ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-421/2022 от 18.07.2022 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2а-421/2022;

УИД 75RS0031-01-2022-001025-04

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2022 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,

при секретаре К.А. Черемисиновой,

с участием старшего помощника прокурора района С.В. Бучиной,

представителя административного ответчика ГСУСО пансионат «Яснинский» Забайкальского края по доверенности В.В. Жамбал-Доржиева,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц к ГСУСО пансионат «Яснинский» Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об обязании устранить нарушения пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурора Оловяннинского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГСУСО пансионат «Яснинский» Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об обязании устранить нарушения пожарной безопасности.

Просит обязать ГСУСО пансионат «Яснинский» Забайкальского края устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: в 7 (семи) зданиях учреждения смонтировать кабель маркировки нг (АF/R) FRLSLTx.

В случае недостаточности денежных средств у ГСУСО пансионат «Яснинский»обязанность по выделению денежных средств на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности возложить на Министерство труда социальной защиты населенияи Департамент государственного имущества и земельных отношений.

В обоснование иска указал следующее. с привлечением специалистов ОНД и ПР Борзинского, ов и по пожарному надзору ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения действующего законодательства в ГУСО пансионат «Яснинский». По результатам проверки в деятельности учреждения выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Ранее в связи с выявленными нарушениями ОНД и ПР Борзинского, ов и по пожарному надзору в ходе внеплановой выездной проверки в адрес директора учреждения выносилось предписание об устранении нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ. Срок устранения нарушений по предписанию истек ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени предписание учреждением не исполнено по причине отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника учреждения.

Согласно уставу ГСУСО пансионат «Яснинский»является бюджетным учреждением. В соответствии с п.4.5 Устава источником формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются средства бюджета. Согласно п.4.1 Устава собственником имущества учреждения является.

В соответствии с п.1.5 Устава функции учредителя и собственника имущества учреждения от имениосуществляют Министерство труда и социальной защиты населенияи Департамент государственного имущества и земельных отношений.

Поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности ГСУСО пансионат «Яснинский» необходимо значительное количество денежных средств, то от учредителя и собственника учреждения требуются дополнительные меры по финансированию устранения нарушений.

Не исполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности может повлечь неблагоприятные последствия, поставить под угрозу жизнь и здоровье проживающих в учреждении, а также граждан работающих в учреждении, круг лиц которых могут пострадать определить невозможно.

ДД.ММ.ГГГГ от прокурора поступило уточнение требований, согласно которым просит обязать Министерство труда и социальной защиты населенияорганизовать финансирование работ по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в ГСУСО пансионат «Яснинский»путем перечисления денежных средств на счет учреждения до ДД.ММ.ГГГГ.

ГСУСО пансионат «Яснинский»в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: в системе пожарной сигнализации смонтировать кабель маркировки нг (А)- FRLSLTx в следующих зданиях учреждения по адресу:

психоневрологическое отделение реабилитации инвалидов, корпус ;

психоневрологическое отделение реабилитации инвалидов корпус ;

отделение «Центральное»;

отделение «Милосердие-1» корпус ;

отделение «Милосердие-2» корпус ;

психоневрологическое отделение (с отделением милосердия) корпус ;

столовая корпус .

В судебном заседании старший помощник прокурора района ФИО3 требования с учетом уточнений поддержала частично в части шести отделений, за исключением отделения милосердия-2 корпус 4, просила удовлетворить, по доводам указанным в иске.

Представитель административного ответчика ГСУСО пансионат «Яснинский»ФИО2 с требованиями согласился, указав, что исполнение решения возможно после выделения финансировании на проведение работ со стороны Министерства, поскольку собственных денежных средств у учреждения не имеется.

Представитель Министерства труда и социальной защиты населенияпо доверенности ФИО4 представила возражения на административный иск прокурора, в котором просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель Департамента государственного имущества и земельных отношенийв судебном заседании участия не принимал о дате и времени рассмотрения извещен ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц или интересов РФ.

На основании части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 КАС РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ, требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ), данный Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании", не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных данным Федеральным законом.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ, к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 данного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (часть 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ).

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно таб.2 ГОСТ 31565-2012 Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности, в специализированных домах престарелых и инвалидов предусмотрен тип исполнения кабельного изделия (А)- FRLSLTx.

Как следует из материалов, ДД.ММ.ГГГГ на основании акта внеплановой выездной проверки ОНД и ПР Борзинского, ов и по пожарному надзору установлены нарушения в ГСУСО Пансиона «Яснинский»установлено во всех зданиях учреждения установлено, что в системе пожарной сигнализации смонтирован кабель маркировки КСВВ, должен быть нг()-FRLSLTx. Нарушение не устранено до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Согласно справке ОНД и ПР Борзинского, ов и по пожарному надзору направленной в адрес прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в ходе проверки выявлено: в корпусе отделения «Милосердие» на приборе ПКУ (приемно-контрольное устройство) шлейфы ,6 находились в выключенном состоянии. В семи зданиях учреждения в системе пожарной сигнализации смонтирован кабель маркировки КСВВ, должен быть нг()-FRLSLTx.

