ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-41/20 от 18.02.2020 Бодайбинского городского суда (Иркутская область)

Дело № 2а-41/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2020 года г. Бодайбо

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Овчинниковой И.Ф., единолично, при секретаре Козыревой О.Б., с участием представителя административного истца – ФИО1, действующей на основании доверенности от 13.12.2019г., представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО3, действующей на основании доверенности от 04.02.2020г., заинтересованного лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-41/2020 по административному исковому заявлению Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений г.Бодайбо и района» к Государственной инспекции труда в Иркутской области о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда,

УСТАНОВИЛ:

МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений г.Бодайбо и района» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Иркутской области о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда.

В обоснование исковых требований указано, что по результатам проверки, проводимой государственными инспекторами труда ФИО4 и ФИО3 29 ноября 2019 года, Муниципальному казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений г. Бодайбо и района» (далее - МКУ «ЦБ ОУ») было выдано предписание № 38/7-5707-19-ОБ/12-12458-И/68-90 об устранении выявленных нарушений, а именно: «устранить нарушение ст. 22 ТК РФ организовать бухгалтеру 1 категории с исполнением обязанности кассира ФИО2 рабочее место в соответствии с нормами законодательства и условиями определенными трудовым договором. Согласно п. 1.4. трудового договора рабочее место ФИО2 определено по адресу: <...>. Срок выполнения 30.12.2019». С данным предписанием не согласны, так как положения ст. 22 ТК РФ выполняются руководителем МКУ «ЦБ ОУ» в полном объеме. Рабочее место представляется работнику работодателем, а не работник выбирает, где ему исполнять свои должностные обязанности. Так как у МКУ «ЦБ ОУ» нет собственного здания, до декабря 2017 года учреждение занимало помещения в разных зданиях города: в администрации г. Бодайбо и района (ул. Урицкого,33), в общежитии (Стояновича,32). Это создавало неудобство в организации работы МКУ «ЦБ ОУ». В связи с этим было принято распоряжение мэра г. Бодайбо и района от 29.08.2017г. № 818-рп «О передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений г. Бодайбо и района». С декабря 2017 года работникам МКУ «ЦБ ОУ» были представлены новые рабочие места по адресу пер. Почтовый,5, где и разместился основной состав работников МКУ «ЦБ ОУ». Рабочее место ФИО2, бухгалтера 1 категории с исполнением обязанностей кассира, временно находилось по адресу ул. Урицкого,33 в кабинете со специалистами по кадровой работе. Для исполнения организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006г. № 152-ФЗ, бухгалтеру 1 категории с исполнением обязанностей кассира ФИО2 в июле 2019 года было предоставлено новое рабочее место в кабинете, расположенном по адресу пер. Почтовый,5. Рабочее место ФИО2 соответствует нормам и условиям труда: есть рабочий стол, кресло, компьютер, металлический шкаф. ФИО2 является материально-ответственным лицом и работодателем приняты все меры для обеспечения полной сохранности имущества, вверенного материально-ответственному лицу. Для хранения чековых книжек ее рабочее место оборудовано металлическим шкафом. Здание, где находится ее рабочее место, по адресу: пер. Почтовый,5 ежедневно сдается под охрану (договор о централизованной охране объектов от 09.01.2019 №02/19). Так как работа ФИО2 связана с оформлением документов в Федеральном казначействе и получением денежных средств в ПАО «Сбербанк», ей всегда представляется транспортное средство. Касса МКУ «ЦБ ОУ» находится по адресу: ул. Урицкого, 33. В кассе имеется сейф для хранения наличных денежных средств и чековых книжек. Касса предназначена для выдачи наличных денежных средств в определенные дни и определенное время согласно приказу МКУ «ЦБ ОУ» от 19.09.2019г. №20 «Об утверждении режима работы кассы», то есть находиться весь рабочий день в кассе не предусмотрено. Других свободных помещений для организации рабочего места бухгалтеру 1 категории с исполнением обязанностей кассира по адресу: ул. Урицкого, 33, как того желает ФИО2, нет. Оборудовать кассу по адресу: пер. Почтовый, 5, не представляется возможным по причине того, что здание деревянное (пожароопасное) и не с соответствует требованиям для оборудования кассы, а операции с наличными денежными средствами еще пока ведутся. Дополнительное соглашение к трудовым договорам работников МКУ «ЦБ ОУ» о внесении изменений адреса места работы после переезда основного состава МКУ «ЦБ ОУ» по адресу пер. Почтовый, 5 не производилось, в связи с тем, что юридический адрес учреждения (ул. Урицкого,33) не изменился. Считают, что единственной возможностью восстановления нарушенных прав и свобод Административного истца является обращение в суд с настоящим исковым заявлением.

