Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Алексеевская 07 февраля 2024 г.
Алексеевский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Медведицковой Н.А.,
с участием заместителя прокурора Алексеевского района Волгоградской области Москвитиной И.Ю.,
при секретаре Лукьяновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Алексеевского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц – жителей Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области к администрации Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к определенным действиям,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алексеевского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ с административным иском к администрации Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к определенным действиям, указывая на то, что прокуратурой Алексеевского района Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг в деятельности администрации Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой были выявлены следующие нарушения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относятся открытость деятельности органов, предоставляющих услуги, а также доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в соответствующие реестры муниципальных услуг.
В силу ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.
На основании п. 2, 3, 5 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме определены ст. 10 Федерального закона № 210-ФЗ.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления.
На основании пп. «в» п. 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 10.10.2020 № Пр-1648 по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации на органы местного самоуправления возложена обязанность по переводу массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронную форму к 01.01.2023.
Протоколом заседания комиссии по проведению административной реформы в Волгоградской области от 11.08.2022 № АСП-116 утвержден перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг (далее по тексту – МСЗУ), состоящий из 85 государственных и муниципальных услуг, из которых 45 оказываются на муниципальном уровне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2022 № 277 на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению с 01.08.2022 направления сведений о ходе оказания МСЗУ в личный кабинет заявителя на Портал вне зависимости от способа обращения заявителя за предоставлением услуги.
Предоставление МСЗУ с 2021 года в регионе реализуется посредством автоматизированного рабочего места «Платформа государственных сервисов 2.0» (далее – ПГС), которая обеспечивает для МСЗУ прием и обработку заявлений с Портала, а также возможность регистрации заявлений граждан, поданных при очном приеме в органе местного самоуправления.
Согласно п. 3.2 протокола заседания комиссии по проведению административной реформы в Волгоградской области от 22.12.2021 № АСП-87 органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области рекомендовано обеспечить приобретение средств защиты информации согласно рекомендациям государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Центр информационных технологий Волгоградской области» (далее – ГБУ ВО «ЦИТ ВО»), доведенных письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№. Информация о готовности использования функционала предоставления МСЗУ в электронной форме подлежала направлению в адрес ГБУ ВО «ЦИТ ВО» до ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительно Комитетом письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ органы местного самоуправления области проинформированы о необходимости приобретения программного обеспечения VipNet № в связи с принятием Комитетом дополнительных мер защиты информации и информационной инфраструктуры.
Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7 утвержден паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее по тексту Паспорт).
Национальная программа направлена на достижение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению "Цифровая экономика".
Реализация программы способствует достижению стратегически значимых задач Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утверждены Правительством Российской Федерации от 29 сентября 2018 г.).
Пунктом 2 Паспорта указано, что основной целью данного национального проекта является создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.
Целями федерального проекта «Цифровое государственное управление» ПНП «Цифровая экономика Российской Федерации» является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
В рамках данного проекта необходимо повысить взаимодействие граждан и коммерческих организаций с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями, осуществляемых в цифровом виде, долю приоритетных государственных услуг и сервисов, соответствующих целевой модели цифровой трансформации (предоставления без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн (в автоматическом режиме).
Задачами данного федерального проекта является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием; обеспечение информирования о доступных электронных услугах и сервисах электронного правительства, а также о преимуществах использования механизмов получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе путем установления единых стандартов популяризации электронных услуг (п.п. 1.3, 1.4 паспорта федерального проекта «Цифровое государственное управление» ПНП «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. N 9).
Проверкой установлено, что администрацией Шарашенского сельского поселения по состоянию на 16.01.2024 не в полном объеме реализована возможность предоставления МСЗУ посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг», мероприятия федерального проекта «Цифровое государственное управление» ПНП «Цифровая экономика Российской Федерации» не исполняются в установленном порядке.
В частности, администрацией сельского поселения оказываются следующие муниципальные услуги: признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства; принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях; предоставление информации об объектах учета, содержащейся в реестре муниципального имущества.
Муниципальные услуги включены в перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, администрацией сельского поселения своевременно заявка в комитет информационных технологий Волгоградской области о переводе услуг в электронную форму не направлена, в связи с чем отсутствует возможность получения услуги посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства, администрацией Шарашенского сельского поселения возможность предоставления социально значимых муниципальных услуг с использованием ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» не обеспечена, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Шарашенского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о порядке предоставления муниципальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ№.
Администрацией Шарашенского сельского поселения в ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ№ сообщено, что нарушения устранены, муниципальные услуги доступны в электронном формате.
Однако в ходе повторной проверки прокуратурой района вскрыты факты неоказания муниципальных услуг администрацией Шарашенского сельского поселения в электронной форме из списка, указанного в представлении от ДД.ММ.ГГГГ№, что также подтверждается ответом администрации Шарашенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Представление прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ№ не исполнено в полном объеме. В связи с этим, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. не переведены в электронную форму следующие муниципальные услуги: признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства; принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях; предоставление информации об объектах учета, содержащейся в реестре муниципального имущества.
Следовательно, в нарушение требований действующего законодательства, администрацией Шарашенского сельского поселения возможность предоставления социально значимых муниципальных услуг с использованием ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» не обеспечена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Предъявление данного административного искового заявления прокурором соответствует целям защиты интересов неопределённого круга лиц, в том числе среди представителей хозяйствующих субъектов. Количество лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление многочисленно, указанная категория лиц непостоянна и персонально изменчива.
При этом указанные нарушения со стороны администрации Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области создают предпосылки для роста недоверия к органам местного самоуправления со стороны жителей данного муниципального образования, могут привести к возникновению административных барьеров для физических и юридических лиц при получении муниципальных услуг различного вида, что является препятствием для достижения целей местного самоуправления.
В связи с этим, прокурор Алексеевского района просит признать незаконным бездействие ответчика и обязать его обеспечить возможность предоставления социально значимых муниципальных услуг с использованием ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в электронной форме, а именно муниципальных услуг: «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства», «Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях», «Предоставление информации об объектах учета, содержащейся в реестре муниципального имущества».
В судебном заседании заместитель прокурора Алексеевского района Волгоградской области Москвитина И.Ю. полностью поддержала административные исковые требования и просит их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
От представителя административного ответчика – главы администрации Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области ФИО8. в суд поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, исковые требования прокурора признает в полном объёме, последствия признания иска известны и понятны.
Суд, выслушав заместителя прокурора Алексеевского района Волгоградской области Москвитину И.Ю., изучив поступившее заявление представителя административного ответчика ФИО6 и материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии ч. 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч. 3 ст. 157 КАС РФ, в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Признание административного иска представителем административного ответчика администрации Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области – главы Шарашенского сельского поселения ФИО9 не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, в связи с чем, принимается судом для вынесения решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Алексеевского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц – жителей Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области к администрации Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к определенным действиям, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер к предоставлению социально значимых муниципальных услуг с использованием ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в электронной форме.
Обязать администрацию Шарашенского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области обеспечить возможность предоставления социально значимых муниципальных услуг с использованием ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в электронной форме, а именно муниципальных услуг: «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства», «Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях», «Предоставление информации об объектах учета, содержащейся в реестре муниципального имущества».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд, через Алексеевский районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено машинописным текстом в совещательной комнате.
Судья Н.А. Медведицкова
Мотивированное решение принято в окончательной форме 07 февраля 2024 г.
Судья Н.А. Медведицкова