РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2023 года п.Залари Иркутской области
Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барушко Е.П. при секретаре судебного заседания Останковой А.Ю., с участием представителя административного истца - заместителя Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Стрионова Д.В., представителя административного ответчика Енисейского бассейнового водного управления (Енисейское БВУ) Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) Абдукадырова И.О., представителя административного ответчика Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) Гунина В.В., представителя административного ответчика Администрации муниципального образования "Заларинский район" Ягомост Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-6/2023 по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному агентству водных ресурсов, Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, Администрации муниципального образования «Заларинский район» об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
В обоснование заявленных требований прокурор, с учетом их уточнения в ходе рассмотрения дела, указал, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законодательства в сфере осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий выявлены факты невыполнения ответчиками полномочий в сфере водных отношений. Анализ действующего законодательства свидетельствует об исключительной компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации по выполнению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов и уполномоченным для осуществления государственных полномочий в сфере водных отношений, является Федеральное агентство водных ресурсов (п. 1 разд.1 Положения о ФАВР, утв. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 - далее Положение). Пунктом 5.1.3 Положения установлено, что ФАВР организует осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации. Согласно п. 4 Положения указанный федеральный орган осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации. В соответствии с п. 1 Положения о Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утв. Приказом Росводресурсов от 11.03.2014 № 66, Енисейское бассейновое водное управление является территориальным органом ФАВР межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в том числе, в границах озера Байкал. Согласно Положению о Енисейском бассейновом водном управлении в сфере водных отношений одной из функций Управления является осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности Российской Федерации, а также водных объектов или их частей, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (п.п. 4.1.2. Положения). Согласно акту комиссионного обследования состояния русла р. Ока в д. Тагна Заларинского района от 28.09.2021 д. Тагна подвержена негативному воздействию поверхностных вод реки (затопление селитебной территории), также в русле реки Ока наблюдается образование русловых отложений в виде наносов, образующих побочни и острова, в период прохождения паводков на р. Ока, вода по старицам устремляется в сторону д. Танга, большие скорости р. Ока в период паводков приводят к образованию новых проток и размыву берега, развитие поселка направлено вглубь затапливаемой поймы р. Ока, защитный сооружения, обеспечивающие защиту селитебной территории от затопления отсутствуют. Принимая во внимание, что река Ока относится к федеральной собственности, расположена на территории Иркутской области и Республики Бурятия, учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении данного водного объекта является полномочием Федерального агентства водных ресурсов и Енисейского бассейнового водного управления. Кроме того, инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита. В силу ч. 4 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство выдается администрацией муниципального образования «Заларинский район». Таким образом, создание сооружения инженерной защиты является полномочием администрации муниципального образования «Заларинский район». При сочетании работ по созданию сооружения инженерной защиты и руслорегулированию может быть обеспечена незатопляемость территории и снижение отметки водозаградительного сооружения. Между тем, административными ответчиками не принимались какие-либо меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении реки Ока в д. Тагна, проектные работы до настоящего времени не выполнены, равно как и не принимались меры для его фактической реализации. Указанный факт свидетельствует о бездействии, выразившемся в невыполнении органами государственной и муниципальной власти полномочий в сфере водных отношений, и прямо противоречит требованиям норм действующего природоохранного законодательства. Бездействие по невыполнению мероприятия по охране водного объекта не позволит снизить оказываемое негативное воздействие вод, вследствие чего, способствует возможному загрязнению водного объекта и причинению вреда водным биологическим ресурсам. Факт бездействия свидетельствует о необеспечении органами государственной власти и органом местного самоуправления права граждан на благоприятную окружающую среду, также, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, гарантированные ст. 41 Конституции РФ. В связи с риском загрязнения водного объекта, возможной гибелью водных биоресурсов, собственником которых является государство, нарушаются права и законные интересы Российской Федерации, установленные ст. 41, 42 Конституции РФ и ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Просил обязать Федеральное агентство водных ресурсов и Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обеспечить выполнение работ по расчистке русла и руслорегулированию в отношении р. Ока в д. Тагна Заларинского района Иркутской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Также просил обязать администрацию муниципального образования «Заларинский район» обеспечить создание сооружения инженерной защиты от негативного воздействия вод р. Ока в д. Тагна Заларинского района Иркутской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца Стрионов Д.В. поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в силу ст. 8 Водного кодекса РФ река Ока относится к федеральной собственности, расположена на территории Иркутской области и Республики Бурятия, учитывая положения ч. 17 ст. 24, п. 4 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, п. 5.1.3 Положения о ФАВР, п. 4.1.2 Положения о Енисейском БВУ осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении данного водного объекта является полномочием Федерального агентства водных ресурсов и Енисейского бассейнового водного управления. Согласно акту комиссионного обследования состояния русла р. Ока в д. Тагна Заларинского района от 28.09.2022 деревня Тагна подвержена негативному воздействию поверхностных вод реки Ока (затопление селитебной территории). Защитные сооружения, обеспечивающие защиту селитебной территории от затопления, отсутствуют. Требуется расчистка основного русла реки Ока, а также руслорегулирование реки. Также актами обследования от 24.09.2019, 19.02.2021, 15.04.2021, 05.05.2021, 19.10.2022 подтверждается состояние русла реки Ока, в частности в русле реки наблюдается образование русловых отложений в виде наносов, образующих побочни и острова, основное русло реки Ока разветвляется на несколько протоков, проток и их устья забиты и засорены упавшими деревьями, замыты гравием и заполнены водой. Между тем, административными ответчиками не принимались какие-либо меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении реки Ока в д. Тагна, проектные работы до настоящего времени не выполнены, равно как и не принимались меры для его фактической реализации. Представленные Енисейским БВУ письмо ООО «ГеоСтройТех», экспертное заключение ФГБВУ «Центррегионводхоз» не могут быть приняты во внимание, т.к. казанные в письме ООО «ГеоСтройТех» выводы сделаны на основании данных, полученных в результате разработки проектной документации инженерной защиты в с. Покровка Зиминского района. Экспертам ФГБУ «Центррегионводхоз» не разъяснена уголовная ответственность за дачу заведомом ложного заключения. При подготовке заключений не проводились инженерные изыскания, что требует Градостроительный кодекс РФ, поскольку инженерная защита является объектом капитального строительства.
