ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-41/2022 от 22.12.2021 Барун-хемчикского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-41/2022 (2а-599/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 декабря 2021 года с. Кызыл-Мажалык

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Шагдыр С.В., при секретаре ФИО2, с участием помощника прокурора ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <данные изъяты> Республики Тыва Балчий-оола А.Э., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не утверждении перечня аварийно-опасных участков дорог муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» и обязании устранить допущенное нарушение,

установил:

заместитель прокурора Барун-Хемчикского <данные изъяты> ФИО1, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», где с учетом уточненного административного искового заявления просит признать незаконным бездействие административного ответчика в части не утверждения перечня аварийно-опасных участков дорог на территориях сельских поселений муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», обязании администрацию муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить перечень аварийно-опасных участков дорог на территориях сельских поселений муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва».

В обоснование иска указал, что прокуратурой района по факту дорожно-транспортного происшествия, в результате которого пострадала несовершеннолетняя ФИО6, проведена проверка исполнения органами местного самоуправления г. Ак-Довурак и <данные изъяты> обязанности по осуществлению дорожной деятельности, по результатам которой в деятельности администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» выявлены нарушения, а именно администрацией муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» в 2020 году перечень аварийно-опасных участков дорог на территориях сельских поселений не утвержден, разработка мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий не проводилась. По данному факту председателю администрации района вносилось представление, однако информация об устранении выявленных нарушений в прокуратуру района не представлена. Неисполнение администрацией требований закона создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и является следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего законодательства о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора <данные изъяты>ФИО3 административное исковое заявление с учетом уточнения поддержала по указанным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания не явился, об отложении не просил, в связи с чем, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В целях устранения вышеназванных норм законодательства прокуратурой <данные изъяты> Республики Тыва проведена проверка исполнения органами местного самоуправления соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора района ФИО4 председателю администрации <данные изъяты>ФИО5 вносилось представление, согласно которому прокуратурой района по факту дорожно-транспортного происшествия, в котором пострадала несовершеннолетняя ФИО6, проведена проверка исполнения органами местного самоуправления г. Ак-Довурак и <данные изъяты> обязанности по осуществлению дорожной деятельности, по результатам которой в деятельности администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» выявлены нарушения, а именно администрацией муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» в 2020 году перечень аварийно-опасных участков дорог на территориях сельских поселений не утверждался, разработка мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий, не производилась.

Согласно рапорту об обнаружении признаков состава преступления от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим помощником прокурора ФИО3, администрацией муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» в 2020 году перечень аварийно-опасных участков дорог на территориях сельских поселений не утверждался, разработка мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий не производилась. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ председателю администрации района вносилось представление, однако информация об устранении выявленных нарушений в прокуратуру района не представлена. Неисполнение администрацией требований закона создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и является следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего законодательства о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения.

Таким образом, выявленные нарушения свидетельствует о несоблюдении должностными лицами администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва требований вышеназванных норм федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения и являются следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего законодательства о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно с. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования заместителя прокурора к административному ответчику о признании незаконным бездействия, выразившегося в не утверждении перечня аварийно-опасных участков дорог администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» и обязании устранить допущенное нарушение, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление заместителя прокурора <данные изъяты> Республики Тыва Балчий-оола А.Э., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» в части не утверждения перечня аварийно-опасных участков дорог на территориях сельских поселений муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва».

Обязать администрацию муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить перечень аварийно-опасных участков дорог на территориях сельских поселений муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца через Барун-Хемчикский районный суд со дня его вынесения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных и нерабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Судья С.В. Шагдыр