ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-421/2022 от 23.06.2022 Зиминского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2а-421/2022

УИД 38RS0009-01-2022-000622-06

г. Зима 23 июня 2022 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе судьи Гоголь Ю.Н., при секретаре Сурановой С.А., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Хамируевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по уточненному административному исковому заявлению Зиминского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса о признании незаконным бездействия, устранении нарушений требований законодательства,

установил:

Зиминский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Министерству лесного комплекса , Областному государственному автономному учреждению «» (далее - ОГАУ «») о признании незаконным бездействия, устранении нарушений требований законодательства.

В обоснование административного иска указано, что Зиминской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением лесного законодательства в деятельности ОГАУ «, Министерства лесного комплекса установлены нарушения требований действующего законодательства по обеспечению лесопожарных формирований пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Министерство лесного комплекса входит в структуру исполнительных органов государственной власти (пп. 18 п. 4 структуры исполнительных органов государственной власти , определенной указом от **.**.**-уг). В соответствии с п.п. 7 п. 8 Положения о министерстве лесного комплекса , утвержденного Постановлением от **.**.**-пп (далее по тексту - Положение), к функциям Министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров). Согласно п. 10 Положения, Министерство от имени выступает учредителем областных государственных учреждений. С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории , Министерством лесного комплекса учреждено областное государственное автономное учреждение «». **.**.** министром лесного комплекса издано Распоряжение -мр «О подготовке к пожароопасному сезону 2022 года». Как следует из указанного документа, в целях подготовки к пожароопасному сезону 2022 г. обеспечение надлежащего функционирования сил и средств тушения лесных пожаров в 2022 году, в том числе лесопожарных технических средств, оборудования, инвентаря и средств связи, осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ -р. В ходе проверки установлено, что подготовка к пожароопасному сезону на поднадзорной территории ОГАУ «» проведена не в полном объеме, действующие лесопожарные станции (далее - ЛПС) не обеспечены пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с распоряжением Правительства РФ р. По результатам проверки ЛПС II типа, расположенной по адресу: , установлено, что в нарушение положений Распоряжения Правительства РФ -р:

- пункт 10 Таблица 2 - отсутствует 1 вездеход лесопожарный (код - ВЛП) - транспортное средство повышенной проходимости, предназначенное для локализации и тушения лесных пожаров, укомплектованное пожарным оборудованием, снаряжением и инвентарем, водоподающим оборудованием и емкостью для воды, имеющее защиту кабины и агрегатов от опасных факторов при работе в лесу и в районе лесного пожара, грузоподъемностью от 0,6 до 6 т. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее единиц для ЛПС-2 - 1;

- пункт 25 Таблица 3 - отсутствуют зажигательные аппараты в количестве 6 шт. (код - СП2). Оснащение лесопожарных формирований в количестве не менее чем по числу групп из расчета 2 на группу;

- пункт 34 Таблица 3 - пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги) в количестве 2 шт. (код-ВО7). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем ЛПС-2 - 2;

пункт 49 Таблица 4- радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи в количестве 4 шт. (код - СК3);

пункт 55 Таблица 4 - звуковещательное устройство (переносное) 1 шт. (код-СК10). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-2 - 1;

пункт 59 Таблица 5 -индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система в количестве 18 шт. (код - ПС2);

спальные мешки в количестве 9 шт (код ПС3);

пункт 61 Таблица 5 - термоизоляционный коврик (надувной матрас) в количестве 3 шт. (код ПС4);

- пункт 62 Таблица 5 -палатка для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов в количестве 17 шт. (код ПС5);

пункт 68 Таблица 5 - комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л. (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости «мягкого» типа или аналоги) в количестве 6 шт. (код-ПС11);

- пункт 72 Таблица 5 - металлический шкаф или сейф в количестве 1 шт. (код-СО2);

- пункт 75 Таблица 5 - комплект средств управления в составе компьютера, модема, принтера, сканирующего устройства в количестве 1 шт. (код-СО4);

- пункт 93 Таблица 5 - комплект пожаробезопасных емкостей для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л. в количестве 9 шт. (код-СП5). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем по числу групп из расчета 3 на группу.