Представитель административного ответчика Федерального агентства водных ресурсов Гунин В.В. административные требования не признал, пояснив, что истцом в нарушение требований п. 10 ст.220 КАС РФ не заявлено требование об оспаривании какого-либо решения, действия либо бездействия Росводресурсов и Енисейского БВУ, а содержится лишь требование о возложении обязанности совершить определенные действия. При отсутствии незаконного действия, бездействия или решения оснований для возложения на Росводресурсы какой-либо обязанности не имеется. Требований о признании какого-либо действия, бездействия или решения не заявлено, доводов относительно совершения Росводресурсами и Енисейского БВУ незаконного действия, допущения незаконного бездействия или принятия им незаконного решения в иске не приведено. В соответствии с п. 5.1.3 Положения о Росводресурсах Росводресурсы организуют осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации. Согласно п.4 Положения о Росводресурсах Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, в том числе Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. При этом полномочия по предотвращению негативного воздействия вод, закрепленные законодательно за Росводресурсами и находящимися в его ведении организациями, в отношении водных объектов ограничены осуществлением указанных выше мероприятий некапитального характера. Свои требования к Росводресурсам и Енисейскому БВУ истец обосновывает выводами комиссионного обследования состояния русла р. Ока в д. Тагна Заларинского района, оформленного актом от 28.09.2022. При этом в комиссионном обследовании состояния русла р. Ока в д. Тагна Заларинского района, оформленного актом от 28.09.2022, не принимали участие представители Енисейского БВУ. Письмом от 11.10.2022 № филиал «Востсибрегионводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» уведомил Администрацию МО «Заларинский район» о том, что необходимо провести дополнительное обследование для уточнения видов и объемов выполняемых работ, а подпись представителя филиала под актом отзывается. В соответствии с актом обследования от 19.10.2022 комиссия пришла к выводу, что для защиты населения д. Тагна от затопления необходимо осуществить инженерную защиту (строительство защитной дамбы). Данные выводы также подтверждаются актами от 05.05.2021, 24.09.2021, 28.09.2021. Кроме того, согласно заключению ООО «ГеоСтройТех» от 21.10.2022 с целью защиты д. Тагна от негативного воздействия вод реки Ока и р. Тагна наиболее эффективно и целесообразно строительство инженерной защиты (водоограждающей дамбы) общей длиной 9,3 км, по периметру жилой застройки д. Тагна с учетом перспективной застройки. Расчистка реки не защитит от затопления водами реки Ока от паводка 1 % обеспеченности, а также в случае ледовых заторов и зажоров, лишь сократит число случаев негативного воздействия. ООО «ГеоСтройТех» в своем заключении рассматривает вопрос проведения комплекса работ: расчистку русла реки и инженерную защиту. Однако, по результатам рассмотрения приходит к однозначному выводу о необходимости строительства исключительно инженерной защиты. Согласно экспертному заключению ФГБВУ «Центррегионводхоз» от 17.11.2022 также делается вывод о необходимости строительства инженерной защиты, расчистка русел рек Ока и Тагна в целях защиты от затопления д. Тагна как самостоятельное мероприятие неэффективна, а при строительстве инженерных сооружений ее необходимость отсутствует. Вышеуказанные заключения административным истцом не опровергнуты, а ссылка на отсутствие разъяснения экспертам последствий об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений безосновательна. Росводресурсы отмечают, что представленные в материалах дела доказательства (акты от 19.10.2022, 05.05.2021, 24.09.2021, 28.09.2021, экспертные заключения ООО «ГеоСтройТех»и ФГБВУ «Центррегионводхоз») свидетельствуют о необходимости строительства инженерной защиты в рассматриваемом случае, а проведение водохозяйственных мероприятий, то есть мероприятий некапитального характера, является нецелесообразным и приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку данные мероприятия не обеспечат гарантированную защиту территории от затопления. Сооружения инженерной защиты относятся к объектам капитального строительства, Росводресурсы не имеют полномочий по выдаче разрешений на строительство объектов и, как следствие, не имеют полномочий по строительству инженерной защиты в соответствии с ч. 4 ст. 67.1 ВК РФ. Уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство на территории д. Тагна Заларинского района Иркутской области является Администрация МО «Заларинский район». Следовательно, уполномоченным органом на строительство инженерной защиты в рассматриваемом случае является Администрация МО «Заларинский район». При этом инженерная защита осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а не в рамках водного законодательства. То есть, в рамках водного законодательства органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с статьями 24-27 ВК РФ осуществляются мероприятия исключительно некапитального характера, предусмотренные ч. 1 ст. 67.1 ВК РФ, а строительство инженерной защиты, предусмотренное ч. 4 ст. 67.1 ВК РФ, осуществляется исключительно в рамках законодательства о градостроительной деятельности лицами уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, и к полномочиям, указанным в статьях 24- 27 ВК РФ, не имеет никакого отношения, поскольку полномочия определенных лиц по инженерной защите определены непосредственно в ч. 4 ст. 67.1 ВК РФ. Кроме того, в состав обосновывающей документации по любому мероприятию в рамках осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий входят Расчеты экономической эффективности мероприятия, разрабатываемые в соответствии с Методикой оценки вероятностного ущерба от вредного воздействия вод и оценки эффективности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий. В рамках государственного контракта Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования в 2006 году разработана и утверждена Методика оценки вероятностного ущерба от вредного воздействия вод и оценки эффективности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий (далее - Методика). Данная Методика предназначена для определения экономической оценки ущерба вредного воздействия вод и от аварии гидротехнического сооружения, для определения стоимостной оценки затрат на работы и мероприятия по предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод и для определения эффективности инвестиций в основной капитал. На основании данной методики определяется стоимость вероятного ущерба объектов, попадающих под затопление, которая принимается равной стоимости предотвращённого ущерба в связи с возведением гидротехнического защитного сооружения. При этом проект будет считаться эффективным при условии, что интегральный предотвращённый ущерб будет больше или равен сумме вложенных инвестиций. Действующее законодательство не предполагает императивной обязанности публичных органов во всех случаях угрозы обрушения берегов реки обеспечить возведение берегоукрепительных сооружений. Кроме того, в каждом конкретном случае