№ 2а-554/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2018 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Омаровой И.В.,
при секретаре Кравцовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖЭК 7» к прокуратуре Советского района гор.Астрахани о признании недействительным представления заместителя прокурора гор.Астрахани <ФИО>2<номер> от <дата> об устранении нарушений жилищного законодательства и обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
ООО Управляющая компания «ЖЭК 7» обратилось в суд с административным иском о признании недействительным представления заместителя прокурора гор.Астрахани <ФИО>2<номер> от <дата> об устранении нарушений жилищного законодательства и обязании совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем что в прокуратуру Советского района города Астрахани поступило обращение депутата Думы Астраханской области <ФИО>3, в котором он просит провести проверку в отношении ООО УК «ЖЭК 7» на предмет соблюдения требований жилищного законодательства. По результатам проведенной проверки на имя директора ООО УК «ЖЭК 7» <ФИО>8 внесено представление от <дата><номер>, из которого следует, что ООО УК «ЖЭК 7», являясь управляющей организацией по обслуживанию многоквартирных домов, расположенных на территории микрорайона «Юго-восток 3», была неправомочна заключать договор возмездного оказания услуг по вывозу крупногабаритного мусора и иных категорий мусора, поскольку решение вопроса о вывозе ТКО не отнесено к полномочиям управляющей организации и не связана с обслуживанием общедомового имущества дома, а является самостоятельной коммунальной услугой, не оказываемой управляющими организациями. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства ООО УК «ЖЭК 7» в тариф по управлению общедомовым имуществом необоснованно включена плата за вывоз крупногабаритного мусора в размере 0,35 рублей с 1 квадратного метра жилой площади. Указывают, что представление является недействительным, нарушает права и законные интересы истца, поскольку представление прокурора, вынесенное в рамках осуществления прокурорского надзора, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. Однако указанную в представлении прокурора услугу по вывозу твердых коммунальных отходов ООО УК «ЖЭК 7» не оказывает. В соответствии с условиями заключенных с собственниками помещений договоров управления ООО УК «ЖЭК 7» заключен договор с ООО «УК Уютный дом» на предоставление услуг по сбору и вывозу иных отходов (строительных отходов, уличного смета, ветвей и обрезов стволов деревьев и др.), не относящихся к ТБО и ТКО, с придомовой территории (в том числе от подъездов). Указанные виды услуг не являются коммунальными, не предусмотрены тарифами иных организаций и не дублируются с услугами, предоставляемыми региональным оператором по обращению с ТКО «ЭкоЦентр» в рамках утвержденного тарифа для населения в размере 99,32 руб. с человека. Квитанции по оказанию данной услуги формируются в соответствии с договором ООО «УК Уютный Дом», которое непосредственно осуществляют начисление и прием оплаты за оказанные услуги. Договор ООО УК «ЖЭК 7» заключен с ООО «УК Уютный Дом», имеющей данную лицензию на сбор, траспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение опасных отходов I-IV классов опасности. Требование прокурора произвести перерасчет платы за уже оказанные услуги является необоснованным, поскольку оказываемая услуга не является бесплатной, а требование прокурора о расторжении договора возмездного оказания услуг, заключенного с ООО «УК Уютный дом», нарушает принцип свободы договора хозяйствующих субъектов, предусмотренный гражданским законодательством. Просит признать недействительным представление заместителя прокурора Советского района города Астрахани <ФИО>2 от <дата><номер>, вынесенное на имя директора ООО УК «ЖЭК 7» <ФИО>8 об устранении нарушений жилищного законодательства и возложить на заместителя прокурора Советского района г.Астрахани <ФИО>2 обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца.
В судебном заседании представитель административного истца <ФИО>4 поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика <ФИО>5 в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд, выслушав стороны, допросив специалиста, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований.
К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6).
За умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, предусмотрена административная ответственность (ст.17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Таким образом, представление прокурора содержит властное волеизъявление, его неисполнение порождает для граждан и юридических лиц правовые последствия, в силу чего представления прокурора является предметом обжалования в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в прокуратуру Советского района г.Астрахани поступило обращение депутата Думы Астраханской области <ФИО>3, в котором он просит провести проверку в отношении ООО УК «ЖЭК 7» на предмет соблюдения требований жилищного законодательства.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что между ООО УК «ЖЭК 7» и ООО УК «Уютный Дом» <дата> заключен договор возмездного оказании услуг по сбору и вывозу крупногабаритного мусора, строительного мусора и фрагментов опилованных растений. Цена договора составила 2,30 руб. с 1 квадратного метра жилого помещения в многоквартирном доме.
Во исполнение указанного договора ООО УК «Уютный дом» осуществляет деятельность по вывозу обозначенного вида мусора с общедомовой территории многоквартирных домов до специализированных площадок по сбору твердых коммунальных отходов (далее ТКО).
ООО УК «Уютный дом» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности от <дата>, выданную управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Астраханской области.
Общие собрания собственников многоквартирных домов по вопросу выбора ООО УК «Уютный дом» в качестве компании, осуществляющей сбор и вывоз твердых бытовых отходов (далее ТБО), не осуществлялось.
