ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4201/17 от 16.11.2017 Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-4201/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2017 г. г. Ростов-на-Дону

Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Алексеевой О.Г.,

при секретаре Соловьеве Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО1, ФИО2 к администрации ..., заинтересованные лица: Управление Росреестра по ..., администрация ..., о признании незаконными действия ...,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в Ворошиловский районный суд ... с административным иском к администрации ..., заинтересованные лица: Управление Росреестра по ..., администрация ..., о признании незаконными действия ..., обязать принять правовой акт об установлении вида разрешенного использования земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы ФИО1 и ФИО2, являются собственниками жилых домов по адресу: ФИО2 - ..., ФИО1 - ..., выделенных на основании заочного решения Ворошиловского районного суда от ... из домовладения по адресу: .... Право собственности возникло на основании у ФИО2 - договор купли-продажи домовладения от ..., ФИО1 - договор купли-продажи домовладения от ... В настоящее время истцы намерены приобрести в собственность земельные участки ФИО2, по адресу: ... а, кадастровый , ФИО1, по адресу: ..., кадастровый на который находятся принадлежащие им жилые дома. Согласно сведениям, содержащимся в кадастровых паспортах земельных участков, разрешенное использование участков - многоквартирный жилой дом. По данным, имеющимся в филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ..., постановка на кадастровый учет первичного земельного участка (до раздела) по адресу: ..., осуществлялась по заявлению администрации ... и согласно представленным ею сведениям. Исходя из этого, истцы полагают, что при постановке на кадастровый учет была допущена ошибка - неверно было указано разрешенное использование земельного участка. По данным МУПТИиОН первоначально право собственности на домовладение по адресу: ..., было зарегистрировано за Жилищно-эксплуатационным участком Производственно-эксплуатационного треста ... Ростовского Горжилуправления МЖКХ РСФСР согласно решению РИК Ростгорсовета от ... и балансовой справки № ЗУ-6 от ..., в подтверждение чего выдано регистрационное удостоверение БТИ от .... Согласно вышеуказанным документам, а также выписки из реестровой книги МУПТИиОН по адресу: ..., изначально (и на протяжении всего времени вплоть до настоящего времени) было расположено именно частное домовладение, а не многоквартирный дом. Это подтверждается также: решением горисполкома от ..., утверждающему списки домовладений, заочным решением суда, разделившем земельный участок и выделившем доли именно из частного жилого дома, договорами купли-продажи домовладения (на основании которых истцы стали собственниками), свидетельствами о государственной регистрации права. Соседние земельные участки (это все частный сектор) имеют назначение индивидуальное жилищное строительство (например, участок по адресу .... ... истцы обратились в администрацию ... с заявлением, в котором просили подготовить правовой акт об установлении вида разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками». ... указанное заявление было рассмотрено, и ... был предоставлен ответ за исх. в котором сообщалось, что согласно градостроительному регламенту вышеуказанной зоны вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» отнесен к условно разрешенным видам использования, в связи с чем подготовка ... правового акта об установлении вида разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» в отношении земельных участков по адресу: ..., кадастровый и ..., кадастровый , невозможна.

На основании изложенного, административные истцы просили признать незаконными действия администрации ..., выразившиеся в отказе установить вид разрешенного использования «индивидуальный жилой дом с приусадебным участком» для земельных участков: ..., кадастровый и ..., кадастровый . Обязать администрацию ... принять правовой акт об установлении вида разрешенного использования «индивидуальный жилой дом с приусадебным участком» для земельных участков: ..., кадастровый и ..., кадастровый .

Административный истец ФИО2 в судебное заседание явилась, требование административного иска поддержала, просила суд удовлетворить по доводам, указанным в административном иске.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности ФИО3, в судебное заседание явилась, требования административного иска поддержала, просила суд административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, требования административного иска не признала, просил суд отказать в его удовлетворении, поскольку в зоне нахождения земельного участка не предусмотрена зона для застройки индивидуальных жилых домов.

Истец ФИО1, представитель заинтересованного лица администрации ..., Управления Росреестра по ... в судебное заседание не явились, о слушании дела должным образом извещены. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч.6 ст.226 КАС РФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 и ФИО2, являются собственниками жилых домов по адресу: ФИО2 - ..., ФИО1 - ..., выделенных на основании заочного решения Ворошиловского районного суда от ... из домовладения по адресу: ....

Право собственности возникло у ФИО2 на основании договора купли-продажи домовладения от ...

ФИО1 на основании договора купли-продажи домовладения от ... приобрела домовладение.

В настоящее время истцы намерены приобрести в собственность земельные участки ФИО2, по адресу: ... а, кадастровый , ФИО1, по адресу: ..., кадастровый на который находятся принадлежащие им жилые дома.

