Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-41/2019
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Ёна А.О.,
при участии Фадеева Олега Филимоновича, представителя главы муниципального образования – председателя Евпаторийского городского совета Харитоненко О.В. и Евпаторийского городского совета Республики Крым Шейхислямовой С.Р., прокурора прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Фадеева Олега Филимоновича к главе муниципального образования – председателю Евпаторийского городского совета Харитоненко О.В., Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация г. Евпатории Республики Крым, Отдел архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, выслушав объяснения участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, позицию прокурора,
У С Т А Н О В И Л
Евпаторийским городским советом Республики Крым на 81 сессии 1 созыва 02 ноября 2018 года принято решение №1-81/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория», в соответствии с пунктом 1 которого утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Евпатория (далее Генеральный план).
Фадеев Олег Филимонович (далее истец)обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявление к главе муниципального образования – председателю Евпаторийского городского совета Харитоненко О.В. (далее Глава), Евпаторийскому городскому совету Республики Крым (далее Совет), в котором просит признать незаконным решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 02 ноября 2018 года №1-81/1«Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория», обязать административного ответчика устранить нарушения путем принятия решения в соответствии с регламентом.
Определением от 06 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Евпатория Республики Крым (далее Администрация), Отдел архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым Судака Республики Крым (далее Отдел).
В судебных заседаниях 20 февраля 2018 года, 06 марта 2018 года истец настаивал на удовлетворении заявленных требований, указав на то, что Советом 02 ноября 2018 года принято решение №1-81/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория» с нарушением регламента, без соблюдения принципа гласности, что не позволило широкому кругу граждан- жителей муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым принять участие в работе 81 сессии 1 созыва Совета, состоявшейся 02 ноября 2018 года.
В судебном заседании 25 марта 2019 года истец и его представитель настаивали на удовлетворении административного искового заявления, указав, что избранный Советом способ принятия 02 ноября 2018 года решения № 1-81/1 противоречит регламенту, принципам деятельности, установленным Уставом. Представители Главы, Совета, Администрации, Отдела возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям изложенным в письменных пояснениях.
В рассмотрении дела был объявлен перерыв для предоставления возможности представителю административных ответчиком представить дополнительные доказательства.
В судебном заседании 26 марта 2019 года истец настаивал на удовлетворении административного искового заявления, обосновывая требования тем, что Советом при принятии 02 ноября 208 года на внеочередной 81 сессии 1 созыва решения №1-81/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория» был нарушен действующий регламент, что не позволило жителям муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым принять участие в работе этой сессии. Представитель административных ответчиков, предоставив дополнительные доказательства, возражала против удовлетворения заявленных требований, настаивала на том, что о проведении 02 ноября 2018года внеочередной 81 сессии 1 созыва жители муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым были своевременно оповещены, указав, что нарушения принципа гласности работы Совета материалы дела не содержат.
Представители заинтересованных лиц явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне и времени его проведения были извещены надлежащим образом.
Верховный Суд Республики Крым, руководствуясь статьями 150,151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Прокурор в судебном заседании 26 марта 2019 года представил заключение, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Советом на пленарном заседании внеочередной 81 сессии 1 созыва 02 ноября 2018 года принято решение №1-81/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория» (далее Решение № 1-81/1), в соответствии с пунктом 1 которого утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Евпатория. Администрация города Евпатория Республики Крым определена органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория, ответственным за сохранность и использование Генерального плана, на который возложена обязанность обеспечить его размещение, а также размещения материалов по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (пункты 2,3).
Решение № 1-81/1 было опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №46(19342) от 23 ноября 2018 года, размещено на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория (htth://admin.my-evp.ru).
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Истец, обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что он, являясь жителем города Евпатория, имеет право осуществлять местное самоуправление посредством участия в разрешении вопросов местного значения, в том числе касающихся градостроительной деятельности, в формах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, принимать участие в работе сессий представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория – Совета.
В соответствии с нормами Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1 статьи 1); граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; установленные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абзац первый части 1, часть 3 статьи 3).
В Постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (статья 130); органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, с целью создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, и, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочий реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статьям 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) подготовка и утверждение генеральных планов и планов землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Из совокупного анализа приведенных выше норм ГрК РФ в их системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий муниципального образования городского округа документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий муниципального образования.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт того, что истец являются субъектами отношений, регулируемых Решением №1-81/1.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования закреплены в пунктах 29-34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ).
