ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-420/2016 от 13.05.2016 Донской городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2016 года город Донской

Донской городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Исаевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Протасовой Е.Н.,

с участием

административного истца Рютиной А.Ф.,

представителей административного ответчика администрации муниципального образования город Донской по доверенностям ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2А-420/2016 по административному исковому заявлению Рютиной <...> к администрации муниципального образования город Донской о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности по организации уличного освещения районе домов <...> по улице <...>, домов <...> по улице <...>, домов <...> по улице <...> микрорайона <...> города Донского Тульской,

установил:

Рютина А.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Донской, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Донской, связанное с их отказом восстановить уличное освещение (в темное время суток) в районе контейнерных площадок в шаговой доступности по ул. <...> д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, возле магазина <...> по ул. <...>, д. <...>, во дворах многоквартирных домов по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...> мкр. <...> г. Донского Тульской области, отсутствие которого угрожает ее жизни и здоровью. Также просит обязать администрацию муниципального образования город Донской соблюдать и проводить мероприятия по восстановлению уличного освещения (в темное время суток) в районе контейнерных площадок в шаговой доступности по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...> дивизии, д.д. <...>, возле магазина <...> по ул. <...>, д. <...>, во дворах многоквартирных домов по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...> мкр. <...> г. Донского Тульской области и устранить имеющиеся недостатки.

В обоснование заявленных административных исковых требований Рютина А.Ф. ссылается на то, что она проживает в доме <...> по улице <...> микрорайона <...> города Донского, все указанные ею дома на указанных улицах находятся в районе ее места жительства. Полагает, что бездействие администрации по соблюдению и проведению мероприятий по организации уличного освещения угрожает безопасности ее жизни и здоровья. Она каждый день подвергается опасности, передвигаясь по указанным улицам. Отсутствие уличного освещения в совокупности с состоянием автодороги и пешеходных дорожек, которые во многих местах вообще отсутствуют, угрожает безопасности участников дорожного движения, как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов.

Кроме того, неудовлетворительное состояние уличного освещения в темное время суток приводит к росту преступности и травматизма.

Считает, что администрация муниципального образования город Донской, в нарушение требований Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», незаконно бездействует, не исполняет своих обязанностей.

Указывает, что по данному вопросу она неоднократно обращалась с жалобами в администрацию муниципального образования город Донской, к прокурору города Донского, к прокурору Тульской области, губернатору Тульской области, однако администрация муниципального образования город Донской до настоящего времени, продолжая бездействовать, не устранила и не предприняла какие-либо меры для устранения указанных недостатков.

В ходе судебного разбирательства административный истец Рютина А.Ф. уточнила свои административные исковые требования, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Донской, связанное с отказом по восстановлению уличного освещения.

На установленных электрических столбах не горят электрические лампы: на двух контейнерных площадках по ул. <...> д.д. <...>, по ул. <...> д.д. <...>, по ул. <...> д. <...>, вдоль многоквартирых домов установлены 10 электрических столбов; по ул. <...>, д. <...>, по ул. <...>, д. <...>, по ул. <...>, д. <...> мкр. <...> г. Донского; по окружной дороге по ул. <...> д. <...>, возле магазина <...>, возле многоквартирного дома № <...> по ул. <...> мкр. <...> г. Донского отсутствует второй электрический столб.

Во дворах многоквартирных домов по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...> мкр. <...> г. Донского Тульской области, на территории детских площадок во дворах указанных многоквартирных домов не установлены электрические столбы и не подключены к электроэнергии электрические лампы.

Также просит обязать администрацию муниципального образования город Донской соблюдать, проводить и поддерживать ежегодно мероприятия по восстановлению уличного освещения (в темное время суток), а также устранять недостатки, угрожающие ее безопасности жизни и здоровья:

подключить к электричеству светильники с электрическими лампами на двух контейнерных площадках в шаговой доступности по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д. <...>, по ул. <...>, д. <...>, по ул. <...>, д. <...>, по ул. <...>, д. <...> мкр. <...> г. Донского; по окружной дороге по ул. <...>, д. <...> (возле магазина <...>), возле многоквартирного дома № <...> по ул. <...> мкр. <...> г. Донского; установить электрические столбы и подключить к электроэнергии электрические лампы во дворах многоквартирных домов по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...> мкр. <...> г. Донского Тульской области, на территории детских площадок во дворах указанных многоквартирных домов.