необходимо учитывать наличие соответствующих технических возможностей возведения защитных сооружений и их экономическую целесообразность. Согласно Регламента формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов предоставляется подробная пояснительная записка по обоснованию заявляемого мероприятия, содержащая оценку экономической эффективности, включая расчеты размера предотвращаемого ущерба, выполненного в соответствии с Методикой. Согласно уточнённого административного искового заявления административный истец просит обязать Росводресурсы и Енисейское БВУ провести и водохозяйственные мероприятия (расчистку русла реки) и Администрацию муниципального образования «Заларинский район» строительство инженерной защиты. Таким образом, Административный истец соглашается с позицией Росводресурсов, что строительство инженерной защиты, предусмотренное ч. 4 ст. 67.1 ВК РФ не является полномочием Росводресурсов и его территориальных органов, а относится к компетенции Администрации МО «Заларинский район». Между тем, выполнение водохозяйственных мероприятий и строительство инженерной защиты на одном и том уже участке реки нецелесообразно и неэффективно, что также подтверждается экспертными заключениями. Ссылка административного истца на п. 4 ч. 2 ст. 39 ВК РФ как на обоснование своих требований несостоятельна и неправомерна. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что состояние реки Ока является чрезвычайной ситуацией или создает угрозу ее наступления. Инженерная зашита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначено для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод. Согласно п.82 ГОСТ 19185-73 под берегоукрепительным сооружением понимается гидротехническое сооружение для защиты берега от размыва и обрушения. Любое берегоукрепление защищает именно территорию, прилегающую к водному объекту, а не сам водный объект. Таким образом, инженерная защита (берегоукрепление) создается в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций на территориях городских округов, муниципальных образований и иных территориальных единиц. Осуществление мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах поселения, на территории муниципального района, городского округа является полномочием органов местного самоуправления, установленным федеральными законами от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.«г» ч.2 ст. 1 I Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ). В соответствии п. 12 перечня поручений Губернатора Иркутской области от 19.03.2020 Администрации муниципального образования «Заларинский район» было рекомендовано подготовить и направить в Минприроды Иркутской области заявку на разработку проектно-сметной документации на берегоукрепление русла р. Тагна в соответствии с действующим законодательством для включения в программу на 2021 год. Исполнение данного поручения Губернатора Иркутской области со стороны Администрации МО «Заларинский район» и Минприроды Иркутской области не доведено до логического завершения и, как следствие, поручение не исполнено. На основании изложенного, Росводресурсы просят в удовлетворении административного искового заявления Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Росводресурсам и Енисейскому БВУ об обязании обеспечить выполнение работ по расчистке русла и руслорегулированию в отношении р. Ока в д. Тагна Заларинского района Иркутской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Абдукадыров И.О. предъявленные исковые требования также не признал, высказав позицию, аналогичную той, что изложена представителем Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы). Дополнительно пояснил, что в исковом заявлении истец ссылается на акты комиссионных обследований реки Ока в районе д. Тагна Заларинского района 05.05.2021, 24.09.2021 и 28.09.2021. По результатам обследования установлено, что д. Тагна расположена в низкой затапливаемой пойме, между двумя протоками реки Ока. Для обеспечения защиты д. Тагна необходимо строительство капитальных сооружений инженерной защиты, в виде кольцевого обвалования. Отмечено наличие размыва берегов, засоренность русла, при этом проведение мероприятий по закреплению берегов и расчистке русла признаны нецелесообразными, т.к. не решает в полной мере проблему защиты населенного пункта от затопления. Однако, из указанных актов обследования следует, что необходимо выполнить мероприятия для обеспечения защиты д. Тагна капитального характера, что в свою очередь (в рамках новых изменений) возложено на органы местного самоуправления. В связи с чем, Администрации Заларинского района было рекомендовано сформировать заявку на получение субсидии из областного бюджета местным бюджетам на защиту от негативного воздействия вод населения и объектов экономики в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 года№ 180-пп. Законодатель четко определил, что инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод не относится к полномочиям Росводресурсов и его территориальных органов, уточнив, что осуществляется такая инженерная защита органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Росводресурсы и его территориальные органы не наделены полномочиями на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. В уточненном исковом заявлении истец ссылается на акт комиссионного обследования реки Ока в районе д. Тагна Заларинского района 28.09.2022. По результатам обследования установлено, что для обеспечения защиты д. Тагна необходима расчистка основного русла реки Ока, а также руслорегулирование реки. Но в соответствии, с письмом «Востсибрегионводхоза» от 11.10.2022 Акт комиссионного обследования от 28.09.2022 является не завершенным и требующим уточнения, в связи с тем, что в обследовании не участвовали приглашенные специалисты Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления и считают целесообразным провести дополнительное обследование для уточнения видов и объемов выполняемых работ по защите населенного пункта от негативного воздействия вод реки. На основании указанного письма, было инициировано дополнительное комиссионное обследование реки Ока в д. Тагна на 19.10.2022 с участием ТОВР по Иркутской области Енисейского БВУ, филиал «Востсибрегионводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз», администрации МО «Заларинский район», специалист ГО и ЧС администрации МО «Заларинский район», МО «Моисеевское сельское поселение», главный инженер проекта ООО «Проект 311». Представители Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры были уведомлены соответствующим образом в установленные сроки, однако отказались. Представители администрации муниципального образования «Заларинский район», специалист ГО и ЧС администрации муниципального образования «Заларинский район», муниципального образования «Моисеевское сельское поселение» присутствовали на обследовании 19.10.2022, однако подписывать акт обследования отказались. По результатам обследования установлено, что для защиты д. Тагна от затопления необходимо осуществить инженерную защиту (строительство защитной дамбы, протяженность уточнится при проведении изыскательских работ) с учетом зоны затопления; возможно, потребуется круговая