№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2020 года г. Нальчик
Нальчикский городской суд КБР в составе:
председательствующего Огузова Р.М.,
при секретаре Рахаевой М.К.,
с участием представителя административного ответчика Местной администрации городского округа Нальчик по доверенности № от 09.01.2020 года, со сроком полномочий до 31.12.2020 года ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к Местной администрации городского округа Нальчик, муниципальному казенному учреждению «Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик», Главе Местной администрации городского округа Нальчик ФИО9, Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки городского округа Нальчик о признании незаконными заключения по результатам общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и постановления Местной администрации городского округа Нальчик об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности выдать разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с административным иском к Местной администрации городского округа Нальчик, муниципальному казенному учреждению «Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик» о признании незаконными заключения по результатам общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и постановления Местной администрации городского округа Нальчик об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности выдать разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что им на праве долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 720 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>. Данный земельный участок относится к территориальной зоне Ж1.
Согласно градостроительному плану земельного участка № от 04.09.2019 года, в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка указано, помимо прочего: магазины; бытовое обслуживание и т.д.
Исходя из сведений данного градостроительного плана, являющегося действующим на момент обращения, административные истцы подготовили проект и обратились в Местную администрацию г.о. Нальчик за получением разрешения на строительство здания бытового обслуживания, мастерских мелкого ремонта.
Вместе с тем, со дня выдачи указанного градостроительного плана, до дня обращения за соответствующим разрешением на строительство, в Правила землепользования и застройки г.о. Нальчик внесены изменения и основные виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - магазины и бытовое обслуживание, переведены в условно разрешенные виды.
Градостроительный кодекс РФ относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч. 2 ст. 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 ГрК РФ).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 9 ст. 39 ГрК РФ).
Учитывая изложенные правовые нормы, действуя добросовестно и разумно, административные истцы обратились за получением соответствующего разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «магазины», путем проведения соответствующих публичных обсуждений.
В результате публичных обсуждений, которые носили голословный и не мотивированных характер, постановлением Местной администрации г.о. Нальчик № от 13.12.2019 года, на основании заключения по результатам общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> от 03.12.2019 года, опубликованного в газете «Нальчик» от 05.12.2019 года №, ФИО3 и ФИО4 отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
При этом, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Оспариваемые заключение и постановление не соответствуют данным принципам и противоречат нормам Градостроительного законодательства РФ.
Так, согласно п. 22 ст. 5.1. Градостроительного кодекса РФ, в заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны, помимо прочего, содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.
Однако, в заключении по результатам общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> от 03.12.2019 года, опубликованного в газете «Нальчик» от 05.12.2019 года № 49, содержится лишь одно основание отказа в предоставлении данного разрешения - коллективное обращение от владельцев соседних земельных участков №, расположенных по <адрес>, в котором они выразили свое категорическое возражение в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> – магазины.
Таким образом, не соблюден принцип комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Административным истцам отказано в предоставлении разрешения на условный вид разрешенного использования земельного участка на основании голословных мнений соседей и их голословного субъективного несогласия, вызванного неприязненными отношениями.
Оспариваемое заключение не содержит обязательных составляющих, предусмотренных п. 22 ст. 5.1. Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. ст. 218, 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказывания законности действий органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
На основании изложенного, административные истцы ФИО3 и ФИО4 просят суд:
Признать незаконными заключение по результатам общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> от 03.12.2019 года, опубликованного в газете «Нальчик» от 05.12.2019 года № и постановление Местной администрации г.о. Нальчик № от 13.12.2019 года об отказе в предоставлении разрешения на условный разрешенный вид использования земельного участка.
Обязать административных ответчиков выдать административным истцам разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки 1-го типа (Ж-1), с кадастровым номером №, площадью 720,0 кв.м., по адресу: <адрес> - магазины.
Определением судьи Нальчикского городского суда КБР от 21.09.2020 года, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, на основании ч. 6 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ), к участию в административном деле в качестве административного ответчика был привлечен Глава Местной администрации городского округа Нальчик ФИО1.
Протокольным определением Нальчикского городского суда КБР от 19.11.2020 года, к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки городского округа Нальчик.
Административный истец ФИО3, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил. В предыдущих судебных заседаниях пояснил, что заявленные требования поддерживает, просит удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске. Заключение по итогам публичных обсуждений не содержит основания для отказа в предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. В основных видах разрешенного использования земельного участка указано – под магазины. Земельный участок административных истцов граничит только с землями города. Публичные обсуждения проведены необъективно. Нарушая права административных истцов, административные ответчики защищают права неизвестных лиц.
