Дело № 2а-4201/2023
УИД 59RS0011-01-2023-005426-14
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Березники 01 декабря 2023 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Черепановой А.Г.,
при секретаре судебного заседания Мальцевой К.В.,
с участием представителя административного истца Чеснокова В.В., - Фалеевой О.А., действующей на основании ордера,
представителя административного ответчика судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Березники и Усольскому району ГУФССП России по Пермскому краю Санниковой М.Г. – Соколовой Н.А., действующей на основании доверенности,
заинтересованного лица Соловьевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Чеснокова В.В. к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г.Березники и Усольскому району ГУФССП России по Пермскому краю Санниковой М.Г., Главному Управлению ФССП России по Пермскому краю о признании незаконным постановления об участии в исполнительном производстве специалиста,
установил:
административный истец Чесноков В.В., обратился в суд с административным иском к административным ответчикам судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г.Березники и Усольскому району ГУФССП России по Пермскому краю Санниковой М.Г., Главному Управлению ФССП России по Пермскому краю о признании незаконным постановления об участии в исполнительном производстве специалиста. В обоснование административных исковых требований указано, что решением Березниковского городского суда Пермского края от ....., вступившим в силу ....., произведен раздел совместно нажитого имущества, по которому административный истец должен выплатить заинтересованному лицу Соловьевой С.С. (Чесноковой) компенсацию в размере ..... руб. ..... судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Березники и Усольскому району ГУФССП России по Пермскому краю Лукиных В.В. в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство №-ИП. Актом о наложении ареста (описи имущества) от ....., составленным судебным приставом-исполнителем Ошмариной Е.В. наложен арест на жилое помещение, расположенного по адресу: ....., общая долевая собственность, доля в праве ....., с кадастровым номером № а также предварительная оценка за единицу измерения в размере ..... руб., требуется оценка специалиста. Законность Акта о наложении ареста административный истец оспаривал в суде, дело №, но в связи с добровольным исправлением акта он от поддержания административного иска отказался, определением судьи Корякина М.В. от ..... производство по делу было прекращено. ..... административный истец получил по почте заказное письмо с копией постановления об участии в исполнительном производстве специалиста, вынесенным судебным приставом- исполнителем Санниковой М.Г. ..... С данным постановлением административный истец не согласен, считаю его не законным, поскольку в нем не указано, какой специалист назначен, зарегистрирован ли он в СРО, обладает ли он необходимыми знаниями и квалификацией для оценки имущества, согласен ли производить оценку: данные графы в постановлении пусты. Таким образом, не имею возможности даже оценить компетенцию специалиста и обжаловать постановление в данной части, хотя данное право ему предоставлено законом об исполнительном производстве. Кроме того, постановление административным истцом получено только ..... в почтовом отделении, о чем он расписался при получении заказного письма. Следовательно, 10-дневный срок для обжалования постановления административным истцом пропущен по уважительной причине. Просит восстановить срок для обжалования постановления судебного пристава- исполнителя Санниковой М.Г. от ..... об участии в исполнительном производстве специалиста, признать незаконными постановление об участии в исполнительном производстве специалиста от ....., вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Березники и Усольскому району ГУФССП России по Пермскому краю Санниковой М.Г.
Административный истец Чесноков В.В. в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель административного истца Чеснокова В.В.- Фалеева О.А. действующая на основании ордера, в судебном заседании на административных исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по г.Березники и Усольскому району ГУФССП России по Пермскому краю Санникова М.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Представитель административного ответчика судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г.Березники и Усольскому району ГУФССП России по Пермскому краю Санниковой М.Г. - Соколова Н.А., в судебном заседании указала, что с административными исковыми требованиями не согласна, указала, что в постановлении судебного пристава- исполнителя от ..... об участии в исполнительном производстве специалиста, специалист не определен, с оценочной организацией не заключен контракт на проведения оценки арестованного имущества, направлена заявка на оценку, где судебный пристав – исполнитель просит назначить специалиста для проведении оценки имущества должника, таким образом, права административного истца не нарушены.
Административный ответчик ГУФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Соловьева С.С. в судебном заседании указала, что решение оставляет на усмотрение суда.
Суд считает возможным, учитывая положения части 2 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их присутствие в судебном заседании судом не признано необходимым, ходатайств об отложении рассмотрения дела ими не заявлялось, что не является препятствием к разрешению поставленного вопроса по существу, при этом суд учитывает краткие сроки рассмотрения дел данной категории, а также, что информация по рассматриваемому делу является общедоступной на официальном сайте суда, то есть стороны должны пользоваться своими правами добросовестно.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев исполнительное производство №-ИП, гражданское дело №, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов регламентированы Федеральным законом от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения» (далее ФЗ «Об органах принудительного исполнения») судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч.1 ст.30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать ряд исполнительных действий, в том числе вызывать: стороны исполнительного производства (их представителей), запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Частью 1 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В силу части 2 статьи 68 указанного Закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Исходя из положений ФЗ "Об исполнительном производстве", выбор совершаемых исполнительных действий и мер принудительного исполнения входит исключительно в компетенцию судебного пристава-исполнителя, который самостоятелен в выборе их применения с учетом принципов исполнительного производства о законности, своевременности совершения исполнительных действий и их соотносимости с объемом требований взыскателя.