Кроме того, автомобиль КАМАЗ-62221-53 2017 имеет неисправный двигатель. Выявленные нарушения подтверждаются представлением межрайонной прокуратуры от **.**.**, вынесенным директору ОГАУ «». По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены в силу отсутствия финансирования. Таким образом, установлены факты нарушения требований ч.ч. 1, 7 ст. 51, п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и распоряжения Правительства РФ -р со стороны уполномоченного органа исполнительной власти в лице Министерства лесного комплекса , а также подведомственного ему учреждения в лице ОГАУ «», выразившиеся в несоблюдении нормативов обеспеченности пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров ЛПС II типа, расположенной на территории . Нормативы обеспеченности субъекта РФ лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, изложенные в Распоряжении Правительства РФ -р, действуют с **.**.**, однако, начиная с указанного времени и по настоящее время действенных мер по укомплектованию ЛПС II типа, расположенной на территории , требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, органом власти и подведомственным ему учреждением не предпринято, что свидетельствует о бездействии по осуществлению возложенных на Министерство лесного комплекса и ОГАУ «» полномочий в сфере охраны, защиты лесов, которое нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления, в том числе законные интересы и права граждан на благоприятную окружающую среду.

С учетом уточнения исковых требований Зиминский межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса , выразившееся в необеспечении пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции ЛПС II типа, входящей в состав Черемховского филиала ОГАУ «», расположенной по адресу: , в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от **.**.**-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров»; признать незаконным бездействие ОГАУ «» по неоснащению лесопожарной техники - автомобиля КАМАЗ-62221-53, 2017, исправным техническим средством (двигателем); обязать Министерство лесного комплекса в срок не позднее **.**.** обеспечить оснащение в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от **.**.**-р указанной выше пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (доукомплектовать); обязать ОГАУ «» в срок не позднее **.**.** оснастить автомобиль КАМАЗ-62221-53, 2017, исправным техническим средством (двигателем).

Определением суда от **.**.** производство по настоящему административному делу в части административных исковых требований Зиминского межрайонного прокурора к ОГАУ «» о признании незаконным бездействия, устранении нарушений требований законодательства было прекращено в связи с отказом от административного иска в этой части.

В судебном заседании помощник Зиминского межрайонного прокурора Хамируева О.С. уточненные административные исковые требования к Министерству лесного комплекса поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Багдасарян А.А., действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, представила письменное возражение, в котором указала, что прокурором не конкретизировано, за счет каких средств предполагается обеспечение пожарной техникой и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных станций филиалов ОГАУ «», а также обеспечение ремонта и надлежащего функционирования неисправной лесопожарной техники. Согласно ч. 3 ст. 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Министерством ежегодно с 2016 г. направляются запросы в Федеральное агентство лесного хозяйства о выделении дополнительного финансирования для укомплектования станций, осуществляющих тушение лесных пожаров. До настоящего времени необходимое финансирование не выделено. С учетом того, что Министерство расходует полученные им субвенции из федерального бюджета строго в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, исполнить заявленные требования о финансировании не представляется возможным. Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель обеспечивает выделение финансовых средств из федерального бюджета на охрану лесов от пожаров, поэтому Министерство не является надлежащим ответчиком.

Представитель заинтересованного лица Территориального управления министерства лесного комплекса по Зиминскому лесничеству Сулейманова Е.В., действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения был уведомлен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с официального сайта Почты России, об уважительной причине неявки не сообщил, не просил об отложении судебного заседания и о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу административного иска не представил.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав помощника Зиминского межрайонного прокурора Хамируеву О.С., исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что уточненные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений частей 1, 2 ст. 39, ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ч. 1 ст. 53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной безопасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Предупреждение лесных пожаров, в соответствии с ч. 1 ст. 53.1 ЛК РФ, включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Под обеспечением средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на основании п. 1 ч. 5 ст. 53.1 ЛК РФ понимается приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Лесное законодательство, согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ч. 7 ст. 51 ЛК РФ, охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса , утвержденного постановлением от **.**.** N 909-пп, Министерство лесного комплекса является исполнительным органом государственной власти , осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории .

Подпунктом 10 п. 9 Положения предусмотрено, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет в сфере лесного хозяйства на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).

С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории , Министерством лесного комплекса учреждено ОГАУ «».

В соответствии с Порядком формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями и финансового обеспечения выполнения государственного задания, предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества, определения объема и условия предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям от **.**.**-пп «О реализации отдельных положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации» и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами , в том числе при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, министерством лесного комплекса **.**.** Распоряжением -мр утверждено государственное задание от **.**.** ОГАУ «» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно Приложению к настоящему распоряжению.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ по охране лесов от пожаров осуществляется в порядке субсидирования путем заключения соглашения с Министерством лесного комплекса и ОГАУ «».

