ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-419/2022 от 11.05.2022 Богучанского районного суда (Красноярский край)

.

.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Богучаны Красноярского края 11 мая 2022 года

Богучанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - судьи Аветян Г.Н.,

с участием:

административного истца Султанова А.М. посредством видеоконференцсвязи,

представителя административных ответчиков Чижовой Т.П., действующей на основании доверенностей № 37 от 17.03.2021 года, № 24/ТО/13-774д от 20.07.2000 года и № 24/ТО11-770д от 15.07.2020 года,

при секретаре Терпуговой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Султанова А.М. к ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании содержания в ОСУОН ИК-42 ГУФСИН России по Красноярскому краю незаконным, не соответствующим требованиям действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Султанов А.М. обратился в Богучанский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании содержания в ОСУОН ИК-42 ГУФСИН России по Красноярскому краю незаконным, не соответствующим требованиям действующего законодательства, мотивировав свои требования тем, что он находился в ОСУОН ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, при этом условия содержания в ОСУН не соответствуют требованиям законодательства, а именно не удовлетворяют требования уважения к личности осужденного, приватности, способности формирования социально-полезных навыков и исправлению осужденных, не имеется мест для чтения, письма, самостоятельного обучения, для приема пищи, гигиены, отправления естественных потребностей, мест для курения, просмотра телевизора, баня не имеет предбанника, нет молебной комнаты. Поэтому условия отбывания наказания схожи с тюремным режимом отбывания наказания. Просит признать его содержание в запираемом помещении для дневного содержания в ОСУН незаконным, не соответствующим условиям содержания, предусмотренным действующим законодательством.

Впоследствии истец Султанов А.М. уточнил исковые требования, а именно уточнил период оспариваемых действий – с 01.09.2019 года по 26.01.2021 года.

В судебном заседании административный истец Султанов А.М. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, Управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю, Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю Чижова Т.П., действующая на основании доверенностей № 37 от 17.03.2021 года, № 24/ТО/13-774д от 20.07.2000 года и № 24/ТО11-770д от 15.07.2020 года, административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Дела об оспаривании действий (бездействия), решений исправительных учреждений подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 3 Конвенции от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод» и ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 13 Конвенции от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», каждый, чьи права и свободы, признанные настоящей Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Права и свободы человека и гражданина согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Приказом ФСИН России № 422 от 13.06.2019 года Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных учреждений № 26 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю».

В силу п. 1.1 Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (сокращенное наименование: ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренными в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно пункту 2.1 Устава целями деятельности ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю является, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

В судебном заседании установлено, что Султанов А.М. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю по приговору ., согласно которого Султанов А.М. осужден по ч.2 ст.209, ч.2 ст.167, ч.3 ст.30 ч.2 ст.167, ч.2 ст.167, ч.3 ст.111 п. «а» ч.4 ст.162, ч.2 ст.167, ч.2 ст.213, ч.2 ст.167 (3 преступления), п. «г» ч.2 ст.112, ч.3 ст.222 УК РФ, с применением ч.3 ст.69 УК РФ к 16 годам лишения свободы со штрафом в размере 120 000 рублей и ограничением свободы на 2 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Начало срока: 29.04.2011 год. Конец срока: 28.04.2027 год.

Согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю №24/ТО/45/12-201 от 04.04.2022 года Султанов А.М. отбывал наказание в ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю периоды: с 03.12.2014 года по 05.05.2015 года, с 22.06.2015 года по 15.07.2015 года, с 20.07.2015 года по 16.06.2016 года, с 04.09.2016 года по 05.11.2019 года, с 29.01.2020 года по 05.08.2020 года, с 23.08.2020 года по 26.01.2021 года.

Согласно части 2 статьи 6 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации, исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

Материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия (нормы жилой площади, нормы оснащенности предметами мебели, нормы оснащенности санузлов, нормы освещенности, температурного режима, вентиляции и т.п.) определяются в соответствии со статьей 99 УИК РФ и приказом Министерства юстиции РФ от 02.07.2003 № 130-дсп «Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ».

Согласно ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Согласно ст.9 УИК РФ исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование право послушного поведения.

Согласно ч.1 ст. 87 Уголовно-исполнительного кодекса РФ принятого Государственной Думой 18 декабря 1996 года, одобренного Советом Федерации 25 декабря 1996 года, в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.