В судебном заседании административный истец Рютина А.В. полностью поддержала уточненные административные исковые требования и просила их удовлетворить, пояснив при этом, что с заявлением о неудовлетворительном состоянии уличного освещения по указанным адресам она неоднократно обращалась в администрацию муниципального образования город Донской, в том числе обращалась и ДД.ММ.ГГГГ. Из полученный ответов следует, что освещение по вышеуказанным адресам функционирует в нормальном режиме. Поскольку содержание данных ответов не соответствует действительности, так как с освещением на указанных улицах до настоящего времени ничего не изменилось, она была вынуждена обратиться в суд. Также указала, что около детского сада «<...>» есть электрический столб, но освещение там отсутствует.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Донской по доверенности ФИО1 административные исковые требования Рютиной А.Ф. не признал и пояснил, что администрация муниципального образования город Донской принимает меры по организации уличного освещения на территории спорных улиц и автодорогах, в настоящее время проводится модернизация уличного освещения на всей территории муниципального образования город Донской согласно утвержденному графику, работы по которому завершаются ДД.ММ.ГГГГ. После восстановления уличного освещения на существующих линиях электропередач запланированы работы по прокладке линий электропередач на тех улицах, где они отсутствуют. Светильники уличного освещения в районе магазина «<...>», уличное освещение на придомовой территории д. <...> по ул. <...>, во дворах многоквартирных домов №№ <...> по ул. <...>, домов №№ <...> по ул. <...>, домов №№ <...> по ул. <...> мкр. <...> г. Донского функционируют в нормальном режиме, освещение придомовых территорий осуществляется согласно проектам домов надподъездными прожекторами и светильниками, которые обслуживают управляющие компании. Объекты электроосвещения в районе контейнерных площадок в шаговой доступности по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д. <...>, по ул. <...>, д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д. <...> мкр. <...> г. Донского, по окружной дороге по ул. <...>, д. <...> (возле магазина «<...>»), возле многоквартирного дома № <...> по ул. <...> мкр. <...> г. Донского, во дворах многоквартирных домов по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, 1/123, по <адрес>, д.<адрес>, 111, 113, 126, 128 мкр. Центральный <адрес>, на территории детских площадок во дворах указанных многоквартирных домов в реестре муниципальной собственности муниципального образования город Донской не числятся. Система наружного городского освещения, представляющая собой систему стационарного электрического освещения, входящая в состав элементов обустройства автомобильных дорог и предназначенная для освещения городских территорий по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ передана муниципальным образованием город Донской в ведение ООО «Экотехстрой».

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Донской по доверенности ФИО2 административные исковые требования Рютиной А.Ф. не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Выслушав административного истца Рютину А.Ф., представителей административного ответчика администрации муниципального образования город Донской по доверенности ФИО1, ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из анализа приведенной нормы закона следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовых возможностей.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для целей настоящего Федерального закона применяются термины:

участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;

дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

На основании ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно - целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно положениям ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции при осуществлении дорожной деятельности самостоятельно решают вопросы по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Из положений ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, и удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании вышеизложенных норм права к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Приказом Минрегионразвития РФ от 27.12.2010 года № 783 утвержден Свод Правил СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», положениями которого (раздел 7) предусмотрена необходимость искусственного освещения вдоль улиц и дорог.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года № 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п. 4.6.1); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п. 4.6.3); отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п. 4.6.5).

Из п.п. 77, 78 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Донской, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования г. Донской от 29.11.2012 № 39-2, следует, что в различных градостроительных условиях предусматривается функциональное, архитектурное и информационное освещение с целью решения утилитарных, светопланировочных и светокомпозиционных задач, в том числе при необходимости светоцветового зонирования территорий муниципального образования и формирования системы светопространственных ансамблей.

При проектировании каждой из трех основных групп осветительных установок (функционального, архитектурного освещения, световой информации) обеспечиваются

количественные и качественные показатели, предусмотренные действующими нормами искусственного освещения селитебных территорий и наружного архитектурного освещения (СНиП 23-05);

надежность работы установок согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), безопасность населения, обслуживающего персонала и в необходимых случаях защищенность от вандализма;

экономичность и энергоэффективность применяемых установок, рациональное распределение и использование электроэнергии;

эстетика элементов осветительных установок, их дизайн, качество материалов и изделий с учетом восприятия в дневное и ночное время;

удобство обслуживания и управления при разных режимах работы установок.