Как указано выше, в соответствии со статьями 7 и 16 Закона N 131-ФЗ утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения. В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 8 и частью 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение Генерального плана городского округа, относится к полномочиям органов местного самоуправлению по решению вопросов местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план городского округа утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 24 ГрКРФ, пунктом 12 части 4 статьи 54 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, принятого решением Совета от 07 ноября 2014 года № 1-4/14 решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, в обязательном порядке проводятся публичные слушания с участием жителей поселений, городских округов (публичные слушания). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Материалы дела свидетельствуют о том, что постановлением Главы от 09 июня 2018 года № 25 « О назначении публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» был утвержден график проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что публичные слушания были проведены в каждом населенном пункте городского округа Евпатория Республики Крым в период с 23 июля 2018 года по 26 июля 2018 года в соответствии с Положением о проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденным решением Совета №1-72/8 от 06 апреля 2018 года.
По результатам проведения публичных слушаний составлены протоколы публичных слушаний № 2 от 23 июля 2018 года, №3 от 24 июля 2018 года, №4 от 26 июля 2018 года, №5 от 26 июля 2018 года.
На основании протоколов публичных слушаний 31 июля 2018 года подготовлено Заключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана, в соответствии с которым принято решение считать состоявшимися публичные слушания по проекту Генерального плана. Указанное заключение размещено 03 августа 2018 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (htth://admin.my-evp.ru).
Материалы дела подтверждают, что во исполнение требований статьи 25ГрК РФ Администрацией были получены заключения от федеральных органов исполнительной власти и государственных органов исполнительной власти Республики Крым, а именно, администрации Сакского района Республики Крым от 08июня 2018года №77/1086/01-36/1, Главного управления МЧС России по Республике Крым от 08 июня 2018года №4663-1-8-6, государственного комитета дорожного хозяйства Республики Крым от 08мая 2018года №06-15/684/3, государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым от 15мая2018года №3109/07-17, государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 06 августа 2018гада №01/4863, государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 26 января 2018года №1- 12/3033, ГУП РК «Вода Крыма» от 06 июня 2018года №1576/02, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» от 22июня 2018года №37-3/5617, ГУП РК «Крымгазсети» от 27 апреля 2018 года №17/08-01231/12, ГУП РК «Черноморнефтегаз» от 29июня 2018 года №27/03-3272, министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 января 2018 года № 22/27/3-860, министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 12 июля 2018 года №5054/02-10/1, министерства здравоохранения Республики Крым от 04 июня 2018 года №08/7696/1, министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 09 июня 2018 года №01-07/14094, министерства культуры Республики Крым от 21 июня 2018 года №3743/22-07/1, министерства курортов и туризма Республики Крым от 17 апреля 2018года №01-12/1213/1, министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 31 мая 2018 года №956/01-15, министерства промышленной политики Республики Крым от 29 мая 2018 года №06/1643, министерства спорта Республики Крым от 19 февраля 2018года №853/02-17/1, министерства транспорта Республики Крым от 13июня 2018года №05-15/4329/1, министерства транспорта Российской Федерации от 08 августа 2018года №09-04/17375-ИС, министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 21февраля 2018года №457/16- 16/09-511, министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 19 июля 2018 года №5857/2, министерства экономического развития Республики Крым от 08июня 2018 года №100/8596/1, федеральной службой охраны Российской Федерации от 30 января 2018 года
№ 9/5/УЖО-209.
Указанные выше обстоятельства опровергают утверждения истца о нарушении положений статьи 25 ГрК РФ при принятии Решения № 2-81/1.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что 14 июня 2018 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория был обнародован проект решения Совета об утверждении Генерального плана.
Администрация направила в адрес Совета письмо №2778/02-29 от 04 сентября 2019 года о включении в повестку сессии Евпаторийского городского совета в сентябре 2018 года вопрос об утверждении Генерального плана.
В материалах дела имеется копия протокола заседания комитета по вопросам имущественных и земельных отношений, градостроительства, архитектуры, экологии и природных ресурсов Совета № 64, состоявшегося 25 сентября 2018 года, на котором принято решение о согласовании проекта решения Совета об утверждении Генерального плана и передачи его на рассмотрение на заседании очередной 79 сессии.
В адрес Совета 26 сентября 2018 года поступило определение Евпаторийского городского суда от 20 сентября 2018 года, которым в качестве мер предварительной защиты было запрещено Совету принимать решение об утверждении Генерального плана. Это определение 29 октября 2018 года было отменено апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Крым. Указанное апелляционное определение было получено Советом 31 октября 2018 года.
Исполняющим обязанности председателя Евпаторийского городского совета Кутневым С.А. 31 октября 2018года было принято Распоряжение № 02-10/30 «О созыве внеочередной 81 сессии Евпаторийского городского совета I созыва», согласно которому созывалась 81 сессия Евпаторийского городского совета (пункт 1), пленарное заседание внеочередной 81 сессия Евпаторийского городского совета назначено проведением 02 ноября 2018 года в 10-00 в зале заседаний Совета (пункт 2).