Начисление платы за оказание услуг по вывоз ТБО ООО УК «Уютный дом» ООО УК «ЖЭК 7» осуществляется ежемесячно, путем умножения общей жилой площади многоквартирных домов, находящихся в управление ООО УК «ЖЭК 7» на 2,3 руб.
Таким образом, ежемесячная сумма начисления составила 629113 руб. 48 коп. за оказание услуг по сбору и вывозу крупногабаритного мусора, строительного мусора и опилованных фрагментов деревьев.
В ходе проверки прокуратурой района установлено, что ООО УК «ЖЭК 7» при заключении договора возмездного оказания услуг с ООО УК «Уютный дом» руководствовалось п.4.2.3 типового договора управления, из которого следует, что управляющая организация вправе заключать договора на выполнение работ и оказание услуг в рамках исполнения договора управления с третьими лицами.
По результатам проведенной проверки заместителем прокурора Советского района города Астрахани <ФИО>6 на имя директора ООО УК «ЖЭК 7» <ФИО>8 внесено представление от <дата><номер>, из которого следует, что ООО УК «ЖЭК 7», являясь управляющей организацией по обслуживанию многоквартирных домов, расположенных на территории микрорайона «Юго-восток 3», была неправомочна заключать договор возмездного оказания услуг по вывозу крупногабаритного мусора и иных категорий мусора, поскольку решение вопроса о вывозе ТКО не отнесено к полномочиям управляющей организации и не связана с обслуживанием общедомового имущества дома, а является самостоятельной коммунальной услугой, не оказываемой управляющими организациями. В нарушение действующего законодательства ООО УК «ЖЭК 7» в тариф по управлению общедомовым имуществом необоснованно включена плата за вывоз крупногабаритного мусора в размере 0,35 рублей с 1 квадратного метра жилой площади.
В данном представлении, должностное лицо прокуратуры требовал: - безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием работника прокуратуры района, принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, расторгнуть договор возмездного оказания услуг, заключенный с ООО УК «Уютный дом», произвести перерасчет платы за управление многоквартирными домами с учетом исключения из нее услуги по вывозу крупногабаритного мусора и иных категорий мусора, осуществляемой ООО УК «Уютный дом» и ООО УК «ЖЭК 7»; - рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения; - о времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру района в срок <дата>; - о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок.
Полагая незаконным указанное представление, ООО «ЖЭК 7» инициирован настоящий административный иск.
В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного Кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять заботы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную заправленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены травила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым принят перечень имущества, которое является общедомовым и соответственно является объектом управления по договору управления, который заключается между собственниками многоквартирного дома и управляющей организацией.
Согласно п.23 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О «Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их выполнения» установлен перечень работ в том числе, связанный с уборкой общедомовой территории многоквартирного дома. К данному перечню работ деятельность по вывозу твердых бытовых отходов не отнесена.
Установлено, что <дата> между ООО УК «ЖЭК 7» и ООО УК «Уютный дом» заключен договор возмездного оказания услуг по сбору и вывозу крупногабаритного мусора, строительного мусора и фрагментов опилованных растений. Цена договора составила 2,30 руб. с 1 квадратного метра жилого помещения в многоквартирном доме.
ООО УК «Уютный дом» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности от <дата>, выданную управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Астраханской области.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от <дата><номер> утвержден порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного сбора) на территории Астраханской области.
На основании соглашения, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и ООО «Экоцентр» <дата>, обязанности по организации сбора и вывоза ТБО на территории Астраханской области возложены на ООО «Экоцентр».
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от <дата><номер> утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, ООО «Экоцентр» является единственным исполнителем (региональным оператором) вышеназванной коммунальной услуги на территории Астраханской области с <дата>.
Согласно положениям статьи 24.7 названного Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ все собственники твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от <дата><номер> «Об установлении ООО «Экоцентр» предельного единого тарифа на услугу регионального оператора но обращению с твердыми коммунальными отходами» установлен тариф в размере 549,23 руб./м3 (с НДС). Стоимость ТКО с 1 человека в месяц с <дата> составляет: 2,17/12мес * 549,23 = 99,32 руб.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов).
Постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от <дата><номер>-п утверждены нормативы накопления ТКО на территории Астраханской области для всех категорий потребителей. Норматив образования ТКО для населения установлен в размере 2,17 м3/чел в год.
Таким образом, из действующего законодательства Российской Федерации следует обязательность для всех собственников ТКО заключения договоров на оказание услуги по обращению с ТКО только с региональным оператором.
Согласно Правилам обращения с ТКО, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с Правилами вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. В настоящее время до организации региональным оператором специальных площадок складирования крупногабаритных отходов сбор и вывоз таких отходов осуществляется региональным оператором с мест накопления отходов.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» строительные отходы не относятся к коммунальным отходам.
Осуществление деятельности по вывозу крупногабаритного мусора, строительного мусора и фрагментов опилованных растений обладает всеми признаками коммунальной услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и не может осуществляться ООО УК «Уютный дом», поскольку оно не является региональным оператором по сбору и вывозу ТКО, в договорных отношениях в качестве контрагента с ООО «Экоцентр» не состоит.
