ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-420/2023 от 26.01.2023 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 26.01.2023 г. Дело № 2а-6338/2022

66RS0007-01-2022-007228-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 19 января 2023 года

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего Усачева А.В.

при секретаре судебного заседания Горбуновой И.И.,

с участием представителя административного истца Ерастовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андреева Алексея Михайловича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,

установил:

Андреев А.М. обратился в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 25 по СО о признании незаконным решения № 13825 от 13.04.2022 г. об отказе в возврате уплаченного налога на доходы физических лиц за 2018 г. в сумме 105 112 руб. 71 коп., возложении обязанности возвратить из бюджета уплаченную сумму налога.

В обоснование требований указано, что 26.12.2021 г. Андреев А.М. через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» подал в Межрайонную ИФНС России № 25 по СО декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2018 г. с заявленной суммой налога, подлежащее возврату 106 591 руб.

По завершении камеральной налоговой проверки право Андреева А.М. на получение имущественного налогового вычета подтверждено. В связи с наличием у административного истца недоимки по иным налогам, 01.04.2022 г. по средствам личного кабинета направлено заявление о зачете переплаты по налогу на доходы физических лиц (КБК 18210102010011000110) в счет уплаты недоимки по налогам и пеням на сумму 1478 руб. 29 коп.

В этой связи по состоянию на 01.04.2022 г. доступная к возврату сумма составила 105 112 руб. 71 коп.(106 591 руб. 00 коп. - 1 478 руб. 29 коп.). Административным истцом 01.04.2022 подано заявление о возврате этой суммы излишне уплаченного налога.

Решением административного ответчика от 04.04. 2022 г. № 61884 произведен зачет переплаты по НДФЛ в счет уплаты налога на имущество физических лиц в сумме 1342 руб. 00 коп. Решением от 04.04. 2022 г. № 61885 произведен зачет переплаты по НДФЛ в счет уплаты налога на имущество физических лиц в сумме 70 руб. 00 коп. По остальным двум заявлениям о зачете переплаты на сумму 3 руб. 48 коп. и 62 руб. 81 коп. отказано с указанием причины - нарушен срок подачи заявления. Решением от 13.04.2022 г. № 13825 отказано в возврате НДФЛ в сумме 105 112 руб. 71 коп. по мотиву, что в соответствии с п. 7 ст.78 НК РФ заявление подано по истечению трех нет со дня уплаты указанной суммы.

Административный истец 25.04.2022 г. подал в УФНС России по СО жалобу, в удовлетворении которой решением № 13825 от 13.04.2022 г. отказано.

При этом решение Межрайонной ИФНС России № 25 по СО от 13.04.2022 г. № 70872 г. налоговым органом произведен зачет переплаты по налогу на доходы физических лиц в счет уплаты пеней по налогу на имущество физических лиц в сумме 3 руб. 43 коп., решением от этого же числа № 70876 г. произведен зачет переплаты по налогу на доходы физических лиц в счет уплаты пеней по налогу на имущество физических лиц в сумме 61 руб. 92 коп.

Таким образом, по состоянию на 27.07.2022 г. подтвержденная для возврата сумма составляет 105 113 руб. 65 коп (106 591 руб. 00 коп - 70 руб. 00 коп. - 1342 руб. 00 коп. - 3 руб. 43 коп. - 61 руб. 92 коп.).

Административный истец считает решение № 13825 от 13.04.2022 г. Межрайонной ИФНС России № 25 по СО от 13.04.2022 г. № 25 об отказе в возврате переплаты по налогу на доходы физических лиц в сумме 105 112 руб. 71 коп. незаконным, поскольку при зачете налоговым органом излишне уплаченного налога изменяется остаток суммы переплаты и в этом случае трехлетний срок на подачу заявления о возврате этой суммы переплаты будет исчисляться с момента получения налогоплательщиком сообщения о размере остатка суммы переплаты, рассчитанного после зачета.

В судебном заседании, представитель административного истца Ерастова А.А., административные исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Балакаев А.Д. административные исковые требования не признал, в представленных суду письменных возражениях, объяснениях, данных в судебном заседании, указал, что административный истец на протяжении длительного времени не предпринимал юридически значимых действия и подал налоговую декларацию 28.12.2021, то есть за 3 дня до истечения трехлетнего срока. При этом налогоплательщик не воспользовался правом на подачу в налоговый орган одновременно вместе с налоговой декларацией соответствующего заявления на возврат переплаты по НДФЛ. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога подано только 01.04.2022 г., т.е. по истечению более трех лет. При этом налогоплательщик должен был знать о праве на налоговый вычет и, соответственно, о переплате с 01.01.2019 г.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из разъяснений указанных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено, что 26.12.2021 г. Андреев А.М. через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» подал в Межрайонную ИФНС России № 25 по СО декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2018 г. с заявленной суммой налога, подлежащее возврату 106 591 руб.