Административный истец ФИО4, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Представитель административного ответчика Местной администрации г.о. Нальчик по доверенности ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала, просила отказать в иске за необоснованностью. Позиция Местной администрации г.о. Нальчик изложена в апелляционной жалобе. Нарушений прав административных истцов со стороны Местной администрации г.о. Нальчик и Главы Местной администрации г.о. Нальчике не было. Изначально административные истцы обращались за разрешением на строительство, на что жильцы соседних участков возражали, поэтому и было принято решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка административных истцов.
Административный истец Глава Местной администрации г.о. Нальчик ФИО1, представители административных ответчиков МКУ «Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о. Нальчик», Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки городского округа Нальчик, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика Местной администрации г.о. Нальчик, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными, необходимо наличие двух условий - несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).
В соответствии с п. п. 5, 6, 7 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Согласно ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии со ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, в заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны: 1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; 2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях; 3) реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний; 5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.
В силу ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Из ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ следует, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административные истцы ФИО3 и ФИО4 являются собственниками земельного участка площадью 720 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки.
Ранее указанный земельный участок имел разрешенное использование: для торговых целей, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 24.10.2013 года.
Согласно градостроительному плану земельного участка №, подготовленному 04.09.2018 года и.о. руководителя МКУ «Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о. Нальчик», в настоящее время указанный земельный участок относится территориальной зоне «индивидуальной жилой застройки 1-го типа (Ж-1)». В основных видах разрешенного использования земельного участка указаны магазины.
21.10.2019 года административные истцы обратились с заявлением к Главе местной администрации г.о. Нальчик, в котором просили предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка - под магазин.
Постановлением Главы местной администрации г.о. Нальчик № 1880 от 06.11.2019 года были назначены общественные обсуждения в городском округе Нальчик, в том числе, по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки 1-го типа (Ж-1), с кадастровым номером №, площадью 720 кв.м., под магазин, по адресу: <адрес>.
Постановлением Главы местной администрации г.о. Нальчик от 27.03.2018 года № 429 была создана Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки городского округа Нальчик, в компетенцию которой будет входить организация и проведение публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана городского округа Нальчик, проекта Правил землепользования и застройки, в том числе по внесению в них изменений, проектов планировки и проектов межевания территорий, рассмотрению вопросов о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, согласно приложению.
В соответствии с п. 2.1., 2.2. Положения о комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки городского округа Нальчик, утвержденного постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 27.03.2018 года № 429, к функциям Комиссии относится прием заявлений по проекту Генерального плана городского округа Нальчик, проекту Правил землепользования и застройки, в том числе по внесению в них изменений, проектам планировки и проектам межевания территории, вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Организация и проведение публичных слушаний по вопросам, указанным в п. 2.1. настоящего Положения, в установленном порядке с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно заключению по результатам общественных обсуждений от 03.12.2019 года, в ходе общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки 1-го типа (Ж-1), с кадастровым номером №, площадью 720 кв.м., по адресу: <адрес> – магазины, поступило коллективное обращение от владельцев земельных участков № №, расположенных по <адрес>, в котором они выразили свое категорическое возражение в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> – магазины. Главе местной администрации г.о. Нальчик комиссией рекомендовано отказать ФИО3 и ФИО4 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки 1-го типа (Ж-1), с кадастровым номером №, площадью 720 кв.м., по адресу: <адрес> – магазины.
Постановлением Главы местной администрации г.о. Нальчик № 2285 от 13.12.2019 года, на основании заключения по результатам общественных обсуждений от 03.12.2019 года, ФИО3 и ФИО4 было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки 1-го типа (Ж-1), с кадастровым номером №, площадью 720 кв.м., по адресу: <адрес> – магазины.
Из приведенных выше норм Градостроительного кодекса РФ следует, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в ст. 39 Градостроительного кодекса РФ административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере. Кроме того, названными нормами регламентируется исключительная компетенция главы местной администрации при принятии данного решения.
Оспариваемые заключение от 03.12.2019 года по результатам общественных обсуждений и постановление Главы местной администрации г.о. Нальчик от 13.12.2019 года № 2285 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка по <адрес>» приведенным нормам Градостроительного кодекса РФ не соответствуют.
Так, обстоятельство, указанное в заключении от 03.12.2019 года по результатам общественных обсуждений о том, что поступило коллективное обращение от владельцев земельных участков № №, расположенных по <адрес>, в котором они выразили свое категорическое возражение в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> – магазины, не соответствует действительности.
