ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-419/201 от 19.01.2018 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2а-419/201

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2018 года

Октябрьский районный суд г.Саратова

в составе:

председательствующего судьи Шушпановой О.В.,

с участием прокурора Прокофьевой Т.Ю.,

представителя административного истца ФИО2,

представителей административного ответчика ФИО3,

представителя заинтересованного лица ФИО4,

при секретаре Михайловской И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Избирательной комиссии Саратовской области о признании незаконным бездействия по нерассмотрению по существу заявления от <дата> о повторном подсчете голосов, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения,

у с т а н о в и л:

Административный истец ФИО5 26.09.2017года обратилась в Кировский районный суд г. Саратова с иском к административному ответчику Избирательной комиссии Саратовской области, в котором просила признать незаконным отказ Избирательной комиссии Саратовской области в повторном подсчете голосов избирателей Участковой избирательной комиссии №304, возложить на административного ответчика обязанности по рассмотрению на заседании комиссии вопроса о повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке №304 Октябрьского района в соответствии с п.9 ст. 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (л.д. 9-12).

Определением Кировского районного суда г.Саратова от 18.10.2017 года данное дело передано на рассмотрение по подсудности в Октябрьский районный суд г.Саратова ( л.д.49-50).

Данное определение вступило в законную силу 23.11.2017года (л.д. 68-71 -апелляционное определение), в связи с чем 19.12.2017 года настоящее дело поступило в Октябрьский районный суд г. Саратова и определением от 20.12.2017 года принято к производству (л.д.77-80).

11.01.2018 года истец ФИО5 предъявила заявление в порядке статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которым уточнив предмет заявленных требований, просит:

-признать незаконным бездействие избирательной комиссии Саратовской области по нерассмотрению по существу ее заявления от <дата> о повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке №304 Октябрьского района г.Саратова,

-обязать Избирательную комиссию Саратовской области:

в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть ее заявление о повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке №304 Октябрьского района г.Саратова в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,

в течение месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить об его исполнении в ее адрес и в адрес Октябрьского районного суда г.Саратова (л.д.129-132).

Заявленные с учетом уточнения административные исковые требования ФИО5 мотивировала тем, что <дата> она прибыла на избирательный участок № 304 Октябрьского района г.Саратова, располагавшийся по адресу: <адрес>, для того чтобы принять участие в выборах.

Для голосования получила по роспись три бюллетеня: по выборам губернатора Саратовской области, депутатов Саратовской областной Думы по единому избирательному округу и депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу .

Бюллетени по выборам губернатора Саратовской области и депутатов Саратовской областной думы шестого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу не использовала, по ним не голосовала и в стационарную урну, расположенную на избирательном участке №304 не опускала, оставила их себе.

Решив узнать о результатах выборов по избирательному участку №304 Октябрьского района г.Саратова по системе ГАС «Выборы», <дата> обнаружила, что:

по выборам губернатора Саратовской области число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (679 штук, строка 5) равно числу избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (679 штук, строка 9),

и по выборам депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещений для голосования в день голосования (668 штук, строка 5) равно числу избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (668 штук, строка 9),

чего быть не может, так как значение в строке 5 должно отличаться от значения строки 9 как минимум на 1 (одну) единицу, т.е. на число бюллетеней, которые она в урну для голосования не опускала.

С итогами выборов на избирательном участке №304 Октябрьского района г.Саратова не согласна. Полагает, что при подсчете голосов Участковой избирательной комиссией были допущены нарушения, в связи с чем <дата> обратилась с заявлением в Избирательную комиссию Саратовской области, в котором просила принять решение о проведении повторного пересчета голосов УИК №304, указав при этом, что бюллетень по выборам губернатора, полученный ею в данной комиссии, находится у нее.

В этот же день Избирательная комиссия за подписью ФИО1 направила ей ответ за исх., в котором указала о том, что не имеет возможности рассмотреть ее заявление по существу, так как по ксерокопии бюллетеня для голосования не представляется возможным сделать вывод об его подлинности.

