ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4209/19 от 30.09.2019 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-4209/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2019 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Брызгаловой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Булатова Р.О. к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности устранить нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Булатов Р.О. обратился в суд с иском к административному ответчику о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности устранить нарушение.

Исковые требования мотивированы следующим.

ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка в кадастровом квартале , место положение <адрес>, цель – для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал ему в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы, сославшись на положения п.п.1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, а также на то, что по сведениям, представленным в порядке межведомственного взаимодействия Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, согласно генеральному плану города Ульяновска, утв. решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ за , земельный участок расположен на территории коттеджной и усадебной застройки, также расположен в границах шумовой зоны аэродрома, в зоне воздушного подхода к аэродрому и частично расположен за границами красных линий на землях общего пользования.

С данным отказом он не согласен, поскольку согласно схемы расположения участка он полностью расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами –Ж1. Кроме того, указание ответчика на расположение данного участка на территории общего пользования и частично за границами красных линий является неверным, поскольку границы таких территорий должны быть установлены в законном порядке и иметь документальное подтверждение.

Булатов Р.О. просит признать незаконным и отменить отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика вынести положительное решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении требований настаивал и дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что согласно ч. 6.1 ст. 30 ГрК РФ обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Из указанного следует, что территориальные зоны должны быть закоординированы в обязательном порядке. В данном случае границы территориальных зон установлены не в соответствии с ч. 2 ст. 34 ГрК РФ, координат не имеют. Территориальные зоны должны состоять на кадастровом учете, в противном случае невозможно достоверно установить, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок. Кроме того, так как Генеральный план города Ульяновска не содержит карт в векторном виде, согласно приказа Министерства регионального развития о РФ от 26 мая 2011 года за №244 № «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов», то невозможно достоверно определить к какой функциональной зоне относится формируемый земельный участок. Нахождение земельного участка в границах шумовой зоны аэродрома не может являться причиной отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Представитель ответчика в судебном заседании по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за – Головлева О.В., представившая диплом о высшем юридическом образами , административный не признала, представила письменный отзыв на иск, в котором, в частности, указала, что истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка и утверждении схемы на том основании, что по представленным в Министерство данным уполномоченного органа местного самоуправления – Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска испрашиваемый участок согласно Генеральному плану города Ульяновска расположен на территории коттеджной и усадебной застройки, в шумовой зоне аэродрома и зоны воздушного подхода к аэродрому. Кроме того, земельный участок расположен на территории элементов планировочной структуры и частично за границами красных линий на землях общего пользования. Просит отказать административному истцу в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за – Кошуров Д.С., представивший диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным номером , в судебном заседании не признал доводы административного иска и пояснил следующее.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска поступил запрос ОГКУ «Региональный земельно- имущественный информационный центр» в связи с обращением Булатова Р.О. с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка в кадастровом квартале , площадью 398 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр» направлен ответ на запрос, в котором было указано, что в соответствии с проектом планировки территории Ленинского района МО «город Ульяновск» от ДД.ММ.ГГГГ за , вышеуказанный земельный участок расположен на территории элементов планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы) и частично на территории общего пользования, за границами красных линий. В соответствии с данными обстоятельствами у ответчика отсутствовали правовые основания для предварительного согласования предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с п.п.1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ истец Булатов Р.О. обратился в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка в кадастровом квартале площадью 398 кв.м. для индивидуального жилищного строительства.

Письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за Булатову Р.О. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы. При этом, административный ответчик сослался на п.п.1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом решения) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Между тем, по мнению суда, заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса РФ и предусматривает, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В силу пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению физического лица о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1).

Вопросы образования земельных участков регламентированы главой I.1. Земельного кодекса РФ, положениями которой предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (статья 11.3 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4); схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13); в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок (пункт 18); названной статьей также предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 16).

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Как следует из представленных в дело документов, в том числе ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами –Ж1.

Согласно проекту планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» (за исключением центральной части <адрес>, площадью 1500 га), утв. постановлением мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ за , земельный участок расположен на территории элементов планировочной структуры и частично за границами красных линий на землях общего пользования.

Не могут служить основанием для удовлетворения административного иска Булатова Р.О. на ч. 6.1 ст. 30 ГрК РФ, согласно которой обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Данная правовая норма введена в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 507-ФЗ, на момент утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» принята не была. Фотоизображения, представленные стороной административного истца, также не свидетельствуют о незаконности принятого административным ответчиком решения, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе по существу настоящего дела.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения административного иска Булатова Р.О. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175 180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Булатова Р.О. к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности устранить нарушение – отказать.

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Алексеева