Из представленных суду МКУ «Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о. Нальчик» материалов общественных обсуждений следует, что некие жильцы домов № № по <адрес>, личности и правомочие которых административными ответчиками не устанавливались, обратились 20.11.2019 года к Главе местной администрации с заявлением, в котором просили комиссию отказать в выдаче разрешения на строительства магазина на земельном участке с кадастровым номером №.
Таким образом, на основании не соответствующего действительности основания, комиссия рекомендовала Главе местной администрации г.о. Нальчик отказать административным истцам в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, что является основанием для признания оспариваемых заключения от 03.12.2019 года по результатам общественных обсуждений и постановления Главы местной администрации г.о. Нальчик от 13.12.2019 года № 2285 незаконными.
Результаты публичных слушаний и общественных обсуждений носят для главы органа местного самоуправления рекомендательный характер, не имеют властно-обязывающего характера.
Кроме того, при вынесении постановления от 13.12.2019 года № 2285 Главой администрации г.о. Нальчик не приняты во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. ст. 8 и 31 Градостроительного кодекса РФ, утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки на соответствие его, в том числе генеральному плану.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Градостроительные регламенты установлены в Правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Согласно п. 7 ст. 63 Устава городского округа Нальчик, утвержденного решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 10.06.2009 года № 101, нормативные правовые акты Совета местного самоуправления вступают в силу со дня их официального опубликования, если ими не установлен иной срок вступления в силу.
Суд полагает, что внесенные в Правила землепользования и застройки городского округа Нальчик изменения в территориальные зоны нарушают права административных истцов по использованию земельного участка в соответствии с видом его условно разрешенного использования, поскольку в данном случае не соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану в силу требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, которые не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента, разрешенное использование земельного участка, землевладелец вправе продолжить использование этого участка без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если такое использование не создает опасности использования, не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Изменение вида разрешенного использования в связи с принятием правил землепользования и застройки не исключает возможность использования собственниками земельных участков по целевому назначению.
Согласно разъяснениям, данным в п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018 года, земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни и ли здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с разъяснениям, данными в п. п. 61, 62 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Поскольку в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, бремя доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возложено на орган, принявший оспариваемое решение, а соответствующие доказательства административными ответчиками суду не предоставлены, суд полагает установленным несоответствие оспариваемого заключения от 03.12.2019 года по результатам общественных обсуждений и постановления Главы местной администрации г.о. Нальчик от 13.12.2019 года № 2285 требованиям ст. ст. 5.1, 39 Градостроительного кодекса РФ и приходит к выводу о об их незаконности, одновременно с этим нарушающими права административных истцов.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии с п. 3.3. Раздела 3 Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений в городском округе Нальчик, утвержденного решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 26.04.2019 года № 232, общественные обсуждения по проекту Генерального плана, проектам планировки территорий и проектам межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проектам Правил благоустройства территорий, а также вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросам отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных Правил землепользования и застройки - назначаются главой местной администрации городского округа Нальчик, а общественные обсуждения по проекту Правил землепользования и застройки городского округа Нальчик - главой городского округа Нальчик.
В качестве способа восстановления нарушенного права, в силу императивного указания п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым возложить на Главу местной администрации г.о. Нальчик обязанности повторно назначить общественные обсуждения по вопросу предоставления ФИО3 и ФИО4 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 720,0 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и принять по итогам публичных обсуждений решение в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая требование административных истцов о возложении на административных ответчиков обязанности выдать им разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, суд исходит из того, что согласно ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопросы предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к исключительной компетенции главы местной администрации.
Учитывая принцип разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции, суд не вправе подменять уполномоченный орган в решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
С учетом изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении остальной части административных исковых требований о возложении на административных ответчиков Местную администрацию городского округа Нальчик, муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик», Главу Местной администрации городского округа Нальчик обязанности выдать разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 720,0 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск ФИО3 и ФИО4 удовлетворить частично.
Признать незаконными заключение от 03.12.2019 года по результатам общественных обсуждений по вопросу предоставления ФИО3 и ФИО4 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 720,0 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и постановление Главы местной администрации городского округа Нальчик от 13.12.2019 года № 2285 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка по <адрес>».
Обязать Главу Местной администрации городского округа Нальчик повторно назначить проведение общественных обсуждений по вопросу предоставления ФИО3 и ФИО4 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 720,0 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и принять по итогам публичных обсуждений решение в соответствии с действующим законодательством.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований о возложении на административных ответчиков Местную администрацию городского округа Нальчик, муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик», Главу Местной администрации городского округа Нальчик обязанности выдать разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 720,0 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд КБР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 22.12.2020 года.
Председательствующий: Огузов Р.М.