-правового договора, служебного контракта в сфере энергетики, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе и Федеральному закону N 52-ФЗ, Федеральному закону N 157-ФЗ и СП 3.1/3.2.3146-13.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» для иммунопрофилактики используются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации отечественные и зарубежные иммунобиологические лекарственные препараты. Иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики подлежат вводу в гражданский оборот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств.

Ввод в гражданский оборот каждой серии или каждой партии иммунобиологического лекарственного препарата, произведенного в Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию, осуществляется на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, на основании выданного федеральными государственными бюджетными учреждениями, указанными в части 4 настоящей статьи, заключения о соответствии серии или партии иммунобиологического лекарственного препарата требованиям, установленным при его государственной регистрации. Порядок выдачи разрешения на ввод в гражданский оборот серии или партии иммунобиологического лекарственного препарата, а также порядок выдачи указанного заключения и размер платы за его выдачу устанавливаются Правительством Российской Федерации п.7 ст. 52.1 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственная регистрация лекарственных препаратов, которые предназначены для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов, и которые разработаны в том числе по заданию федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обороны страны и безопасности государства, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 441 "Об особенностях обращения лекарственных препаратов для медицинского применения, которые предназначены для применения в условиях угрозы возникновения, возникновения и ликвидации чрезвычайной ситуации и для организации оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов" установлено, что допускается представление в разделе клинической документации (подпункт "т" пункта 3 настоящего документа) сводного краткого отчета об имеющихся на момент подачи заявления о государственной регистрации лекарственного препарата результатах изучения эффективности и безопасности лекарственного препарата в рамках клинических исследований, содержащего всю доступную информацию о физических, химических, фармацевтических, фармакологических, токсикологических, фармакокинетических, метаболических и клинических свойствах лекарственного препарата. Допускается государственная регистрация лекарственного препарата при представлении не в полном объеме документов, указанных в подпункте "т" пункта 3 настоящего документа. Лекарственный препарат, зарегистрированный с учетом настоящего пункта, подлежит посерийному выборочному контролю качества лекарственных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доводы административных истцов о том, что сроки испытаний были сокращены, регистрация вакцин не проведена, не соблюдены доклинические испытания, что подтверждается комплексным экспертным заключением от 15.04.2021 года, являются несостоятельными, так как государственная регистрация лекарственных препаратов по ускоренной процедуре на основании положений постановления Правительства Российской Федерации, приведенного выше, вопреки доводам административных истцов, устанавливает возможность использования вакцин.

Кроме того, вопреки утверждению административных истцов, в Российской Федерации для вакцинации против COVID-19 зарегистрированы следующие вакцины: комбинированная векторная вакцина ("Гам-КОВИД-Вак"), дата регистрации 11.08.2020; комбинированная векторная вакцина ("Гам-КОВИД-Вак-Лио"), дата регистрации 25.08.2020; вакцина на основе пептидных антигенов ("ЭпиВакКорона"), дата регистрации 13.10.2020; вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная ("КовиВак"), дата регистрации 19.02.2021; вакцина для профилактики COVID-19 ("Спутник Лайт"), дата регистрации 06.05.2021; вакцина на основе пептидных антигенов ("ЭпиВакКорона-Н"), дата регистрации 26.08.2021. С 12.04.2022 изменено торговое название на "АВРОРА-КоВ" (далее везде по тексту - "АВРОРА-КоВ"); комбинированная векторная вакцина ("Гам-КОВИД-Вак-М"), дата регистрации 24.11.2021; вакцина субъединичная рекомбинантная ("Конвасэл"), дата регистрации 18.03.2022; комбинированная векторная вакцина ("Гам-КОВИД-Вак" (капли назальные)), дата регистрации 31.03.2022.

Не может являться основанием для отмены оспариваемого Постановления и утверждение истцов о нарушении порядка его опубликования.

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно Указу Главы Республики Коми от 20.10.2020 №115 «О статусе органов в системе исполнительной власти Республики Коми», Управление Роспотребнадзора по Республике Коми не входит в структуру органов исполнительной власти Республики Коми.

Таким образом, Главный государственный санитарный врач по Республике Коми не является органом государственной власти Республики Коми, следовательно, оспариваемое постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Коми не является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем официального опубликования принятого Постановления не требовалось.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25 декабря 2020 г. N 49-П, выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в ситуациях, связанных с распространением заболеваний, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, а если такие правовые средства имеют характер мер по ограничению иных прав, то применительно к российской правовой системе - к дискреции федерального законодателя. В то же время отсутствие правового регулирования, адекватного по своему содержанию и предусмотренным мерам чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и здоровью граждан, притом что такая угроза реальна и безусловна, не может быть оправданием для бездействия органов публичной власти по предотвращению и сокращению случаев наступления смертей и тяжелых заболеваний. Подобное бездействие означало бы устранение государства от исполнения его важнейшей конституционной обязанности, состоящей в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, и, по сути, приводило бы к ее игнорированию в силу сугубо формальной интерпретации конституционного принципа верховенства закона (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации) без учета того, что интересы защиты жизни и здоровья граждан при определенных обстоятельствах могут преобладать над ценностью сохранения обычного правового режима реализации иных прав и свобод.

Необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - с учетом того, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности.

Исходя из смысла статей 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данным решением прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения нормативным правовым актам.

Принимая во внимание положения статей 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, при которых административный иск подлежит удовлетворению, так как оспариваемое Постановление принято в соответствии с утвержденными 21 апреля 2020 г. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Методическими рекомендациями 3.1.0173-20 «Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19».

Руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Мазуряк Юлии Викторовны, Мозер Светланы Викторовны, Парначевой Людмилы Владимировны, Каневой Валентины Антоновны к главному государственному санитарному врачу по Республике Коми Глушковой Людмиле Ивановне, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми о признании недействующим в части постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Коми от 06 июля 2021 года №2, с учетом дополнений согласно Постановлению №3 от 13.10.2021 года «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям», не подлежащим применению и не влекущим правовых последствий – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Т.А. Койкова

Мотивированное решение изготовлено 11.07.2022 года.