Считает, что в данном случае имеет место быть незаконное бездействие административного ответчика, нарушающее ее избирательные права, т.к. Избирательная комиссия Саратовской области не вынесла рассмотрение ее заявления на коллегиальное заседание с ведением протокола заседания комиссии, для рассмотрения заявления не потребовала от нее оригинал избирательного бюллетеня, не пригласила ее для участия в заседании, не рассмотрела по существу вопрос о проведении повторного подсчета голосов избирателей Участковой избирательной комиссии №304, не приняла в соответствии с п.9 ст.69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения о повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке № 304 Октябрьского района г. Саратова самостоятельно либо Участковой избирательной комиссией №304.

Полагает, что при указании итогов голосования по Участковой избирательной комиссией № 304 было искажено ее волеизъявление, ее незаконно учтенный голос был отдан в пользу того либо иного кандидата, что никак не отражает ее решения на прошедших выборах.

Избирательная комиссия Саратовской области на основании ее обращения могла исправить ситуацию с недостоверностью сведений протокола Участковой избирательной комиссии №304, приняв решение о повторном подсчете голосов, однако этого не сделала, предпочла подвести итоги голосования без учета ее волеизъявления.

В защиту своих нарушенных избирательных прав она обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением.

О дате и времени рассмотрения дела ФИО5 извещена, в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя.

Представитель административного истца ФИО2 исковые требования ФИО5 с учетом их уточнений поддержал по изложенным в иске основаниям и просил удовлетворить административный иск по восстановлению нарушенных прав и свобод ФИО5 в праве по участию в голосовании по выборам губернатора Саратовской области, признать незаконным бездействие избирательной комиссии Саратовской области по нерассмотрению по существу заявления ФИО5 о повторном подсчете голосов избирателей на Участковой избирательной комиссии №304 согласно письму от <дата>, исх., обязать избирательную комиссию Саратовской области в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ФИО5 о повтором подсчете голосов избирателей на Участковой избирательной комиссии №304 в порядке, предусмотренном п.9 ст.69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», об исполнении решения суда по настоящему делу сообщить суду и ФИО5 в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Саратовской области ФИО3 с административным иском не согласен, представил письменные возражения (л.д.26-28,147-149), которые поддержал в судебном заседании, в удовлетворении административных исковых требований ФИО5 просил отказать, так административным ответчиком ее избирательные права не нарушены, бездействия по ее обращению от <дата> не допущено, т.к. оно рассмотрено в соответствии с Регламентом избирательной комиссии Саратовской области в срок заместителем председателя комиссии, членом комиссии с правом решающего голоса, в пределах предоставленных ему полномочий. Оснований для коллегиального рассмотрения данного заявления и реализации права на принятие по нему решения о повторном подсчете голосов избирателей по Участковой избирательной комиссии №304 не имелось.

Представитель заинтересованного лица Участковой избирательной комиссии №304 ФИО4 представил письменные возражения по иску (л.д. 150-152), выразил по делу позицию, аналогичную позиции административного ответчика, в иске ФИО5 просил отказать, как не основанном на законе.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО5 в силу ст. 150 КАС РФ.

Суд, заслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает необходимым ФИО5 в удовлетворении исковых требований отказать.

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является демократическим федеративным правовым государством (ч.1 ст.1), в котором человек, его право и свободы являются высшей ценностью. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст.2), в том числе в судебном порядке (ч.1 ст. 46) на основе равенства всех перед законом и судом (ст.19). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3), который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст.3). Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3). Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32), избираться и быть избранными в органы власти и местного самоуправления (ч.2 ст.32).

В соответствии с п. «b» ст. 25 Международного Пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 года, за каждым гражданином признано право голосовать и быть избранным на подлинных демократических выборах, проводимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Согласно ч.2 ст. 46 Конституции РФ, решения и действия ( или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Производство по административным делам о защите избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется главой 24 Кодекса об административном судопроизводстве (ст.ст. 239-244 КАС РФ).

