Дело № 2а-4212/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2018 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Васильеве Н.Н.,
с участием представителя административного истца по доверенности от 15.08.2017г. ФИО1,
представителя административного ответчика по доверенности от 31.10.2017г. ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным и неисполнимым приказа от 19.04.2018г. № 803/ОД,
установил :
ФИО3 обратилась в Ленинский районный суд г.Воронежа с требованиями к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании неисполнимым и незаконным приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 19 апреля 2018г. № 803/ОД «О предоставлении ФИО3 жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области» полностью. Мотивируя заявленные исковые требования, указывала в административном иске на то, что 19 апреля 2018г. Департаментом социальной защиты Воронежской области в лице врио. Департамента ФИО4 был издан и подписан приказ № 803 /ОД «О предоставлении ФИО3 жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области», согласно которому во исполнение решения Ленинского районного суда г.Воронежа от 26 октября 2017г. Департамент социальной защиты Воронежской области обязался предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда Воронежской области для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Административный истец считает данный индивидуальный правовой акт незаконным, нарушающим его права и законные интересы. Приказ административного ответчика противоречит закону и является неисполнимым по нескольким основаниям.
В приказе отсутствует указание на признаки и характеристики, индивидуализирующие предоставляемое благоустроенное жилое помещение, срок для заключения договора в приказе также отсутствует. Истица указывает, что из текста вышеупомянутого правового акта ей неясно, какое именно жилое помещение будет предоставлено (дом, квартира, комната или др.), какой площадью, какой нормы предоставления, где оно расположено, какие границы оно имеет. Кроме того, в приказе отсутствует срок для заключения соответствующего договора социального найма с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области. Истица считает, что этот факт создает препятствия в предоставлении объекта недвижимости и для Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, поскольку необходимо выяснить, существует ли такой объект в действительности, включен ли он в реестр жилых помещений специализированного жилищного фонда региона, поставлен ли он на кадастровый учет в Управлении Росреестра по Воронежской области.
Кроме того, оспариваемый приказ Департамента содержит ссылку на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 26 октября 2017 года, отменённое вышестоящим судом.
Истица полагает, что оспариваемый приказ не отвечает критерию исполнимости, тем более, что ранее по другим делам Департаментом выносились исполнимые приказы с указанием адреса жилья и срока заключения договора.
Заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляется исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере имущественных и земельных отношений. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 100 ЖК РФ). Так, Постановлением Правительства РФ от 28.06.2013г. № 548 утверждена форма типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данной форме предмет договора должен быть определен, предоставляемое жильё индивидуализировано. Договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключается с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области, включающего в себя необходимую впоследствии для возникновения договорных отношений между нуждающимся гражданином и органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере имущественных и земельных отношений.
В поступивших в суд дополнениях истица, конкретизируя заявленные обстоятельства, указывала, что ею соблюден срок, установленный для обращения в суд с настоящим иском (иск поступил в суд 16.07.2018г., оспариваемый индивидуальный правовой акт датирован 19 апреля 2018г.) Поясняла, что доказательством нарушения оспариваемым решением прав и (или) основных свобод является установленный судом факт принадлежности административного истца к категории детей-сирот, лиц оставшихся без попечения родителей, факт того, что она состоит на учете в департаменте, в очереди на получение жилья, и жилье ей предоставлено не было. Совокупность данных юридических фактов установлена и имеет преюдициальное значение. Отсутствие в тексте оспариваемого Приказа №803/ОД от 19 апреля 2018г. конкретного описания о том, какое именно жилое помещение будет предоставлено ей, а также отсутствие срока для заключения соответствующего договора социального найма с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области не позволяет установить какое жилое помещение предоставляется ей, что делает приказ неисполнимым, чем нарушается её право на жилище, закрепленное ч. 1 ст.40 Конституции РФ. Под неисполнимостью оспариваемого акта следует понимать неспособность данного акта порождать, изменять, прекращать правоотношения. Приказ Департамента социальной защиты Воронежской области, по её убеждению, по своей правовой природе - это ненормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта, содержащий властное волеизъявление и порождающий правовые последствия для конкретного лица, в данном случае