Просят предписание государственного инспектора труда в Иркутской области от 29.11.2019г. № 38/7-5707-19-ОБ/12-12458-И/68-90 признать незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель административного истца- ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, полагала, что при проведении проверки и вынесении предписания государственный инспектор труда вышла за рамки проводимой проверки, и фактически разрешила индивидуальный трудовой спор, при этом МКУ «ЦБ ОУ» никоем образом не изменило существенные условия трудового договора с ФИО2, поскольку место работы у нее не изменилось, а рабочее место вправе указывать работодатель по своему усмотрению. В трудовом договоре указано место работы, а не рабочее место.

В судебном заседании представитель административного истца директор МКУ «ЦБ УО» - ФИО5, действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала в полном объеме, дополнив, что рабочее место ФИО2 расположено по пер. Почтовый д.5 в г.Бодайбо, где у нее оборудован рабочий стол, имеется металлический шкаф для хранения ценностей. Помещение кассы, где ФИО2 исполняет обязанности кассира расположено по ул. Урицкого д.33 в г.Бодайбо, поскольку переместить его на пер. Почтовый д.5 невозможно, из-за пожароопасности. Также полностью оборудовать рабочее место на ул. Урицкого д.33 ФИО2 невозможно, поскольку данное помещение занимают сотрудники отдела кадров, и из-за соблюдений законодательства о персональных данных, ФИО2 там не может находиться. В настоящее время порядка 85-90% работников управления образования заработную плату получают на банковские карты, работа кассы не занимает весь день, в связи с чем был издан приказ о режиме работы кассы с 15-30 часов до 16-42 часов ежедневно.

В судебном заседании представитель административного ответчика- ФИО3 исковые требования не признала в полном объеме. Полагая, что при проведении проверки действительно были выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в том, что фактически у ФИО2 два рабочих места по пер. Почтовый д.5 и Урицкого д.33, своим предписанием трудовая инспекция требует устранить данное нарушение и организовать рабочее место ФИО2 по ул. Урицкого д.33. В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик указал, что согласно материалам проверки ФИО7 принята в МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений г.Бодайбо и района» на должность бухгалтера 1 категории с исполнением обязанностей кассира с ДД.ММ.ГГГГ, согласно приказу о приеме на работу -Л от ДД.ММ.ГГГГ и трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1.4 трудового договора рабочее место ФИО2 определено по адресу: <...>, что является обязательным условием трудового договора. Из заявления ФИО2 и представленных МКУ "ЦБ ОУ" документов следует, что рабочее место ФИО2 из здания по адресу: <...> перенесено в здание, расположенное по адресу: <...>. Таким образом, фактически у работника образовалось два рабочих места. Из пояснений директора МКУ "ЦБ ОУ" ФИО5, предоставленных на служебную записку ФИО2, следует, что функции кассира ФИО2 должна осуществлять на рабочем месте по адресу: <...> в определенный период времени (ежедневно с 15.30 до 16.42), а в остальное рабочее время исполнять функции бухгалтера 1 категории на рабочем месте по адресу: <...>. Изменение места работы ФИО2 является случаем изменения обязательных условий трудового договора, и именуется перемещением; на другую работу. По общему правилу, изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, в силу ст. 72 ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Поэтому, в случае согласия работника организации на изменение адреса места их работы, с ним должно быть заключено дополнительное соглашение к трудовому договору. Как следует из содержания части третьей статьи 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с другими положениями данного Кодекса, перемещение работника без его согласия на другое рабочее место допускается в том случае, когда работник продолжает выполнять обусловленную трудовым договором работу (трудовую функцию) и никакие установленные по соглашению сторон условия трудового договора не изменяются.

Изменение рабочего места можно признать перемещением, не требующего согласия работника, только в том случае, если при заключении трудового договора это конкретное рабочее место не оговаривалось и в трудовом договоре не предусмотрено. Если же конкретное рабочее место указано в трудовом договоре, то оно является его обязательным условием и, следовательно, может быть изменено только с письменного согласия работницы. ФИО2 в п. 1.4 трудового договора включено обязательное условие: рабочее место определено по адресу: <адрес>. При этом в нарушение ст. 74 Трудового Кодекса РФ; уведомлений об изменении существенных условий трудового договорах (местонахождения рабочего места и режима работы) в адрес ФИО2 директором МКУ "ЦБ ОУ г. Бодайбо и района" не подготавливалось и не направлялось, дополнительное соглашение к трудовому договору в этой части с ФИО2 не заключалось. В связи с чем, по результатам проверки МКУ "ЦБ ОУ г. Бодайбо и района" выдано предписание: от 29 октября 2019 года № 38/7-5707-19-ОБ/12-12458-И/68-90 об обязательном устранении нарушений требований трудового законодательства, а именно организации рабочего места в соответствии с условиями трудового договора.