Положениями ч.1 статьи 239 КАС РФ избирателю, каковым является административный истец ФИО5, предоставлено право на оспаривание в суде решений, действия ( бездействия) избирательной комиссии, нарушающих его избирательные права.

В силу ч.1 ст.240 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

Согласно ст. 244 КАС РФ:

1.Суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

2.Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

В судебном заседании по делу установлены следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12.06.2012 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 67-ФЗ), статьей 4 Закона Саратовской области от 02.03.2017 года № 19-ЗСО «О выборах Губернатора Саратовской области» ( далее по тексту- Закон Саратовской области № 19-ЗСО), статьей 5 Закона Саратовской области от 28.06.2007года №105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» (далее по тексту – Закон Саратовской области № 105-ЗСО) постановлениями председателя Саратовской областной Думы ФИО6 от 09.06.2017 года за № 65-2344 и №65-2345 на территории Саратовской области на 10 сентября 2017 года было назначено проведение выборов Губернатора Саратовской области и депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва (л.д. 89, 90). Указанные постановления опубликованы в установленном порядке <дата> (л.д. 91).

Ранее, решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Саратова от <дата>, в соответствии со статьями 22,27 Федерального закона № 67-ФЗ, решениями территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Саратова от <дата> «О количественном составе участковых избирательных комиссиях, формируемых для обеспечения процесса голосования на выборах и референдумах, проводимых на территории Октябрьского района г.Саратова», и «О согласовании текста сообщения о приеме предложений по кандидатурам членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса (резерв составов участковых комиссий)», сформированы участковые избирательные комиссии избирательных участков на территории Октябрьского района г.Саратова для проведения выборов и референдумов, в том числе Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 304 ( далее по тексту – УИК №304) ( л.д.92,93).

В день выборов – 10.09.2017года, Участковая избирательная комиссия избирательного участка №304 осуществляла свою деятельность по адресу: <адрес>- в помещении <данные изъяты> ( л.д.153).

Согласно спискам избирателей по избирательному участку № 304 Октябрьского района г.Саратова от <дата>, административный истец ФИО5, <дата>, зарегистрированная по адресу: <адрес>, реализовывая свое активное избирательное право, приняла участие в выборах, получила в УИК №304 три избирательных бюллетеня по выборам: губернатора Саратовской области, депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу и по одномандатному избирательному округу, о чем имеются ее подписи (л.д. 153-155).

Как следует из уточненного административного искового заявления и пояснений представителя административного истца ФИО2 в судебном заседании, ФИО5 не использовала для голосования бюллетени по выборам Губернатора Саратовской области и депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу, оставив их себе.

<дата>, после размещения на сайте Избирательной комиссии Саратовской области итогов голосования по избирательному участку №304 (л.д. 16), ФИО5 обратилась в Избирательную комиссию Саратовской области с заявлением, в котором указала, что 10.09.2017 года приняла участие в выборах Губернатора Саратовской области и депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва на избирательном участке №304. В процессе голосования бюллетень на избирательном участке не заполнила и унесла с собой. Однако после просмотра результатов голосования УИК №304 на официальном сайте обнаружила совпадение выданных и обнаруженных в ящиках для голосования избирательных бюллетеней, что свидетельствует, по ее мнению, о нарушениях, допущенных Участковой избирательной комиссией №304 при подсчете голосов. Просила принять решение о пересчете голосов на избирательном участке №304. К данному заявлению приложила ксерокопию избирательного бюллетеня для голосования на выборах Губернатора Саратовской области 10 сентября 2017 года (л.д.13,15).

Данное заявление ФИО5 с приложением ксерокопии избирательного бюллетеня принято и зарегистрировано Избирательной комиссией Саратовской области <дата> (л.д.126,127).

