ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-419/2021 от 28.12.2021 Белозерского районного суда (Вологодская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2021 года г. Белозерск

Белозерский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Толошинова П.С.,

при секретаре Собакиной Ю.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью расположенного по адресу: <адрес> (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства). Право собственности ФИО1 на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ.

10.08.2021 ФИО1 обратился в администрацию сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

24.08.2021 письмом администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района ФИО1 отказано в согласовании схемы расположения земельного участка. Основанием к отказу в согласовании схемы земельного участка было указано:

- нахождение точек и границ земельного участка на расстоянии менее м от полотна дороги общего пользования;

- нарушение прав смежного землепользователя, который будет лишен возможности обслуживать принадлежащий ему жилой дом (<адрес>

- невозможность свободного доступа к пруду.

ФИО1 (далее – административный истец) обратился в Белозерский районный суд с административным иском к администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района (далее – административный ответчик) о признании данного решения незаконным.

В обоснование административного иска указал, что указанный земельный участок был им приобретен на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В течение последних 18 лет он открыто использует данный земельный участок, претензий со стороны третьих лиц не поступало.

20.07.2020 заместителем главного государственного инспектора Белозерского, Вашкинского и Кирилловского районов по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области был составлен протокол и вынесено предписание от 20.07.2020 об устранении нарушений земельного законодательства в отношении использования земельного участка в границах кадастрового квартала , площадью кв.м без предусмотренных законодательством документов. В целях исполнения предписания и заключения соглашения о перераспределении земельного участка административным истцом 10.08.2021 в адрес административного ответчика была направлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заявление о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 24.08.2021 административным ответчиком был направлен отказ в согласовании схемы.

Административный истец полагал отказ административного ответчика от согласовании схемы расположения земельного участка необоснованным, принятым по надуманным основаниям не предусмотренным действующим законодательством.

Административный истец просил:

- признать незаконным и отменить решение администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района от 24.08.2021 об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка;

- обязать администрацию сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района согласовать в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения площадью кв.м.

Определением суда от 19.11.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2 административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика – администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Отзыва на административный иск ФИО1 суду не представил.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Отзыва на административный иск ФИО1 суду не представил.

Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из содержания п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таких обстоятельств судом при рассмотрении административного дела не установлено.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 11, 50-51, 87-89).

10.08.2021 ФИО1 в адрес административного ответчика была направлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заявление о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района от 24.08.2021 (л.д. 9, 10) административному истцу отказано в согласовании схемы расположения земельного участка по вышеуказанным основаниям (в том числе, по тому основанию, что перераспределение земель сделает невозможным доступ к пожарному водоему – пруду).

Согласно материалам дела об административном правонарушении (л.д. 28-86) 20.07.2020 по результатам проверки в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ. В протоколе указано, что по границе земельного участка установлен сплошной забор из металлического профилированного листа кирпичного цвета, за исключением части юго-восточной стороны протяженностью м на который установлен забор из сетки-рабицы, огибающий пруд. В ходе проведения обмера установлено, что фактическая площадь используемого земельного участка составляет кв.м, что превышает площадь, указанную в правоустанавливающих документах, на кв.м.

ФИО1 вынесено предписание от 20.07.2020 об устранении нарушений в срок до 09.12.2020.

Постановлением от 31.07.2020 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).

Согласно подпункту 12 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении названного соглашения в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным кодексом, другими федеральными законами.

В силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Учитывая вышеприведенные положения закона, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд находит обоснованными доводы административного ответчика о том, что перераспределение земель сделает невозможным доступ к пожарному водоему, что свидетельствует о нарушении требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.

Учитывая вышеприведенные положения закона, а также то, что схема расположения земельного участка выполнена с нарушением земельного законодательства, устанавливающего общеобязательные правила образования земельных участков, суд приходит к выводу, что у администрации сельского поселения Антушевское отсутствовали законные основания для согласования схемы расположения земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района о признании решения незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11.01.2022.

Судья П.С. Толошинов

Верно. Судья П.С. Толошинов