ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4215/20 от 07.07.2020 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-4215/2020

УИД 35RS0010-01-2020-006118-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 07 июля 2020 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе

судьи Цветковой Л.Ю.,

при секретаре Смирновой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Вологды о признании незаконными действий, выразившихся в утверждении изменений в паспорт фасада объекта капитального строительства от 27 февраля 2020 года,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском, мотивируя требования тем, что он является собственником здания, расположенного по адресу <адрес>, 17 августа 2016 года Департаментом градостроительства Администрации города Вологды утвержден паспорт фасада данного объекта капитального строительства, в соответствии с которым на здании разрешено размещение настенных вывесок. 06 февраля 2020 административным истцом получено письмо Департамента градостроительства Администрации города Вологды о необходимости приведения паспорта фасада спорного объекта в соответствие с требованиями постановления Правительства Вологодской области от 24 декабря 2018 года №1200 «Об утверждении предмета охраны, границы территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда», ФИО1 указано на необходимость демонтажа конструкций в добровольном порядке и размещении информационных вывесок согласно требованиям Правил благоустройства муниципального образования «Город Вологда», утвержденных Решением Вологодской городской Думы от 02 апреля 2007 года №392, после утверждения нового паспорта фасада здания, расположенного по адресу <адрес>. В ответ на данное письмо ответчик указал на отсутствие оснований для демонтажа ранее согласованных конструкций и вывесок, поскольку на дату утверждения паспорта фасада здания от 17 августа 2016 года, он соответствовал действующим нормам и правилам, требования постановления Правительства Вологодской области от 24 декабря 2018 года №1200 не распространяются на ранее утвержденные паспорта фасадов зданий. Между тем, 27 февраля 2020 года утверждены изменения в паспорт фасада спорного объекта, с данными действиями административного ответчика ФИО1 не согласен, поскольку в случае размещения новых информационных конструкций в соответствии с измененным паспортом фасада, вывески будут плохо заметны и читаемы, кроме того, демонтаж потребует финансовых затрат. Кроме того, ссылается на статью 19 Решения Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 №72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды», в соответствии с которой земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в статье 18 настоящих Правил, а также ставшие не соответствующими Правилам после внесения изменений в настоящие Правила, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с настоящими Правилами. В уточнении оснований административного искового заявления, указал, что согласно постановлению Администрации города Вологды от 31 декабря 2014 года №10721 «О паспорте фасада объекта капитального строительства, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда», орган местного самоуправления не обладал полномочиями на внесение и утверждение изменений в паспорт фасада объекта капитального строительства.

Просит признать незаконными действия Администрации города Вологды, выразившиеся в утверждении изменений в паспорт фасада объекта капитального строительства от 27 февраля 2020 года (с учетом уточнения оснований административного искового заявления).

Протокольным определением суда от 09 июня 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещался судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Першина А.В. уточненные административные исковые требования поддержала в полном объёме, просила удовлетворить. Ранее в судебных заседаниях суду пояснила, что изменения в паспорт фасада здания могут быть внесены только по заявлению собственника такого здания, самостоятельно орган местного самоуправления не вправе вносить изменения и утверждать паспорт фасада объекта капитального строительства, Администрация города Вологды нарушила порядок внесения изменений.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Вологды по доверенности ФИО2 в удовлетворении уточненных административных исковых требований просила отказать в полном объеме. Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 с уточненными административными исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что постановлением Администрации города Вологды от 31 декабря 2014 года №10721 «О паспорте фасада объекта капитального строительства, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда» регулируется порядок выдачи паспорта фасада объекта капитального строительства, до 21 мая 2020 года порядок внесения изменений в паспорт фасада здания не был предусмотрен. Между тем, постановлением Администрации города Вологды от 21 мая 2020 года №640 внесены изменения в постановление Администрации города Вологды от 31 декабря 2014 года №10721, в соответствии с которыми орган местного самоуправления, в случае поступления информации от контролирующих органов о выявленных нарушениях, вправе внести изменения в паспорт фасада здания.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области не явился, извещался судом надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее, в судебном заседании 25 июня 2020 года, представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО4 с требованиями административного истца не согласился, просил в их удовлетворении отказать, согласно отзыву на уточнённое административное исковое заявление, рассмотрение вопроса о соблюдении Администрацией города Вологды процедуры вынесения изменений в паспорт фасада объекта капитального строительства оставил на усмотрение суда.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решением Вологодской городской Думы от 02 апреля 2007 года №392 утверждены Правила благоустройства муниципального образования «Город Вологда», в соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 Приложения №2 которых паспорт фасада на объект капитального строительства выдается Администрацией города Вологды и применяется при размещении на фасаде объекта капитального строительства отдельных элементов (включая крыльца, козырьки, ограждения, защитные решетки, столярные изделия, ставни, наружные радиоэлектронные устройства, светильники, флагштоки, настенное оборудование, информационные конструкции, вывески, мемориальные доски, таблички), за исключением случаев, перечисленных в данном пункте.