В этот же день на данное заявление ей дан письменный ответ за исх. за подписью заместителя председателя Избирательной комиссии Саратовской области ФИО1 о том, что в соответствии с пунктом 9 статьи 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. Поскольку по предоставленной ею в избирательную комиссию Саратовской области ксерокопии избирательного бюллетеня для голосования на выборах Губернатора Саратовской области сделать вывод о подлинности бюллетеня невозможно, рассмотреть по существу поступившее заявление не предоставляется возможным (л.д. 128).

<дата> Избирательной комиссией Саратовской области приняты постановления «Об установлении результатов выборов Губернатора Саратовской области» и «Об установлении общих результатов выборов депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва» (л.д.117, 121-125), в том числе с учетом протоколов УИК №304 от 10.09.2017 года, согласно которым:

по выборам губернатора Саратовской области число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (679 штук, строка 5) равно числу избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (679 штук, строка 9),

и по выборам депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещений для голосования в день голосования (668 штук, строка 5) равно числу избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (668 штук, строка 9) (л.д. 119,120, 133-135), т.е. без учета неиспользованных ФИО5 избирательных бюллетеней по выборам Губернатора Саратовской области (л.д.15) и депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу (л.д.136), подлинники которых обозревались в судебном заседании.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО5 в суд с указанными выше административными исковыми требованиями, предъявленными с соблюдением установленного ч.1 ст.240 КАС РФ срока.

Как следует из содержания административного искового заявления, ФИО5 просит признать незаконным бездействие избирательной комиссии Саратовской области по нерассмотрению по существу ее заявления от <дата> о повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке №304 Октябрьского района г.Саратова, т.к. Избирательная комиссия Саратовской области не вынесла рассмотрение ее заявления на коллегиальное заседание с ведением протокола заседания комиссии, для рассмотрения заявления не потребовала от нее оригинал избирательного бюллетеня, не пригласила ее для участия в заседании, не рассмотрела по существу вопрос о проведении повторного подсчета голосов избирателей на Участковой избирательной комиссии №304, не приняла в соответствии с п.9 ст.69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о повторном подсчете голосов избирателей самостоятельно либо Участковой избирательной комиссией №304.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным Законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», действовавшим по состоянию на 10.09.2017 года в редакции Федерального закона от 01.06.2017 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии сос.4 ст.20 Федерального закона № 67-ФЗ, комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

При этом статьей 28 Федерального закона №67-ФЗ урегулирована организация деятельности избирательных комиссий и предусмотрена обязанность комиссии принимать решения по отдельным вопросам на коллегиальном заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня, и к таковым отнесены решения о проведении повторного голосования (пункты 12,13).

Исходя из правового смысла данных норм в их взаимосвязи, если иное прямо не предусмотрено законом, то процедура рассмотрения заявления о нарушении избирательных прав и принятия решения по нему определяется самостоятельно избирательной комиссией, которая обязана дать ответ по такому обращению в установленной ею форме.

В силу п.8 ст.20 Федерального закона № 67-ФЗ, компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В силу требований указанной нормы Саратовской областной Думой принят и действует Закон Саратовской области №12-ЗСО от 05.03.2004 года «Об избирательной комиссии Саратовской области» (далее по тексту – Закон Саратовской области 12-ЗСО), которым урегулированы компетенция и порядок деятельности указанной избирательной комиссии.

Согласно данному закону, избирательная комиссия области формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса, в порядке, установленном Федеральным законом – ст.23 Федерального закона №67-ФЗ (п.1 и п.2 ст.4).

С соблюдением требований действующего законодательства постановлением Саратовской областной Думы от <дата>, членом Избирательной комиссии Саратовской области с правом решающего голоса назначен ФИО1, <дата>, имеющий высшее образование, работающий заместителем председателя избирательной комиссии Саратовской области, кандидатура которого предложена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (л.д.44).

На дату обращения ФИО5 в Избирательную комиссию Саратовской области – <дата>, член данной избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО1 занимал должность заместителя председателя Избирательной комиссии Саратовской области. Данный факт сторонами в судебном заседании не оспаривался.