Ранее в судебном заседании государственный инспектор труда ФИО4 исковые требования не признала, указав, что предписание является законным.

Заинтересованное лицо- ФИО2 в судебном заседании высказать свою позицию по рассматриваемым исковым требованиям отказалась, просила учесть, что ей как работнику не принципиально, где будет находиться ее рабочее место, лишь бы это было в одном помещении, поскольку выполняя функции бухгалтера- кассира, ей приходиться перемещаться из одного здания в другое, что по ее мнению может повлечь негативные последствия- на нее могут напасть, и украсть служебные документы.

Выслушав мнение представителей административного истца и ответчика, заинтересованного лица, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Согласно статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актам.

Согласно статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Согласно статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" установлен порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что поводом к возбуждению проверки Государственной инспекции труда в Иркутской области послужило поступившее заявление ФИО2, в котором указывалось, что, работая в МКУ «ЦБ УО» с октября 2008 года по настоящее время, в июле 2019 года, во время нахождения в очередном отпуске, ее рабочее место было частично перенесено из здания администрации в здание, находящееся по пер. Почтовому д.5, не уведомив ее об этом, нарушив тем самым ее права и условия трудовой деятельности.

Государственной инспекцией труда в рамках полномочий, установленных требованиями Федерального законодательства и Правительства Российской Федерации, проведена проверка в отношении юридического лица; проверка проводилась на основании заявления работника ФИО2 по факту нарушения Трудового законодательства РФ, в установленные сроки. Предметом проверки являлись доводы заявителя.

Распоряжением государственной инспекции труда в Иркутской области от 07 ноября 2019 года по сообщению ФИО2 возбуждена внеплановая документарная проверка МКУ «ЦБ УО г.Бодайбо и района».

Актом проверки от 29 ноября 2019 года №38/7-5707-19-ОБ/12-12386-И/68-90 государственными инспекторами труда ФИО4 и ФИО3 установлены нарушения, выразившиеся в следующем:

ФИО2 принята в МКУ "ЦБ ОУ г.Бодайбо и района" на должность бухгалтера 1 категории с исполнением обязанностей кассира с ДД.ММ.ГГГГ, согласно приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ и трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1.4 трудового договора рабочее место ФИО2 определено по адресу: <...>.

Ст. 21 Трудового Кодекса РФ установлено, что работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

Согласно ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Из заявления ФИО2 и представленных работодателем документов и пояснение следует, что рабочее место ФИО2 из здания по адресу: <...> перенесено в здание расположенное по адресу: <...>.

Согласно должностной инструкции бухгалтера с обязанностями кассира финансового отдел: МКУ "ЦБ ОУ г.Бодайбо и района" утв. руководителем МКУ "ЦБ ОУ г.Бодайбо и района" ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в должностные обязанности ФИО2 входят функции по осуществлению операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и бланков строгого отчетности с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.

Из пояснений работодателя от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных на служебную записку ФИО2 следует, что функции кассира ФИО2 должна осуществлять на рабочем месте по адресу: <...> в определённый период времени (ежедневно с 15.30 до 16.42), а в остальное рабочее время исполнять функции бухгалтера 1 категории на рабочем месте по адресу: <...>.

С ФИО2 как с лицом, исполняющим обязанности кассира заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно которого работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему работодателем имущества, а работодатель обязуется создать для работника условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного работнику имущества. Согласно ст. 239 Трудового Кодекса РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Таким образом, в случае неисполнения работодателем обязанностей по обеспечению надлежащих условий для хранения вверенного работнику имущества, материальная ответственность ФИО2 при возникновении ситуации по утрате имущества, исключается.

29 ноября 2019 года государственным инспектором труда в Иркутской области ФИО4 вынесено предписание №38/7-5707-19-ОБ/12-12458-И/68-90 об устранении выявленных нарушений. В частности указано на устранение нарушений ст. 22 Трудового кодекса РФ- организовать бухгалтеру 1 категории с исполнением обязанностей кассира ФИО2 рабочее место, в соответствии с нормами законодательства и условиями определенными трудовым договором. Согласно п.1.4 трудового договора рабочее место ФИО2 определено по адресу: <...>.