Как следует из п.п. 97, 98 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Донской, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования г. Донской от 29.11.2012 № 39-2, при проектировании всех трех групп осветительных установок (ФО, АО, СИ) в целях рационального использования электроэнергии и обеспечения визуального разнообразия среды муниципального образования в темное время суток предусматриваются следующие режимы их работы: вечерний будничный режим, когда функционируют все стационарные установки ФО, АО и СИ, за исключением систем праздничного освещения; ночной дежурный режим, когда в установках ФО, АО и СИ отключается часть осветительных приборов, допускаемая нормами освещенности и распоряжениями администрации; праздничный режим, когда функционируют все стационарные и временные осветительные установки трех групп в часы суток и дни недели, определяемые администрацией; сезонный режим, предусматриваемый в рекреационных зонах для стационарных и временных установок ФО и АО в определенные сроки (зимой, осенью).

Включение всех групп осветительных установок независимо от их ведомственной принадлежности производиться вечером при снижении уровня естественной освещенности до 20 лк. Отключение производится:

установок ФО – утром при повышении освещенности до 10 лк; время отключения части уличных светильников при переходе с вечернего на ночной режим устанавливается администрацией;

установок АО – в соответствии с решением администрации, которая для большинства освещаемых объектов назначает вечерний режим в зимнее и летнее полугодие до полуночи и до часу ночи соответственно, а на ряде объектов (вокзалы, градостроительные доминанты, въезды в город и т.п.) установки АО функционируют от заката до рассвета;

установок СИ – по решению соответствующих ведомств или владельцев.

В соответствии со ст. 1 Устава муниципального образования город Донской муниципальное образование город Донской наделено статусом городского округа Законом Тульской области от 11.03.2005 года № 548-ЗТО «О переименовании «Донского муниципального образования Тульской области», установлении границ муниципального образования город Донской и наделении его статусом городского округа».

Согласно п. 5 ст. 8 Устава муниципального образования город Донской к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 28 ст. 8 Устава муниципального образования город Донской к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 20 Устава муниципального образования город Донской закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Анализируя изложенное, организация освещения улиц на территории муниципального образования город Донской является обязанностью администрации муниципального образования город Донской, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.

Как следует из ответов администрации муниципального образований город Донской от ДД.ММ.ГГГГ<...>, от ДД.ММ.ГГГГ<...>, от ДД.ММ.ГГГГ<...>, от ДД.ММ.ГГГГ<...> на обращение Рютиной А.Ф. об отсутствии уличного освещения по ул. <...> мкр. <...> г. Донского, ДД.ММ.ГГГГ выездным обследованием установлено, что уличное освещение по указанным улицам функционирует в нормальном режиме.

В соответствии с сообщением администрации муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ<...> на обращение Рютиной А.Ф. по вопросу восстановления уличного освещения по ул. <...>, в районе контейнерной площадки (д. <...> по ул. <...>) мкр. <...> г. Донского, работы по восстановлению уличного освещения по улице <...> произведены ДД.ММ.ГГГГ. В районе контейнерной площадки линия уличного освещения отсутствует, ведутся переговоры с руководством ДГЭС по ее восстановлению.

Из ответа заместителя начальника управления ЖКХ администрации муниципального образования город Донской ФИО3 следует, что в настоящее время идет модернизация уличного освещения на территории муниципального образования город Донской согласно утвержденному графику, работы по которому заканчиваются ДД.ММ.ГГГГ. После восстановления уличного освещения на существующих линиях электропередач, будут проводится работы по прокладке линий на тех улицах, где они отсутствуют. Выездным обследованием ДД.ММ.ГГГГ установлено, что светильник уличного освещения в районе магазина «<...>» функционирует в нормальном режиме. Уличное освещение на придомовой территории д. <...> по ул. <...> функционирует в нормальном режиме. Во дворах многоквартирных домов № <...> по ул. <...>, домов № <...> по ул. <...>, домов № <...> по ул. <...> освещение придомовых территорий осуществляется согласно проектов домов надподъездными прожекторами и светильниками, которые обслуживают управляющие компании.