В соответствии с ч.ч. 3,4,5 статьи 122 УИК РФ в исправительной колонии строгого режима (ИК-42) отбывают наказание осужденные впервые отбывающие наказание в местах лишения свободы: «Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания».

Согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю б/н от 05.04.2022 года Султанов А.М. отбывал наказание в ОСУН ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в период с 06.06.2019 года по 26.01.2021 года.

Согласно п.3. ст. 123 УИК осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.

Согласно п.145 Приказа Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 года №295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» запираемые помещения, в которых содержатся осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. В дневное время осужденные находятся в помещениях, раздельных от спальных помещений. Уборка прогулочного двора и данных помещений возлагается поочередно на каждого осужденного.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 05.09. 2006 №540 «О федеральной целевой программе «Развития уголовно – исполнительной системы» (2007- 2016 годы), в целях соблюдения прав и законных интересов осужденных к лишению свободы приведения условий их содержания в соответствии с законодательством РФ и международным законодательством, приказом ГУФСИН России по Красноярскому краю от 11.11.2013 № 710 «Об утверждении Положения об отряде со строгими условиями отбывания наказания исправительных учреждений ГУФСИН» утверждено Положение об ОСУОН, которым определено, что ОСУОН создается для изоляции злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания от основной массы осужденных, обеспечения постоянного надзора за данной категорией осужденных (п.1.4), особенностью содержания осужденных в ОСУОН является их проживание в запираемых жилых помещениях (п.3.4.).

Материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия (нормы жилой площади, нормы оснащенности предметами мебели, нормы оснащенности санузлов и т.п.) определяются в соответствии со статьей 99 УИК РФ и приказом Министерства юстиции РФ от 02.07.2003 № 130-дсп «Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ», приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Согласно свидетельства о государственной регистрации права 24 ЕИ 766991 от 09.11.2010 года ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю владеет на праве оперативного управления объектами права: общежитие №2, назначение: жилое, 1-этажный, общая площадь 328,6 кв.м, инв. номер . лит. А1, адрес объекта: .

Согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю №24/ТО/45/13-38 от 12.04.2022 года отряд СУОН ИК-42 в период с 06.06.2019 г. по 23.10.2021 г. был расположен в здании «Общежитие № 2» 1973 года постройки, имеющем кадастровый (или условный) номер .инвентарный (ранее присвоенный) номер ., общей площадью 328,6 кв.м, расположенного по адресу п.стр.2. Жилая площадь общежития № 2 составляет 194,2 кв/м. В начале 2013 года в здании «Общежитие № 2» проводилась реконструкция в связи с внедрением дополнительных помещений для размещения осужденных отбывающих наказание в строгих условиях, а так же для соблюдения правил проектирования в исправительных учреждениях по мере возможности. Реконструкция проведена в строгом соответствии с нормами проектирования регламентированными СП 17- 02-2011, приказом МЮРФ от 02.06.2003 №130-ДСП и рекомендациями ФСИН России в части касающейся оборудования помещений для осужденных., содержащихся в строгих условиях отбывания наказания. Жилая площадь отряда после реконструкции составляет 221.16 кв.м. (помещения для дневного и для ночного пребывания, приложение - план-схема ОСУОН ИК-42 после реконструкции). В период времени с 2019-2021 гг. реконструкция (перепланировка) здания не производилась.

Согласно приказа МЮ РФ от 02.06.2003 №130-ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (СП 17-02 Минюста России):

п. 9.01 норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных учреждениях следует принимать 2 м/кв для мужчин;

п. 9.4. в нормативное значение площади не входит площадь, занимаемая уборной с умывальником.

Согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю №24/ТО/45/13-39 от 12.04.2022 года жилая площадь каждого запираемого помещения отряда СУОН ИК-42 в период с 06.06.2019г. по 23.10.2021г. составляет 18,43 кв/м, (без учета площади занимаемой санузлом 1,13кв/м) составляет 17.3 м2. На вышеуказанной площади содержится до 8 осуждённых, что составляет 2,16 м2 на. каждого содержащегося и в полной мере соответствует согласно УИК РФ ст.99 части 1. Всего в отряде СУОН 12 запираемых помещений из них 6 для дневного пребывания осужденных и 6 для ночного пребывания.

Согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю №24/ТО/45/13-40 от 12.04.2022 года вентиляция запираемых жилых помещений ОСУ ОН ИК-42 в период с 2019 по 2021 год была оборудована с механическим приводом, приточно-вытяжная, согласно приказа МЮ РФ от 02.06.2003 №130-ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (СП 17-02 Минюста России), а так же производилась естественным путем через форточный проем, двери и вентиляционно-вытяжной канал (естественная в размере притока п.40 таб. 45 приказа МЮ РФ от 02.06.2003 №130-ДСП).

Освещение отрядов ИК-42 соответствовало приказу МЮ РФ от 02.06.2003 №130-ДСП, согласно которого:

п. 20.30. в зданиях и сооружениях ИУ и СУ следует предусматривать следующие виды искусственного освещения: рабочее, аварийное (безопасности и эвакуационное) и дежурное;

п. 20.31 в жилых помещениях (комнатах) общежитий, карантинов, палатах стационаров и лечебных корпусов ЛПУ, камерах режимных зданий следует предусматривать рабочее и дежурное освещение. Для дежурного освещения используются патроны с лампами накаливания, устанавливаемые в нише над дверью. Для рабочего освещения могут предусматриваться светильники с люминесцентными лампами или с лампами накаливания.

п. 20.33 Освещенность жилых комнат (помещений), камер, палат должна составлять 100 лк - для люминесцентных ламп и 50 лк - для ламп накаливания.

Согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю №24/ТО/45/13-37 от 12.04.2022 года в отряде № 2 (ОСУОН) ИК-42 в период времени с 2019 по 2021 год показатель освещенности, выявленный путем замера люксометром Ю-116 № 0020883, превышал 150 Лк - что обеспечивало нормируемые параметры в пределах значений КЕО при совмещенном освещении, регламентированные СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» и установленные приказом МЮРФ от 02.06.2003 №130-ДСП.

В помещениях СУОН предусмотрено естественное (форточки) и искусственное рабочее и дежурное освещение. Также имелась система как естественной, так и искусственной вентиляции. Оснащенность санузла, в том числе, в части обеспечения приватности пользования, полностью отвечает нормативным требованиям.

Согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю №24/ТО/45/13-36 от 12.04.2022 года во всех жилых помещениях ИК-42 имеется круглосуточное теплоснабжение, в период отопительных сезонов с 15.09.2019г. по настоящее время перерывов в подаче тепловой энергии объектам ИК-42 (в числе которых общежитие № 2) не было. Аварийных ситуаций не возникало. Среднесуточная температура воздуха в помещениях исправительной колонии № 42, в том числе общежитие № 2 ИК-42 не опускалась ниже 18-20 градусов по Цельсию, что в полной мере соответствует требованием Приложения 2 к СанПиН 2.1.2.2645-10, согласно которого температурный режим в жилом помещении допускается не ниже 18 градусов тепла (п.40 таб.45 Жилые помещения режимных зданий: расчетная температура воздуха -И8 град, приказа МЮ РФ от 02.06.2003 №130-ДСП).

Согласно п.3. ст. 123 УИК осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.

Согласно пп. 14 п. 2 ст. 2 федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение – это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями, т.е. запираемое помещение это изолированное помещение в здании, ограниченное стенами и имеющее один выход.

Требования п. 145 приказа Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" гласят запираемые помещения, в которых содержатся осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. В дневное время осужденные находятся в помещениях, раздельных от спальных помещений.

Согласно п. 148 приказа Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" культурно-массовые мероприятия с осужденными проводятся в пределах помещений, в которых они проживают.

В соответствии с требованием п. 13 приказа № 710 от 11.11.2013, ОСУОН оборудуется исчерпывающим перечнем помещений.

Оборудование отряда ОСУОН не предусматривает наличие комнат общего пользования для приготовления и приема пищи, проведения воспитательных работ, туалетной комнаты, умывальной, комнаты для прослушивания и просмотра телепередач. В комнате для приема осужденных, проводят работу с осужденными сотрудники исправительного учреждения (оперативный работник, психолог).

Запираемые помещения дневного пребывания ОСУОН ИК-42 оборудованы полным комплексом коммунально-бытовых объектов.

Туалеты в ОСУОН ИК-42 в период с 06.06.2019 г. по 23.10.2021 г. были размещены во всех запираемых помещениях в отдельных с дверьми, и оснащены приточно-вытяжной вентиляцией естественного и механического побуждения, что позволяет пользоваться ими в любое время суток по мере необходимости в условиях приватности. Согласно п. 35 таблицы 13 приказа № 130-дсп 02.06.2003 г. норма положенности в мужской уборной на 15 человек 1 посадочное место, что являлось в полной мере достаточным для удовлетворения осужденными отряда ОСУОН естественных надобностей.