При этом как усматривается из материалов проверки по заявлению ФИО2, исследованных в судебном заседании, административным истцом были представлены в том числе: документы на руководителя ФИО5; договор о полной индивидуальной материальной ответственности от 11.01.2012г., заключенный МКУ «ЦБ УО г.Бодайбо и района» и ФИО2; должностная инструкция с дополнениями и изменениями в должностную инструкцию от ДД.ММ.ГГГГг. бухгалтера с обязанностями кассира; трудовые договоры от ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГ., и дополнительные соглашения к ним от ДД.ММ.ГГГГ.; постановления мэра г.Бодайбо и района об отверждении Положения об оплате труда и формировании фонда оплаты труда работников отдельных муниципальных учреждений муниципального образования г.Бодайбо и района», с вносимыми изменениями в них №31-п от 28.02.2018г, № 67-п от 09.04.2018г., № 87-пп от 18.05.2018г., № 7-п от 23.01.2019г., №69-пп от 19.04.2019г., №157-пп от 18.08.2016г., №144-п от 14.07.2017г., № 26-п от 26.02.2016г.; положение об оплате труда и формировании фонда оплаты труда работников отдельных муниципальных учреждений муниципального образования г.Бодайбо района от 26.02.2016г.; правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные директором МКУ «ЦБ УО г.Бодайбо и района» № 49 от 19.11.2018г.

По условиям трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Управление администрации г.Бодайбо и района (в дальнейшем организация преобразована в МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений г.Бодайбо и района») заключило трудовой договор с ФИО2, по условиям которого последняя был принята на работу на должность бухгалтера 1 категории, централизованной бухгалтерии управления образования расположенного по адресу: <...>.

Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений <адрес> и района» приняло на работу ФИО2 на должность бухгалтера 1 категории с исполнением обязанностей кассира. Местом работы работника по договору определено: муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений г.Бодайбо и района», расположенное по адресу: <...>.

Распоряжением мэра г. Бодайбо и района от 29.08.2017г. № 818-рп «О передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений г. Бодайбо и района», МКУ «ЦБ ОУ» были представлены новые рабочие места по адресу пер. Почтовый,5, г.Бодайбо Иркутской области.

Как усматривается из существа оспариваемого предписания государственной инспекции труда, предписано административному истцу устранить нарушения требований ст.22 ТК РФ, и организовать рабочее место, определенное условиями трудового договора по адресу: <...>.

Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

При этом согласно ст.209 ТК РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т.п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу части шестой статьи 209 Кодекса рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Судом установлено, что между ФИО2 и МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образовательных учреждений» был заключен трудовой договор от 10.10.2008г., по условиям которого ФИО2 была принят к административному истцу на работу на бухгалтера первой категории с исполнением обязанностей кассира.

Из пункта 1.4 трудового договора следует, работник работает (продолжает трудовые отношения) в качестве бухгалтера первой категории с исполнением обязанностей кассира централизованной бухгалтерии управления образования расположенного по адресу: <...>.

В соответствии с пунктом 1.12 Устава МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений г.Бодайбо и района», юридический адрес учреждения указан: <...>. Аналогичный адрес указан в выписке из ЕГРЮЛ о регистрации учреждения по указанному адресу с 11.11.2008г.

Таким образом, исходя из того, что при заключении трудового договора стороны достигли соглашение по всем существенным условиям, установленным статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе о месте работы работника. При этом суд учитывает, что действующее трудовое законодательство не предусматривает обязательного указания в трудовом договоре рабочего места работника.

В соответствии с рекомендациями Международной организации труда рабочее место определяется как круг задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом в интересах одной экономической единицы. Число рабочих мест учитывается по фактически занятым работникам (замещенные рабочие места).

В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", ГОСТу 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны", рабочее место - участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность, где работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 ч непрерывно), рабочая зона - пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного (временного) пребывания работающих.

Согласно п. 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации Конституция Российской Федерации закрепляет свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (статья 8). Это предполагает наделение собственника имущества организации конкретными правомочиями, позволяющими ему в целях достижения максимальной эффективности экономической деятельности и рационального использования имущества как самостоятельно, под свою ответственность определять трудовую функцию руководителя, которому доверяется управление созданной организацией, принадлежащим собственнику имуществом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в силу ст. 37 (ч. 1) Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода труда обеспечивается в том числе запретом принудительного труда, под которым согласно Конвенции МОТ N 29 от 28 июня 1930 года относительно принудительного или обязательного труда (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04 июня 1956 года) понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (п. 1 ст. 2). Гарантируя защиту от принудительного труда, ТК РФ в ч. ч. 1 и 2 ст. 72.1 предусмотрел запрет перевода работника на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, т.е. изменение трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации) и (или) такого указанного в трудовом договоре существенного его условия, как структурное подразделение, в котором работает работник, а также на постоянную работу к другому работодателю без письменного согласия работника.