Как следует из графика восстановления уличного освещения на территории муниципального образования город Донской, утвержденного главой администрации муниципального образования город Донской ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ произведены работы по восстановлению уличного освещения, в частности, в районе ул. <...> район д. <...>, <...>, д. <...>, <...>, <...> от д. <...> до <...>; ул. <...>, между д. <...> и д. <...> по ул. <...> (1 шт.); ул. <...> между д. <...> и <...>; ул. <...>, д. <...> (напротив 3-го подъезда) мкр. <...> (1 шт.).

Из служебной записки председателя комитета экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объекты электроосвещения в районе контейнерных площадок в шаговой доступности по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д. <...>, по ул. <...>, д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д. <...> мкр. <...> г. Донского, по окружной дороге по ул. <...>, д. <...> (возле магазина «<...>»), возле многоквартирного дома № <...> по ул. <...> мкр. <...> г. Донского, во дворах многоквартирных домов по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...> мкр. <...> г. Донского Тульской области в реестре муниципальной собственности муниципального образования город Донской не числятся. Система наружного городского освещения, представляющая собой систему стационарного электрического освещения, входящая в состав элементов обустройства автомобильных дорог и предназначенная для освещения городских территорий, передана ООО «Экотехстрой» по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между муниципальным образованием город Донской (концедент) и ООО «Экотехстрой» (концессионер), концессионер обязуется за свой счет осуществить реконструкцию, модернизацию системы наружного городского освещения муниципального образования город Донской, описание которого приведено в разделе II настоящего соглашения, право собственности, на которое принадлежит муниципальному образованию город Донской, и осуществлять освещение территорий муниципальных автомобильных дорог, расположенных на территории муниципального образования город Донской, с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом соглашения является система наружного городского освещения, представляющая собой систему стационарного электрического освещения, входящую в состав элементов обустройства автомобильных дорог (п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»), и предназначенная для освещения городских территорий.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельства, указанные в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).

Поскольку в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что с заявлением по вопросу восстановления уличного освещения по ул. <...>, а также в районе контейнерной площадки в районе д. <...> по ул. <...> мкр. <...> г. Донского, Рютина А.Ф. обратилась в администрацию муниципального образования город Донской ДД.ММ.ГГГГ и, не согласившись с ответом администрации муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с административным исковым заявлением в суд, то суд приходит к выводу, что срок обращения с данным административным исковым заявлением, установленный ст. 219 КАС РФ, административным истцом Рютиной А.Ф. не пропущен.

В судебном заседании установлено, что административный истец Рютина А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Каких-либо доказательств отсутствия оспариваемого административным истцом незаконного бездействия, а также доказательств, подтверждающих, что у администрации муниципального образования город Донской отсутствует обязанность по организации уличного освещения спорных улиц, дворов, автомобильных дорог, контейнерных и детских площадок и что освещение указанных объектов соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», административным ответчиком не представлено.

Принимая во внимание приведенные истцом доказательства отсутствия освещения спорных улиц, дворов, автомобильных дорог контейнерных и детских площадок как объективные, убедительные и достоверные, а также учитывая отсутствие со стороны ответчика доказательств соответствия уличного освещения по спорным адресам установленным техническим требованиям и требованиям ГОСТа Р 50597-93. «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные бездействия административного ответчика по организации уличного освещения на указанных улицах является не только нарушением действующего законодательства о безопасности дорожного движения, но и нарушает право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам и улицам, создает угрозу роста преступности в неосвещенных районах местности, влечет повышение аварийности на дорогах и создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей города, в том числе и административному истцу Рютиной А.Ф.

Поскольку ненадлежащее уличное освещение указанных административным истцом спорных улиц, дворов, автомобильных дорог, контейнерных и детских площадок ведет к нарушению ее прав, свобод и законных интересов, то суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Рютиной А.Ф. о возложении на административного ответчика обязанности по организации уличного освещения по указанным ею адресам подлежат удовлетворению. Однако, при этом суд считает, что конкретный способ реализации данной обязанности вправе избирать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение должно соответствовать установленным техническим нормам.