В целях выполнения государственного задания в соответствии с указанным выше Распоряжением директором ОГАУ «» **.**.** издан приказ , на основании которого его структурным подразделениям в лице филиалов доведены объемы и виды выполняемых работ (мероприятий).

На основании ч. 4 ст. 533 ЛК РФ Распоряжением Правительства РФ от **.**.**-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В рамках реализации Указа Президента РФ от **.**.** «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.

Министерством лесного комплекса сформирован и утвержден паспорт регионального проекта «Сохранение лесов» в подсистеме управления национальными проектами, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Сохранение лесов».

Согласно паспорту НП «Экология», утвержденному президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от **.**.**), в рамках ФП «Сохранение лесов» (раздел 4.10), паспорту РП «Сохранение лесов» предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

Таким образом, основным инструментом оснащения лесопожарной техникой учреждений, осуществляющих тушение лесных пожаров, является ФП «Сохранение лесов».

В соответствии с ч. 3, 5 ст. 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством РФ.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от **.**.** № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу п. 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от **.**.**, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений установлен Постановлением Правительства РФ от **.**.** (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п. 3 Правил, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

В силу п. 3.(1) Правил, бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на период его реализации.

Согласно п. 8 Правил, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов РФ, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

Согласно п. 8.1 Правил, контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В случае недостаточности средств субъекты РФ имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам РФ в финансировании расходов текущего периода.

Так, во исполнение Распоряжения Правительства РФ -р, распоряжением Министра лесного комплекса -мр от **.**.** утверждена структура и численность команд, организационная структура лесопожарных станций.

В соответствии с указанным документом в структуру Черемховского филиала АУ «» входит лесопожарная станция (далее по тексту - ЛПС), выполняющая мероприятия, определенные государственным заданием от **.**.** на территории : ЛПС II типа .

Согласно распоряжению Министра лесного комплекса -мр от **.**.** «О подготовке к пожароопасному сезону 2022 года», подготовка к пожароопасному сезону 2022 года, обеспечение надлежащего функционирования средств тушения лесных пожаров в 2022 году, в том числе лесопожарных технических средств, оборудования, инвентаря и средств связи, осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ -р.

В судебном заседании установлено и представленными материалами подтверждено, что лесопожарная станция II типа, расположенная по адресу , входящая в состав Черемховского филиала ОГАУ «», в нарушение положений вышеназванного Распоряжения, не оснащена в полной мере пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Об этом свидетельствуют материалы проверки Зиминского межрайонного прокурора.

Из ответа директора ОГАУ «» от **.**.** в адрес Зиминского межрайонного прокурора следует, что соглашение о предоставлении Учреждению в 2022 г. из областного бюджета субсидии в целях реализации регионального проекта «Сохранение лесов ()» на 2022 г. не заключено в связи с введением ограничений денежных операций по счетам Учреждения, открытым в органах казначейства, на основании решения налогового органа. Закупку лесопожарной техники для проведения комплекса работ по охране лесов от пожаров проводит отдел по осуществлению закупок для государственных нужд Министерства лесного комплекса в соответствии с распоряжением Министерства лесного комплекса от **.**.**-мр «Об осуществлении Министерством лесного комплекса полномочий заказчика на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также полномочий на планирование закупок, заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, обеспечение их оплаты для подведомственных учреждений Министерства лесного комплекса в рамках реализации регионального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» и мероприятия «Приобретение пожарной техники, противопожарного снаряжения, инвентаря и систем видеомониторинга леса раннего обнаружения лесных пожаров».

Министерство лесного комплекса является уполномоченным исполнительным органом государственной власти , осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории .

Таким образом, вопреки доводам представителя административного ответчика Министерства лесного комплекса Багдасарян А.А., требования к данному административному ответчику предъявлены обоснованно. Прокурором конкретизировано, что в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 83 Лесного кодекса РФ, средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учет которых устанавливается Правительством РФ.

Согласно п. 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от **.**.**, Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

В соответствии с п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, установленных Постановлением Правительства РФ от **.**.**, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п.п. 26, 27, 28 Приказа Минприроды России от **.**.**).

Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия (Министерство лесного комплекса ), по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

Распоряжение Правительства РФ -р вступило в силу **.**.**. Данные о том, что Министерство лесного комплекса до **.**.** согласовывало с Рослесхозом объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий по охране лесов от пожаров, ответчиком не представлены. Также не представлены сведения о том, что Министерство со ссылкой на недостаточность финансирования обращалось в Рослехоз о выделении дополнительных средств из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам РФ в финансировании расходов текущего периода.

Планирование Рослесхозом объемов финансового обеспечения в рамках ФП "Сохранение лесов" на оснащение учреждений основными средствами в целях охраны лесов от пожаров осуществляется на основе заявленной оценки потребности учреждений в технике и оборудовании.

Представитель административного ответчика в обоснование своих доводов ссылался на то, что Министерство ежегодно с 2016 г. направляет запросы в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования для укомплектования ПХС, осуществляющих тушение лесных пожаров. Однако никаких доказательств указанным доводам суду не представлено, за исключением письма от **.**.**.

Направление административным ответчиком **.**.** одного запроса в Федеральное агентство лесного хозяйства о выделении дополнительного финансирования в рамках подготовки к пожароопасному сезону без приложения перечня необходимой техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и обосновывающей информации о ее стоимости и необходимости, не свидетельствует о надлежащем исполнении Министерством возложенных на него обязанностей.

Доказательств того, что ответчик до **.**.**, то есть до того, как прокурором была инициирована проверка соблюдения Министерством законодательства, обращался в Рослесхоз с заявками о недостаточности пожарной техники и оборудования лесопожарной станции, суду не представлено. Как не представлено и доказательств того, что Рослесхоз, в нарушении п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в области лесных отношений, отказал в предоставлении финансирования переданных полномочий по заявкам или в согласовании объема финансирования.

Ответ Рослесхоза от **.**.** свидетельствует об обращении Министерства по вопросу закупки лесохозяйственной техники и оборудования для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению, а не в целях укомплектования ЛПС пожарной техникой, оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем.

Сама по себе недостаточность финансирования, на которую ссылается в своих возражениях представитель Министерства лесного комплекса, не может являться основанием для неисполнения обязанностей органа государственной власти субъекта РФ и отказа в удовлетворении иска. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст. 42 Конституции РФ. Бездействие административного ответчика по выполнению предусмотренных законодательством РФ обязанностей по укомплектованию требуемым количеством пожарной техники и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем может повлечь в пожароопасные периоды снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, то есть нарушения ст.ст. 1, 51 ЛК РФ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии факта неправомерного бездействия Министерства лесного комплекса в неисполнении обязанности по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, оснащении лесопожарной техникой ЛПС II типа, расположенной на территории , и необходимости удовлетворения требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

уточненные административные исковые требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194) по необеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции ЛПС II типа, расположенной по адресу: , входящей в состав Черемховского филиала ОГАУ «», в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от **.**.**-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Обязать Министерство лесного комплекса (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194) в срок не позднее **.**.** обеспечить в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от **.**.**-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» оснащение лесопожарной станции ЛПС II типа, расположенной по адресу: , входящей в состав Черемховского филиала ОГАУ «», пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (доукомплектовать):

- вездеходом лесопожарным - 1 шт. (код - ВЛ);

- зажигательными аппаратами - 6 шт. (код - СП2);

- пожарной емкостью закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги) - 2 шт. (код-ВО7);

- радиостанцией УКВ диапазона возимой наземного канала связи - 4 шт. (код - СК3);

- звуковещательным устройством (переносным) - 1 шт. (код-СК10);

- индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальной разгрузочной системой - 18 шт. (код - ПС2);

- спальными мешками - 9 шт. (код ПС3);

- термоизоляционными ковриками (надувным матрасом) - 3 шт. (код - ПС4);

- палатками для защиты пожарных от неблагоприятных погодных факторов - 17 шт. (код - ПС5);

- комплектами емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости «мягкого» типа или аналоги) - 6 шт. (код-ПС11);

- металлическим шкафом или сейфом - 1 шт. (код-СО2);

- комплектом средств управления в составе компьютера, модема, принтера, сканирующего устройства - 1 шт. (код-СО4);

- комплектами пожаробезопасных емкостей для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л. - 9 шт. (код-СП5).

Об исполнении решения незамедлительно уведомить Зиминский городской суд и Зиминского межрайонного прокурора.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.Н. Гоголь

Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.07.2022.