В соответствии с ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ не является переводом на другую постоянную работу и не требует согласия работника перемещение его в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора, в том числе трудовой функции.

Как следует из содержания данной нормы в системной связи с другими положениями ТК РФ, она допускает перемещение работника без его согласия лишь постольку, поскольку работник продолжает выполнять обусловленную трудовым договором работу (трудовую функцию) и никакие установленные по соглашению сторон условия трудового договора не изменяются (Определение от 19 июня 2007 года N 475-О-О).

По ходатайству административного истца в судебном заседании был допрошен свидетель ФИО10, которая пояснила, что работает в МКУ «ЦБ УО» главным бухгалтером учреждения. ФИО2, как бухгалтер-кассир находится в ее непосредственном подчинении. Рабочее место ФИО2 расположено на пер. Почтовый д.5, по ул. Урицкого д.33 расположена касса, где приказом ФИО2 определено находиться около одного часа в день, в связи с небольшим количеством выдаваемых денежных средств, кроме этого, ФИО2 по роду своей работы необходимо отлучаться в банк, казначейство.

Суд принимает показания допрошенного судом свидетеля, которые согласуются с пояснения административного истца и представленными административным истцом доказательствами.

Судом установлено, что в трудовом договоре ФИО2 определено место работы, а не рабочее место, при этом у работника его трудовая функция и иные установленные трудовым договором существенные условия труда не изменились, в связи с чем предписание, выданное инспектором по труду нельзя признать законным.

Кроме того, статья 357 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет государственному инспектору труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, а также предусматривает возможность обжалования предписания работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения.

При рассмотрении дела установлено, что в действительности на момент рассмотрения обращения ФИО2, и вынесения обжалуемого предписания, действия государственного инспектора труда законным признать нельзя, поскольку фактически работодатель не определял самостоятельно место работы ФИО2, однако, государственным инспектором труда, в обжалуемом предписании, безапелляционно установлено рабочее место ФИО2 по ул. Урицкого д.33 г.Бодайбо Иркутской области. Какие-либо нарушения организации рабочего места ФИО2 по пер.Почтовый 5 г.Бодайбо установлено инспекцией труда не было.

При этом в судебном заседании заинтересованное лицо ФИО2 пояснила, что при обращении в инспекцию труда она не имела в виду организацию ей рабочего места по ул.Урицкого, 33 г.Бодайбо.

Вместе с тем, обстоятельства, свидетельствующие о существенных изменениях трудового договора, могут быть установлены только в рамках рассмотрения индивидуального трудового спора, а, следовательно, не могут оцениваться при рассмотрении иска об оспаривании предписания государственного инспектора труда.

В функции трудовой инспекции входит выявление нарушений трудового права, а не разрешение споров между работником и работодателем, поскольку Государственная инспекция труда не может поменять судебные органы, это подтверждается и ратифицированной Конвенцией МОТ №81 от 11.07.1947г., согласно которой инспектор труда не вправе давать обязательные для работодателей предписания по рудовым спорам.

Указанное в предписании Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) нарушение свидетельствуют о наличии между работником и работодателем индивидуального трудового спора, который подлежит разрешению органами по разрешению трудовых споров в соответствии с требованиями ст. ст. 382 - 395 ТК РФ.

При таких условиях, предписание Государственного инспектора труда № 38/7-5707-19-ОБ/12-12458-И/68-90 от 29 ноября 2019 года признаются судом не соответствующими закону, а исковые требования МКУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений г.Бодайбо и района» подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений г.Бодайбо и района» к Государственной инспекции труда в Иркутской области о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда, - удовлетворить.

Признать незаконным предписание Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) ФИО4 № 38/7-5707-19-ОБ/12-12458-И/68-90 от 29 ноября 2019 года об устранении Муниципальным казенным учреждением «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений г.Бодайбо и района» нарушения ст.22 Трудового кодекса РФ и организации бухгалтеру 1 категории с исполнением обязанностей кассира ФИО6 рабочего места в соответствии с нормами законодательства и условиями определенными трудовым договором.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение месяца.

Судья: И.Ф. Овчинникова