истицы. Поскольку акт носит обязательный характер, в нем указывается порядок его реализации в форме указания конкретного адреса предоставляемого лицу жилья, его главным свойством является сама по себе возможность его исполнить. Необходимость указания такого адреса подчеркивается в Приказе Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 апреля 2013г. № 1476/ОД «Об утверждении порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет», который, в свою очередь, является нормативным правовым актом того же органа исполнительной власти и распространяет свое действие на всю территорию Воронежской области. Согласно пунктам 5.3 - 5.5 данного Приказа получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа Департамента о предоставлении жилого помещения. Законом предусмотрено право отказа сироты от предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Таким образом, данный нормативный правовой акт предоставляет лицам из числа детей-сирот право на отказ от жилого помещения, которое предлагает им Департамент социальной защиты Воронежской области как жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Не соглашаясь с возражениями стороны ответчика, поясняла суду, что ссылки Департамента социальной защиты на невозможность исполнения судебного решения в настоящий момент в части предоставления жилья и, как следствие, отсутствия в действиях органа власти каких-либо нарушений в силу объективных причин, несостоятельны, настаивая, что Департамент социальной защиты Воронежской области обязан издать приказ, который с достаточно высокой вероятностью будет исполнен. Отсутствие срока, в течение которого Приказ должен быть исполнен, ставит под сомнение предоставление специализированного жилого помещения нуждающемуся в нем лицу. Доводы органов исполнительной власти о том, что в настоящее время невозможно исполнить судебный акт в силу сложной экономической ситуации являются несостоятельными, что признано судами, следовательно, закон не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него обязанности в силу прямого указания на то в судебном акте. Истица стоит в очереди на получение специализированного жилого помещения с 2017 г. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе имеется информация о том, что жилье постепенно строится и закупается, что большая часть сирот в Воронежской области им обеспечивается. Таким образом у административного ответчика не имеется препятствий для вынесения исполнимого приказа, который позволит административному истцу заключить с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор социального найма жилого помещения.
В судебное заседание истица не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности от 15.08.2017г. ФИО1, который судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности от 31.10.2017г. ФИО2 иск не признала, просила требования, указанные в нём, оставить без удовлетворения, поясняла по письменным возражениям.
Заинтересованное лицо - Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание своего представителя не направили, извещались надлежаще.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы административного дела, ознакомившись с учётным делом ФИО3, и установив отсутствие пропуска срока для обращения в суд с данным иском, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По общему правилу, установленному в ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом по смыслу ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
С учетом требований ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Как следует из материалов дела, ранее в 2017г. ФИО3 обратилась в суд с иском, в котором просила обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа город Воронеж; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с нею договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленного на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.
26.10.2017г. Ленинским районным судом г. Воронежа по делу №2-5264/2017 было принято решение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 08 февраля 2018г было постановлено: «решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 26 октября 2017г. отменить, принять по делу новое решение. Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ФИО3 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с ФИО3 договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области. В остальной части в удовлетворении требований ФИО3 отказать».
Апелляционным определением от 08.02.2018г., которое имеет для суда преюдициальное значение, было установлено, что ФИО3 (ранее ФИО5), ДД.ММ.ГГГГ г.р., уполномоченным органом отнесена к категории лиц, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области № 2106/ОД от 13 июня 2013 г. ФИО3 была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории лиц, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, составом семьи 2 человека с 29 мая 2013г.
Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 21 июня 2016г. № 1408/ОД вышеуказанный приказ признан утратившим силу и на основании приказа №1408/ОД истец была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории лиц, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, составом семьи 3 человека (она, дочь ФИО6, 02 марта 2012 г.р, сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.). Факт нуждаемости и необеспеченности жильем был установлен.