инженерная защита от негативного влияния вод р. Ока и р. Тагна. Выполнение руслорегулирующих, дноуглубительных работ на р. Ока неэффективно для цели защиты д. Тагна от затопления водами р. Ока и р. Тагна по причине расположения населенного пункта в пойме между двумя водными объектами. Из указанного акта обследования следует, что необходимо выполнить мероприятия для обеспечения защиты д. Тагна капитального характера, что в свою очередь (в рамках новых изменений) возложено на органы местного самоуправления. В связи с чем, Администрации муниципального образования «Заларинский район» было рекомендовано обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области для внесения в государственную программу Иркутской области комплекса мероприятий для защиты населенного пункта от затопления. Также, актами не установлены зоны затопления, что повлияло на результат комиссионного обследования. В соответствии со статьями 104-105 Земельного кодекса РФ, зоны затопления и подтопления устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан. Зоны затопления - это территория подверженная риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и устанавливаются согласно Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 (далее - Постановление № 360), в целях защиты населения и минимизации ущербов от стихийных бедствий. Согласно данному Постановлению Правительства зона затопления будет установлена в 4-ом квартале 2022. Также, ООО «ГеоСтройТех» на обращение Енисейского БВУ подготовил экспертное заключение о необходимости проведения водохозяйственных мероприятий (расчистка русла реки, руслорегулирующие работы) или строительства инженерных защитных сооружений (дамб, берегоукреплений) с целью защиты от негативного воздействия вод реки Ока в районе д. Тагна Заларинского района Иркутской области, с учетом их целесообразности и экономической эффективности (Приложение 3). ООО «ГеоСтройТех» в своем экспертном заключении сделал выводы, что с целью защиты д. Тагна от негативного воздействия вод реки Ока и р. Тагна, наиболее эффективно и целесообразно строительство инженерной защиты (водоограждающей дамбы) общей длиной порядка 9,3 км (схема 2), по периметру жилой застройки д. Тагна, с учетом перспективной застройки, предварительной стоимостью работ 1,3 млрд. руб. Водоограждающая дамба защитит от паводков вод рек Тагна и Ока 1% обеспеченности, вне зависимости от проведения или не проведения дополнительных расчисток рек Тагна и реки Ока, а также вне зависимости от строительства отдельной инженерной защиты (берегоукрепления) на излучине реки Ока, при учете данных факторов в проекте. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что прокурор в своем исковом заявлении утверждает о бездействии Федерального агентства водных ресурсов и его территориального органа, однако не учитывая тот факт, что одним из мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидация его последствий (ВК РФ Статья 67.1) как раз и указаны предпаводковые и послепаводковые обследования территорий, подверженных негативному воздействию вод, и водных объектов. Истец в первоначальном исковом заявление ссылается на три акта при участии Енисейского БВУ, что как раз и свидетельствует о принятых мерах. Енисейское БВУ обратилось в ФГБВУ «Центррегиоиводхоз» для квалифицированной оценки о необходимости проведения водохозяйственных мероприятий на реки Ока в районе д. Тагна Иркутской области. Согласно выводам в экспертном заключении от 17.11.2022 № СРО-П-ОП- 16072009, гарантированную защиту от затопления водами р. Ока селитебной территории в районе д. Танга Заларинского района могут обеспечить только сооружения инженерной защиты капитального характера. Водоограждающая дамба защитит от паводков вод рек Тагна и Ока 1% обеспеченности, вне зависимости от проведения или не проведения дополнительных расчисток рек Тагна и реки Ока, а также вне зависимости от строительства отдельной инженерной защиты (берегоукрепления) на излучине реки Ока, при учете данных факторов в проекте. Также, Администрации муниципального образования «Заларинский район» в Актах комиссионных обследований было рекомендовано обратиться в Министерство рационального природопользования и экологии Иркутской области для формирования заявки на получение субсидии из областного бюджета местным бюджетам на защиту" от негативного воздействия вод населения и объектов экономики в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 года № 180-пп. В соответствии с п. 6 постановления Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 180-пп критериями отбора муниципальных образований Иркутской области для предоставления субсидий являются необходимость реализации соответствующего мероприятия на территории муниципального образования Иркутской области и необходимость достижения экономического, экологического, социального результата в ходе реализации соответствующего мероприятия. Между тем, Администрацией муниципального образования «Заларинский район» не приняты меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении реки Ока в д. Тагна Заларинского района, ежегодные рекомендации комиссии, изложенные в актах обследования от 24.09.2019, 19.02.2021, 19.10.2022 о необходимости формирования заявок на получение субсидии не выполнены в полном объеме, так как вышеуказанные субсидии до настоящего времени не предоставлены. Данный факт свидетельствует о бездействии со стороны Администрации муниципального образования «Заларинский район», выразившемся в невыполнении органами местного самоуправления своих полномочий. В связи с чем, Администрации муниципального образования «Заларинский район» для получения субсидии на защиту от негативного воздействия вод населения и объектов экономики (в части строительства и реконструкции сооружений инженерной защиты, берегоукрепительных сооружений) необходимо представить в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области соответствующий пакет документов. На сегодняшний день у Енисейского БВУ отсутствует информация о соответствующих обращениях Администрации муниципального образования «Заларинский район» в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. На основании изложенного Енисейское БВУ просит в удовлетворение уточненных исковых требованиях отказать.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Заларинский район» Ягомост Е.С. исковые требования не признала, пояснив, что выполнение работ по расчистке русла и руслорегулированию в отношении р.Ока в д.