На основании вышеуказанного акта в адрес ответчика направлено предписание от ДД.ММ.ГГГГ для устранения выявленного нарушения до ДД.ММ.ГГГГ, однако данное предписание в полном объеме на момент рассмотрения дела не выполнено.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ ОНД и ПР Борзинского, ов и , в двух этажном задании – отделения милосердия-2, корпус 4 кабель системы автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещение и управления эвакуации людей соответствуют требованиям, маркировка КПСнг (А)- FRLSLTx ( основание ст. 4 №123-ФЗ м табл. 2 ГОСТ 31565-212 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности)

На основании выписок из ЕГРН пансионат «Яснинский» по адресу имеет семь корпусов: психоневрологическое отделение реабилитации инвалидов, корпус ; психоневрологическое отделение реабилитации инвалидов корпус ; отделение «Центральное»; отделение «Милосердие-1» корпус ; отделение «Милосердие-2» корпус ; психоневрологическое отделение (с отделением милосердия) корпус ; столовая корпус .

В связи с тем, что нарушения законодательства о пожарной безопасности в ходе рассмотрения дела нашло подтверждение, не устранение нарушений законодательства может повлечь неблагоприятные последствия, поставить под угрозу жизнь и здоровье проживающих в учреждении, а также граждан работающих в учреждении, круг лиц которых могут пострадать определить невозможно, то требования прокурора в части обязания ГСУСО пансионат «Яснинский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: в системе пожарной сигнализации смонтировать кабель маркировки нг (А)- FRLSLTx в следующих зданиях учреждения по адресу: психоневрологическое отделение реабилитации инвалидов, корпус ; психоневрологическое отделение реабилитации инвалидов корпус ; отделение «Центральное»; отделение «Милосердие-1» корпус ; психоневрологическое отделение (с отделением милосердия) корпус ; столовая корпус суд находит законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Требования в части обязания ГСУСО пансионат «Яснинский»устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в отделение «Милосердие-2» корпус суд считает возможным отказать в связи с тем, что требования выполнены до рассмотрения дела по существу в полном объеме, о чем в материалах дела имеется акт от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1.7 Устава ГСУСО пансионат «Яснинский»функции учредителя от имениосуществляют Министерство труда и социальной защиты населенияи Департамент государственного имущества и земельных отношений(л.д. 8).

Согласно постановлениюот ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти» координация и регулирование деятельности ГСУСО пансионат «Яснинский»возложены на Министерство труда и социальной защиты, являющееся главным распорядителем бюджетных средств ( п. 4.48).

Уставом предусмотрено, что ГСУСО пансионат «Яснинский»относится к типу учреждений «бюджетное учреждение».

Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса РФ, статье 9.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно пункту 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Департамент государственного имущества и земельных отношенийне отвечает по обязательствам бюджетного учреждения ГСУСО пансионат «Яснинский»в рамках спорных правоотношений по требованиям прокурора об устранении нарушения пожарной безопасности в зданиях пансионата. Собственник имущества не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, поскольку предметом настоящего спора не является обязательство бюджетного учреждения, связанное с причинением вреда гражданам.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Департамент государственного имущества и земельных отношенийне является главными распорядителями средств бюджетав отношении ГСУСО пансионат «Яснинский», в связи с чем требования прокурора к Департаменту не подлежат удовлетворению.

При этом, Министерство труда и социальной защиты населенияобязано организовать финансирование работ по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в ГСУСО пансионат «Яснинский»путем перечисления денежных средств на счет учреждения.

В соответствии п. ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом заявленных требований прокурором, объема проведения работ, суд находит возможным установить административному ответчику ГСУСО пансионат «Яснинский»срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, Министерству труда и социальной защиты населениядо ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 179 -180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц к ГСУСО пансионат «Яснинский» Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об обязании устранить нарушения пожарной безопасности удовлетворить частично.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края организовать финансирование работ по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в ГСУСО пансионат «Яснинский» Забайкальского края путем перечисления денежных средств на счет учреждения до 01.09.2022.

Обязать ГСУСО пансионат «Яснинский» Забайкальского края в срок до 31.12.2022 устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: в системе пожарной сигнализации смонтировать кабель маркировки нг (А)- FRLSLTx в следующих зданиях учреждения по адресу Забайкальский край, Оловяннинский район, ст. Ясная ул. 50 лет Октября, 9:

психоневрологическое отделение реабилитации инвалидов, корпус №2;

психоневрологическое отделение реабилитации инвалидов корпус ;

отделение «Милосердие-1» корпус ;

отделение «Центральное»;

психоневрологическое отделение (с отделением милосердия) корпус ;

столовая корпус .

В удовлетворении требований к Департаменту государственного имущества и земельных отношенийотказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным деламвого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.В. Набережнева