Дело №2а-420/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Холмогоры
26 сентября 2018 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Поддубняк Г.А.
при секретаре Ворониной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры 26 сентября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» о признании нарушенным её субъективного права применением нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере жилищно-коммунальных услуг, восстановлении нарушенного права,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» о признании нарушенным её субъективного жилищного права применением нормативно-правовых актов об оплате за найм жилья, восстановления нарушенного субъективного жилищного права путем неприменения нормативно-правовых актов.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, на их удовлетворении настаивает.
Представитель административного ответчика, заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» – ФИО2, действующий на основании доверенностей, административный иск не признал.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из объяснений административного истца ФИО1 в судебном заседании следует, что она с семьей с 1979 года проживает в квартире по адресу: <адрес> по договору социального найма. Плату за найм жилого помещения устанавливает сельское поселение. До 1 сентября 2014 года плата составляла 3 рубля 30 копеек; с 1 сентября 2014 года – 9 рублей 50 копеек, в связи с решением Совета депутатов МО «Холмогорское» №101 от 11 июня 2014 года. Администрация сельского поселения незаконно включила в ставку оплаты за найм жилого помещения взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Аналогичное было решение и №132 от 18 марта 2015 года. С 1 апреля 2015 года плата за найм жилого помещения была повышена до 10 рублей за 1 кв.м. На основании представления прокуратуры были устранены нарушения, но Администрация сельского поселения незаконно увеличила процент амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совмина СССР №1072 от 22.10.1990г. и зависит этот процент от капитальности зданий и сооружений. В расчете платы за найм жилого помещения по решению №132 от 18 марта 2015 года данный процент составил 0,85; по решению №44 от 30 ноября 2015 года – 2, 47, но на тот период времени не было зданий и сооружений с процентом амортизационных отчислений 2,47. Считает, что нарушено её субъективное жилищное право и решением №50 от 30 ноября 2015 года, которым с 1 января 2016 года установлена плата за найм жилья в размере 12 рублей, в расчет которой незаконно включена плата на капремонт общего имущества. Администрация также нарушила её права в части не ознакомления нанимателей письменно за месяц об изменении платы за найм. Просит суд признать нарушенным её субъективное жилищное право применением нормативно-правовых актов об оплате за найм жилья №101 от 11.06.2014г., №132 от 18.03.2015г., №44 от 30.11.2015г., № 50 от 30.11.2015г., принятых Собранием депутатов МО СП «Холмогорское» с нарушением законодательства, а также восстановить нарушенное право путем неприменения данных нормативных актов.
Из объяснений представителя административного ответчика, заинтересованного лица ФИО2 следует, что требования ФИО1 в том виде, в каком они изложены, не предусмотрены ст.124 КАС РФ. Аналогичные требования, изложенные в иных формулировках, содержались в ранее поданных исковых и административных исковых заявлениях ФИО1, по которым имеются вступившие в законную силу решения судов.
В соответствии с ч.1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Как установлено судом, административный истец ФИО1 является членом семьи нанимателя ФИО3 и проживает по договору социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» третьего созыва (четырнадцатая сессия) МО «Холмогорское» №101 от 14 июня 2014 года: 1. Установить с 1 сентября 2014 года плату за пользование жилым помещением (плату за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, проживающих в домах муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования «Холмогорское» в зависимости от степени износа жилищного фонда (в месяц без НДС): - с износом менее 70% - 9,50руб./кв.м.; с износом 70% и более -3,50руб./кв.м.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» третьего созыва (девятнадцатая сессия) МО «Холмогорское» №132 от 18 марта 2015 года: 2. Установить с 1 апреля 2015 года плату за пользование жилым помещением (плату за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, проживающих в домах муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования «Холмогорское» в зависимости от степени износа жилищного фонда (в месяц без НДС)(приложение №2): - с износом менее 70% - 10,00руб./кв.м.; с износом 70% и более -3,60руб./кв.м. 3. Признать утратившим силу решение Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 11 июня 2014 года №101 «О плате за наём жилых помещений».
Решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» первого созыва (восьмая сессия) МО СП «Холмогорское» №44 от 30 ноября 2015 года: 2. Установить с 1 апреля 2015 года плату за пользование жилым помещением (плату за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, проживающих в домах муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» в зависимости от степени износа жилищного фонда (в месяц без НДС) (приложение №2): - с износом менее 70% - 10,00руб./кв.м.; с износом 70% и более -3,60руб./кв.м. 3. Признать утратившим силу решение Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 18 марта 2015 года №132 «Об утверждении Положения «О порядке установления платы за найм жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования «Холмогорское» и установление платы за наём жилого помещения».
Решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» первого созыва (восьмая сессия) МО СП «Холмогорское» №50 от 30 ноября 2015 года: 1. Внести изменения в решение Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» №44 от 30 ноября 2015 года изменения: - пункт 2 изложить в следующей редакции: «Установить с 1 января 2016 года плату за пользование жилым помещением (плату за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, проживающих в домах муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» в зависимости от степени износа жилищного фонда (в месяц без НДС): - с износом менее 70% - 12,00руб./кв.м.; с износом 70% и более -4,00руб./кв.м.
Определением Архангельского областного суда от 07 февраля 2018 года прекращено производство по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими положений решений Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 11 июня 2014 года №101 «О плате за наем жилых помещений», от 18 марта 2015 года №132 «Об утверждении Положения «О порядке установления размера платы за найм жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования «Холмогорское» и установлении платы за найм жилого помещения», от 30 ноября 2915 года №44 «Об утверждении Положения «О порядке установления размера платы за найм жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» и установлении платы за найм жилого помещения» и от 30 ноября 2015 года №50 «Об установлении платы за найм жилого помещения». Определение вступило в законную силу.
Решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 10 марта 2017 года ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» об обязании произвести перерасчет платы за наём жилого помещения с 01 сентября 2014 года по 31 декабря 2016 года, исходя из тарифа на наём жилого помещения муниципального жилищного фонда 3 руб.30 коп., выплатив 13505 руб.69 коп.; об обязании произвести перерасчёт платы за наём жилого помещения муниципального жилищного фонда в соответствии с методическими указаниями по расчёту ставок платы за наём и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда, утвержденными Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 02 декабря 1996 года №17-152, и Постановления Совмина СССР от 22 октября 1990 года №1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Решение вступило в законную силу.
Как следует из административного искового заявления, административным истцом ФИО1 заявлены требования о признании нарушенным её субъективного права применением нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере жилищно-коммунальных услуг в части установления административным ответчиком размера платы за найм жилого помещения, восстановлении нарушенного права путем не применения данных нормативно-правовых актов. Вместе с тем, указанные решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» №101 от 11 июня 2014 года, №132 от 18 марта 2015 года, №44 от 30 ноября 2015 года: №50 от 30 ноября 2015 года, являются недействующими в настоящее время, не устанавливают в отношении административного истца каких-либо прав и обязанностей.
По смыслу абзаца 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что судья отказывает в принятии заявления, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в абзаце пятом пункта 1 разъяснено, что, по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Из анализа приведенных норм следует, что предметом судебного разбирательства в исковом производстве является спор о праве, тогда как в производстве, возникающем из административных, публичных правонарушений - законность актов, действий и бездействия органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Судом учитывается то обстоятельство, что ранее административный истец ФИО1 уже обращалась в суд с административным с иском, в котором просила признать недействующими положения указанных выше нормативно-правовых актов, а также с иском о признании повышения платы за наём жилого помещения юридически необоснованной, возложении обязанности произвести перерасчет платы за наём жилого помещения за период с 01 сентября 2014 года по 31 декабря 2016 года и в удовлетворении которого судом было отказано, поскольку у ответчика правовых оснований для начисления платы за наём жилого помещения в ином размере, не имелось.
Обращение административного истца ФИО1 в суд с иском в порядке, установленном положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обусловлено необходимостью защиты своих жилищных прав относительно платы за наём жилого помещения, размер которой был определен Решением Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» третьего созыва (четырнадцатая сессия) МО «Холмогорское» №101 от 14 июня 2014 года, Решением Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» третьего созыва (девятнадцатая сессия) МО «Холмогорское» №132 от 18 марта 2015 года, Решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» первого созыва (восьмая сессия) МО СП «Холмогорское» №44 от 30 ноября 2015 года, Решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» первого созыва (восьмая сессия) МО СП «Холмогорское» №50 от 30 ноября 2015 года.
Судебные постановления - определением Архангельского областного суда от 07 февраля 2018 года, решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 10 марта 2017 года, в силу требований части 2 статьи 64 КАС РФ имеют преюдициальное значение по настоящему делу.
В связи с указанным выше, у суда не имеется законных оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии со ст. 111 ч.1 КАС РФ у суда не имеется оснований для присуждения с административного ответчика в пользу административного истца расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» о признании нарушенным её субъективного жилищного права применением нормативно - правовых актов об оплате за найм жилья, установленной Решением Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» третьего созыва (четырнадцатая сессия) МО «Холмогорское» №101 от 14 июня 2014 года, Решением Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» третьего созыва (девятнадцатая сессия) МО «Холмогорское» №132 от 18 марта 2015 года, Решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» первого созыва (восьмая сессия) МО СП «Холмогорское» №44 от 30 ноября 2015 года, Решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» первого созыва (восьмая сессия) МО СП «Холмогорское» №50 от 30 ноября 2015 года, восстановлением нарушенного субъективного жилищного права путем неприменения данных нормативных актов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Г.А. Поддубняк
Мотивированное решение вынесено 28 сентября 2018 года.