Тагна относится к полномочию Российской Федерации в лице административных ответчиков, так как река Ока находятся в собственности Российской Федерации. В случае осуществления муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации исполнения расходных обязательств Российской Федерации на осуществление мероприятий, предотвращению негативного воздействия вод реки Ока, это будет являться нарушением норм Бюджетного законодательства Российской Федерации. Решение вопроса о допустимости нахождения в муниципальной собственности конкретного имущества, а именно отдельных берегоукрепительных дамб, расположенных на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, в которой в силу положений части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации по общему правилу водные объекты и находятся, также должно приниматься с учетом целевого назначения муниципальной собственности, соответственно, не должно включать имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения, содержание которого для муниципального образования является нецелесообразным и обременительным. Возводимое в береговой полосе и акватории указанных водных объектов гидротехническое сооружение не может быть отнесено к муниципальной собственности, что обусловлено принципом единства прав собственности на земельный участок и водный объект и находящегося на нем гидротехнического сооружения. Сооружение инженерной защиты является принадлежностью водного объекта. Так как защитное сооружение относится к сооружениям инженерной защиты от негативного воздействия водного объекта, находящегося в федеральной собственности, то обязанность по содержанию его в надлежащем состоянии, возлагается на Российскую Федерацию. Предоставление субсидии из бюджета Иркутской области на строительство берегоукрепления на реке Ока с последующей передачей гидротехнического сооружения в муниципальную собственность, приведет к нарушению интересов Российской Федерации, так как часть акватории водного объекта федеральной формы собственности, с построенным на нем гидротехническим сооружением, перейдет в муниципальную собственность. Более того, содержание и эксплуатация гидротехнического сооружения такого уровня в виду ежегодного дефицита муниципального бюджета, будет являться излишне обременительной для муниципалитета, что может повлечь ненадлежащую эксплуатацию берегоукрепительного сооружения и наступление чрезвычайной ситуации. Требования водного законодательства и Бюджетного кодекса РФ запрещают органам местного самоуправления решать вопросы, отнесенные компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Администрация муниципального образования «Заларинский район» не бездействовала по вопросу предмета настоящего административного иска. Аадминистративный истец не правильно применил нормы материального права; полагая, что разрешение на строительство гидротехнических сооружений выдается и осуществляется их строительство органом местного самоуправления (администрацией МО «Заларинский район») по месту нахождения земельного участка. При этом административным истцом не учтена особенность строительства гидротехнических сооружений, а именно, - для строительства гидротехнических сооружений используются не только земельные участки, но и водные объекты. Река Ока находится не в муниципальной, а в федеральной собственности. Указанное влечет за собой первичную необходимость приобретения права пользования водными объектами, порядок получения которого урегулирован в гл. 3 ВК РФ. При этом использование водных объектов для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должно осуществляться в соответствии с ВК РФ и иными федеральными законами (ст. 52.1 ВК РФ). Гидротехническое сооружение имеет значительное сходство с искусственным земельным участком. При этом гидротехническое сооружение, строящееся согласно ГрК РФ и Федеральному закону от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», может быть расценено как искусственный земельный участок, в том числе, расположенный на территории Зиминского района, так как административным истцом не учтены границы муниципальных районов - Зиминского и Заларинского. Спорное гидротехническое сооружение будет расположено как на территории Заларинского, так и на территории Зиминского районов. В соответствии с законодательством - граница Заларинского района в районе д.Тагна проходит по старому руслу реки Ока, тогда как основное русло реки Ока расположено в границах Зиминского района (Закон Иркутской области от 02.12.2004 № 75-03 «О статусе и границах муниципальных образований Заларинского района Иркутской области»). Таким образом, строительство гидротехнического сооружения планируется осуществлять на территориях двух муниципальных образований (Зиминского и Заларинского муниципальных районов), что в свою очередь предполагает выдачу разрешения на строительство органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Иркутской области) (п.2 ч. 6 ст. 51 ГрК РФ). Данное обстоятельство исключает применение административным истцом в основание административного иска по отношению администрации МО «Заларинский район» норм материального права: ч.4 ст.67.1 ВК РФ; п. 4 ст. 51 ГрК РФ, так как разрешение на строительство гидротехнических сооружений не выдается и не осуществляется их строительство органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка в рассматриваемом случае. Полагает, что обязанности Минприроды Иркутской области соотносятся с предметом административного искового заявления природоохранного прокурора, поскольку в 2021 году Минприроды Иркутской области приняло участие в 2 заседаниях Бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа, Бассейнового совета Ленского бассейнового округа. По результатам заседания Ангаро-Байкальского бассейнового округа приняты решения о целесообразности и актуальности выполнения мероприятий, осуществляемых на территории Иркутской области при софинансировании из федерального бюджета в рамках бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов. В 2019, 2020, 2021 году бюджету Иркутской области предоставлены субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, которые были распределены на выполнение ряда мероприятий. На основании изложенного, просил отказать в уточнении административного искового заявления прокурора Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры в части: обязания администрации муниципального образования «Заларинский район» обеспечить создание сооружения инженерной защиты от негативного воздействия вод р.Ока в д.Тагна Заларинского района Иркутской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель заинтересованного лица - ФГБВУ «Центррегионводхоз» в лице филиала «Востсибрегионводхоз» Вельдяева Ю.А., ранее принимая участие в судебном заседании, полагал исковые требования обоснованными лишь к Администрации муниципального образования "Заларинский район", поскольку для достижения целей предотвращения негативного воздействия необходимо именно строительство инженерного сооружения, о чем ранее неоднократно указывалось в актах. Берегоукрепительные работы ситуацию не и справят, учитывая положение реки. Кроме того, аналогичные обстоятельства были установлены при проведении экспертного исследования. Полагает, что возложение обязанности по берегоукреплению является нецелесообразным, в том числе с экономической точки зрения, поскольку цели мероприятия по предотвращению негативного воздействия достигнуты все равно не будут. В части отзыва подписи в акте от 28.09.2022 пояснил, что работник их организации действительно принимал участие в составлении акта без согласования с руководством, будучи на это не уполномоченным, в связи с чем его подпись была отозвана письмом от 11.10.2022.
Представитель Минприроды природных ресурсов и экологии Иркутской области, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, письменного отзыва на заявленные прокурором исковые требования суду не предоставил.