В силу статьи 69 указанного Закона обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.
При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества,изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральнымзакономне может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится. Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем. Если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, то взыскание обращается на долю должника, определяемую в соответствии с федеральнымзаконом.
В соответствии со ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки.
Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель: 1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки; 2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; 3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может бытьоспорена в судесторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Как следует из материалов дела: ..... судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г. Березники и Усольскому району ГУФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № ФС ..... от ..... по делу №, выданного Березниковским городским судом, о взыскании компенсации в счет превышения доли в совместно нажитого имущества в размере ..... руб. в отношении должника Чеснокова В.В.в пользу взыскателя Соловьевой (Чесноковой) С.С.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником ......
С целью проверки имущественного положения должника судебным приставом-исполнителем направлялись запросы в кредитные организации и регистрирующие органы.
..... судебным приставом – исполнителем был осуществлен выход по месту жительства должника, должник установлен, имущество не установлено, должник согласно паспорта прописан и проживает по адресу: ......
..... судебным приставом-исполнителем направлялся запрос в органы Росреестра с целью установления недвижимого имущества должника.
..... судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о запрете на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременений в отношении имущества: общая долевая собственность, доля в праве .....: помещения площадью ..... кв.м.; расположено по адресу: ....., кадастровый №; помещения площадью ..... кв.м.; расположено по адресу: ..... кадастровый №.
..... судебным приставом – исполнителем было вынесено постановления о наложении ареста на имущество должника – квартиру, расположенной по адресу: ......
Судебным приставом-исполнителем было принято решение об обращении взыскания ..... доли в праве собственности на жилое помещение площадью ..... кв.м.; расположено по адресу: ....., кадастровый №.
..... судебным приставом-исполнителем был составлен акт описи и ареста в отношении ..... доли в праве собственности на жилое помещение площадью ..... кв.м.; расположено по адресу: ....., кадастровый №.
..... судебным приставом-исполнителем составлена заявка на оценку арестованного имущества в соответствии со ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой необходимо привлечение специалиста для оценки арестованного ..... имущества: ..... доли в праве собственности на жилое помещение площадью ..... кв.м.; расположено по адресу: ....., кадастровый №
..... судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об участии в исполнительном производстве специалиста.
Из содержания части 1 статьи 61 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ следует, что в качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление.
Привлечение специалиста производится по усмотрению судебного пристава-исполнителя, оценка необходимости такого привлечения производится судебным приставом исходя из особенностей конкретного исполнительного производства, его характера и сложности.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Все действия, которые совершает судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства, должны совершаться в интересах взыскателя, но с учетом законных интересов должника. В силу данного принципа законом в равной степени защищаются права и законные интересы взыскателя и должника - двух сторон исполнительного производства, им предоставлены равные права по защите своих интересов.
Утверждение административного истца о том, что в постановлении о привлечении специалиста не указано, какой специалист назначен, зарегистрирован ли он в СРО, обладает ли он необходимыми знаниями и квалификацией для оценки имущества, согласен ли производить оценку, основанием для признания постановления от ..... незаконным не являются, поскольку Законом об исполнительном производстве указание таких сведений в постановлении о привлечении в исполнительном производстве специалиста не предусмотрено.
В данном постановлении специалист не определен, с оценочной организацией не заключен контракт на проведения оценки арестованного имущества, направлена заявка на оценку, где судебный пристав – исполнитель просит назначить специалиста для проведении оценки имущества должника.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом - судебным приставом-исполнителем соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца действиями административных ответчиков не установлено.
Для удовлетворения требований административного истца необходимая совокупность условий, предусмотренных п.1 ч.1 ст.227 КАС РФ судом не установлена.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия судебного пристава-исполнителя соответствуют положениям Федерального закона «Об органах принудительного исполнения» и Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановление о привлечении специалиста соответствует требованиям положений Федерального закона "Об исполнительном производстве", в связи с чем правовые основания для признания обжалуемого постановления судебного пристава-исполнителя незаконным и его отмены отсутствуют.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановления судебного пристава – исполнителя от ......
В соответствии с ч.3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.7,8 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной вчасти 6настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как указывает административный истец в своем заявлении, оспариваемое постановление получено им ......
С настоящим административным иском Чесноков В.В. обратилась в суд ..... (согласно штемпеля), то есть в пределах установленного срока. Срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Чеснокова В.В. к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г.Березники и Усольскому району ГУФССП России по Пермскому краю Санниковой М.Г., Главному Управлению ФССП России по Пермскому краю о признании незаконным постановления об участии в исполнительном производстве специалиста - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (08.12.2023).
Судья (подпись) А.Г. Черепанова
Копия верна, судья