Как указано выше, истец обосновывает свои требования о признании недействующим решение № 2-81/1 тем, что Советом внеочередная 81 сессия Евпаторийского городского совета проводилась 02 ноября 2018 года с нарушением порядка, установленного регламентом, без надлежащего оповещения жителей муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, что в конечном итоге привело к нарушению гласности в работе этого органа местного самоуправления, нарушило установленный действующим законодательством принцип открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления
Изучив обоснование административного искового заявления, материалы дела, Верховный Суд Республики Крым находит указанные утверждения истца ошибочными в силу следующих обстоятельств.
Часть 1 статьи 1 Закона № 131-ФЗ определяет, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Закона №131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Закона №131-ФЗ).
В статье 14 Закона №131-ФЗ оговорены вопросы местного значения городского поселения, к которым относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; утверждение правил благоустройства территории муниципального образования (часть 10 статьи 35 Закона №131-ФЗ)
В соответствии с частью 11 статьи 35 Закона №131-ФЗ иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Частью 1 статьи 36 Закона №131-ФЗ определено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в пределах полномочий вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования ( пункт 4 части 4 статьи 36 Закона № 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Закона №131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 43 Закона №131-ФЗ).
Как указано выше, согласно пункту 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации. В силу части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план городского округ, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Советом 07 ноября 2014 года принято решение №1-4/14, которым утвержден Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (далее Устав), который зарегистрирован в Главном управлении Минюста России по Республике Крым и Севастополю 28 ноября 2014 года под N RU933040002014001.
В соответствии со статьёй 8 Устава в структуру органов местного самоуправления городского округа входит представительный орган городского округа - Евпаторийский городской совет.
Согласно пункту 29 статьи 10 Устава к вопросам местного значения относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа.
Статьёй 33 Устава определено, что основной формой работы представительного органа местного самоуправления является заседание (сессия).
На заседаниях (сессиях) Евпаторийского городского совета решаются все вопросы, отнесенные к его ведению (часть 2 статьи 33 Устава).
Согласно части 6 статьи 33 Устава порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Евпаторийского городского совета, а также формы его работы устанавливаются Регламентом Евпаторийского городского совета.
Советом на 43 сессии 1 созыва 23 сентября 2016 года принято решение №1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета 1 созыва в новой редакции», в соответствии с которым утвержден Регламент Евпаторийского городского совета 1 созыва в новой редакции (пункт 1).
В статье 11 Регламента Евпаторийского городского совета 1 созыва, утвержденного решением 43 сессии 1 созыва Совета от 23 сентября 2016 года №1-43/1 ( далее Регламент), оговорены принципы деятельности Совета, согласно части 1 которой деятельность этого органа местного самоуправления основывается на соблюдении прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности, учета мнения населения, коллективного и свободного обсуждения и решения вопросов, отнесенных к компетенции Совета.
В соответствии со статьёй 77 Регламента заседания Совета проводятся гласно и открыто, гласность в его работе обеспечивается, в том числе, путем проведения открытых заседаний совета, информация о деятельности Совета и принятые им решения публикуются в газете муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым «Евпаторийская здравница» и обнародуются на официальном сайте Правительства Республики Крым - htth://rk.gov.ru в разделе : муниципальные образования, подраздел – Евпатория, а также на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым htth://admin.my-evp.ru в разделе Документы, подраздел - Документы городского совета в информационно-телекоммуниционной сети общего пользования в установленном порядке.
Согласно статье 83 Регламента в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания городского совета по инициативе председателя Евпаторийского городского совета (часть 1). Внеочередная сессия созывается в любое время с уведомлением депутатов о проведении внеочередного заседания Евпаторийского городского совета и вопросах, вносимых на его рассмотрение (часть 4). Население о созыве сессии совета информируется через средства массовой информации и/или через размещение соответствующей информации на официальном сайте Евпаторийского городского совета (часть 5).
Материалы дела свидетельствуют о том, что Главой 16 октября 2018 года за № 02-14/56-Р принято распоряжения, согласно которому в связи с нахождением в отпуске в период времени с 29 октября 2018 года по 08 ноября 2018 года исполнение обязанностей председателя Евпаторийского городского совета возложено на Кутнева С.А. заместителя председателя Евпаторийского городского совета.
Как указано выше, исполняющим обязанности председателя Евпаторийского городского совета Кутневым С.А. 31 октября 2018года было принято Распоряжение № 02-10/30 «О созыве внеочередной 81 сессии Евпаторийского городского совета I созыва», согласно которому созывалась 81 сессия Евпаторийского городского совета (пункт 1), пленарное заседание внеочередной 81 сессия Евпаторийского городского совета назначено проведением 02 ноября 2018 года в 10-00 в зале заседаний Совета (пункт 2).