Учитывая наличие у суда сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 данной статьи пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пунктам 1 и 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся: владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7.1 ВК РФ мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (далее - водохозяйственные мероприятия) осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии со статьями 24-27 ВК РФ или лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом используют водные объекты и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
К полномочиям Федерального агентства водных ресурсов в установленной сфере деятельности относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения).
В соответствии с пунктом 4 данного Положения Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 1 Положения о Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утв. приказом Федерального агентства водных ресурсов от 11.03.2014 №66, Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Енисейское БВУ, является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейна реки Енисей, в том числе реки Большой Енисей, Малый Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, бассейнов рек Пясина, Нижняя Таймыра, Хатанга, в том числе реки Хета, Котуй, Попигай, бассейна реки Ангара, в том числе река Тасеева, бассейны рек южной, средней и северной части озера Байкал, бассейна реки Селенга, бассейна реки Лена, в том числе реки Витим, Олекма, Вилюй, бассейна реки Обь, в том числе рек Томь, Чулым, Кеть, озера Байкал, Усть-Илимского, Богучанского, Братского, Иркутского, Красноярского, Майнского, Саяно-Шушенского водохранилищ, расположенных на территории Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Красноярского края и Иркутской области.
В силу п. 4.1.2 Положения о Енисейском БВУ Енисейское БВУ организует осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что река Ока, протекающая на территории д. Тагна Заларинского района, является федеральной собственностью и расположена на территории Иркутской области и Республики Бурятия.
Согласно пункту 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под негативным воздействием вод понимается затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
Возможный перечень мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий предусмотрен положениями ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с ч. 1 ст.67.1 ВК РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий осуществляются следующие мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках осуществления водохозяйственных мероприятий, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Кодекса: предпаводковые и послепаводковые обследования территорий, подверженных негативному воздействию вод, и водных объектов; ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; восстановление пропускной способности русел рек (дноуглубление и спрямление русел рек, расчистка водных объектов); уполаживание берегов водных объектов, их биогенное закрепление, укрепление песчано-гравийной и каменной наброской, террасирование склонов.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.
Согласно ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Таким образом, из анализа действующих норм следует, что обязанность по выполнению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий возлагается законом на то или иное лицо в зависимости от того, какие мероприятия должны быть выполнены для достижения целей предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению в отношении р. Ока в д. Тагна Заларинского района мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, указанных в ч. 1 ст. 67.1 ВК РФ, возложена действующим законодательством на Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) в лице Енисейского бассейнового водного управления (Енисейского БВУ).
При этом обязанность по выполнению мер, предусмотренных ч. 4 ст. 67.1 ВК РФ, на территории д. Тагна Заларинского района возлагается в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности на Администрацию муниципального образования "Заларинский район", как орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство на территории муниципального образования, поскольку предметом спора является в том числе необходимость возведения инженерных сооружений на территории д. Тагна Заларинского района.
Из материалов дела следует, что требования ч. 1 ст.67.1 ВК РФ в части проведения предпаводковых и послепаводковых обследований территорий, подверженных негативному воздействию вод, и водных объектов со стороны Енисейского бассейнового водного управления (Енисейское БВУ) Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) выполнялись.
Данное обстоятельство подтверждается информацией Енисейского бассейнового водного управления (Енисейское БВУ) Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) от 15.04.2022.
Также согласно актам от 24.09.2019, 19.02.2021, 15.04.2021, 05.05.2021, 28.09.2021, 19.10.2022 была неоднократно обследована береговая полоса реки Ока д. Тагна Заларинского района комиссией в составе, в том числе представителей Енисейского БВУ, Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, администрации МО «Заларинский район», ФГУ «Востсибрегионводхоз». При этом в указанных актах отражено, что в русле реки наблюдается образование русловых отложений в виде наносов, образующих побочни и острова, основное русло реки Ока разветвляется на несколько протоков, проток и их устья забиты и засорены упавшими деревьями, замыты гравием и заполнены водой.
Таким образом, из содержания исследованных актов установлено, что в результате образования русловых отложений, засорения русла реки деревьями, замытия гравием, а также большой скорости р. Ока в период паводков, приводящей к образованию новых проток и размыву берега, происходит размыв берега и затапливание затопление территории, на которой расположены земельные участки с домами и хозяйственными постройками, принадлежащие гражданам.
Данные обстоятельства установлены судом из содержания актов и сторонами не оспорены.
При этом данные акты также содержат рекомендации по применению мер по предотвращению
Так, акты от 24.09.2019, 19.02.2021, 15.04.2021, 28.09.2021 содержат указание на необходимость для защиты от затопления д. Тагна проведения мероприятий по берегоукреплению, устройству защитной дамбы в месте выхода реки в пониженную пойму берега, а также регулирование русла р. Ока, в том числе строительство инженерных защитных сооружений, протяженность которых необходимо уточнять при проведении изыскательских работ и при наличии соответствующей экономической эффективности.
Акт обследования береговой полосы реки Ока в районе д. Тагна Заларинского района от 05.05.2021, составленный представителями филиала «Востсибрегионводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» и Енисейского бассейнового водного управления (Енисейское БВУ) Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) в отсутствие представителя Администрации муниципального образования "Заларинский район", содержит выводы о том, что для предотвращения негативного воздействия вод р. Ока в районе д. Тагна Заларинского района рекомендуется строительство инженерной защиты, проведение аварийно-восстановительных работ некапитального характера русла нецелесообразно.
На необходимость строительства капитальных сооружений защиты в виде кольцевого обвалования также ссылалось Енисейского бассейнового водного управления (Енисейское БВУ) Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) в своей информации на имя Западно-Байкальского межрайонного прокурора от 15.04.2022 № 05-1709.