На принудительное исполнение постановленного по делу №2-5264/2017 судебного акта был выписаны исполнительные листы, в т.ч. лист ФС № 019249751, предъявленные истицей к исполнению.
02 апреля 2018г. судебным приставом – исполнителем МРОСП по ОИП ФИО8 было возбуждено исполнительное производство № 26143/18/36017-ИП в отношении должника - Департамента социальной защиты Воронежской области.
В настоящем судебном заседании данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
19 апреля 2018г. Департаментом социальной защиты Воронежской области был издан приказ № 803/ОД «О предоставлении ФИО3 жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области», из текста которого следует: во исполнение решения Ленинского районного суда г. Воронежа от 26 октября 2017г., обязывающего департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ФИО3 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 апреля 2013г. № 1476/ОД, предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированной по адресу: <...>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Воронежской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Правовые отношения по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Воронежской области от 20 ноября 2007г. № 131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области».
Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.
Таким уполномоченным органом в Воронежской области в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013г. №1132 является Департамент социальной защиты Воронежской области.
В соответствии с Законом Воронежской области от 20 ноября 2007г. № 131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» принят приказ Департамента социальной защиты Воронежской области от 10 апреля 2013г. № 1476/ОД «Об утверждении Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет».
Данным приказом Департамента №1476/ОД регулируется, в том числе и принятие на учет, формирование списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно приказу Департамент социальной защиты Воронежской области осуществляет принятие на учет, ведение учета; ежегодное формирование списка; ежеквартальное утверждение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений, внесение в него изменений и дополнений, а также подготовку аукционной документации на проведение электронных торгов по приобретению в собственность Воронежской области жилых помещений для детей-сирот, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 2.2.3 вышеуказанного Порядка Департамент социальной защиты Воронежской области принимает решение в форме приказа о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещении.
В соответствии с пунктами 2.2.4, 5.2, 5.3 Порядка копия приказа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по договору найма специализированного жилого помещения конкретному получателю жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого приказа направляется в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированного жилого помещения, а затем получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа Департамента о предоставлении жилого помещения.
Таким образом, вышеуказанные положения действующего законодательства не содержат прямого указания на то, что в такого рода приказах ответчика должны быть указаны индивидуализирующие признаки и характеристики предоставляемого благоустроенного жилого помещения и срок для заключения договора социального найма данного жилья. Обязанность указывать в данном конкретном приказе сведения, требуемые истицей, на должностных лиц Департамента законом не возложена.
Данные обстоятельства в определенной мере обусловлены, кроме того, и процедурой, установленной для реализации данной меры социальной поддержки лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, регламентирован, в том числе, ранее указанным приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 10 апреля 2013г. № 1476/ОД. Согласно п. 2.7 приказа Департамент социальной защиты Воронежской области осуществляет подготовку аукционной документации на проведение электронных торгов по приобретению в собственность Воронежской области жилых помещений, после чего осуществляет взаимодействие с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области путем направления копий приказов о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений конкретным получателям жилья для заключения с ними договоров найма специализированных жилых помещений (п.2.8 Приказа). В соответствии с установленным Порядком жилое помещение специализированного жилищного фонда предоставляется на условиях договора найма специализированных жилых помещений соответствующей категории лиц при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области. Приобретение жилых помещений в государственную собственность осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предполагает при наличии субвенций приобретение жилых помещений путем проведения электронного аукциона, контракт на покупку может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона, по итогам проведения электронного аукциона приобретаются жилые помещения в муниципальную собственность, после чего происходит государственная регистрация договора купли-продажи и распределение жилых помещений.
В соответствии с п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г.№ 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, … органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
При этом нормы предоставления жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам установлены и применяются Департаментом социальной защиты ВО в соответствии с Законом Воронежской области от 09 октября 2007 г. №93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма».