В соответствии п.1 ст.13 Закона Саратовской области 12-ЗСО, избирательной комиссией области принимаются решения в форме постановлений в сроки, предусмотренные федеральными законами, законами области, регламентом избирательной комиссии области.

Регламент избирательной комиссии Саратовской области утвержден Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от <дата> (л.д.45).

Пунктом 14 данного Регламента предусмотрены полномочия заместителя председателя Избирательной комиссии Саратовской области, пунктом 19- полномочия члена Комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, согласно которым Заместитель председателя Избирательной комиссии Саратовской области, член комиссии с правом решающего голоса ФИО1, кроме прочего, осуществляет свои полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами области, правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, правовыми актами Комиссии, ее председателя и настоящим Регламентом.

Согласно пункту 50-му данного Регламента, содержащему, в том числе, положения, аналогичные приведенным выше в пункте 4 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ, поступившие в ходе избирательной кампании, кампании референдума, кампании по отзыву Губернатора области жалобы (заявления) рассматриваются в установленном порядке членами Комиссии с правом решающего голоса, соответствующей рабочей группой и, в случае необходимости, вносятся в проект Повестки дня заседания Комиссии.

При рассмотрении Комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда Комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и праве граждан на участие в референдуме, отзыве на заседание Комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в период избирательной кампании, кампании референдума, кампании по отзыву Губернатора области, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно. Если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Согласно Инструкции по делопроизводству в Избирательной комиссии по Саратовской области, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от <дата>, обращения граждан, поступившие в период избирательной кампании рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах ( п.5.7 и п.5.11 Инструкции), члены избирательной комиссии вправе предложить внести в повестку дня заседания комиссии вопросы, не предусмотренные планами работы и постановлениями избирательной комиссии, при условии наличия подготовленных по этому вопросу документов ( п.7.1.2).

Из изложенного следует, что в соответствии с п.8 ст.20 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.13 Закона Саратовской области №12-ЗСО от 05.03.2004 года «Об избирательной комиссии Саратовской области», п.50 Регламента избирательной комиссии Саратовской области, Инструкции по делопроизводству в Избирательной комиссии Саратовской области, применительно к рассматриваемому административному иску, поступившие в Избирательную комиссию Саратовской области в период избирательной кампании обращения (заявления) граждан о нарушении избирательных прав могут рассматриваться не только на коллегиальном заседании комиссии с внесением в установленном порядке данного вопроса в повестку дня заседания Избирательной комиссии Саратовской области и приглашением заявителя на заседание комиссии, но и самостоятельно членом комиссии с правом решающего голоса в пределах предоставленной ему компетенции и направлением ответа на обращение заявителю в установленные сроки. При этом вынесение данного вопроса на заседание комиссии с внесением в повестку дня, является правом, а не обязанностью члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и представленные участниками судебного разбирательства доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Истец ФИО5 реализовала принадлежащее ей активное избирательное право по своему усмотрению, получив полный комплект бюллетеней для голосования и выражая свою волю, без каких-либо препятствий со стороны административного ответчика, бюллетени по выборам Губернатора Саратовской области и депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу не использовала.

К своему обращению от <дата> в Избирательную комиссию Саратовской области ФИО5 подлинные неиспользованные бюллетени для голосования, в подтверждение своих доводов, не приложила.

Доводы представителя административного истца ФИО2 о том, что результаты выборов по избирательному участку №304, согласно которым число избирательных бюллетеней по выборам Губернатора Саратовской области и депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу , выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования равно числу избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, свидетельствуют о том, что подсчет бюллетеней УИК №304 не проводился, являются голословными, и не могут быть приняты во внимание судом. Также в ходе рассмотрения дела не опровергнуты доводы представителя УИК №304 ФИО4 о том, что такой результат голосования отражен в протоколах возможно по причине технической ошибки.