Порядок подготовки, утверждения, регистрации, выдачи паспорта фасада, его изменения или отмены, а также форма паспорта фасада определяются постановлением Администрации города Вологды от 31 декабря 2014 года №10721 «О паспорте фасада объекта капитального строительства, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда».

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, являющегося объектом историко-архитектурной среды, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18 октября 2012 года .

17 августа 2016 года ФИО1 выдан паспорт фасада указанного объекта капитального строительства за .

25 декабря 2019 года в адрес Администрации города Вологды поступило письмо от Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области о несоответствии утвержденного паспорта фасада объекта капитального строительства, расположенного по адресу <адрес> от 17 августа 2016 года требованиям к градостроительным регламентам, установленным Постановлением Правительства Вологодской области от 24 декабря 2018 года №1200 «Об утверждении предмета охраны, границы территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда» (далее по тексту также Постановление Правительства Вологодской области от 24 декабря 2018 года №1200) и необходимости внесения изменений в утверждённый паспорт фасада здания.

27 декабря 2019 года Прокуратурой города Вологды внесено представление в адрес Администрации города Вологды об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих, в котором также указано на несоответствие утвержденного паспорта фасада спорного объекта капитального строительства требованиям Постановления Правительства Вологодской области от 24 декабря 2018 года №1200.

27 февраля 2020 года заместителем начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологда утверждены изменения паспорта фасада объекта капительного строительства, расположенного по адресу <адрес>.

Полагая данные действия Администрации города Вологды незаконными, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Ссылки административного истца на то, что требования постановления Правительства Вологодской области от 24 декабря 2018 года №1200 не распространяются на ранее утвержденные паспорта фасадов зданий, поскольку в силу статьи 19 решения Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года №72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды» объекты капитального строительства, указанные в статье 18 Правил землепользования и застройки города Вологды, а также ставшие не соответствующими Правилам после внесения изменений в настоящие Правила, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с настоящими Правилами, суд признает основанными на неверном толковании норм права, так как использование территорий объектов культурного наследия и их зон охраны на территории муниципального образования «Город Вологда» регламентируется постановлением Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года №2087 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ» (пункт 8.1 статьи 9 части 3 Решения Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года №72).

По отношению к градостроительным регламентам, установленным для территориальных зон в настоящих Правилах, регламенты и режимы использования зон охраны и территорий объектов культурного наследия являются приоритетными. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон в настоящих Правилах, действуют в части, не противоречащей регламентам и режимам использования, установленным для зон охраны и территорий объектов культурного наследия (пункт 8.3 статьи 9 части 3 Решения Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года №72).

Доводы административного истца о том, что в случае размещения информационных конструкций в соответствии с измененным паспортом фасада, вывески будут плохо заметны и читаемы, демонтаж потребует финансовых затрат, правового значения для рассматриваемого спора не имеют.

Между тем, суд соглашается с доводами ФИО1 о нарушении Администрацией города Вологды порядка внесения изменений в паспорт фасада объекта капитального строительства.

Так, согласно пункту 3.1 раздела 3 Порядка выдачи паспорта фасада объекта капитального строительства, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда, его изменения или отмены, утверждённого постановлением Администрации города Вологды от 31 декабря 2014 года №10721 «О паспорте фасада объекта капитального строительства, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда» (в редакции от 24 декабря 2018 года, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) внесение изменений в паспорт фасада объекта капитального строительства производится в соответствии с требованиями раздела 2 настоящего Порядка с особенностями, предусмотренными настоящим разделом.

В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 Порядка (в редакции от 24 декабря 2018 года, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) паспорт фасада объекта капитального строительства выдается по заявлению собственника, иного владельца здания или лица, ответственного за содержание здания (в том числе юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах).

Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, пояснения сторон, суд приходит к выводу о незаконности действий административного ответчика, выразившихся в утверждении изменений в паспорт фасада объекта капитального строительства от 27 февраля 2020 года, поскольку орган местного самоуправления такими полномочиями по состоянию на 27 февраля 2020 года не обладал, заявления от собственника объекта капитального строительства о внесений изменений не поступало.

При этом ссылки административного ответчика о том, что в настоящее время закреплены полномочия органа местного самоуправления по подготовке, утверждению и направлению паспорта фасада объекта капитального строительства собственнику или иному владельцу объекта капитального строительства взамен ранее выданного в случае установления несоответствия утвержденного паспорта фасада объекта капитального строительства требованиям действующего законодательства, суд признаёт несостоятельными, поскольку данная норма введена постановлением Администрации города Вологды от 21 мая 2020 года № 640 «О внесении изменения в порядок выдачи паспорта фасада объекта капитального строительства, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда, его изменения или отмены», и не распространяется на правоотношения, возникшие до 21 мая 2020 года.

С учетом изложенного, уточненные административные исковые требования ФИО1 суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

уточненные административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации города Вологды, выразившиеся в утверждении 27 февраля 2020 года изменений в паспорт фасада объекта капитального строительства, расположенного по адресу <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Цветкова

Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2020 года.