Изучив указанные выше обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что материалами дела опровергаются утверждения истца о том, что решение о созыве 02 ноября 2018года внеочередной 81 сессия Евпаторийского городского совета было принято с нарушением положений части 4 статьи 36 Закона №131-ФЗ
Объявление о созыве 02 ноября 2018 года в 10-00 внеочередной 81 сессия Евпаторийского городского совета было опубликовано 31 октября 2018 года в 11-42 на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым htth://admin.my-evp.ru, что подтверждается скриншотом, копия которого приобщена к материалам дела. В этом заявлении указан порядок подачи заявок о присутствии на заседании.
Для всестороннего и полного изучения обстоятельств дела Верховным Судом Республики Крым 14 марта 2019 года постановлено определение об истребовании доказательств, в соответствии с которым у Муниципального казенного учреждения «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» ( далее МКУ «ЦИА и МТО»), являющегося согласно Распоряжению Администрации №170-р от 17 июля 2017года главным администратором официального сайта муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, истребована информация о всех объявлениях, размещенных на официальном сайте Совета 31 октября 2018 года.
В адрес Верховного Суда Республики Крым от МКУ «ЦИА и МТО» 22 марта 2018года поступил ответ (№ 01-11/39 от 19 марта 2019 года), согласно которому на официальном сайте Совета было размещено три объявления, скриншоты которых приложены.
Среди приложенных к этому ответу скриншотов имеется скриншот размещенного 31 октября 2018 года в 11-42 на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (htth://admin.my-evp.ru) объявления о созыве 02 ноября 2018 года в 10-00 внеочередной 81 сессия Евпаторийского городского совета, в повестке дня которой определен вопрос « Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория». В этом объявлении указан порядок подачи заявок о присутствии на заседании.
На внеочередной 81 сессия 1 созыва Евпаторийского городского совета от 02 ноября 2018года было принято Решение № 1-81/1.
В материалах дела имеется протокол пленарного заседания внеочередной 81 сессия 1 созыва Евпаторийского городского совета от 02 ноября 2018года, согласно которому на пленарном заседании присутствовало 15 депутатов из установленной численности 28 депутатов. За принятие Генерального плана проголосовало 15 депутатов.
Решение № 1-81/1 было опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №46(19342) от 23 ноября 2018 года, размещено на официальном сайте Правительства Республики Крым - htth://rk.gov.ru в разделе: муниципальные образования, подраздел – Евпатория, а также на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым htth://admin.my-evp.ru.
Изучив указанные обстоятельства Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается, что Решение №1-81/1 принято не только полномочным представительным органом местного самоуправления г. Евпатории в пределах его компетенции, но и с соблюдением установленного порядка созыва внеочередной сессии, принятия этого нормативного акта муниципального образования было осуществлено при соблюдении прав жителей муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на осведомленность о деятельности Совета для поддержания гласности его деятельности, с целью создания необходимых условия по учету мнения населения этого муниципального образования для коллективного и свободного обсуждения и решения вопросов, отнесенных к компетенции Совета.
Вопрос о целесообразности принятия Советом Генерального плана путем проведения 02 ноября 2018 года внеочередной 81 сессия 1 созыва Верховным Судом Республики Крым не обсуждался, поскольку это относится к исключительной компетенции указанного представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Доводы административного искового заявления о нарушении Советом при проведении 02 ноября 2018 года внеочередной 81 сессия 1 созыва Евпаторийского городского совета положений Регламента, утвержденного решением Евпаторийского городского совета № 1-2/2 от 08 октября 2014 года, не могут быть признаны обоснованными, поскольку как, указано выше Советом на 43 сессии 1 созыва 23 сентября 2016 года принято решение №1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета 1 созыва в новой редакции», в соответствии с пунктом 1 которого утвержден Регламент Евпаторийского городского совета 1 созыва в новой редакции.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Верховным Судом Республики Крым при рассмотрении настоящего дела не установлены нарушения Главой и Советом федерального законодательства и законодательства Республики Крым при проведении 02 ноября 2018 года внеочередной 81 сессия 1 созыва Евпаторийского городского совета, принятии Решения № 1-81/1, вследствие чего отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для вынесения в его адрес частного определения.
Руководствуясь статьями 175-180, 214,215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
Р Е Ш И Л :
отказать в удовлетворении административного искового заявления Фадеева Олега Филимоновича к главе муниципального образования – председателю Евпаторийского городского совета Харитоненко О.В., Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация г. Евпатории Республики Крым, Отдел архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым.
В окончательной форме решение принято 28 марта 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>