По завершении камеральной налоговой проверки право Андреева А.М. на получение имущественного налогового вычета подтверждено. В связи с наличием у административного истца недоимки по иным налогам, 01.04.2022 г. по средствам личного кабинета направлено заявление о зачете переплаты по налогу на доходы физических лиц (КБК 18210102010011000110) в счет уплаты недоимки по налогам и пеням на сумму 1478 руб. 29 коп.

В этой связи по состоянию на 01.04.2022 г. доступная к возврату сумма составила 105 112 руб. 71 коп.(106 591 руб. 00 коп. - 1 478 руб. 29 коп.). Административным истцом 01.04.2022 подано заявление о возврате этой суммы излишне уплаченного налога.

Решением административного ответчика от 04.04. 2022 г. № 61884 произведен зачет переплаты по НДФЛ в счет уплаты налога на имущество физических лиц в сумме 1342 руб. 00 коп. Решением от 04.04. 2022 г. № 61885 произведен зачет переплаты по НДФЛ в счет уплаты налога на имущество физических лиц в сумме 70 руб. 00 коп. По остальным двум заявлениям о зачете переплаты на сумму 3 руб. 48 коп. и 62 руб. 81 коп. отказано с указанием причины - нарушен срок подачи заявления. Решением от 13.04.2022 г. № 13825 отказано в возврате НДФЛ в сумме 105 112 руб. 71 коп. по мотиву, что в соответствии с п. 7 ст.78 НК РФ заявление подано по истечению трех нет со дня уплаты указанной суммы.

Административный истец 25.04.2022 г. подал в УФНС России по СО жалобу, в удовлетворении которой решением № 13825 от 13.04.2022 г. отказано.

При этом решение Межрайонной ИФНС России № 25 по СО от 13.04.2022 г. № 70872 г. налоговым органом произведен зачет переплаты по налогу на доходы физических лиц в счет уплаты пеней по налогу на имущество физических лиц в сумме 3 руб. 43 коп., решением от этого же числа № 70876 г. произведен зачет переплаты по налогу на доходы физических лиц в счет уплаты пеней по налогу на имущество физических лиц в сумме 61 руб. 92 коп.

Таким образом, по состоянию на 27.07.2022 г. подтвержденная для возврата сумма составляет 105 113 руб. 65 коп (106 591 руб. 00 коп - 70 руб. 00 коп. - 1342 руб. 00 коп. - 3 руб. 43 коп. - 61 руб. 92 коп.).

Разрешая настоящий спор по существу, суд исходит из того, что действующее законодательство не содержит ограничений по сроку реализации права на получение предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них. Аналогичное мнение приведено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2017 годы N 81-КГ17-24.

В соответствии же с правилами п. 7 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации указанное право реализуется путем подачи налоговой декларации с отражением в ней соответствующей суммы вычета, подлежащей подаче по окончании налогового периода, в котором было окончено строительство жилого дома и зарегистрировано право собственности на него. При этом срок представления такой декларации (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом), хотя и установлен ч. 1 ст. 229 НК РФ но не является пресекательным.

В данном случае, как установлено в процессе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, декларация по НДФЛ за 2018 год с заявленной суммой имущественного налогового вычета подана Андреевым А.А. 26.12.2021 г.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки подтверждено право на применение имущественного вычета, как следствие, заявленного к возврату из бюджета налога за 2018 г.

Однако, учитывая, что возврат суммы излишне уплаченного налога в силу императивных предписаний п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации может быть самостоятельно осуществлен налоговым органом только в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, возникшая у административного истца переплата не подлежала возврату в указанном выше административном порядке. В этой связи оспариваемое решение

налогового органа от 13.04.2022 г. № 13825 принято в соответствии с нормативным регулированием и является законным.

Вместе с тем само по себе это обстоятельство не препятствует возврату суммы переплаты в судебном порядке, в пределах предусмотренного правилами п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общего трехлетнего срока исковой давности, исчисляемого со дня, когда Андрееву А.А. стало известно о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 того же Кодекса).

Применительно к спорной ситуации такая осведомленность у административного истца возникла лишь при подаче им налоговой декларации по НДФЛ за 2018 год, то есть не ранее 26.12.2022 года. Следовательно, в суд он обратился в пределах установленного законом срока, в связи с чем, требование административного истца о возложении обязанности возвратить из бюджета сумму налога 105 112 руб. 71 коп. заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

Установленные фактические обстоятельства полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определениях от 21 июня 2001 года N 173-О, от 21 декабря 2011 года N 1665-О-О и от 29 мая 2019 года N 1436-О.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Андреева Алексея Михайловича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области о признании незаконным решения, возложении обязанности - удовлетворить частично.

Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области обязанность возвратить Андрееву Алексею Михайловичу (ИНН 667027211790) из бюджета излишне уплаченную сумму налога на доходы физических лиц за 2018 г. в сумме 105 112 рублей 71 копеек.

В удовлетворении административных исковых требований Андреева Алексея Михайловича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области о признании незаконным решения № 13825 от 13.04.2022 г. об отказе в возврате излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц за 2018 г. в сумме 105 112 рублей 71 копеек – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: Усачёв А.В.