Согласно сведениям, содержащимся в кадастровых паспортах земельных участков, по адресу: ... а, кадастровый , по адресу: ..., кадастровый разрешенное использование участков - многоквартирный жилой дом.

По данным, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ..., постановка на кадастровый учет первичного земельного участка (до раздела) по адресу: ..., осуществлялась по заявлению администрации ... и согласно представленным ею сведениям.

... истцы обратились в администрацию ... с заявлением, в котором просили подготовить правовой акт об установлении вида разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками».

... указанное заявление было рассмотрено, и ... был предоставлен ответ за исх. , в котором сообщалось, что согласно градостроительному регламенту вышеуказанной зоны вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» отнесен к условно разрешенным видам использования, в связи с чем подготовка ... правового акта об установлении вида разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» в отношении земельных участков по адресу: ..., кадастровый и ..., кадастровый , невозможна.

В соответствии с п.п. 8 п. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьй 37 Земельного кодекса РФ установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

В соответствии с Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ... «Об утверждении положений об администрациях районов ...» основными задачами администрации района являются:

8.10) осуществление мероприятий по обращению в установленном законом порядке в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости на территории ..., с заявлением о постановке на кадастровый учет, снятии с кадастрового учета и о внесении изменений в сведения кадастрового учета земельных участков, предназначенных для размещения и занимаемых нестационарными торговыми объектами, в том числе передвижными сооружениями, объектами общественного питания, в том числе летними площадками кафе, баров, ресторанов и объектами бытового обслуживания, садовых, огородных и дачных земельных участков, для временного размещения индивидуальных гаражей, а также земельных участков для эксплуатации существующих индивидуальных жилых домов;

8.11) обеспечение в установленном порядке подготовки и принятия правовых актов администрации района, определяющих вид разрешенного использования (его изменение) земельных участков, указанных в подпункте 8.10.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ... приняты «Правила землепользования и застройки ...», согласно которым земельный участок по адресу: ... и 29 а расположен в территориальной зоне многофункциональной общественно-жилой застройки второго типа (ОЖ-2).

Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В силу ст. 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из анализа указанных положений закона, при учете разъяснений, изложенных в абз. 2 п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС Российской Федерации N 22 от ... «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что юридически значимыми обстоятельствами по спору являются: факт принадлежности спорного имущества истцу на праве собственности или ином законном основании, факт наличия нарушений со стороны ответчика законных прав и интересов истца в отношении данного имущества.

Для удовлетворения иска необходима совокупность указанных фактов. Отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.

Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительными акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом достоверно установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом литер Р, площадью 55,3 кв.м., расположенный по адресу: ..., ФИО2 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом литер АА1, площадью 50,5 кв.м., расположенный по адресу: ....

Однако в связи с тем, что земельный участок по адресу: ... и 29а, которым пользуется ФИО1 и ФИО5, расположен в территориальной зоне многофункциональной общественно-жилой застройки второго типа (ОЖ-2), где не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов, нарушается их право на владение и пользование земельным участком, в том числе по осуществлению кадастрового учета и дальнейшему оформлению прав на указанный земельный участок.

Суд приходит к выводу, что при таких обстоятельствах отказ в установлении вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на отнесение участка к градостроительной зоне ОЖ-2 - зоне многофункциональной общественно-жилой застройки второго типа, регламент которой не предусматривает такого вида использования земельных участков ни в перечне основных, ни в перечне условно-разрешенных видов использования, нельзя признать законным, поскольку нарушается право административного истца, как собственника жилого дома.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно положениям пп. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исследовав представленные доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что у административного истца имеются препятствия к осуществлению своих прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности, а данные препятствия возможно разрешить только в судебном порядке.

Поскольку земельный участок и индивидуальный жилой дом, по адресу: ... а, расположены в территориальной зоне многофункциональной общественно-жилой застройки второго типа (ОЖ-2), то суд приходит к выводу о том, что восстановить нарушенное право административного истца на владение и пользование земельным участком, возможно обязав администрацию ... принять правовой акт об установлении вида разрешенного использования земельноных участков – «индивидуальный жилой дом с приусадебным участком»

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска о признании незаконными действий администрации ..., выразившихся в отказе установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , по адресу: ... принять правовой акт об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , по адресу: ... а – «индивидуальный жилой дом с приусадебным участком».

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к администрации ..., заинтересованные лица: Управление Росреестра по ..., администрация ..., о признании незаконными действия ... – удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации ..., выразившиеся в отказе установить вид разрешенного использования «индивидуальный жилой дом с приусадебным участком» для земельных участков: ..., кадастровый и ..., кадастровый .

Обязать администрацию ... принять правовой акт об установлении вида разрешенного использования «индивидуальный жилой дом с приусадебным участком» для земельных участков: ..., кадастровый и ..., кадастровый .

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 ноября 2017 г.

Судья