Неиспользованные ФИО5 избирательные бюллетени, исходя из имевшихся по состоянию на <дата> официальных итогов голосования по избирательному участку №304 Октябрьского района г.Саратова ( л.д.16), не могли повлиять на общее волеизъявление, выраженное избирателями данного избирательного участка и нашедшее отражение в протоколах УИК №304, в связи с чем доводы ФИО5 о том, что в итогах голосования не учтена ее воля, являются несостоятельными.

Обращение ФИО5 в Избирательную комиссии Саратовской области от <дата> рассмотрено заместителем председателя комиссии, членом комиссии с правом решающего голоса ФИО1 в установленный избирательным законодательством срок, с направлением письменного ответа и в пределах предоставленной ему пунктами 14, 19 и 50 Регламента Избирательной комиссии Саратовской области компетенции.

В данном случае право решать вопрос о необходимости рассмотрения обращения ФИО5 на коллегиальном заседании Избирательной комиссии Саратовской области с внесением его в повестку дня принадлежало заместителю председателя комиссии, члену комиссии с правом решающего голоса ФИО1, который в пределах своих полномочий счел недостаточным приложение к обращению ксерокопии избирательного бюллетеня для вынесения обращения ФИО5 на коллегиальное рассмотрение комиссии, ограничился письменным ответом о невозможности рассмотрения в данном случае по существу поставленного ею вопроса о пересчете голосов на избирательном участке .

При этом письменный ответ заместителя председателя областной избирательной комиссии не лишал ФИО5 права на повторное обращение в Избирательную комиссию Саратовской области по аналогичному вопросу с приложением подлинного (подлинных) избирательного бюллетеня (бюллетеней), однако данным правом она не воспользовалась.

Доводы ФИО5 о том, что Избирательная комиссия Саратовской области не потребовала ее предоставить подлинный избирательный бюллетень, не пригласила ее на заседание, не рассмотрела обращение на коллегиальном заседании с вынесением соответствующего решения по существу вопроса, не основаны на законе, поскольку ее обращение в смысле, заложенном в п.13 статьи 28 Федерального закона №67-ФЗ, предметом коллегиального рассмотрения Избирательной комиссии Саратовской области не являлось.

Бездействием является нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (органом) в установленный законом срок.

Применительно к рассматриваемому спору, обращение ФИО5 от <дата> в Избирательную комиссию Саратовской области рассмотрено уполномоченным лицом, в пределах его компетенции и в установленный срок с направлением в ее адрес письменного ответа, в связи с чем со стороны административного ответчика бездействия по нерассмотрению ее обращения не допущено. Не согласие ФИО5 с полученным ответом в данном случае не может быть расценено как бездействие Избирательной комиссии Саратовской области.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым ФИО5 в удовлетворении административных исковых требований к Избирательной комиссии Саратовской области о признании незаконным бездействия по нерассмотрению по существу ее заявления о повторном подсчете голосов избирателей на Участковой избирательной комиссии №304 согласно письму от <дата>, исх. отказать, как не основанных на законе и доказательствах.

В связи с отказом в данных требованиях не подлежат удовлетворению, как производные от них, требования о возложении обязанности на Избирательную комиссию Саратовской области в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть ее заявление о повтором подсчете голосов избирателей на Участковой избирательной комиссии №304 в порядке, предусмотренном п.9 ст.69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и сообщении об исполнении решения по настоящему делу ей и суду в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Кроме того, административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, поскольку итоги голосования по выборам Губернатора Саратовской области и депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва подведены, в судебном порядке по избирательному участку № 304 Октябрьского района г.Саратова недействительными не признаны, в связи с чем у Избирательной комиссии Саратовской области в настоящее время отсутствует право на принятие решения о повторном подсчете голосов в порядке п.9 ст. 69 Федерального закона № 67-ФЗ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.244 КАС РФ, суд

р е ш и л:

ФИО5 в удовлетворении административного искового заявления к Избирательной комиссии Саратовской области отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Саратова.

Судья: подпись