Несмотря на прямое применение данного Закона необходимо учитывать, что он не является специальным применительно к сложившимся правоотношениям. В данном конкретном случае применению подлежат положения, предусмотренные ст.3 - о норме предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области данной категории граждан, на что обоснованно указывалось стороной ответчика в ходе рассмотрения дела, что, в свою очередь, также свидетельствует о несостоятельности доводов истца о необходимости указания в оспариваемом приказе индивидуализирующих признаков жилого помещения и сроков его предоставления.
Федеральным законодателем не предусмотрен срок предоставления данной категории граждан жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права и незамедлительно после его возникновения.
Таким образом вынесенный приказ №803/ОД по своему содержанию не противоречит положениям действующего законодательства, принят с учетом имеющихся у ответчика полномочий, при наличии оснований, его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Ссылка в установочной части приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 19 апреля 2018г. № 803/ОД на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 26 октября 2017 г., отмененное апелляционным определением Воронежского областного суда от 08 февраля 2018г. с принятием нового решения (на что также ссылается истец в обоснование своей правовой позиции), не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого приказа, поскольку до настоящего времени приказ ответчиком по данному основанию не отменен, является действующим, его резолютивная часть полностью идентична резолютивной части вступившего в законную силу апелляционного определения Воронежского областного суда от 08 февраля 2018г. и подлежит исполнению. А потому указание в данном случае в приказе на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 26 октября 2017 г. каким-либо образом прав истца по обеспечению жилым помещением не нарушает.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о недоказанности стороной истца факта нарушения её прав, свобод и законных интересов оспариваемым приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 19 апреля 2018г. № 803/ОД.
Также суд находит безосновательными и доводы стороны истца о неисполнимости оспариваемого приказа, поскольку факт имеющегося в производстве судебного пристава – исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по Воронежской области исполнительного производства № 26143/18/36017-ИП от 02 апреля 2018г., возбужденного в отношении должника - Департамента социальной защиты Воронежской области, сторонами по делу не оспаривался. Об обстоятельствах приостановления либо окончания судебным приставом – исполнителем МРОСП по ОИП УФССП по Воронежской области исполнительного производства без исполнения сторона истца не заявляла.
Таким образом на момент рассмотрения настоящего административного дела не утрачена возможность исполнения исполнительного документа, что, в свою очередь, свидетельствует о предоставлении в дальнейшем истцу благоустроенного жилого помещения в соответствии с принятым ответчиком решением.
В связи с этим доводы истца о том, что неуказание в оспариваемом приказе на признаки и характеристики, индивидуализирующие предоставляемое благоустроенное жилое помещение, срока для заключения договора создает препятствия в предоставлении объекта недвижимости, в т.ч. и для Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, - также несостоятельны, поскольку в настоящее время право административной истицы на получение по нормам предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не оспорено и не нарушено вынесенным административным ответчиком приказом от 19 апреля 2018г. № 803/ОД.
Кроме того, анализируя содержание оспариваемого административным истцом приказа, суд приходит к выводу о том, что данный приказ лишь воспроизводит требования исполнительного документа, не является формальным, данный акт исполним и исполняется в настоящее время в установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядке.
В связи с этим судом не усматривается оснований, влекущих признание оспариваемого приказа незаконным, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ответчик действовал в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями, в пределах своей компетенции и в установленные законом сроки.
Доводы, излагаемые административным истцом в ходе рассмотрения дела, исследовались судом и признаны несостоятельными, поскольку сводятся к субъективному толкованию норм материального права.
Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Суд принимает во внимание, что административной истицей не приведены обоснованные доводы о нарушении её прав и свобод, допущенных административным ответчиком при вынесении оспариваемого приказа от 19 апреля 2018г. № 803/ОД, и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства. Вместе с тем факт нарушения прав административной истицы является обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления и в силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Учитывая установленные обстоятельства, суд находит, что административным ответчиком доказана законность оспариваемого приказа от 19 апреля 2018г. № 803/ОД, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного иска в рамках заявленного спора не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным и неисполнимым приказа от 19.04.2018г. № 803/ОД отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е. В. Пономарева
Решение принято в окончательной форме 03.10.2018г.