Представленный прокурором в обоснование своих требований акт комиссионного обследования состояния русла р. Ока в д. Тагна Заларинского района от 28.09.2022 содержит информацию о том, что деревня Тагна действительно подвержена негативному воздействию поверхностных вод реки Ока (затопление селитебной территории). В русле реки наблюдается образование русловых отложений в виде наносов, образующих побочни и острова. В период прохождения паводков на р. Ока, вода по старицам устремляется в сторону д. Тагна. Большие скорости р. Ока в период паводков приводят к образованию новых проток и размыву берега. Развитие поселка направлено вглубь затапливаемой поймы р. Ока. Защитные сооружения, обеспечивающие защиту селитебной территории от затопления, отсутствуют. При этом в данном акте сделан вывод о том, что для исправления ситуации требуется расчистка основного русла реки Ока, а также руслорегулирование реки.
Содержание данного акта в части выводов о необходимости применения конкретных мер было оспорено в судебном заседании представителями ответчиков - Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) и Енисейского бассейнового водного управления (Енисейского БВУ), поскольку при составлении данного акта представители данных органов не участвовали, а также представителем третьего лица - ФГБВУ «Центррегионводхоз» филиала «Востсибрегионводхоз, поскольку подпись представителя Крашенинникова Ю.М. в акте была отозвана письмом от 11.10.2022 №, согласно которому филиал «Востсибрегионводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» уведомил Администрацию муниципального образования «Заларинский район» о том, что необходимо провести дополнительное обследование для уточнения видов и объемов выполняемых работ, а подпись представителя филиала под актом отзывается.
Также суду предоставлен акт обследования береговой полосы реки Ока в районе д. Тагна Заларинского района от 19.10.2022, подготовленный ответчиками в связи с указанным выше отзывом подписи Крашенинникова Ю.М. в акте от 28.09.2022, согласно которому было установлено, что для защиты населения д. Тагна от затопления необходимо осуществить инженерную защиту (строительство защитной дамбы) с учетом зоны затопления. Выполнение работ по расчистке русла и руслорегулированию на р. Ока неэффективно для цели защиты д. Тагна от затопления водами р. Ока и р. Тагна по причине расположения населенного пункта в пойме между двумя водными объектами. Также согласно акту обследования от 19.10.2022 Администрации муниципального образования «Заларинский район» было рекомендовано обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области для внесения в государственную программу Иркутской области комплекса мероприятий для защиты населенного пункта от затопления.
Таким образом, в качестве доказательств сторонами предоставлены несколько актов, содержащих различные выводы в вопросах необходимости применения тех или иных мер для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий от р. Ока в д. Тагна Заларинского района Иркутской области.
Оценивая данные акты с точки зрения их допустимости и достоверности их выводов, суд учитывает, что исследованные акты представляют из себя документы, содержащие комиссионные выводы относительно спорного вопроса, зависящие, в том числе от состава комиссии, что очевидно следует из указанных выше актов, в связи с чем могущие быть поставленными под сомнение в случае их оспаривания той или иной стороной, в том числе не присутствовавшей при составлении акта.
С учетом изложенного, выводы суда о необходимости выполнения тех или иных мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий от р. Ока в д. Тагна Заларинского района Иркутской области должны быть основаны на всей совокупности представленных в данной части доказательств.
Так, помимо актов суду в качестве доказательства было предоставлено экспертное заключение ФГБВУ «Центррегионводхоз» от 17.11.2022, согласно которому гарантированную защиту от затопления водами р. Ока селитебной территории в районе д. Тагна Заларинского района могут обеспечить только сооружения инженерной защиты капитального характера. Расчистка русел р. Ока и Тагна в целях защиты от затопления д. Тагна, как самостоятельное мероприятие неэффективна, а при строительстве инженерных защитных сооружений (дамб обвалования) ее необходимость отсутствует. Параметры защитных сооружений назначаются согласно многолетним рядам гидрометеорологических (гидрологических) наблюдений. Параметры расчищенного русла при этом не учитываются и не оказывают влияния на конструктив защитных сооружений.
Аналогичные выводы были сделаны и в заключении ООО «ГеоСтройТех» от 21.10.2022, согласно которому с целью защиты д. Тагна от негативного воздействия вод реки Ока и р. Тагна наиболее эффективно и целесообразно строительство инженерной зашиты (водоограждающей дамбы) общей длиной порядка 9,3 км, по периметру жилой застройки д. Тагна. Также данное заключение содержит выводы о том, что ни расчистка русла реки Ока, как самостоятельная мера, ни строительство отдельно берегоукрепительного сооружения на излучине р. Ока не защитят от затопления водами р. Ока, а лишь сократят число случаев негативного воздействия и предотвратят дальнейший размыв берега. При этом вопрос снятия негативного последствия от паводка не решится.
Оценивая выводы данных экспертиз, суд учитывает, что они в целом согласуются и с большинством исследованных в судебном заседании актов и иным доказательствами по делу, стороной истца фактически не оспорены, поскольку после разъяснения сторонам права на предоставление доказательств, в том числе возможности проведения экспертизы по делу по спорным вопросам, требующим специальных познаний, данных ходатайств сторонами суду заявлено не было.
Таким образом, оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что мерами, необходимыми для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий от р. Ока в д. Тагна Заларинского района Иркутской области, являются меры по созданию сооружения инженерной защиты, поскольку, как следует из предоставленных суду доказательств достижение целей, предусмотренных ст.67.1 ВК РФ путем выполнения мероприятий по руслорегулированию и дноукреплнению не может быть достигнуто, в связи с чем выполнение данных мероприятий является нецелесообразным.
При этом суд учитывает, что наличие предусмотренной в ч.1 ст. 67.1 ВК РФ обязанности по восстановлению пропускной способности русел рек само по себе не свидетельствует о наличии оснований для возложения данной обязанности на ответчика в судебном порядке, что, по мнению суда, должно предполагать помимо законодательного регулирования наличие необходимых для этого оснований в каждом конкретном случае и для достижения конкретной цели, в том числе с учетом принципа экономической целесообразности применения данной меры.
В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность представления суду доказательств, подтверждающих законность оспариваемых действий, возложена на административного ответчика.