Умывальники в ОСУОН ИК-42 в период с 06.06.2019г. по 23.10.2021 г. были размещены во всех запираемых помещениях по одному в каждом, согласно приложения № 2 приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» умывальник (рукомойник) по нормам положенности 1 шт. на 10 человек.

Согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю №24/ТО/45/13-42 от 12.04.2022 года все жилые помещения дневного пребывания ОСУ ОН ИК-42 в период с 06.06.2019 г. по 26.01.2021 г. были оборудованы радиоточками для прослушивания радиоканалов и ЖК телевизорами с возможностью самостоятельного переключения каналов, кнопки телевизоров не заблокированы, осужденные могли, как включить так и выключить телевизор, а также регулировать громкость. Трансляция осуществлялась по средствам студии кабельного телевидения учреждения, 4 федеральных канала и один местный (транслируются выступления сотрудников администрации ИУ и сотрудников ГУФСИН). Осужденные отряда СУОН просматривают телепередачи в свободное от режимных мероприятий время.

Запираемые помещения дневного пребывания ОСУОН ИК-42 оборудованы полным комплексом коммунально-бытовых объектов, так для чтения и письма в запираемых помещениях дневного пребывания имеется стол, табуреты по количеству осужденных.

Питание осужденных в ОСУОН ИК-42 производится в соответствии с п. 145, п. 149 приказа Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений"

Согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю №24/ТО/45/13-43 от 12.04.2022 года питание осужденных в ОСУОН ИК-42 производилось в период с 06.06.2019 г. по 26.01.2021 г. в запираемых помещениях дневного пребывания, согласно распорядка дня ИУ (завтрак, обед, ужин). Приготовление пищи производилось централизованно в столовой исправительного учреждения и соответствовало требованиям постановлением правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205, требованиям приказа МЮ РФ от 26 февраля 2016 г. № 48, приказа МЮ России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», а так же приказа ФСИН России № 696 от 02.09.2016 года «Об утверждении Порядка питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении уголовно - исполнительной системы».

После приготовления, для осужденных отбывающих наказание в ШИЗО, ПКТ, ОСУОН, Медицинской части, пища доставлялась в герметичных термосах и раздавалась раздатчиком пищи в соответствии с технологическими картами и меню, не нарушая температуру блюд.

Все запираемые помещения ОСУОН были укомплектованы инвентарем, оборудованием, согласно приказа № 130-дсп от 02.06.2003 г. «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России), приложения № 2 приказа от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», что позволяло осужденным в течении дня. Помимо завтрака, обеда и ужина, совершать прием пищи а именно: столом, табуретами но количеству осужденных, индивидуальными ячейками для хранения продуктов питания и столовых принадлежностей, электрочайником. В комнате приема осужденных имелся холодильник, в который осужденные ОСУОН могли передавать личные продукты для хранения в низких температурах.

В ОСУОН имеется общая раздевалка, предназначенная для хранения верхней одежды и обуви, которую посещают осужденные перед выходом на территорию локального сектора отряда и по возвращении в отряд.

Согласно приказа №31а от 16.09.2019 года врио начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю и приказа №360 от 11.05.2021 года начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю запрещено курение табака на объектах и территории учреждения, за исключением определенных приказом мест для курения.

Согласно справке б/н от 05.04.2022 года в ОСУН ИК-42 приказом начальника учреждения определено место для курения в помещениях для дневного пребывания у окна.

Согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю №24/ТО/45/13-42 от 12.04.2022 года в отряде СУОН ИК-42 в период с 06.06.2019 г. по 26.01.2021 г. отсутствовала молельная комната в связи с тем, что при строительстве в 1973 году здания «Общежитие № 2» не было предусмотрено её наличие, а требования приказа ГУФСИН России по Красноярскому краю от 11.11.2013 № 710 «Об утверждении Положения об отряде со строгими условиями отбывания наказания исправительных учреждений ГУФСИН» распространяет свое действие только на те исправительные учреждения, которые были спроектированы и построены после издания данного приказа. Осужденные в соответствии с распорядком дня ИК-42, в личное время могут осуществлять религиозные обряды в пределах помещений в которых они проживают. Также на территории ИК-42 имеется мечеть и православная церковь. По заявлению осужденным предоставляется встреча с представителями религиозных конфессий.

Согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю №24/ТО/45/13-44 от 12.04.2022 года в отряде строгих условий отбывания наказаний ИК-42 в период с 2019 по 2021 г., в душевой комнате имелось 4 помывочных лейки, 2 водоразборных колонки с горячей и холодной водой, 6 тазов, 6 напольных ковриков. Место для переодевания было отделено от душевой комнаты ширмой и оборудовано крючками для одежды. Осужденные не более чем по 6 человек, посекционно на протяжении дня производили помывку в душевой.

Помывка осужденных регламентируется Инструкцией Минюста России по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно- прачечным обеспечением осужденных от 08.11.2001 №18/29-395. Порядок помывки осужденных осуществлялся два раза в семь дней (с еженедельной сменой постельного и нательного белья). В душевой комнате была установлена принудительная система вентиляции с механическим приводом и находилась в исправном состоянии. Перебоев в подаче горячего и холодного водоснабжения в душевой ОСУОН ИК-42 за период с 2019 по 2021г. не было. Санитарное состояние душевой комнаты в удовлетворительном состоянии. Перегородки в душевых не предусмотрены.

Согласно приказов №9 от 10.09.2019 года врио начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, №79 от 12.11.2019 года врио начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, №98 от 27.01.2020 года начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, №346 от 18.05.2020 года начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, утвержден распорядок дня для осужденных Исправительной колонии №42 по сектору «А».

Согласно выписок из справок по результатам инспекторской проверки ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 11-16.03.2020 года, с 15.03.2021 по 19.03.2021 в данные периоды времени проводились проверки медицинского обеспечения спецконтингента ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю. Жалоб не поступало.

Таким образом, согласно исследованных доказательств, в период нахождения осужденного Султанова А.М. с 01.09.2019 года по 26.01.2021 года в ОСУН ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю условия содержания являлись надлежащими. С какими-либо жалобами Султанов А.М. к администрации исправительного учреждения, а также в вышестоящие инстанции не обращался.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – соответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

Такая совокупность условий в рассматриваемой ситуации не установлена.

Кроме того, согласно справке о поощрениях и взысканиях, осужденный Султанов А.М. за весь период отбывания наказания имеет 35 взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания с 2011 года по 2019 год, не имеет ни одного поощрения.

Таким образом, лица, совершившие преступление, должны заранее предполагать, что они могут быть ограничены в каких-либо правах и свободах. Истцу не причинялись лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при применении мер процессуального принуждения. Наступление неблагоприятных последствий для истца и ухудшение состояния его здоровья по делу не установлено. Кроме того, нарушая условия отбывания наказания, истец должен был ожидать, что будет помещен в некомфортные условия.

Учитывая вышеизложенное, проверив законность и обоснованность нахождения Султанова А.М. в ОСУН ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в период с 01.09.2019 года по 26.01.2021 года, судом установлено, что достоверных и допустимых доказательств того, что в данный период содержания истца в ОСУН условия содержания не соответствовали нормам действующего законодательства, истцом не представлено.

Таким образом, факт нарушения условий содержания осужденного Султанова А.М. в ОСУН ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю не нашел своего подтверждения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия сотрудников ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю соответствуют действующему законодательству и исходя из юридически значимых обстоятельств дела, правовых оснований для удовлетворения требований Султанова А.М. не имеется.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РВ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Административным истцом фактически заявлены требования о ненадлежащих условиях отбывания наказания в период с 01.09.2019 года по 26.01.2021 года.

Административное исковое заявление датировано административным истцом 10.03.2022 года, подано в спецчасть ИК-7 для отправки 11.03.2022 года, о чем свидетельствует штамп на конверте (24/ТО/51-12-С-49 от 11.03.2022 года), поступило административное исковое заявление в Богучанский районный суд Красноярского края 25.03.2022 года.

Таким образом, административным истцом пропущен срок для обращения в суд, не имеется уважительных причин пропуска указанного срока, оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд не усматривается. Поэтому суд также отказывает в удовлетворении заявленных требований по основанию пропуска срока для обращения в суд.

Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Султанову А.М. к ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании содержания в ОСУОН ИК-42 ГУФСИН России по Красноярскому краю незаконным, не соответствующим требованиям действующего законодательства – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Богучанский районный суд Красноярского края.

Председательствующий: Г.Н. Аветян

Решение в окончательной форме изготовлено 12 мая 2022 года.