Как установлено судом, ни ООО УК «ЖЭК 7», ни УК «Уютный дом» не являются региональными операторами по обращению с ТКО, соответственно предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО УК «ЖЭК 7» и УК «Уютный дом» службой по тарифам Астраханской области не установлен.
Кроме того, согласно пункту 11 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" - содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя в том числе сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
В связи с изменениями в жилищном законодательстве сбор и вывоз твердых бытовых отходов с <дата> включен в состав платы за коммунальные услуги и выделен отдельной строкой в платежной квитанции.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Службы жилищного надзора Астраханской области <ФИО>7 пояснил, что в рамках заключенного <дата> договора между ООО УК «ЖЭК <номер>» и ООО УК «Уютный дом» последний предоставляет услугу по вывозу крупногабаритного мусора, строительного мусора и фрагментов опилованных растений. Однако решения общего собрания собственников многоквартирных домов не делигировали правом на заключения данного договора, соответственно данная услуга не могла предоставляться управляющей организацией. Ранее, согласно Постановления <номер> вывоз мусора входил в состав платы за содержание общего имущества, но после изменения в жилищном законодательстве с <дата> данная услуг исключена из содержания общего имущества и включена в состав коммунальных услуг. <дата> в отношении ООО УК «ЖЭК 7» составлен протокол об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, при этом, управляющей компании выдано предписание <номер> от <дата> об устранении выявленных нарушений. ООО УК «ЖЭК 7» не уполномочено заключать вышеуказанный договор. Протоколов общих собраний о предоставлении данных услуг на рассмотрение в Службу жилищного надзора Астраханской области не поступало. По вывозу твердо-коммунальных отходов установлен тариф Службой по тарифам Астраханской области, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области рассчитана норма с человека в месяц, в соответствии с которой взимается плата по предоставлению данных видов услуг.
При таких обстоятельствах, ООО УК «ЖЭК 7», являясь управляющей организацией по обслуживанию многоквартирных домов, расположенных на территории микрорайона «Юго-восток 3», была неправомочна заключать договор возмездного оказания услуг по вывозу крупногабаритного мусора и иных категорий мусора, поскольку решение вопроса о вывозе ТКО не отнесено к полномочиям управляющей организации и не связана с обслуживанием общедомового имущества дома, а является самостоятельной коммунальной услугой, не оказываемой управляющими организациями. Образование строительных отходов носит разовый характер, соответственно услуга по вывозу строительных отходов не может оказываться населению многоквартирных домов на постоянной основе. Соответственно взимание платы за вывоз крупногабаритного мусора, строительного мусора и опилованных фрагментов растительности, является нарушением прав собственников многоквартирных домов.
Доводы административного истца о том, что ООО УК «ЖЭК 7» не затрагивалась услуга, вывоз которых обязан осуществлять региональный оператор, являются не состоятельными, поскольку опровергаются совокупностью установленных по делу фактических обстоятельств.
В материалы дела представлены счета на оплату услуг по вывозу КГМ жильцам микрорайона «3-й Юго-Восток», объявление ООО УК «ЖЭК 7», в котором Общество уведомляет собственников многоквартирного дома о заключении <дата> договора на вывоз крупногабаритного мусора, строительного мусора и опилованных фрагментов растительности и указывает стоимость услуг.
Кроме того, судом установлено и следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, директором ООО УК «ЖЭК 7» является <ФИО>8, который также является генеральным директором ООО УК «Уютный дом», что не исключает взаимозависимость и аффилированность лиц, которые могут оказывать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организаций.
Суд не может принять во внимание представленные протоколы общих собраний собственником многоквартирных домов от 2015 года относительно полномочий ООО УК «ЖЭК 7» на заключение договоров на оказание услуг по вывозу ТБО И ТКО, а также услуг по сбору и вывозу иных отходов, строительных отходов и т.д., поскольку не были представлены их подлинники, а также ввиду изменения действующего законодательства и как следствие возникших правоотношений с <дата>.
Между тем, в ходе рассмотрения дела представлено письмо ООО УК «ЖЭК 7», из которого следует, что с <дата> работа ООО УК «Уютный дом» по оказанию услуг по собору и вывозу иных отходов ( строительных отходов, уличного смета, ветвей и обрезов стволов деревьев и др.), не относящихся к ТБО и КТО с придомовой территории ( в том числе от подъездов) остановлена, начисления в квитанциях по данной услуге с указанной даты не производятся.
При установленных по делу обстоятельствах, суд находит внесенное заместителем прокурора гор.Астрахани <ФИО>6 представление в адрес ООО «ЖЭК 7» законным и обоснованным. Поскольку в судебном заседании не установлено фактов незаконных действий прокурора при вынесении обжалуемого представления, а также нарушения прав заявителя, то заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖЭК 7» к прокуратуре Советского района гор.Астрахани о признании недействительным представления заместителя прокурора гор.Астрахани <ФИО>2<номер> от <дата> об устранении нарушений жилищного законодательства и обязании совершить определенные действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца, через районный суд, принявший решение.
Судья: подпись Омарова И.В.