Предоставленные ответчиками Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы) и Енисейским бассейновым водным управлением (Енисейского БВУ) доказательства, положенные в основу принятого судом решения, не оспорены в установленном порядке.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства и руководствуясь приведенными выше положениями закона, а также принципами экономической эффективности и целесообразности суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований к Администрации муниципального образования "Заларинский район", поскольку доказательств, свидетельствующих о принятии данным административным ответчиком всех необходимых и достаточных мер для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации их последствий в районе берега реки Ока д. Тагна Заларинского района суду не представлено, при этом, создается угроза жизни и здоровья граждан, их имуществу.
Так, согласно актам обследования береговой полосы реки Ока, в районе д. Тагна Заларинского района от 24.09.2019, 19.02.2021 гг. Администрации МО «Заларинский район» рекомендовалось обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области для внесения в государственную программу Иркутской области комплекса мероприятий для защиты населенного пункта от затопления.
По результатам совещания по рассмотрению возможности проведения мероприятий от негативного воздействия вод р. Заларинка и р. Ока в Заларинском районе Иркутской области от 20.04.2021 филиалу «Востсибрегионводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» рекомендовано подготовить обосновывающие материалы о необходимости проведения мероприятий в русле р. Ока для предотвращения негативного воздействия вод р. Ока у с. Тагна Заларинского района.
Согласно протоколу совещания о выработке единой позиции выработки мер по защите населения д. Тагна от воздействия р. Ока Администрации муниципального образования «Заларинский район» поручено сформировать заявку на получение субсидии из областного бюджета в части разработки проектной документации на строительство сооружения инженерной защиты при наличии обоснованности и экономической эффективности до 01 мая 2021 года.
В соответствии п. 12 перечня поручений Губернатора Иркутской области от 19.03.2020 Администрации муниципального образования «Заларинский район» было рекомендовано подготовить и направить в Минприроды Иркутской области заявку на разработку проектно-сметной документации на берегоукрепление русла р. Тагна в соответствии с действующим законодательством для включения в программу на 2021 год.
Заявка от муниципального образования «Заларинский район», адресованная в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, предоставлена лишь от 16.04.2020 г.
Согласно информации Администрации муниципального образования «Заларинский район» от 15.06.2022 №, предоставленной на имя и.о. заместителя Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, не смотря на ранее данные рекомендации, данные заявки поданы не были, т.к. эффективнее будет провести мероприятие по расчистке и дноуглублению реки Ока. При этом та же информация содержит ссылку на ответ администрации филиала «Востсибрегионводхоз» от 17.06.2021 о том, что более эффективным мероприятием по защите д. Тагна будет устройство инженерной защиты, строительство которого потребует большого объема строительного материала. Проведение работ только по расчистке и углублению реки Ока в районе д. Тагна не даст положительного результата, т.к. подтопление происходит вследствие того, что р. Ока в районе д. Тагна имеет низкую пойму, изрезанную старицами, что способствует разливу воды в сторону д. Тагна.
Аналогичные выводы сделаны в письме ФАВР от 09.04.2021 №, адресованном Правительству Иркутской области.
Доводы прокурора о необходимости сочетания работ по созданию сооружения инженерной защиты и руслорегулированию не подтверждены какими-либо доказательствами по делу и представляют из себя личное мнение истца.
Суд также находит неубедительными доводы представителя Администрации муниципального образования "Заларинский район" о необходимости строительства инженерных сооружений на территории другого района, поскольку доказательств невозможности возведения сооружения инженерной защиты без выхода за пределы Заларинского района и необходимости строительства сооружения на территориии другого района суду не предоставлено.
Приведенные ответчиками положения судебной практики и доводы о том, в чьей собственности (федеральной или муниципальной) будет находиться сооружение инженерной защиты, также не влияют на выводы суда, поскольку не освобождают от исполнения предусмотренной законом обязанности.
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам и прочее.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 № 864-О указанные сферы деятельности могут быть непосредственно связаны с созданием и функционированием гидротехнических сооружений, например, сооружений, обеспечивающих ашпту береговой полосы от воздействия волн, течения и льда, в целях сохранности местного пляжа или автомобильной дороги ’ местного значения, расположенной вдоль водного объекта. Поэтому конкретный гидротехнический объект, исходя из характера решаемых задач и их принадлежности в соответствии с законодательством соответствующему муниципальному образованию (виду “муниципальных образований), может относиться и к муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, доводы представителя Администрации муниципального образования "Заларинский район" о том, что имущество не может находиться в муниципальной собственности ввиду нахождения реки в федеральной собственности являются необоснованными.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По результатам рассмотрения дела, суд находит установленным факт нарушения ответчиком - Администрации муниципального образования "Заларинский район" прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории подтопления, в результате незаконного бездействия со стороны ответчика, невыполнения минимально необходимых мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Сам по себе факт установления нарушенного права заявителя или лиц, в защиту интересов которых подано заявление, и надлежащего ответчика, предполагает удовлетворение заявления, в связи с чем доводы ответчиков об отсутствии в исковом заявлении требований о признании незаконным каких-либо действий (бездействий) на выводы суда не влияет.
При этом, учитывая приведенные выше выводы экспертных заключений о необходимости определения характеристик инженерных сооружений, стоимости и их эффективности, которые можно сделать только по результатам гидрометеорологических и топографических изысканий, в рамках разработки проектно-сметной документации на строительство инженерной защиты, руководствуясь принципом исполнимости судебного решения, суд полагает необходимым возложить на Администрацию муниципального образования "Заларинский район" обязанность принять меры, необходимые для создания сооружений инженерной защиты от негативного воздействия вод р. Ока в д. Тагна Заларинского района Иркутской области.
Срок для принятия мер, указанный прокурором в исковом заявлении, суд полагает разумным.
На основании ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Заларинский район» об обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Заларинский район» устранить допущенные нарушения путем принятия мер, направленных на создание сооружений инженерной защиты от негативного воздействия вод р. Ока в д. Тагна Заларинского района Иркутской области, в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Административные исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному агентству водных ресурсов, Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Заларинский районный суд Иркутской области.
Председательствующий судья Е.П.Барушко