С учетом объема работ, связанных с с устранением недостатков организации уличного освещения по указанным административным истцом адресам, суд считает, что возложенные на административного ответчика обязанности по организации уличного освещения должны быть им исполнены в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Оценивая предоставленное административным истцом Рютиной А.Ф. ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное в администрацию муниципального образования город Донской, прокурору города Донского, в котором она сообщает об отсутствии освещения в доме № <...> по ул. <...> г. Донского Тульской области, а также на лестничных площадках <...> этажей в подъезде № <...> по указанному адресу, и просит провести работы по организации надлежащего освещения, суд не может признать его относимым доказательством, поскольку административный истец Рютина А.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением об организации уличного освещения.

Суд не может отнести к числу допустимых доказательств предоставленный административным истцом акт об отсутствии уличного освещения в районе домов № <...> по ул. <...>, №№ <...> по ул. <...>, №№ <...> по ул. <...> мкр. <...> г. Донского, подписанный ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ жителями домов № <...> по ул. <...>, д.д. № <...> по ул. <...>, д.д. № <...> по ул. <...> мкр. <...> г. Донского, поскольку подписи жителей, имеющиеся в данном акте, никем не заверены, указанные в нем лица в судебном заседании не допрашивались.

Доводы ответчика о том, что администрация муниципального образования город Донской принимает определенные меры к организации уличного освещения на территории муниципального образования город Донской, не опровергают факт отсутствия надлежащего уличного освещения спорных улиц, дворов, автомобильных дорог, контейнерных и детских площадок.

При этом отсутствие уличного освещения по спорным адресам не может рассматриваться как надлежащая организация освещения улиц.

Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению органов местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, к которым в частности, относятся и вопросы уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения.

При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовых возможностей.

Кроме того, наличие определенной очередности в организации уличного освещения законом не предусмотрено и не может нарушать права граждан, проживающих на территории муниципального образования город Донской.

Ссылка администрации муниципального образования город Донской на то, что объекты электроосвещения в районе контейнерных площадок в шаговой доступности по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д. <...>, по ул. <...>, д. <...>, по ул. <...>, д. <...>, по ул. <...>, д. <...> мкр. <...> г. Донского, по окружной дороге по ул. <...>, д. <...> (возле магазина «<...>»), возле многоквартирного дома № <...> по ул. <...> мкр. <...> г. Донского, во дворах многоквартирных домов по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...> мкр. <...> г. Донского Тульской области, на территории детских площадок во дворах указанных многоквартирных домов в реестре муниципальной собственности муниципального образования город Донской не числятся и что система наружного городского освещения, представляющая собой систему стационарного электрического освещения, входящую в состав элементов обустройства автомобильных дорог, передана по концессионному соглашению в ведение ООО «Экотехстрой», не может быть принята судом во внимание, поскольку не освобождает администрацию муниципального образования город Донской, как уполномоченный орган местного самоуправления, от исполнения обязанностей по организации благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц, возложенных на административного ответчика положениями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Довод администрации муниципального образования город Донской о том, что администрация не может самостоятельно исполнять работы по установке линий электропередач во дворах многоквартирных домов по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...>, по ул. <...>, д.д. <...> мкр. <...> г. Донского Тульской области, на территории детских площадок во дворах указанных многоквартирных домов, является несостоятельным. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления. При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избирать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение должно соответствовать установленным техническим требованиям.

У суда нет оснований не доверять предоставленному административным ответчиком графику восстановления уличного освещения на территории муниципального образования город Донской, утвержденному главой администрации муниципального образования город Донской ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому до ДД.ММ.ГГГГ должны были быть произведены работы по восстановлению уличного освещения, в частности, по ул. <...>, между д. <...> и д. <...> по ул. <...>; ул. <...> между д. <...> и <...>; ул. <...>, д. <...> (напротив 3-го подъезда) мкр. <...>, однако каких-либо доказательств, подтверждающих факт выполненных работ административным ответчиком не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Рютиной <...> удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Донской по организации уличного освещения в районе домов <...> по улице <...>, домов <...> по улице <...>, домов <...> по улице <...> микрорайона <...> города Донского Тульской области.

Обязать администрацию муниципального образования город Донской организовать уличное освещение освещения в районе домов <...> по улице <...>, домов <...> по улице <...>, домов <...> по улице <...> микрорайона <...> города Донского Тульской области в соответствии с установленными техническими требованиями в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В остальной части административных исковых требований Рютиной <...> в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Исаева